Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с вами слышим в Святом Евангелии наказ не судить других людей, чтобы и мы с Вами не были судимы (Мф. VII, 1-8).
Но это может вызвать справедливые вопросы: а что же нам, христианам, делать, если мы видим в жизни какую-то несправедливость, какие-то проблемы? Неужели мы должны молчать, глядя на них?
Ведь святые-то не молчали. Вот, например, святой священномученик патриарх Всероссийский Гермоген. Он предпочел смерть неправде. И многие другие святые также.
И, глядя на их жития, можем спросить: как же так? Как же нам не судить-то? Мы же, как христиане, должны быть солью и светом, соответственно. Должны проверять этот мир, испытывать его на соответствие и причастность истине.
Многого и другого написано в священном Евангелии, что ввергает нас в некоторое недоумение.
«Не бросайте бисер перед свиньями».
Но что это за свиньи? Ведь очевидно, что это не запрет рассыпать бижутерию перед животными! Свиньи в данном случае это иносказательный образ людей, которым мы предлагаем слово Божие, и которые не готовы нашу проповедь вместить.
Но разве мы можем называть людей, наших ближних, свиньями? Не слишком ли это неблагочестиво по отношению к ним? Это же осуждение ближних, запрещенное чуть раньше! Как нам определить, кто из наших слушателей «свиньи», чтобы сразу лишить их удовольствия душеспасительного разговора с нами?
Если же «свиньи» — это указание на нравственную нечистоплотность слушателей, то тоже возникают вопросы. Если не проповедовать тем людям, которые сейчас живут подобно свиньям, то как они обратятся к Богу чистоты и истины? Парадокс? Нет.
В священном Евангелии много таких парадоксов. Речь здесь не о гнушении невеждами и превозношением собственной праведностью, а жалостью к тем людям, которые еще не готовы принять Слово Божие, самоукорением, потому что они не видят в нас достойных проводников святости.
Эти парадоксы понятны лишь в том случае, если мы имеем правильное представление о Церкви.
Церковь – это не общество праведников. Церковь Христова, пребывающая на земле, это общество кающихся грешников. Мы приходим в Церковь, потому что позваны в неё Господом нашим Иисусом Христом. Мы пришли сюда не как праведные люди, которым приятно встретиться раз в неделю с себе подобными, а потому что сердцем чувствуем, что только здесь возможно наше спасение от грехов. Только здесь возможно наше исцеление от тех бед и проблем, которые мучают нас каждый день. Только здесь возможно исправление нашей жизни, потому что здесь невидимо, но вполне реально воздействует благодать Божия на нашу душу и нашу жизнь.
Вот если так посмотрим на церковную жизнь, то увидим себя утопающими в житейском море, которому бросают спасительный круг церковный. Если мы такими увидим себя, что очень близко к истине, то поймем, что эти евангельские слова про бисер, свиней, не осуждение даны нам на вырост. Это призыв к самосовершенствованию, призыв к духовному росту. И по мере нашего роста сама наша жизнь будет обличением неправде и злу нашего мира.
Что толку, если мы ходим и всех обличаем, а жизнь свою не исправляем? Мы тогда напоминаем дорожный столб, который всем показывает правильную дорогу, верную, но сам не сдвигается в нужном направлении ни на сантиметр.
Господь Иисус сказал так: «что они говорят, то исполняйте. Но не делайте, как они делают». Эти страшные слова обращены не только к фарисеям древности, но и к нам с Вами.
Если мы слышим слово Божье, но не исполняем его, то нам нельзя подражать. А если нам нельзя подражать, то какая же мы «соль земли»? Какой же мы «свет миру»? Но и без Бога, без Церкви нам не спастись.
Вот о чем мы и вспоминаем, когда слышим такие парадоксальные слова Священного Писания. Господь всё дает нам на вырост, рассыпая перед нами – свиньями – жемчуга богословия, которыми щедро вышито православное богослужение, как правило, проходящее мимо нашего блуждающего сознания. Господь призывает нас, несовершенных и грешных, войти в Церковь и здесь обрести и духовное совершенство, и благодать Божию для спасения своей души. Но от нас зависит, будем ли мы соработниками Богу, будем ли трудиться или, войдя в церковь, скажем: «Мы уже всего достигли. Мы уже просто по факту крещения в Православии спасены, пусть хоть и не живем по-христиански. Придём на исповедь – покаемся, причастимся раз в месяц и достаточно. А все остальные погибнут, какую бы жизнь не вели. А мы спасемся. Точно спасемся. Всё, нам больше ничего не надо делать».
Нет, дорогие мои! К счастью или к сожалению, но, входя в Церковь, мы начинаем длительный, долгий, тяжелый путь самосовершенствования. И оно заключается в том, что мы перестанем жить собою и ради себя, а начинаем жить ради Бога, ради Христа, ради ближних. Как один из православных философов говорил, «меняем образ жизни с эгоистического на Троичный, подобный любви между ипостасями Святой Троицы».
Иной раз кажется, что это недосягаемый идеал и он где-то высоко над нами. Однако, люди покоряют горы, могут взобраться и на гору духовного совершенства. И празднуемые сегодня преподобные отцы, просиявшие на Святой горе Афон, укрепляют нас в том, чтобы не опускать руки, не отчаиваться.
Все святые были простыми людьми. Вот преподобный Силуан Афонский. Вел жизнь такую же, как и его многие сверстники, но нашел в себе силы отойти от этой жизни и приблизиться к жизни духовной. Чем он просиял? Какие чудеса творил? Разделял море на две стороны? Нет! Передвигал горы с одной стороны на другую? Нет! Вызывал дожди, укрощал бури? Нет! А что же он сделал? Он не осудил никого в течение своей жизни. И всей душой стремился к Богу, полагая Его единственным сокровищем – «бисером» по-церковнославянски, в своей жизни. И в этом он уподобился ангелам и даже Господу Богу.
Вот она гора добродетелей, вот она гора совершенства! Если мы научимся обличать несовершенство этого мира, не осуждая, то и мы не будем судимы в ответ, и Церковь Божия не будет хулиться. Церковь ведь не некий аппарат, который должен принудить всех к святости, «железной рукой загнать всех в счастье»! У Церкви Христовой другая задача. Она принимает нас, чтобы создать все условия для восхождения на гору небесных добродетелей.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательнее относиться к тому слову, которое предлагает нам Господь. Не будем видеть себя судиями, критиками окружающего нас греховного мира. Будем лишь судиями себе. Но судьями, не приводящие себя к отчаянию, а возгревающих в себе надежду. Судиями, помнящие слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Если мы стараемся руководствоваться ими, то поднимаемся на невидимую, духовную гору добродетелей.
Эти добродетели не поражают воображение, они не попадают на страницы газет и в верхние строчки интернет-новостей. Но это самое главное в нашей духовной жизни – это преображение души. И залог этого преображения, исцеления души – таинство святого причащения, святая Евхаристия, к которой мы через некоторое время с покаянием и радостью приступим, прося прощения у Господа Бога и наших обиженных ближних.
Как мы распорядимся этим святым шансом, потрудимся ли мы, чтобы взойти на гору добродетелей или понадеемся на то, что и так нас Бог обязан спасти – зависит от труда каждого из нас. Но надеюсь на то, что по молитвам празднуемых сегодня святых Горы Афонской, дарует нам Господь восшествие и на гору Царствия Небесного. Аминь.
***
Спаси, Господи, и помилуй раб Твоих – потрудившихся Галины и Ольги!