Для миссионерских приходов

На полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготавливает Агнцы по числу предстоящих на неделе литургий Преждеосвященных Даров с произнесением обычных слов.

После отпуста Изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой: Боже, очисти меня, грешного.

Священник целует Евангелие и Престол, а диакон – только Престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на амвоне перед царскими вратами, трижды благоговейно кланяется, тихо молясь: Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Тебе.

Затем возглашает: Благослови, отче.

Иерей, делая Евангелием знак креста над антиминсом: Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Чтец: Приступи́те, покло́нимся… и 103-й псалом. Священник выходит северной дверью и читает светильничные молитвы, начиная с четвёртой. (см. Вечерню). По окончании псалма диакон исходит северной дверью и на амвоне произносит мирную ектению (священник уходит южной дверью в алтарь).

Диакон: Миром Господу помолимся. В мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй (на каждое прошение).
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О ниспослании мира свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.
О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. О мире во всём мiре, о благоденствии святых Божиих церквей и о единении всех Господу помолимся.
О святе́м храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме нашем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем преосвященней-шем епископе (имярек), честне́м пресви́терстве, во Христе диа́конст-ве, о всем причте и лю́дех, Господу помолимся. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ и господине нашем преосвященном епископе (имя), почтенных пресвитерах, во Христе диаконах, о всём причте и верных Богу людях Господу помолимся.
О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. О Богом хранимой стране́ нашей, о властях, воинстве и народе её Господу помолимся.
О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. О городе нашем (или: о селении, обители), о всех городах и странах, и о живущих в них по вере Господу помолимся.
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земных и о временах мирных Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева Божьего, беды и му́ки в День Господень Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблаго-слове́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник читает молитву первого антифона: Господи, сострадания исполненный и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего, яви нам знамение благое. Направь нас на путь Твой, да ходить будем во истине Твоей. Возвесели сердца наши, да благоговеют перед именем Твоим святым. Ибо Ты — Великий, и творишь чудеса. Ты — Бог Единый, и нет подобного Тебе бога, Господи, сильного в милосердии Своём, благого в могуществе Своём, помогающего, и утешающего, и спасающего всех, уповающих на Имя Святое Твоё.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Потому и подоба́ет Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Читается первый антифон. Священник берет Св. Евангелие и ставит его на Горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами ставит горящий светильник. (Удобнее для этого использовать пономарскую свечу на подставке, иначе есть опасность закапать воском антиминс). Все земно кланяются, диакон выходит на амвон и произносит малую ектению.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Иерей читает молитву второго антифона: Господи, да не в ярости Твоей обличишь нас, и да не во гневе Твоём накажешь Ты нас, но сотвори с нами по милости Твоей, как Врач и Исцелитель душ наших, среди бурного моря житейского направь нас в тихую пристань воли Твоей. Просвети очи сердец наших к познанию истины Твоей: даруй нам завершение этого дня мирное и безгрешное, как и всё время жизни нашей, по молитвам Святой Богородицы и всех святых.

Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Ибо хранит всех могущество Твоё, и весь мiр — Царство Твоё, и явлена в нём сила и слава Твоя: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Читается второй антифон. Священник, обходя вокруг престола, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на Престоле. Затем все земно кланяются, диакон снова выходит на амвон и произносит малую ектению.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Иерей читает молитву третьего антифона: Господи Боже наш! Помяни нас, грешных и недостойных служителей Твоих, в час, когда призываем имя святое Твоё. И не посрами нас, чающих милости Твоей, но даруй нам, Господи, всё, ко спасению просимое, и помоги нам любить и бояться Тебя всем сердцем нашим, и творить во всём волю Твою.

Яко благ и че­ло­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Ты — Бог Благой и Любящий нас, и Тебе мы славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Читается третий антифон. Священник, сотворив поклон и поставив дискос со Св. Дарами на голову, (или держа их на уровне лба), переносит его через Горнее место на жертвенник. Ему предшествует диакон со светильником, совершая частое каждение. В это время присутствующие в храме поклоняются до земли. Священник поставляет Дискос с Агнцем на жертвеннике. Диакон, взяв благословение, вливает в Чашу вино и воду. Затем священник, покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца. Аналогично, покадив покровцы, покрывает Дискос и Чашу. Затем покрывает возду́хом все вместе, покадив возду́х. При каждом священнодействии священник говорит: Господу помолимся, а диакон: Господи помилуй. После покровения диакон ставит перед Св. Дарами горящий светильник. Священник, покадив Св. Дары на жертвеннике, тихо возглашает: Молитвами святых отцов наших Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.  Диакон говорит: Аминь, и оба творят земной поклон. Священник отходит к Престолу, сворачивает Антиминс и полагает поверх его Евангелие. Диакон снова выходит на амвон и произносит малую ектению.

[Если Святые Дары хранятся на Жертвеннике, то на третьем антифоне священник перекладывает их на дискос и покрывает с каждением, говоря: Господу помолимся. Господи, помилуй. И, в конце, Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.]

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Иерей читает молитву третьего антифона: Неумолкающим пением и непрестанным славословием от небесных сил воспеваемый, исполни и наши уста хвалою Твоею, да возвеличим достойно Святое имя Твоё. И даруй нам часть от наследия во Царствии Твоём со всеми, поистине боящимися Тебя, и хранящими заповеди Твои, по молитвам святой Богородицы и всех святых Твоих.

Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Ты – Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Затем поются псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на Господи, воззвах: в это время совершается диаконом полное каждение храма по уставу. После совершается вход с кадилом.

В случае праздника, а также в Великий Понедельник, Вторник и Среду совершается вход с Евангелием, поскольку в эти дни читается Евангелие.

Пресвитер и диакон с Евангелием в предшествии свещеносцев выходят из алтаря и становятся перед Царскими вратами.

Диакон: Господу помолимся.

Священник тихо читает молитву входа: Вечером, и ранним утром, и в полу́дне восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех: вознеси молитву нашу, как благоухание фимиама пред Тобою, и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помышлениям лукавым, но избавь нас от всех, ловящих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, устремлены очи наши, и на Тебя уповаем, — не посрами нас, Боже наш! Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, тихо: Аминь. Благослови, отче, святой вход.

Священник тихо: Благословен вход во Святая Святых Твоих всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, тихо: Аминь.

Громче, совершая кадильницей (или Евангелием) знак креста в Царских вратах: Премудрость! Станьте благоговейно!

Все: Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного…

Священник с диаконом, войдя в алтарь и поцеловав Святой Престол, отходят на Горнее место, как обычно.

Диакон: Внимайте.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Премудрость. Прокимен, глас… и поём прокимен Триоди. После — чтение первой паремии. Диакон затворяет Царские Врата. После чтения диакон вновь отворяет Царские Врата и произносит: Премудрость, и чтец читает второй прокимен. Затем диакон возглашает: Повелите! Священник, держа обеими руками свечу и кадило и изображая ими крест, возглашает перед престолом: Премудрость! Станьте благоговейно!

Обратившись на запад к народу, лежащему ниц: Свет Христов просвещает всех!

Затем чтец читает вторую паремию Триоди, а диакон затворяет Царские врата. Если литургия Преждеосвященных Даров совершается накануне праздника, то читаются еще три паремии праздника. По прочтении паремий диакон отверзает Царские Врата. Священник благословляет чтеца, говоря: Мир тебе. Диакон: Премудрость.

Чтец с хором (всеми) поёт древний прокимен: Да исправится. Во время пения все лежат ниц, предстоятель, кадит престол, потом жертвенник, после чего сам преклоняет колена перед престолом.

После три земных поклона (На практике с молитвой прп. Ефрема Сирина, однако Устав об этом молчит.)

Если случится праздник святому или храмовый праздник, тогда диакон возглашает: Внемлем. И чтец произносит прокимен Апостола, читается Апостол, поется Аллилуиа и читается Евангелие как обычно.

СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ

Рцем вси от всея ду­ши, и от все­го по­мыш­ле­ния на­ше­го рцем. Воззовём все от всей души, и от всего помышления нашего воскликнем: Господи, помилуй!
Все: Господи, помилуй.
Гос­по­ди Все­дер­жи­те­лю, Бо­же отец на­ших, мо­лим Ти ся, услы­ши и помилуй. Господи, Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь нас и помилуй.
Все: Господи, помилуй.
По­ми­луй нас, Бо­же, по ве­ли­цей ми­ло­сти Тво­ей, мо­лим Ти ся, услы­ши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе: услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй

(на каждое прошение).

Еще мо­лим­ся о Ве­ли­ком Гос­по­дине и от­це на­шем Свя­тей­шем Пат­ри­ар­хе имя­рек, и о гос­по­дине на­шем прео­свя­щен­ней­шем мит­ро­по­ли­те (имя­рек), и о всей во Хри­сте бра­тии нашей. Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имя), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (имя), и о всей во Христе братии нашей.
(Здесь иерей разворачивает илито́н и анти́минс).
Еще мо­лим­ся о Бо­го­хра­ни­мей стране на­шей, вла­стех и во­ин­стве ея, да ти­хое и без­молв­ное жи­тие по­жи­вем во вся­ком бла­го­че­стии и чистоте. Ещё молимся о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проживём во всяком благочестии и чистоте.
Еще мо­лим­ся о бра­ти­ях на­ших, свя­щен­ни­цех, свя­щен­но­мо­на­сех, и всем во Хри­сте брат­стве нашем. Ещё молимся о братьях наших —священниках, диаконах и монахах; и о сёстрах наших: игуменьях и монахинях, и о всём во Христе братстве нашем.
Еще мо­лим­ся о бла­жен­ных и прис­но­па­мят­ных свя­тей­ших пат­ри­ар­сех пра­во­слав­ных и со­зда­те­лех свя­та­го хра­ма се­го (аще во оби­те­ли: свя­тыя оби­те­ли сея), и о всех пре­жде­по­чив­ших от­цех и бра­ти­ях, зде ле­жа­щих и по­всю­ду, православных. Ещё молимся о блаженных и приснопамятных свя­тей­ших пат­ри­архах пра­во­слав­ных и о создателях святого храма нашего (святой обители нашей), и о всех прежде почивших отцах, братиях и сестрах наших, здесь лежащих и повсюду, православных.
Еще мо­лим­ся о ми­ло­сти, жиз­ни, ми­ре, здра­вии, спа­се­нии, по­се­ще­нии, про­ще­нии и остав­ле­нии гре­хов ра­бов Бо­жи­их, бра­тии свя­та­го хра­ма се­го (аще во оби­те­ли: свя­тыя оби­те­ли сея). Ещё молимся о даровании милости, жизни в мире, здравии и спасении, о Божием посещении, прощении и отпущении грехов рабов Божиих: братии святого храма нашего (святой обители нашей) и рабов Божиих (имена) и да умножатся всем годы жизни их.
(Обычно здесь поминают поимённо о здравии).
Еще мо­лим­ся о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во свя­тем и все­чест­нем хра­ме сем, труж­да­ю­щих­ся, по­ю­щих и пред­сто­я­щих лю­дех, ожи­да­ю­щих от Те­бе ве­ли­кия и бо­га­тыя милости. Ещё молимся о приносящих пожертвования и добро делающих во святом и священном храме сем, о здесь трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и обильной милости.

Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Священник: Господи, Боже наш! Усердную нашу молитву прими от Твоих рабов и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедрые дары Твои ниспошли на нас, и на всех людей Твоих, чающих от Тебя неоскудевающей милости.

Яко ми­ло­стив и че­ло­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Ты — Бог Милостивый и Человеколюбивый, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

МОЛИТВЫ ОБ ОГЛАШАЕМЫХ (если они есть на приходе)

Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви. Помолитесь, оглашаемые, Господу!
Все: Господи, помилуй.
Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Верные, об оглашаемых помолимся, чтобы Господь помиловал их.
Все: Господи, помилуй.
Огласит их словом истины. Огласил их словом истины.
Все: Господи, помилуй.
Открыет им Евангелие правды Открыл им Евангелие правды.
Все: Господи, помилуй.
Соединит их святей Своей соборней и апостольстей Церкви. Соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью.
Все: Господи, помилуй.
Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. Оглашаемые, главы ваши пред Господом преклоните.
Все: Тебе, Господи.
Священник читает молитву над оглашаемыми: Боже, Боже наш, Творец и Создатель всех, хотящий всем спастись и к познанию истины прийти. Воззри на рабов Твоих, оглашаемых, и избавь их от древнего обольщения и козней сопроти́вного, и призови их в жизнь вечную, просвещая их души и тела, и сопричисляя их к словесному стаду Своему, на нем же наречено́ святое имя Твоё.
Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.  Да и они с нами прославят священное и величественное имя Твоё: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыди́те. Елицы оглашеннии, изыди́те. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Готовящиеся ко оглашению, в притво́р исходи́те! Оглашаемые, исходи́те! Все оглашаемые, исходите! Да никто из оглашаемых, но только верные, вновь и непрестанно в мире Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Премудрость.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Премудрость.

Так про­из­но­сит­ся толь­ко до сре­ды чет­вер­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста. А с се­ре­ди­ны по­ста, по­сле слов свя­щен­ни­ка: Да и они с на­ми: про­из­но­сят­ся диа­ко­ном сле­ду­ю­щие про­ше­ния:

Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыди́те. Елицы ко Просвещению, приступи́те. Помолитеся иже ко Просвещению. Готовящиеся ко оглашению, в притво́р исходи́те! Оглашаемые, исходи́те! Готовящиеся ко Просвещению — приступи́те! Помоли́тесь, готовящиеся ко Провещению!
Все: Господи, помилуй.
Вер­нии, о иже ко свя­то­му про­све­ще­нию го­то­вя­щих­ся бра­ти­ях и спа­се­нии их, Гос­по­ду помолимся. Вер­ные, о го­то­вя­щих­ся ко свя­то­му Про­све­ще­нию бра­тьях [и сестрах], и о спа­се­нии их Гос­по­ду помолимся.
Яко да Гос­подь Бог наш утвер­дит их и укрепит. Да утвердит и укрепит их Господь Бог наш.
Про­све­тит их про­све­ще­ни­ем ра­зу­ма и благочестия. Да про­све­тит их све­том разума и благочестия.
Спо­до­бит их во вре­мя бла­го­по­треб­но ба­ни па­ки­бы­тия, остав­ле­ния гре­хов и одеж­ди нетления. Да удо­сто­ит их в над­ле­жа­щее вре­мя омовения воз­рож­де­ния, про­ще­ния гре­хов и одеж­ды нетления.
По­ро­дит их во­дою и Духом. Да воз­ро­дит их во­дою и Духом.
Да­ру­ет им со­вер­ше­ние веры. Да­ дарует им со­вер­шен­ство веры.
Со­при­чтет их свя­то­му Сво­е­му и из­бран­но­му стаду. Да со­при­чис­лит их ко свя­то­му Сво­е­му и из­бран­но­му стаду.
Спаси, помилуй заступи, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Премудрость. Спаси, помилуй защити, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Премудрость.
Иже ко про­све­ще­нию, гла­вы ва­ша Гос­по­де­ви приклоните. Го­то­вя­щи­е­ся к про­све­ще­нию, гла­вы ва­ши пред Гос­по­дом преклоните!
Все: Тебе, Господи.
Священник: Яви, Вла­ды­ко, ли­це Твое на иже ко свя­то­му про­све­ще­нию го­то­вя­щих­ся и же­ла­ю­щих гре­хов­ную сквер­ну от­тря­сти. Оза­ри их по­мыш­ле­ние, из­ве­сти я в ве­ре, утвер­ди в на­деж­ди, со­вер­ши в люб­ви, уды чест­ны Хри­ста Тво­е­го по­ка­жи, дав­ша­го Се­бе из­бав­ле­ние о ду­шах наших. Обратись благосклонно, Вла­ды­ка, к го­то­вя­щим­ся ко свя­то­му Про­све­ще­нию и же­ла­ю­щих от­трясти сквер­ну гре­ховную. Оза­ри их помышления, наставь их в ве­ре, утвер­ди в на­деж­де, усо­вер­шен­ствуй в люб­ви и по­ка­жи до­стой­ными членами Церкви — Те­ла Хри­ста Тво­е­го, от­дав­ше­го Се­бя во ис­куп­ле­ние за ду­ши наши.
Яко Ты еси про­све­ще­ние на­ше, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Ты – про­све­ще­ние на­ше, и Те­бе мы сла­ву вос­сы­ла­ем: От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне, и присно, и во ве­ки веков.

Все: Аминь.

(Если ектений нет, то диакон возглашает: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.)

Священник читает молитву верных первую: Боже, великий и восхваляемый, животворящей смертью Христа Твоего из тления нас перевёдший в нетление! Ты все чувства наши от страстного омертвения освободи, приставив к ним благого наставника – внутреннее рассуждение. И да уклонится око от всякого дурного взгляда, слух да недоступен будет для слов праздных, язык же да очистится от речей непристойных. Очисти наши уста, восхваляющие Тебя, Господи; руки наши от дурных дел удержи, да делают же только угодное Тебе, все члены тела нашего и помышления утверждая Твоею благодатию.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Па­ки и па­ки, ми­ром Гос­по­ду помолимся. Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник читает молитву верных вторую: Владыка святой и преблагой! Молим Тебя, милостью богатого, милостивым быть к нам, грешным, и достойными нас соделать принятия единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя Славы. Ибо вот, пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в нынешний час входящие, готовы к предложению на таинственной этой трапе́зе, множеством воинства небесного невидимо сопровождаемые. Даруй нам приобщиться к ним не в осуждение, да через них оком разума просвещаясь, сынами света и дня будем.

По дару Христа Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. По дару Христа Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. Хор поёт Херувимскую песнь: Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, / ибо входит Царь Славы, и Жертва та́инственная, совершённая, ими дорино́сится. / С верой и любовию приступим, / да причастниками жизни вечной будем. / Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет Царские Врата. Взяв благословение, диакон кадит Св. Престол спереди три раза, читая пятидесятый псалом, отходит к жертвеннику и кадит его три раза, возвращается к священнику, кадит три раза его. За­тем свя­щен­ник и диа­кон встав вме­сте, чи­та­ют с воз­де­ты­ми ру­ка­ми три­жды: Ныне си­лы небесные: Затем священник и диакон целуют Св. Престол и отходят к жертвеннику. Священник, покадив Св. Дары, отдает кадило диакону и полагает на левое плечо его воздух. Сам берёт дискос правой рукой и несет на уровне лба («ставит на голову»). Левой же рукой несет Чашу на уровне груди. (Если служат соборно, то чашу берет второй священник). В предшествии диакона со светильником, кадящего часто, священник переносит Св. Дары, выходя северной дверью. Во вре­мя же вхо­да ни­че­го не про­из­но­сят. В это время все присутствующие в храме поклоняются до земли. Священник входит царскими вратами в алтарь и ставит Св. Дары на Престол, снимает покровцы и молча покрывает дискос и чашу возду́хом, кадит их трижды и после трижды земно кланяется.

[По обычаю, с тремя поклонами читается молитва св. Ефрема Сирина, однако в Уставе она не указана.]

Диакон затворяет Царские Врата и завесу наполовину (в знак того, что литургия неполная), исходит северной дверью и произносит ектению:

Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Восполним вечернюю молитву нашу ко Господу.
Все: Господи, помилуй.
О предложенных и Преждеосвященных Честных Дарех, Господу помолимся. О предло́женных и преждеосвящённых святых Дарах Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Яко да че­ло­ве­ко­лю­бец Бог наш, при­ем я во свя­тый и пре­не­бес­ный и мыс­лен­ный Свой жерт­вен­ник, в во­ню бла­го­уха­ния ду­хов­на­го, воз­нис­по­слет нам Бо­же­ствен­ную бла­го­дать и дар Свя­та­го Ду­ха, помолимся. Дабы Че­ло­ве­ко­лю­бец Бог наш, при­няв их на свя­той и пре­выс­ший небес и неве­ще­ствен­ный Свой жерт­вен­ник подобно аро­мату бла­го­уха­ния ду­хов­но­го, нис­по­слал нам Бо­же­ствен­ную бла­го­дать и дар Свя­то­го Ду­ха, помолимся.
Все: Господи, помилуй.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева Божьего, беды и му́ки в День Господень Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
За­сту­пи, спа­си, по­ми­луй и со­хра­ни нас, Бо­же, Тво­ею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Ве­че­ра все­го со­вер­шен­на, свя­та, мир­на и без­греш­на у Гос­по­да просим. Вечеру сему завершения святого, мирного и безгрешного, у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Ан­ге­ла мир­на, вер­на на­став­ни­ка, хра­ни­те­ля душ и те­лес на­ших у Гос­по­да просим. Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Про­ще­ния и остав­ле­ния гре­хов и пре­гре­ше­ний на­ших у Гос­по­да просим. Прощения и отпущения грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Доб­рых и по­лез­ных ду­шам на­шим, и ми­ра мiро­ви у Гос­по­да просим. Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Про­чее вре­мя жи­во­та на­ше­го в ми­ре и по­ка­я­нии скон­ча­ти у Гос­по­да просим. Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Хри­сти­ан­ския кон­чи­ны жи­во­та на­ше­го, без­бо­лез­не­ны, непо­стыд­ны, мир­ны и до­бра­го от­ве­та на страш­нем су­ди­щи Хри­сто­ве просим. Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.
Все: Подай, Господи.
Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Все: Тебе, Господи.

Иерей: Боже неизреченных и невидимых Таинств, у Тебя все богатства премудрости и разума сокровенны! Ты совершение службы этой открыл нам, и по великому Твоему человеколюбию поставил нас, грешных, приносить Тебе дары́ и жертвы за наши согрешения и за грехи народа, совершённые по неведению. Сам, о невидимый Царь, творящий великое и непостижимое, славное и необычайное, чему нет числа, воззри на нас, недостойных рабов Твоих, предстоящих пред святым этим жертвенником, как пред херувимским Твоим престолом, на котором покоится Единородный Сын Твой и Бог наш в предлежащих страшных Таинствах. И освободив нас и верный народ Твой от всякой нечистоты, освяти души и тела всех нас освящением неотъемлемым. Да с чистою совестью, с не посрамлённым лицом, с просвещённым сердцем причащаясь божественных Святынь этих и ими оживотворяясь, соединимся с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим, сказавшим: «Вкушающий Мою Плоть и испива́ющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нём». И да вселится в нас и действует Слово Твоё, Господи, да будем храмом Пресвятого и достойного поклонения Твоего Духа, избавившись от всяких козней диавола, в деле, или слове, или в мысли действующего, и получим обещанные нам блага́я со всеми святыми Твоими, от отворения мiра Тебе благою жизнью угодившими.

И спо­до­би нас, Вла­ды­ко, со дерз­но­ве­ни­ем, неосуж­ден­но сме­ти при­зы­ва­ти Те­бе, Небес­на­го Бо­га От­ца, и глаголати. И позволь всем нам, Владыка, со дерзновением, не к осуждению, смело призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и восклицать:

Все: Отец наш Небесный! Да святится Имя Твоё. Да прии́дет Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник:

Яко Твое есть Цар­ство, и си­ла, и сла­ва, От­ца, и Сы­на, и Свя­та­го Ду­ха, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Твоё это Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Пред Господом склонитесь.

Все: Перед Тобою, Господи.

Священник: Боже, единый благой и милосердный, на высотах Небесных живущий и о земном попечение не оставляющий! Воззри́ милосердным оком на всех людей Твоих и сохрани их. И сподоби всех нас не в осуждение причаститься животворящих Твоих этих Таинств, ибо мы пред Тобою склонили главы́ свои́, ожидая от Тебя неистощимой милости.

Бла­го­да­тию, и щед­ро­та­ми, и че­ло­ве­ко­лю­би­ем Еди­но­род­на­го Сы­на Тво­е­го, с Ним­же бла­го­сло­вен еси, со Пре­свя­тым и Бла­гим и Жи­во­тво­ря­щим Тво­им Ду­хом, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. По благодати, и состраданию, и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Внемли нам, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и со Престола славы Царства Твоего, на небесах со Отцом восседающий, и здесь с нами невидимо пребывающий, и приди освятить нас! И могущественной Твоею рукой преподай нам Пречистое Тело Твоё и Драгоценную Кровь, и через нас – всем людям.

Трижды кланяется пред престолом, тихо молясь: Боже, очисти меня, грешного.

Диакон: Внемлем.

Священник, вознося Агнец, громко: Святое святым[1].

Все: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Диакон (в алтаре): Раздели, отче, Святой Хлеб[2].

Иерей разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части и тихо произносит: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и неиссякаемый, но причащающихся освящающий.

Раскладывая части Святого Хлеба крестообразно на краях дискоса: Иисус Христос – Победитель смерти.

Диакон, указывая орарем на Чашу: Восполни, отче, Святой Потир.

Иерей берет Частицу «ИС» и, сделав ею знамение креста над Потиром, опускает в Потир, со словами: Полнота Святого Духа.

Диакон: Аминь. Подносит ковшик с кипятком к священнику, говоря: Благослови, отче, теплоту.

Иерей, благословляя: Благословенно горение святых Твоих всегда: ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Диакон вливает теплоту в Потир, говоря: Горение веры, исполненной Духа Святого. Аминь.

После этого священник берет часть Святого Хлеба с печатью «ХС» и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей и мирян.

Затем молятся: Облегчи, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, те, что в слове и в деле, сознательные и неосознанные, во дни и в ночи, во уме и в помышлении, и в службе этой — всё нам прости, Благой и Человеколюбивый.

Священнослужители выходят на амвон и вместе с молящимися молятся перед причастием:

Ве­рую, Гос­по­ди, и ис­по­ве­дую, яко Ты еси во­ис­тин­ну Хри­стос, Сын Бо­га жи­ва­го, при­ше­дый в мир греш­ныя спа­сти, от ни­х­же пер­вый есмь аз. Еще ве­рую, яко сие есть са­мое пре­чи­стое Те­ло Твое, и сия есть са­мая чест­ная Кровь Твоя. Мо­лю­ся убо Те­бе: по­ми­луй мя и про­сти ми пре­гре­ше­ния моя, воль­ная и неволь­ная, яже сло­вом, яже де­лом, яже ве­де­ни­ем и неве­де­ни­ем, и спо­до­би мя неосуж­ден­но при­ча­сти­ти­ся пре­чи­стых Тво­их Та­инств, во остав­ле­ние гре­хов и в жизнь веч­ную. Аминь.

Ве­че­ри Тво­ея тай­ныя днесь, Сыне Бо­жий, при­част­ни­ка мя при­и­ми; не бо вра­гом Тво­им тай­ну по­вем, ни лоб­за­ния Ти дам, яко Иуда, но яко раз­бой­ник ис­по­ве­даю Тя: по­мя­ни мя, Гос­по­ди, во Цар­ствии Твоем.

Верую, Господи, и исповедую, ибо Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешников спасти, из них же самый первый — я. Ещё верую, что это истинное и пречистое Тело Твоё,

и это истинная и драгоценная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне прегрешения мои,

вольные и невольные, в словах и делах, сознательно и по неведению,

и сподоби меня не во осуждение причаститься пречистых Твоих Таинств, но в отпущение грехов и ради жизни вечной. Аминь.

Ве́чери Твоей Тайной сегодня, Сыне Божий, причастника меня прими; не поведаю Тайну врагам Твоим, не предам Тебя целованием, как Иуда, но как разбойник исповедаю Тебя: Помяни, меня, Господи, во Царствии Твоём.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Аминь. Да не будет мне в суд или во осуждение причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Все: Аминь и хор начинает петь причастный стих: Вкусите – и увидите, сколь благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Священнослужители кладут земной поклон перед престолом, кланяются друг другу в алтаре и в храме со словами: Простите меня, отцы, братья и сестры, грешного.

И снова творят земной поклон, говоря: Ныне прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.

Священник: Диакон, приступи.

Диакон, готовясь принять св. Хлеб: Преподай мне, отче, Драгоценное[3] и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Священник: (Имя), диакону, преподаётся Драгоценное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во отпущение грехов его и в Жизнь Вечную.

Взяв частицу Святого Хлеба: Драгоценное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподаётся мне, иерею (имя) во отпущение грехов моих и в Жизнь Вечную.

Священник и диакон причащаются Св. Тела. Затем иерей произносит: Вот, вновь я прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.

Причащаясь из Потира, иерей молится: Драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюсь я, раб Божий, священник (имя), во отпущение грехов моих и в Жизнь Вечную. Аминь.

(Целует край Потира). Вот, прикоснулась святыня ко устам моим: да изгладит беззакония мои, и грехи мои очистит.

К мiря́нам: Со страхом Божиим, верою и любовью приступите.

Все: Благословлять буду Господа во всякое время, хвала Ему непрестанно в устах моих.

И сразу иерей выходит причащать мирян лжицей или раздельно: тогда преподаёт св. Хлеб, а диакон даёт пить от Св. Чаши. После причащения священник произносит Аллилуйя, заходит в алтарь, на престоле ссыпает с дискоса в Потир частицы.

Хор поёт: Аллилуйя. (Трижды).

Затем иерей благословляет народ:

Спа­си, Бо­же, лю­ди Твоя, и бла­го­сло­ви до­сто­я­ние Твое. Спаси, Боже, людей Твоих и благослови наследие Твоё.

Все: Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите – и увидите, сколь благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Иерей кадит Дары трижды, отдает диакону дискос и, творя Чашей знак креста над антиминсом, тихо произносит: Благословен Бог наш…

Осеняя в Царских вратах Чашей народ, громко: всегда: ныне и присно и во веки веков.

Затем иерей относит Чашу (и дискос) на жертвенник, тихо произнося: Вознесись на Небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя.

Все: Аминь. Да наполнятся уста наши хваления Твоего Господи, и да поём славу Твою, ибо сподобил нас причаститься Святым Твоим, Божественным, бессмертным и жизнь подающим Тайнам. Соблюди нас во Твоей святыне весь день поучаться правде Твоей. Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя!

Диакон: Про́сти приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Станем благоговейно! Приняв Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные, Небесные и Животворящие, Страшные Христовы Тайны достойно возблагодарим Господа.
Все: Господи, помилуй.
За­сту­пи, спа­си, по­ми­луй и со­хра­ни нас, Бо­же, Тво­ею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
День весь со­вер­шен, свят, ми­рен и без­гре­шен ис­про­сив­ше, са­ми се­бе и друг дру­га, и весь жи­вот наш Хри­сту Бо­гу предадим. День весь совершенный, святой, мирный и безгрешный испросив, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все поданные нам бла́га, и за причащение святого Тела и Крови Христа Твоего. И молим Тебя, Владыка Человеколюбивый: сохрани нас под кровом крыл Твоих и дай нам до последнего нашего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих, к просвещению души и тела, к наследованию Царства Небесного.

Благословляя Евангелием сложенный антиминс:

Яко Ты еси освя­ще­ние на­ше, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Ты – Освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник:

С ми­ром изы́дем. С миром исходим.

Все: Во имя Господне.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник (выйдя за амвон, лицом к алтарю). Диакон стоит, преклонив главу, и держит орарь.:

Владыко Вседержителю, иже всю тварь премудростию соделавый, и неизреченным Твоим промыслом и многою благостию введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежди воскресения. Иже четыредесятми деньми скрижали вручив, богоначертанная писмена, угоднику Твоему Моисеови, подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому воскресению. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Владыка Вседержитель, всё творение премудро создавший, и по неизреченному Твоему промыслу и великой благости введший нас в эти свяще́нные дни ради очищения душ и теле́с, ради воздержания от страстей, ради обновления надежды воскресе-ния! Ты, через сорок дней вручивший скрижали — Тобою созда́нные Писания — служителю Твоему Моисею, даруй и нам, Благой, подвигом добрым подвизаться, путь поста завершить, веру нераздельной сохранить, головы невидимых зми́ев сокрушить, победителями греха явиться и без осуждения достигнуть поклонения святому воскресению. Ибо благословенно и прославлено священное и величественное имя Твоё: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. Да будет Имя Господне благословенно от ныне и на веки. Чтец: Слава, и ныне: И псалом 33.

После молитвы священник входит в алтарь Царскими вратами; диакон же входит северной дверью, приклоняет главу. Священник благословляет его потребить Святые Дары, читая молитву перед потреблением Святых Даров:

Господи Боже наш, введший нас в эти священные дни и сделавший нас причастниками страшных Твоих Таинств! Присоедини нас к словесному Твоему стаду и наследниками яви Царствия Твоего, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После псалма иерей благословляет народ:

Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас, То­го бла­го­да­тию и че­ло­ве­ко­лю­би­ем, все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Благословение [и милость] Господа да снизойдёт на вас, по благодати Его и человеколюбию всегда: ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Все: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Священник берет крест с престола и произносит на амвоне отпу́ст:

(Вос­кре­сый из мертвых) Хри­стос, ис­тин­ный Бог наш, мо­лит­ва­ми Пре­чи­стыя Сво­ея Ма­те­ре (и про­чая), иже во свя­тых от­ца на­ше­го Григория Двоеслова, Папы Римского, и (свя­та­го имя­рек, его­же есть храм и его же есть день), и всех свя­тых, по­ми­лу­ет и спа­сет нас, яко благ и человеколюбец. (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и восхваляемых апостолов, просия́вшего среди святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римского, (святые храма и святых Минеи текущего дня и следующего), святых и праведных родителей Богородицы — Иоакима и Анны, и всех святых: да помилует и спасёт нас, Благой и Человеколюбивый.

Хор поёт многолетия. Священник, осенив напрестольным крестом народ, даёт его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы. Затем священник опять осеняет крестом народ, и возвращается в алтарь.

Тропарь св. Григорию Двоеслову

Благодать божественную свыше получив, / славный Григорий, / и силой Божией укрепляемый, / шествовать путём Евангельским возжелал, / и награду за труды принял от Христа, всеблаженный. / Молись Ему, да спасёт души наши.

Кондак св. Григорию Двоеслову

Подражателем Начальнику пастырей Христу / явился ты, о́тче Григо́рие, / сонмы иноков к ограде небесное направляя, / и оттуда научил стадо Христово заповедям Его. / И ныне с ними ликуешь и радуешься / во обителях небесных.

[1] Т.е. Святые Дары — людям святым. Служебник предписывает лишь касаться рукой Агнца под покровом. Но возношение и преломление Агнца – действия, отделяющие обряд личного (само)причащения от литургии как собрания верных. Соответственно, на полной литургии этот Агнец возносить не стоит.

[2] Согласно русскому служебнику и обычаю все последующие действия произносятся в молчании. Однако в греческих служебниках предписывается произносить все обычные молитвы и причащаться из Чаши как на полной литургии.

[3] Или: Священное, Почитаемое, Чтимое.