1. В день Рождества Христова[1]

Владыка Христе Боже наш, от Безначального Отца прежде всех веков бесстрастно воссиявший, в последние же времена неизреченно воплотившийся от Девы Пречистой и брака не познавшей. И родившийся, и обнищавший ради спасения нашего, и в плоть нашу облекшийся, да и мы Твоею нищетой обогатимся. Пеленами как Младенец обвился и в яслях положен был, божеством Своим обнимающий весь мiр видимым стал всем на Земле. Ныне молимся Тебе, человеколюбивый Владыка! От пастухов хвалу и от волхвов поклонение с дара́ми принявший, Сам прими смиренные наши хвалы и моления, и сподоби нас ликовать с небесным воинством, воспевающим Тебя, на Земле рождённого. И нас наследниками радости вечной и Небесного Твоего Царствия покажи, уготованного достойно празднующим Твоё Рождество. [Стране нашей и властителям даруй мир, воинству же нашему победы и всем людям — благоволение][2]. Ибо Ты — Бог человеколюбивый и препрославленный со безначальным Твоим Отцом, и с пресвятым и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На календарный Новый год (иная молитва на Рождество)

Начало году положив и завершения тайнодействия достигнув, Тебе — Вседержителю Богу — песнопения приносим, и молимся: всем епископам и священникам Церкви нашей достойное воздаяние даруй, диаконам и всем, сопредстоящим и совершающим священнодействие перед святым Твоим жертвенником степени благодати приготовь, [властителей наших во Истине укрепи, воинство наше отважным в праведных битвах покажи], всех в православии укрепи, верным Тебе людям в городе нашем и в каждом городе подай мир и увенчай наступивший год благословением Своим. Ибо Ты — Бог Единый, сохраняющий всё, преумножающий и возвышающий, и всякое даяние благое и всякий дар совершенный исходит от Тебя — Отца светил Небесных, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков.

  1. В день Святого Богоявления

Владыка, Господи, Боже наш! По неизрече́нной любви Твоей к нам и по бескрайнему морю милосердия Твоего Ты благоволил воссиять Единородному Твоему Сыну и родиться от Девы Непорочной[3], и человеком стать подобным нам во всём, кроме греха, и, как человек погружаясь во Иордан, крещение принять ради нас от Иоанна, просящего от Него очищения. Ибо не нуждался праведный Бог во очищении, но Сам естество воды́ освятил и возрождение водою и Духом даровал нам, через Него познавшим Тебя, Отца Безначального. Поклоняемся Тебе, возвестившему с небес о крестящемся на Земле Сыне Твоём возлюбленном, славим и Всесвятого Твоего Духа, сошедшего на Него и показавшего Его Крестителю. Тем Духом и нас запечатлев и облагодетельствовав во крещении, сотворил нас причастниками Христа Твоего. Его же не лиши нас, грешных, но благодатью Его утверди нас против всех злых сил. Правителей наших[4] укрепи против всякого насилия, и всех нас [, служителей Твоих, властителей страны нашей, воинство и всех верных Тебе людей] поставь на путь, ведущий во Царствие Твоё. Да и в нас прославляется всесвятое, пречистое и величественное имя Твоё: Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В день Сретения Господня

Владыка Господи, пославший в мiр Единородное Слово Своё, рождённое от Пречистой Девы[5] и бывшее под законом, да иску́пит Оно людей подзаконных. И пришествие Его предвозвестивший Духом Святым старцу Симеону и открывший ему присутствие Своё. Сам и нас, недостойных рабов Твоих, благослови явлением Твоим и прими моления наши, как Ты принял исповедание пророчицы Анны. И удостой нас мысленными руками непрестанно обымать воплотившееся Твоё Слово и стать освящёнными храмами Всесвятого Духа. [Властителей наших[6] ободри силою, даруя им победу над врагами. Всех верных Тебе людей приведи во Царствие Твоё.] Да и в нас прославляется величественное и препрославленное имя Единородного Сына Твоего и животворящего Твоего Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В Неделю о Закхее (ИС)

Зрящий во глубину сердец человеческих и проницающий бездны отчаяния, Ты, Христе, Закхея — мытаря неблаговидного и презираемого, к Себе призвал, и приглашение его войти в дом его принял, и ко спасению душу его привёл. И нас, жертву хваления завершивших и причастившихся ныне небесной благодати пречистых Твоих Таин, научи впредь не на внешнее взирать, но проницать со смирением вглубь путей Твоих, по которым шествуя, вечного Царствия Твоего достигнем. Сохрани верных Тебе людей в мире и радости. Коснись сердец наших милосердием Твоим, Господи, да раздадим долги души своей нуждающимся вчетверо, и так постное поприще покаяния начнём, готовясь увидеть в чистоте сердца и славное воскресение Твоё, прославляя Тебя со безначальным Твоим Отцом и Божественным Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В неделю мясопустную, о Страшном суде

Христе Боже наш! Прими смиренные моления наши, как принял Ты слёзы и мѷро целомудренной блудницы. И да будут благоугодны[7] Тебе песнопения наши, как и лобзание ею пречистых ног Твоих. И даруй нам прекрасное покаяние её, и удостой нас такого же отпущения грехов. И как от женщины той, к пречистым ногам Твоим прильнувшей, не отвратился, так не отвергни и нас, припада́ющих к незримым стопам человеколюбия Твоего. И как ту, исповедавшуюся тайно Тебе, знающему все тайны сердца, не прогнал со стыдом, так и нас не посрами, открывая перед ангелами и людьми скрытые грехи наши на Страшном суде Твоём, но сотвори нас наследниками вечного прощения и нетленной Твоей славы. Ибо Ты — Бог, любящий нас, и Тебя мы славим, со безначальным Твоим Отцом, и со всесвятым, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Иная молитва в Неделю мясопустную, о Страшном суде (ИС)

Поминая день страшный и плача о деяниях наших лукавых к Тебе, Христе, прибегаем, Единому упованию нашему. Не отвергни нас от лица Твоего, и не затвори перед нами двери милосердия Твоего, но прими из уст наших жертву хваления, дабы не в осуждение причастились мы пречистых Твоих Таин, но к покаянию и вхождению в жизнь вечную. Сохрани верных Тебе людей в мире и радости. Удержи нас от отчаяния при виде множества согрешений наших, но укрепи в надежде на любящее милосердие Твоё. Да вступив на постное поприще покаяния нелицемерного, увидим в чистоте сердца и славное воскресение Твоё, прославляя Тебя со безначальным Твоим Отцом и Божественным Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В Неделю сыропустную (ИС)

Боже великий и дивный, создавший человека из праха земного и образом, и подобием Своим его почтивший, и возлюбивший нас любовью совершенною, не уязвляющейся ни предательством нашим, ни несовершенством! Ты не возненавидел человека, сладость Рая вкусившего и через преступление Рай потерявшего. Ты не отверг отвергшего заповедь Твою и согрешившего, но большее и лучшее через воплощение, Крест и воскресение Сына Своего приготовил, дабы разделить с нами дар любви Своей. Прими же по великому состраданию Твоему наше немощное пение и молитвы, и да будет нам причащение Тела и Крови Сына Твоего, Господа же нашего Иисуса Христа, во исцеление души и тела. Прости нам грехи наши, как и мы прощаем ближним прегрешения их. Сохрани верных Тебе людей в народе нашем в мире и радости. Все народы земли миром и благоденствием увенчай. Вступающих на поприще поста благослови и труды наши плодами соблюдения заповедей увенчай, да не превознесёмся от мнимого воздержания, подражая в гордыне Адаму и Еве, но Тебе в смирении и любви уподобляясь, Тебя — истинного Бога нашего — прославим со Единородным Твоим Сыном и Божественным Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В первое воскресенье Великого поста

Благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, ибо Ты даровал нам ко спасению это время поста, готовясь исцелять тяжкие раны душ наших, очищая нас от множества грехов. Ещё молимся Тебе, Преблагой: избавь нас за время поста от всякого фарисейского лицемерия и отдали от нас иудейскую угрюмость. Спесивую похвальбу, с ней же и всякое дело, Тебе противное, и болтливость, и праздные мечтания отгони воздержанием. Наполни нас светом и истиной, данными нам Законом Твоим. Укрепи нас на борьбу против страстей. Дай нам силу в сражении с грехом. Отчуждением от страстей приготовь нас следовать за Тобою, показавшим нам победу над дьяволом через пост, да станем причастниками смерти и воскресения Твоего и напитаемся вечным наслаждением, уготованным Тобою для алчущих и жаждущих правды Твоей. Властителям нашим и всем людям Твоим через пост и веру в Тебя подай могущество отражать всякое нападение врагов. Ибо Ты — Бог милосердия, и Тебе подобает слава со безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Иная молитва в первое воскресенье Великого поста (ИС)

Великому посту начало положив, и покаянною молитвой освятив седмицу, со гласом хваления благодарим и прославляем Тебя, Безначального Бога Отца, Творца и Вседержителя нашего, введшего нас в жизнь эту и образом Своим и подобием нас почтившего. Молим Тебя! Всех нас — верных Тебе правителей наших, воинство и весь народ Твой, вкусивших Святого Тела и Крови Твоей, сохрани до последнего нашего вздоха в истинном Православии. Благослови возвращающихся из храма в дома свои возвещать истину Твою не словами только, но и самими делами нашими. Научи нас, благоговейно поклоняющихся и лобызающих всечестные и священные иконы, честь образа воздавать Тебе, Первообразному, и самим быть отображением Евангелия Сына Твоего, образ Твой в себе образуя и являя. Удержи нас от постного превозношения, да не впадём в надменность через отказ от пищи земной, но наипаче Небесной со смирением напитаемся. Да шествуя постным поприщем покаяния нелицемерного, увидим в чистоте сердца и славное воскресение Сына Твоего, с Ним же Тебе подобает слава, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Во второе воскресенье Великого поста

Владыка Господи Боже наш! Молим Твою благость: услышь нас, недостойных рабов Твоих, и помоги нам достигнуть вожделенного завершения сего поста, данного нам Тобою ко исправлению. И нас, начавших предстоящие подвиги, проведи по пути к желанным венцам. Сними с нас оружие тьмы и укрась оружием света Твоего. Даруй нам воздержание нелицемерное, молитву тайную, более Тебе приятную, милостыню нетщеславную и угодную Тебе. Властителей наших [и всех верных Тебе,] укрась благочестием, дабы сияли постом и молитвою. По милосердию к нам Единородного Сына Твоего, с Ним же Тебе подобает слава, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В третье воскресенье Великого поста, и в Неделю о блудном сыне

Боже и Отче славы, отдавший ради жизни нашей Единородного Сына Своего на крестную смерть и усыновивший нас Себе через Него, и сподобивший Духа Своего! Будь и ныне милостив к нам, преступившим заповеди Твои, и не погуби нас со удалившимися от Тебя, и не наведи на нас голод от лишения духовных Твоих дарований, но удостой нас приближаться к Тебе сердцем и устами, и этим покажи нас достойными усыновления Твоего. Нас, обращающихся к Тебе подобно блудному сыну, на котором явил Ты всем несказанное ко грешникам человеколюбие, да достигнем нескончаемых Твоих благ, уготованных творящим волю Твою. Будь поборником благочестивых и верных Тебе правителей наших, подчини им всякого врага и неприятеля. [Всем нам, середины великого и сорокадневного поста достигнувшим и поклоняющимся Священному кресту, помощь и плоды духовные даруй и от вечной смерти спасение.] По благодати и милосердию и человеколюбию [распятого и погребённого, и воскресшего] Единородного Твоего Сына, с Ним же Тебе подобает слава ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В четвертое воскресенье Великого поста (XIV в.), и в Неделю мытаря и фарисея

Господи Боже наш! Мы удостоились предстояния во святом храме[8] Твоём, но не можем, недостойные, принести Тебе никакого доброго дела. Потому словно жертву Тебе, — Тебе, ни в чём из наших благ не нуждающемуся, — приносим сокрушение сердца и смирение духа, прося у Твоей благости прощения своих грехов. Услышь это малое моление наше, Боже, ибо Ты не унизил мытаря, смирившегося перед Тобою, но оправдал его, а не фарисея, себя хвалящего. Того похвальбу и мерзкое многословие отдали от сердца нашего, но даруй нам покаяние мытаря и приближающее к Тебе смирение, о Боже, Возвышающий смиренных и Смиряющий высоких! И удостой нас, [восходящих по лестнице духовного совершенства и преподобным и богоносным отцом нашим Иоанном наставляемых,] блаженства во Царствии Небесном, Тобою хранимого для нищих духом. По милосердию Христа Твоего, с Ним же благословен Ты, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В пятое воскресенье Великого поста

Христе Боже наш, всех падающих поддерживающий, поверженных же поднимающий! Неотделимо нисшедший из Отчих недр и воплотившийся от святой Девы Марии, и в мiр пришедший сподобить нас заботы Своей и к изначальному Отечеству вернуть отпавшее естество наше, подвергшееся нападению убивающих душу бесплотных разбойников, и нетления лишённое, и тяжко израненное ими! Сам, Владыка, исцели наши незримые язвы и обвяжи раны душевные честною Кровию Твоею, проли́той Тобою за нас, и святым Твоим пома́занием, даро́ванным нам. И избавь нас от ран, непрестанно наносимых нам невидимыми злодеями, спешащими похитить у нас саму веру в Тебя и надежду, и хотящих смыть с нас благодать Твою. Не лиши нас человеколюбивого Своего и спасительного врачевания, да, исцеление приняв и очистившись от всякой скверны, удостоимся звания перворождённых, записанных на Небесах, ибо Ты Врач всех недугов видимых и невидимых. [Наставь нас в добродетелях, как наставил Ты преподобную матерь нашу Марию Египетскую, дивный образ покаяния нам явившую.] Укрепи в сражениях благочестивых властителей наших [и утверди в благочестии всех верных Тебе людей]. Ибо Ты — Бог наш, и Тебе мы славу воссылаем со Отцом Твоим и божественным Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В день Благовещения

Господи Боже, Вседержителю! Ты благоволил Единородному Сыну Твоему от Чистой Девы воплотиться и человеком стать ради спасения нашего и пославший ангела Твоего Гавриила благовествовать Деве Марии безсе́менное зачатие, предопределив Ей прежде веков орудием быть сего страшного таинства. По благодати Твоей и молитвам Её и всех святых Твоих благовествуй душам нашим мир и радость неотъемлемую, и отпущение грехов. Покажи нам путь, по коему шествуя, благоугоди́м Твоей благости, и который к Царствию Твоему Небесному приведёт нас: [благочестивых правителей наших, воинство и весь народ Твой.] По милосердию к нам Христа Твоего, с Ним же благословен и Ты, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В субботу Лазаря

Христе Боже наш! В день четвёртый после успения друга Твоего Лазаря гласом Своим от уз Ада и смерти освободивший и к жизни его возвративший. Сам и нас, грехами умерщвлённых, оживотвори́ гласом Евангелия Твоего, жизнь добродетельную да́руя, и вожделенной нескончаемой жизни наследниками нас соде́лай. [Прошедших постное поприще святой четыредесятницы вознагради празднованием святого воскресению Твоего. Благочестивых правителей наших увенчай победой над врагами, благослови на всякую правду воинство наше и весь народ Твой.] Ибо Ты — жизнь и воскресение наше, и Тебе слава подоба́ет со безначальным Твоим Отцом, и с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В Вербное воскресенье

Господи Боже наш! В Вифа́нии слезам святых жен-мѷроносиц Марфы и Марии внявший[9], когда о смерти и погребении Лазаря услышал и сказал святым Твоим ученикам и апостолом: «Лазарь умер, и Я радуюсь за вас, ибо во укрепление веры вашей иду разбудить его»! Сам, благой Владыка, прими моление нас, призывающих Тебя всем сердцем. Когда же не веровали ещё иудеи, Ты воскресил друга Своего из гроба на четвертый день после смерти его, сказав лишь: «Лазарь, выходи ко Мне![10]» И тотчас вышел из могилы мёртвый, по рукам и ногам погребальными пелена́ми свя́занный, и лицо его обвя́зано было пла́том. И вновь обратился Ты к людям и сказал: «Развяжите его и пустите идти». Так же и нас освободи, и выведи из могилы греха, и оживи, и сподоби друзьями Тебе быть искренними! И когда Ты, человеколюбивый Бог наш, достиг Вифсфаги́и у горы Елеонской близ Вифа́нии, восседая на молодом осле, встретили Тебя дети еврейские из Иерусалима с финиковыми ветвями в руках, восклицая: «Осанна в вышних»! Народ же верный с ветвями в руках взывал: «Осанна Сыну Давида, благословен Пришедший и вновь Грядущий во имя Господа, Царь Израиля!» Потому и мы, верные, со страхом и любовью победы зна́мения нося, взываем радостно Тебе — единому бессмертному Победителю, владычествующему над жизнью и над смертью: «Благословен Грядущий во имя Господа! Благословен Оживотворяющий всех нас, сподобившихся вкусить святых, пречистых, бессмертных, животворящих, небесных и страшных Твоих Таин во отпущение грехов!» Ибо подобает Тебе всякая слава: Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В Святой и Великий Понедельник

О Царю́ веков и Тво́рче всего видимого и невидимого, Христе Боже наш! Ты по неизреченному к нам милосердию добровольно смирил Себя и во всём уподобился нам, кроме греха. Не оставив недра О́тчего, и Своего Божества и Царства не лишаясь, Ты падшую нашу природу воспри́нял, Бесстрастный, одеваясь добровольно в страстное и смертное естество наше, желая пострадать и умереть за нас, и страданиями и смертью искупить род наш, осуждённый не́когда собственной неосторожностью. Но пострадать за нас возжелал, Господи, пришёл во Иерусалим и словом силы Своей иссушил бесплодную смоковницу, предзнаменовав смерть духовную нечестивых, отвергших Тебя за неверие и грехи их. Нас же, поклоняющихся могуществу Твоему, сподоби, Господи, принести Тебе веру чистую и непорочную, делами благими и стяжанием добродетелей умноженную. Благоухание страданий Твоих вложи в тело наше. Сотвори нас причастниками славы воскресения Твоего и причастниками Царствия Твоего всех нас сотвори по молитвам благословенной Твоей Матери, нашей же Госпожи, и по ходатайству всех святых Твоих. Ибо Твоя есть слава, и Твоё есть вечное Царство со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В Святой и Великий Вторник

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Удостоивший нас достичь дня сего перед воспоминанием страданий Твоих, которыми Ты избавил от мрака беззакония немощный и грешный род наш! И ныне, человеколюбивый Господи, сподоби нас добродетели умножить, ко обильному плодоношению бодрствовать и помнить заповеди Твои, да уподобимся благоразумным девам, и не будет нужды нам восполнять елеем сосуды душ наших, умножая доверенный Тобою талант и украшаясь всеми добродетелями. Сподоби и нас вместе с ними войти в неизреченное наслаждение чертогов Царствия Твоего и услышать великий и желанный Твой голос: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство», его же все мы ожидаем получить по благодати и неизреченному человеколюбию безначального и бессмертного Отца Твоего, и силой пресвятого, и благого, и животворящего Твоего Духа, с Ними же благословен в бесконечные веки веков.

  1. В Святую и Великую Среду

Хвалим и с благодарностью превозносим неисчерпаемое море благости Твоей, Христе! Поклоняемся неизреченному Твоему снисхождению и смирению. Ибо Божеством недостижимый, неприступный и самим Небесным Силам по долготерпению соизволил претерпеть прикосновение нечистых рук и целование злых уст ученика и предателя. Но и грешницы ладони благоразумно прикасались к Тебе. Потому, ве́дающий сердца́ всех, Христе Боже наш, помоги и нам, прикасающимся к Тебе, прогнать сребролюбивую похоть, да не падём со Иудою во глубину отчаяния. Но даруй нам Боголюбивый ум и помоги пути наши направить к покаянию, да подобно целомудренной блуднице получим прощение согрешений и детьми Создателя нашего станем. Грешную и распутную жизнь помоги нам отогнать и полностью оставить. Мёртвость Твою в теле нашем носить нас всегда сподоби, да по молитвам благоприятным Владычицы нашей Богородицы и всех святых Твоих станем причастниками и соучастниками славы Твоей силой добровольного Твоего нас ради распятия. Ибо подобает нам служить Тебе и непрестанно славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Во Святой и Великий Четверг (по тексту А.А. Дмитриевского)

Владыка, Христе Боже наш, всего мiра Творец и Владыка, на херувимах восседающий и повелевающий серафимами! Силою божественной славы на Небесах препоясанный и на земле ле́нтием нас ради на Тайной Вечери препоясавшийся. Служение воинств ангельских в Вышних принимающий и предателя Своего ноги омывший. Лобзанием ученика беззаконным пре́данный и нас Священной кровью Своею искупивший. Добровольно смиривший себя до смерти, и смерти крестной, и владычество смерти, как и подобает Богу, разрушивший. Укрепивший преславной силою Своею святых славных и почитаемых Твоих учеников, Сам, Владыка, тайной Твоей вечери причастниками достойными нас сотвори, отогнав от нас мрачный сон греховный. Укрепи нас божественной Твоею десницей, сохрани нас от лукавого и от всех дел его, избавь нас от всякого искушения дьявольского и человеческого, певцами нас страданий Твоих соделай. Да, получив славу Твоего из мёртвых воскресения, прославим Тебя — всех благ Подателя и Виновника, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Иная во Святой и Великий Четверг (по тексту прот. М. Орлова)

Владыка всеблагой и многомилосердный! Воспеваем и величаем, и благодарим Тебя, безгрешного Бога, ибо Ты при́нял и добровольно претерпел ради нас страдания плотию Своею. И когда славные ученики при умовении на Тайной Вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, сребролюбием заболев, омрачился и взял тридцать сребреников, це́ну Оценённого, и пре́дал праведного Судию законо-преступным архиереям и книжникам. Был он полон многих благ и был учеником Твоим, но потерял всё преступления ради: преда́л Тебя, бессмертного Царя и Господа славы, беззаконным волка́м. Взяв в руки ве́рвие удавле́ния и опустив руку в сосуд с солью на Вечери Тайной, говорил преступным архиереям: «Кого я поприветствую льстивым целованием, Тот и есть, хватайте Его!» О преступный Иуда! Сребролюбие привело тебя ко удавлению по праведному Суду Божиему. Мы же, верные, с любовью причащаясь пречистого и животворящего Тела и Крови, с любовью и страхом и верою поклоняемся Крестным страданиям, погребению и воскресению Твоему — Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава со Отцом и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Во Святую и Великую Субботу (по тексту А.А. Дмитриевского, IX — X вв.)

Великого кита́ победивший, Боже, и отступника дракона в сердце земли заточивший, высокоумие ассирийское отдавший на посмеяние, смерть победивший и оковы её разреши́вший, мрак осветивший и тайны возвестивший, диавола посрамивший и обольщение идолослужения от земли изгнавший, врата медные ниспровергший и засовы железные сломавший и томящиеся святые души от ада глубочайшего освободивший! Сокруши стрелы лукавого разожжённые, певцами нас страданий Твоих соде́лай, да славу получив Твоего из мёртвых Воскресения, славословим Тебя, всех благ Подателя и Виновника, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В святой и великий день Пасхи (по. А.А. Дмитриевскому и слав. рук. XIVXVI вв.)

Светлый и спасительный день воссиял нам, Спасе, Воскресением Твоим! Потому украсились многими людьми церкви Господни, ибо постное время пройдя́, радости воскресения достигли. Радуется всё творение воскресению Твоему, Христе Боже наш: небо просвещается, и земля украшается, море утиха́ет и мучители умолкают, благоверные преуспевают, враги примиряются, оглашаемые просвещаются, грехи прощаются, Церкви веселятся, воскресение Твоё прославляется! Люди[11], светло украшенные, Царю дары́ приносят: не масличных цветов множество, но новокрещёных звездосия́нную благодать. И от нас же, смиренных (архиереев), иереев и диаконов, подобающее славословие со благодарением прими. Помяни, Благой и Человеколюбивый, благочестивых и верных правителей наших. Христиан в православии укрепи, [язычников укроти], предстоящих людей в мире, любви и единомыслии соблюди. Весь мiр умири и всех нас прими во Царствии Твоём Небесном. Ибо Ты — Истинный Бог и Жизнь вечная, и Свет, и Воскресение, и Тебе мы славу воссылаем со Отцом и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В воскресенье 2-е после Пасхи, о Фоме (XIII в.)

Господи! Ты привёл[12] нас во храм Свой, Ты открыл нам жилище святое Своё, вложив во уста наши победную песнь. Ты возрадовал нас пречистым и всесвятым Телом Твоим, напоил нас из источника Крови Твоей, приснотекущего из Пречистого и Животворящего бока Твоего, видев который, осязав и поклонившись, апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» И чем, Владыка, воздадим Тебе за всё, что Ты подал нам? Но Сам, могущественный Царь всех, укрепи веру нашу! Священников наших, по вере православной живущих, облеки правдою. Властителям нашим силу против неприятелей даруй. Людей, в церкви стоящих, в мире сохрани, язычников укроти, братьев наших пленённых возврати и мiр Твой мирным сделай, Боже, Спаситель наш. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь, благодарность и поклонение, со предвечным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В воскресенье 3-е после Пасхи, Жен-мѷроносиц (ИС)

Господи Иисусе Христе, Боже наш, мира источник неиссякаемый, помазание мѷром благовонным и многоценным от грешной женщины принять не возгнушавшийся и тем всех верных Тебе жен благословивший! Во дни же, когда апостолы страха ради иудейского бросили Тебя, распятого и погребённого, жены-мѷроносицы, поправшие страх и любовью Небесной к Тебе озаряясь, принесли ароматы ко Гробу Твоему, словно к человеку мёртвому, встретили же Тебя, Живого Бога, вместо мѷра земного благоуханием святости их помазавшего. Благослови всех нас, ныне приступившим ко святым Твоим Тайнам и прославляющим воскресение Твоё. Да наполнимся мѷром благоуханным веры, надежды и любви в соблюдении заповедей Твоих! Правителей, и воинство, и весь народ наш укрепи и светом истины просвети. Матерей поддержи, вдовиц утеши, юных умудри́, детей в благочестии возрасти́ и каждому по потребе его даруй. Ибо Ты — единый Податель всякого блага, и Тебе мы славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В воскресение 4-е после Пасхи, о расслабленном (ИС)

Источник исцелений и Милосердия бездна, Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ради спасения нашего не возгнушавшийся на земле воплотиться, не разлучаясь божеством со Отцом Своим и Богом Предвечным, и распятие, и страшные страдания, и погребение претерпевший и воскресший со славой. Всех нас благослови, не тридцать восемь лет только, но и более в меру возраста своего ожидающих исцеления душ и телес наших. Не в купели у Овечьих ворот схождения Ангела чающих, но у неоскудевающего моря сострадания Твоего во святом храме Твоём собравшихся и молящихся. И да будет нам храм сей подлинным Домом Милосердия Твоего и местом схождения Пресвятого Твоего Духа! Сам обнови нас и освяти, и исцеление подай от многоразличных недугов души и тела во причащении Святых и Божественных Таин Тела и Крови Твоих. Избавь нас от рабства страстям нашим, ибо не от человек или ангелов ожидаем помощи, но от Тебя — Врача душ и телес и истинного Бога нашего. И Тебе мы славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В воскресенье 5-е после Пасхи, о самарянке (ИС)

Исто́чник Воды Живой, Святой Господи Иисусе! Ты собрал нас от всех чинов и народов во единую Свою Церковь, да покло́нимся Тебе в Духе и истине на всяком месте, и во всякий час жизни нашей. Не отвергни нас, возлюбивших суету земную больше славы вечной. Не поставь нам в вину прегрешения наши, но прими нас во смирении нашем. Напои́ нас Водою Живою во причащении Святых Твоих Таин, да не возжаждем вовек. Напитай нас Пищею Твоею, да сотворим волю Пославшего Тебя Отца Небесного. Направь к вечности жизнь нашу, ибо без Тебя не можем творить мы ничего. Сокруши преграды плотские и духовные, да не лишимся упования на Тебя и среди славы, и среди презрения людского. Отврати всех нас — правительство, воинство и весь верный Тебе народ — от всякого самодовольства, да увидим грехи свои, и, проповедуя Тебя — распятого и воскресшего, — истинную веру обретём, в жизнь вечную переводящую. Ибо Ты Спаситель душ и телес наших, и Тебе мы славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В воскресенье 6-е после Пасхи, о слепом (ИС)

Господи, Свет истинный и радость вечная, по истинной любви к роду человеческому явлением Своим просветивший пребывающих во тьме и тени смертной, и даже во Ад сошедший сиянием Божества Своего, и смертью Своею разрушивший царство смерти! Воззри, на нас, грехами ослеплённых, и отверзи духовные очи наши во причащении божественных Твоих Таин и в соблюдении заповедей Твоих. Да получив помазание спасительное у купели Силоамской — [еже есть] омовение возрождения во Святом Крещении Твоём, — соблюдём обещанное Тебе и отвергнем обольщение бесов лукавых. Поддержи нас и в испытаниях, и в благоденствии, и сохрани веру нашу и истинное исповедание даже до последнего вздоха нашего. Укрепи во Истине правителей наших и всё воинство, и весь народ наш, и да явится на нас Слава Твоя: Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В день Вознесения

Вознеси, Владыка Господи, к Небесам помышления наши, и ум наш от земных попечений к Себе привлеки, ибо вознёс Ты в Себе Самом смиренное естество наше и соделал его сопрестольным Всевышнему Отцу Твоему, одесную Его восседающий. И сподоби нас, Твоему могуществу на земле поклоняющихся, на земле как на Небе жить и высшего искать, и попечение лишь о пути на Небо иметь, ожидая Твоего славного и страшного пришествия, образ которого через ангелов поведал блаженным апостолам, видящим Твоё на небеса восхождение. Ибо тогда на облаках все вознесутся для встречи с Тобою, грядущим судить вселенную в правде, да с ними и мы возрадуемся, Твоего утешения сподобившись, по благоволению и человеколюбию безначального Твоего Отца, с Ним же Ты благословен и прославлен, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На святую Пятидесятницу

Христос, воскресший спасения нашего ради после страдания Своего и восшествия на Небеса; Небеса преклонивший и нисшедший для воплощения от Девы ради нас. Святую Церковь на земле утвердивший благовестием и сошествием Утешителя Твоего Духа на [земных] Твоих учеников, в которых и пребываешь непрестанно, через них же и в нас, верующим по проповеди их в Тебя. Ты подтверждаешь несомненное схождение и пребывание Духа в Церкви различными Его дарованиями, не отыми же благодати Его от нас, осквернённых грехами, но умертви всякий приступающий к нам плотской помысел, мешающий Духу Святому жить в нас. Отгони от нас всякое лукавое помышление, пустое слово и дело злое, огорчающее Его. Уничтожь всякую скверную страсть, обременяющую нас, стремящуюся угасить просвещающее нас сияние Духа и помрачить души наши. Не лиши нас света Его, сделай нас чистым вместилищем славы Его, сделай душу нашу подобием горницы Твоей. И непрестанно обновляй в памяти нашей голос безначального Твоего Отца, назвавшего Тебя Сыном Своим возлюбленным. Да, помышляя о заповедях Твоих, удостоимся сияния славы с удостоившимися неизреченного Твоего Царствия, видя в Тебе безначального Твоего Отца, с Ним же благословен, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В день Преображения Господня (XIII в.)

Владыка, Господи Боже наш, возведший нас на высокую гору любви Своей и отверзший верховным ученикам и апостолом Своим очи душевные видеть неизреченные Твои видения, и облиставший их светлостью неизреченного Твоего Образа, и плотью Своею испустивший лучи Божества Своего. И ныне наставь нас на лучшую жизнь, молим Тебя, Владыка Человеколюбивый. Поддержи нас всесильной Десницей Твоею. Просвети нас лучами великого и неизреченного Божества Своего, как просветил святых Своих учеников и соделал их боговидцами Твоими, Моисея же и Илию свидетелями тому поставив. И сподобил их слышать голос Безначального Твоего Отца, Тебя возлюбленным Сыном назвавшего и слушать Тебя и пречистые Твои заповеди повелевшего. И ныне сподоби нас причастниками быть Небесного Царствия Твоего. Властителей наших, воинство и всех христиан силою Твоею укрепи и сохрани, благословенный и прославленный со безначальным Твоим Отцом, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В день Успения Пресвятой Богородицы (по тексту прот. М. Орлова)

[Господи, Иисусе Христе,] Боже наш, преставивший от смерти к жизни нетленную Cвою Матерь и неизреченно соделавший Её, погребённую, выше смерти и тления, и отовсюду собравший к месту погребения Её апостолов Твоих! По молитвам Её всех нас, празднующих преставление Её, освободи от всякой мёртвой мысли и дела и избавь от всякой душевного вреда, в час же смертный спаси от сомнений, неверия или зловерия. [Стране нашей даруй мир Твой,] останови всякие козни и насилие, всякую дерзость иноплеменников умертви, [отпадших от Церкви Твоей обрати ко Истине Твоей] и похвальбу всех еретиков смири. Нас же, призывающих Тебя, сохрани во святом служении этом через прощение грехов и покаяние, и укрепи ходить во всех заповедях Твоих, и сподоби всех нас вечной жизни Твоей. Ибо Ты желаешь всем людям спасения, и Тебе слава подобает, со безначальным Твоим и Вседержителем Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Другая молитва в день Успения Пресвятой Богородицы (по тексту прот. М. Орлова)

Величаем Тебя, о пречистая и всепетая Владычица Богородица, ибо трепетно и недоступно пониманию нашему бывшее с Тобою таинство. Ты блаженна и богоблаженна, святейшая всех и достойное Бога чудесное жилище, всемирная радость, скорая на помощь нуждающимся, [молящимся Тебе]. Светел для нас настоящий праздник, Непорочная! Дивно Твоё Успение, Пречистая. Славно восхождение Твоё, перешедшей от земли на Небо удивительнее всех царей, патриархов и пророков. Ибо, как гласит Писание, угодивший Богу Енох был таинственно переселён, и место гробницы Моисея никто из людей не знает, и Илия был взят на Небо огненною колесницей. Но Ты явилась и Матерью, и небом, и престолом, и храмом Бога-Слова, из Тебя неизреченно воплотившегося, в руки Которого Ты и священную душу Свою предала́. Потому, великое дерзновение имея, моли Сына Твоего и Бога нашего мир даровать мiру и святым Божиим Церквам. Верным же Богу правителям нашим победу над всяким врагом да подаст, наше же убожество милосердно обогатит и освободит от мрачного и вечного осуждения за прегрешения наши, и сподобит всех нас Небесного Своего Царствия. Да и мы, недостойные слуги Твои, благодати сподобившись, славу Ему вознесём, со Отцом, и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В праздники Господские или в воскресные дни (по тексту прот. М. Орлова)

О христолюбцы, внемлите! В сей день видели Господа и Бога нашего перед нами на жертвеннике лежащим. В сей день видели Владыку в мыслях верных раздроблённым и раздаваемым. В сей день слышали святой и сладчайший голос, говорящий: «Это — Тело Моё, за вас преломляемое ради прощения грехов». Тело это опаляет терновник грехов и просвещает души верных. К Телу этому прикоснувшись женщина кровоточивая спасена́ была. Тело это увидев, дочь хананея́нки исцелилась. Тело это от всей души обняв, грешница от скверны греховной освободилась и Царства Небесного достигла. Тело это осязав, апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Потому со страхом и любовью вкушаем таинственное Тело это и Священную Кровь. Ибо Сам Господь сказал: «Пейте из Чаши этой все, ибо это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая ради прощения грехов». И ныне испили Кровь эту, из ребра́ Твоего святого изли́тую, которой и искуплены́ были, которой и освобождаемся. Внимайте же, какого Тела вкусили, каковую Кровь испи́ли! Обретём же веру чистую и любовь нелицемерную, да Царства Небесного будем наследниками. [И да посрамятся тогда пред Грозным Судьёю проповедующие нечестие[13] со страстью и злобою]. Ибо подобает Тебе слава, честь и поклонение со Отцом, и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Иная воскресная заамвонная молитва (XIV в.)

Неизрече́нна Твоя к нам любовь, Господи, премно́га бездна Твоей любви! Ибо хоть и отвратились мы от Тебя, Благодетеля, но не пожелал Ты лишить нас желанных благ, и послал Сына Своего Единородного, Ходатая, испросившего нам мир. Он же пролитием Крови Своей привлёк нас к Себе, соединившись естеству нашему, присоединил и к Себе, и к Тебе в причащении Пресвятого Его Тела и Драгоценной Крови. И потому молим Тебя — Царя веков, Бога нашего! Не предай вечному огню нас, плоти Его приобщившихся, и не расторгни единство тела и души, Владыка. Но благоволи ради принятого ныне причащения жить нам на земле житием добрым, и в Царствии Твоём, разрешившись от жизни земной, наслаждаться сиянием истинным и откровенным виде́нием славы Твоей и Единородного Сына Твоего, с Ним же Тебе подобает слава и великолепие со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Иная воскресная заамвонная молитва (XIV в.)

Ходатай Богу и человекам, Христе Боже наш, Создатель и новый Творец нашего естества, проливший ради нас на Кресте спасительную кровь Свою и к Первосветному Отцу Твоему нас направивший! Ты связал врага сильного и души ско́ванных от сотворения мiра освободил могущественной Твоею силою, от тьмы мрака смертного избавил и свет нам воскресения излил. Что же можем мы воздать Тебе, имея плодом благодарения только слова́ уст наших? Потому жертву хваления и благодарения совершаем, Владыка, общения с Тобою желая. Вселись же в нас, молимся, и походи́ в нас. Мiр умири, Церковь Свою укрепи, властителям нашим победы на супостатов даруй и людей, собирающихся в церквях для славословия Тебе, благослови. И так во общении с Тобою — Царём нашим и Богом — веселясь, славим Тебя, всех наших благ Виновника со безначальным Твоим Отцом, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Иная воскресная заамвонная молитва (XIV в.)

Владыка Господи Боже наш, источивший нам спасение страданиями Своими и к победе над диаволом оружием Крест Свой явивший. Сказавший: «дерзайте, ибо Я победил мiр!» Отгони от нас всякий грех, и всякое помышление, враждебное Твоим повелениям. Приведи нас к покаянию в жизни этой и на пути шествия к будущему Царствию Твоему укрепи, да не пойманы будем врагом лукавым. Ибо Твоё — Единого Бога — царство, и сила, и слава, со Отцом, и со Святым Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Иная воскресная заамвонная молитва (XIV в.)

Помощник нам, Боже, единый Безгрешный, смерть сном сделавший смертью Своею, пребывающим во Аде источив жизнь воскресением Своим! Воззри на людей Своих, в надежде на благословение Твоё собравшихся, и не посрами нас в надежде нашей. Расторгни всякий наш союз со грехом и сподоби невозбранно шествовать по пути Твоих повелений. Всех ко спасению направь, каждому полезное по промыслу Своему подавая, знающий прошения наши и более их. Ибо благословенно и прославлено Царство Твоё со Отцом, и со Святым Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Во все праздники Богородицы (XIV в.)

Кто возвестит всем силу Твою, Господи? Кто в слух всем восхвалит доброту́ Твою к нам? Ибо вочеловечением Единородного Отрока Твоего тайну спасения рода человеческого, сокрытую от сотворения мiра, явить пожелал. И пророку Давиду обетование Твоё возвестил, избрав чистую Матерь Свою в жилище и плоти Своей явление. Из Неё же пройдя, подобным подобное спас, и через воплощение от Неё воссоздание всего рода человеческого промыслил. И ныне почитаемый празднуя день (название праздника Богородицы), благодарим Тебя, подателя благих, и молим Тебя: ради Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии яви лицо Твоё на нас и укажи нам путь, по которому шествуя угодны будем доброте Твоей. Избавь нас от диавольских нападок и наставь к покаянию спасительному и в чистоте душевной праздновать Святой сей праздник сподоби. Ибо Ты — Бог милости и утешения, и Тебе мы славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В дни памяти святых (по тексту прот. М. Орлова)

Какую хвалу, или какое пение, какую благодарность или мзду[14] воздадим единому человеколюбивому Богу нашему? Ибо и нам, осуждённым к смерти и во грехах утопающим, даровал Он свободу и наслаждение бессмертной и Небесной пищей святого Тела и Крови Христа Своего! Потому молим Тебя: не осуди нас, но сохрани в чести и достойной жизни даже до последнего вздоха нашего служителей Твоих, диаконов и предстоящих Тебе людей, ставших причастниками та́инственной Твоей трапе́зы. Да будет же причащение это во освящение души и тела, в соблюдение заповедей Твоих, да сподобимся достигнуть и Небесного Твоего Царствия со всеми, от сотворения мiра угодившими Тебе, по молитвам и мольбам святой, пречистой, преславной, благословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и святого (имя), его же память ныне совершаем, и всех Твоих святых, послуживших Тебе, благословенному Богу нашему, и Тебе покланяемся, со Единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В дни памяти святых мучеников (XIV в.)

Господи Святой, во святых почивающий, даровавший святым Твоим мученикам добрым подвигом подвизаться, путь благочестия завершить и исповедание веры соблюсти. Помяни нас по благоволению Твоему, посети нас спасением Твоим, даруй нам, Владыка, поминать святых мучеников Твоих во все времена и страданиям их быть причастниками. Да, уподобившись им, в будущем и наследниками их станем, и принадлежащую им благодать полу́чим по молитвам Преблагословенной Твоей Матери, [святого мученика (имя), его же и память ныне совершаем,] и всех святых Твоих. Ибо Ты — Спаситель душ наших, и Тебе подобает всякая слава во веки веков.

  1. В дни памяти святых мучениц (XIV в.)

Господи Боже, надежда и радость всех праведников, от сотворения мiра благою жизнью угодивших Тебе! Сподо́би нас духовно праздновать память святой Твоей мученицы (имя), и возлюбить возлюбившую Тебя, и уподобиться её подвигам благочестия. Святой Боже наш! Даруй нам терпение её, дабы достойно жизнь нашу завершить и веру непостыдно сохранить. Даруй и нам восхвалять Тебя дерзновенно и благодати Твоей, и освящения причаститься, которых и святая Твоя обильно стяжала. Ибо Ты всякого блага Податель, и Тебе мы славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

  1. В дни памяти преподобных и святителей (XIV в.)

Владыка Христе, Боже наш! Бога-Отца Слово и Сын, и Агнец, чистейший Святитель, Единый святой и безгрешный, и непорочный. По доброте Своей, превосходящей всякой разумение мiрское, Ты пожелал различными чинами украсить Святую Свою Церковь, которую искупил Драгоценной Кровью Своею. Сподоби же нас всегда преподобных Твоих память благодатно праздновать и духовно поминать пастырей и учителей наших, верно проповедавших нам слово истины Твоей, просветивших нас и благое учение нам подавших. Их Ты направил в желанные обители Твои и прославил достойно, как и они на земле прославляли Тебя. Сподоби и нас, по молитвам их и мольбам, наипаче же почитаемого ныне (чин и имя святого дня), жить благочестиво и непорочно, да подражая благоговению Твоему, обретём и благодать Твою, и Человеколюбие. Ибо Ты Податель щедрый вечных благ, и Тебе подобает слава, честь и могущество, со безначальным Твоим Отцом, и с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Молитва в память святых пророков (XIV в.)

Владыка Господи Боже наш! Ты действием Пресвятого Твоего Духа святых пророков Ветхого завета Твоего просветил, видение небесные им показав и предсказания их исполнив пришествием Своим. Прими и нашу молитву как благоухание приятное, и очисти нас от всякой скверны, страстей греха и нечистоты. Храм в нас Себе сотвори, вкорени в сердца наши святое желание сладости Твоей. Да следуя за Тобой, воспримем Твоего мысленного мира благоухание и в Тебе покой обретём, восхваляя Тебя и прославляя со единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков.

  1. Молитва в память святых апостолов (XIV в.)

Христе Боже наш, даровавший нам Своих святых учеников и апостолов, хранителей, врачей и молитвенников. Избравший их из рыбаков некнижных и мытарей по великой Своей благодати и поставивший их искусными проповедниками и мудрецами, и через них всю вселенную ко благоразумию уловивший и научивший истинной вере! Сподоби нас, молитвам их хранимых, непорочно память их праздновать. И подай нам видеть Тебя, и заповедей Твоих осиянием просвещаться, злого же пути и дела отвращаться, и единственным Твоими благодеяниями обогащаться — щедрыми Твоими божественными дарами, да и радости, и веселья вечного угодивших Тебе благою жизнью сподоблены будем. Ибо Ты Бог милостивый, сострадающий и человеколюбивый, и Тебе мы славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Молитвы в дни Предтечи и Пророка Иоанна (XIV в.)

Боже и Отче наш! Ты перед приходом Единородного Сына Твоего послал Ангела во пло́ти и величайшего из рождённых жена́ми Иоанна проповедовать преславное рождество и на землю с Небес Его пришествие.  После и мёртвым во аде через Предтечу возвестил освобождение умерших и спасение, удостоив последнего пророка и Крестителя засвидетельствовать Истину Твою венцом мученичества. Светом жизни его осияй и нас, и светом проповеди его направь нас на путь исполнения заповедей Твоих, и всех нас в Царство Небесное введи по состраданию Христа Твоего, с Которым благословен Ты и прославлен, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков.

  1. Заамвонная молитва на литургии св. Иоанна Златоуста из кодекса Barberini gr. 336. (VIII в.)

Какую хвалу, какую песнь, какую благодарность воздадим Тебе, Человеколюбивому Богу нашему? Ибо даровал Ты свободу нам, приговорённым к смерти и во грехах погрязшим, и причастил ныне нас бессмертному и небесному блаженству святого Тела и Крови Христа Твоего. Потому молим Тебя: не осуди всех нас, служителей Твоих, но сохрани в благочестии и почте́нной жизни и удостой предстоящих людей причащаться этой та́инственной трапе́зы Твоей до последнего нашего издыхания, во освящение души и тела, и в сохранение Твоих заповедей. Да удостоимся Царствия Твоего Небесного со всеми Тебе угодившими, по молитвам и предстательству пресвятой и пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых Твоих. Ибо Ты Бог благой и человеколюбивый, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На литургии св. Иоанна Златоуста, вторая[15]

Владыко Господи Иисусе Христе Спасе наш, удостоивший нас быть участниками славы Твоей через животворное причащение святым Твоим Тайнам, служение которых заповедовал совершать нам как образ смерти Твоей и воскресения. Сохрани нас, поминающих благодать Твою во святыне Твоей, Боже, умерший за нас и воскресший. Сослужившим с нами и послужившим Божественным Твоим Тайнам степень благую даруй и великое дерзновение перед Страшным Престолом Твоим. Ибо Ты Бог истинный, живой и вечный, и Тебе мы славу воссылаем, со Отцом и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На литургии св. Иоанна Златоуста, третья (по тексту прот. М. Орлова)

Боже всечистый, всевидящий, превысший, пресущный и преблагой — Сын, Отец безначальный и Дух святой, неотделимый от Отца и Сына! Приносим Тебе благодарение в Духе всемогущем и совечном за то, что явил нам, смиренным и грешным, Сына Твоего, Которым и возвысил, и сподобил усыновления, и явил нас причастниками бессмертной и непорочной пищи. Потому призываем Тебя и молим: сохрани рабов Твоих, правителей наших праведных, и всех служащих Тебе, умножь победы их, укрепи могущество их, потреби противящихся им, споборствуй правлению их, подавая воинству смелость и победу, какие даровал Ты Иисусу Навину. Сослужившим с нами и послужившим божественным Твоим Тайнам степень благую подай и многое дерзновение на Страшном суде Христа Твоего. Сохрани предстоящих людей Твоих в мире и единомыслии. Веру утверди, язычников обуздай, освободи в плену находящихся христиан — братьев и сестер наших. Немощных посети, кормчим будь для находящихся в опасности в море и мiр наполни миром. Ибо Ты Податель всякого блага и Спаситель душ наших, и Тебе мы славу воссылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На литургии св. Иоанна Златоуста, четвёртая (по тексту прот. М. Орлова)

Боже, всё видящий и знающий тайны сердец наших! Приобщившись Божественной Твоей славы через причащение пречистых и животворящих Твоих Тайн Тебя призываем: не отвратись от рода нашего, не отвергни, не оставь, но подай нам изобилие во всём. Исцели в болезнях, избавь от искушений, утешь в скорбях, поддержи в добродетели и терпении, изобильно дарованьями снабдева́я, подавая в земной жизни полезное во всём нам, и сослужителям нашим, и всем людям Твоим. И сподоби нас достигнуть и бессмертной Твоей жизни во Царствии Небесном. Ибо Ты Податель всякого блага и Спаситель душ наших, и Тебе мы славу воссылаем со Единородным Твоим Сыном, и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На литургии св. Иоанна Златоуста, пятая (по тексту прот. М. Орлова)

Тебе, Владыке, Творцу и Устроителю всяческих приносим прилежное моление сие: сохрани полноту Церкви Твоей, спаси вселенную десницею Твоей, прими молитвы наши и скоро приклонись к воздыханиям людей Твоих. Отрази нападки [запятнанных убийством] иноплеменников и ни во что вмени замыслы всех врагов и гонителей наших, и подай неотъемлемый мир. Достойных пресвитеров прославь, к стараниям диаконов, иподьяконов и певцов будь благосклонен, бденные молитвы чтецов услышь. Верных Тебе правителей, которым Ты судил править на Земле, победами увенчай. Решимость дев утверди, скорбь вдовиц утоли, в честном браке живущим помоги. И всех нас, упование на Тебя с верою возложивших, удостой быть жителями Царствия Твоего, да, пребывая с небесными сонмами и нетлением увенчавшись, Тебе славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На литургии св. Иоанна Златоуста, шестая (по тексту прот. М. Орлова)

Господи Боже наш, принявший жертву хваления и угодное Тебе служение наше! Ты — Сын и Агнец Божий, берущий на Себя грехи мiра. Агнец непорочный, ярма греха на Себя не принявший. Закланный и раздробляемый, и неразделяемый, вкушаемый и не иссякающий, но освящающий вкушающих Тебя. Явивший нас причастниками неизреченных и небесных Тайн в воспоминание добровольного страдания и животворящего трёхдневного воскресения Твоего! Сам, Владыка, сохрани рабов Твоих, верных Тебе правителей наших, и внуши им заботиться о правде Твоей в любой час и время. Пленных освободи, гибнущих в буре морской в тихую пристань приведи, помоги всем, просящим Твоей помощи. Ибо Ты — всякого блага Податель, и Тебе мы славу воссылаем со Отцом, и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На литургии св. Василия Великого (по тексту прот. М. Орлова)

Боже Святой! Ты поставил окрест Себя грозных херувимов и предстоять перед Собой допустил чины серафимов, святых и пречистых, могущественных, окрылённых и пламенных; и прославление принимающий от грозных мощью святых архангелов! Сам, всевышний Владыка, прими и нашу, грешников, молитву с благодарением и полноту Твоей Церкви сохрани. Священников Твоих облеки в правду и подай благую степень служителям диаконам Твоим, [и удостой их сана чтимого Твоего пресвитерства]; правителям нашим даруй победы, дай войску силы против неприятеля и благослови предстоящих здесь людей духовным Твоих благословением. Ибо всякое даяние — благо, и всякий дар совершен, сходящий от Тебя, Отца светил Небесных, и Тебе мы славу воссылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На литургии св. Василия Великого, другая (из греческого евхологиона[16])

Словесную эту и бескровную Жертву хваления и поклонение благоприятное принимающий от призывающих Тебя всем сердцем, Христе, Боже наш, Агнец и Сын Божий, взявший [на Себя] грех мiра. Телец непорочный, под ярмом греха не бывший и добровольно принесённый в жертву ради нас. Раздробляемый и не разделяемый, в пищу [верным] предлагаемый и никогда не иссякающий, но вкушающих освящающий! Сам, Господи, в память о добровольных Твоих страданиях и животворящем трёхдневном воскресении Твоём сделавший нас участниками неизреченных и пренебесных и страшных Твоих Тайн — Святого Тела Твоего и Драгоценной Твоей Крови, сохрани нас, Твоих рабов, служителей, правителей наших, воинство и людей, здесь предстоящих, в освящении, [ниспосланном] Тобою. И дай нам во всякое время стремиться к праведности Твоей, да направляемые к воле Твоей и делающие угодное Тебе, достойными будем встать одесную Тебя, когда придёшь судить живых и мёртвых. Освободи братьев наших, в плену томящихся, посети больных, направь [в тихую пристань] терпящих бедствие в море, и души умерших в надежде на вечную жизнь упокой там, где [сияет всем] свет Лица Твоего. И всех, нуждающихся в Твоей помощи, услышь и помилуй, да в благоденствии славу и благодарение, и поклонение воссылают Тебе со безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На заупокойной литургии (XIII в.)

Владыко Господи Вседержителю, не отлучайся от рабов Своих, и не отвергай души молящихся Тебе. Упокой души рабов Твоих, отошедших от нас на лоно Авраама, Исаака и Иакова. Упокой в селениях праведников, в месте отрадном и светлом, во дворах райских. Не поминай грехов человеческих, Тво́рче наш, и воспевающих Тебя неописуемой пищи сподоби. Живущих нас с радостью собери, ибо желаешь от грехов освободить нас, насытив нас и напоив от пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, излия́нной нас ради и ради всех святых, от сотворения мiра Тебе угодивших. Ибо Ты Единый повелеваешь живыми и мёртвыми во все времена, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

  1. Иная великопостная заамвонная молитва (XIV в.)

Страшно и преславно бывшее Твоё к нам человеколюбное Промышление, Христе Боже наш, Премудрость Отца [Безначального] и Сила, праотцев спасающая, по дерзости и своеволию изгна́нных дре́вле из ра́я и на смерть осуждённых. Благоволил на Сове́те Отчем [Предвечном] излить человеколюбия Твоего бездну на нас и человеком стал, во всём подобным нам кро́ме греха, воплотившись от Святой Девы, и Крест, и смерть плотию претерпев. И освободил нас славным Твоим воскресением от прежнего запрещения и славы лучшей сподобил, дав нам в снедь Пречистое Твоё Тело и Драгоценную Твою Кровь в питие́. От них же нас ныне по милосердию Твоему причастившихся не опали истребляющим огнём величия Твоего, и не осуди нас, недостойно причащающихся, но освяти и́ми, верующих в Тебя и уповающих не посрами. Ибо Тебе Единому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом, и со Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

  1. На Литургии Преждеосвященных Даров из кодекса Barberini gr. 336. (VIII в.)

Господи, Боже наш! Наполни радости уста наши, и язык наш — веселием причащения ради святого Тела и Крови Христа Твоего. Ими же сохрани жизнь нашу, покрой и соблюди нас милостью Твоею на каждый день жизни нашей. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

[1] Тексты приводятся по следующим источникам: Орлов М. И. протоиерей. Литургия святаго Василия Великого. СПб.: Синод. тип., 1909. сс 321–381.; Афанасьева Т. И. Заамвонные молитвы в синайском глаголическом миссале ΧΙ в. и в славянских служебниках XIII–XV вв. (2011); Слуцкий А. С. Заамвонные молитвы в рукописных славянских служебниках // Byzantinorossica. (2005). Время их составления варьируется от IX до XIV века.

[2] В квадратные скобки помещены разночтения источников, курсивом выделены дополнительные слова.

[3] Έκ γιναικός – От жены, т.е. от женского пола.

[4] Τόν βασιλέα ήμῶν – царя нашего.

[5] Έκ γιναικός – От жены, т.е. от женского пола.

[6] Τὸν βασιλέα ήμῶν εὔφρανον – царя нашего возрадуй. Далее во всех молитвах царь заменён на властителей.

[7] Καἱ τέρφθητι ήμῶν τἁς ὑμνῳδίας – усладись нашими песнопениями.

[8] Ἐν τόπῳ ἁγίῳ σου – в месте святом Твоём.

[9] Ὁ προσδεξάμενος καὶ ἐπακούσας – принявший и услышавший.

[10] Λάζαρε δεῦρο ἔξω – Лазарь, выходи наружу.

[11] В одном из вариантов текста – «матери» – как напоминание обычая приурочить крещение младенцев к Пасхе. В виду неактуальности этого обычая выбрана иная редакция текста.

[12] Ἔστησας ἡμᾶς – (Ты) поставил нас.

[13] Εν κακίᾳ δογματίζοντες — во зле догматствующие.

[14] Η αμοιβὴν — плату, вознаграждение, мзду.

[15] Первая молитва – Благословляющий благословляющих: — помещена в самом тексте литургии.

[16] С благодарностью за помощь в переводе с греческого свящ. Димитрию Диденко.