Сегодня – неделя святых праотцев.
В узком значении этого слова это родственники Христа по плоти в роде Давидовом. В широком смысле слова это все ветхозаветные праведники, которые жили надеждой на скорый приход в мир Христа Спасителя, на избавление от проклятия греха, порока, тяготеющего над каждым человеком.
Сегодня, вспоминая святых ветхого завета, с напряжением и волнением ожидавших того, что для нас уже давно сбывшееся событие, ставшее поводом для милого праздника Рождества Христова, Евангелие предлагает нам задуматься над соотношением наших слов и дел.
Собственно, всегда Евангелие напоминает нам об этом. Эта книга всегда пытается разбудить нашу совесть. Но мы, большинство из нас, уже научились обходить эти «подводные камни» совести и жить как нам нравится, считая себя христианами.
В этом отрывке могут удивить две фразы.
Говоря о людях, позванных царём на брачный пир, ужин, евангелист отмечает, что те отказываются идти на пир (Лк. XIV, 16-24). А мы понимаем, что это не просто свадьба каких-то давно умерших царей, а символ. Позвал всех Царь Небесный – Господь Бог. Брачный пир – это радость Царства Небесного, в узком смысле – участие в Святой Евхаристии, как в предвестии спасения. Позванные – это народы земли, назвавшие себя богоизбранными, в том числе и все христиане.
И вот позванные отказываются прийти, «как бы сговорившись». И причины-то весомые у всех. Вполне житейские, понятные и сегодня.
Первый говорит – я купил землю и мне нужно пойти её посмотреть.
Другой купил 5 пар волов и идет их испытать. Сегодня покупают скорее автомобили и трактора для этих целей, но суть та же. Стяжание земных благ мешает нам расслышать приглашение Божие.
Третий отказывается, потому что женился. Здесь мешает другая привязанность, к человеку.
В трех жизненных примерах показано все то, что крадет нас у Бога – имущество, гордыня, надежда на людей большая, чем на Бога.
И слова при этом произносят хорошие, верные, уместные – «прошу тебя, извини меня!»
И мы говорим постоянно эти слова, когда кого-то обижаем.
Но тут Господь не принимает эти извинения. В глазах Христа эти слова оказались ложью.

Потому что эти извинения — манифест жизни без Бога. Жизни самодовольной, самодостаточной, без реального отклика на Его призыв.
Здесь не только отказ разделить с Богом евхаристическую трапезу, но и отказ соотносить свою жизнь с высоким призванием.
Именно поэтому мы слышим вторую, удивляющую нас фразу, грозную, жесткую: «никто из тех званных не вкусит моего ужина». Нас Господь увещевает прощать обиды до «семидесяти семижды» раз. А здесь удивительная беспощадность! Почему?
Дело здесь не в жестокости Бога, а в нежелании людей менять себя для Бога.
То есть Евхаристию мы здесь можем вкусить, не будучи достойными, считая себя выполняющими заветы Христовы. Но если сердце наше не в исполнении Христовых заповедей, если мы жестоки и надменны, если презираем тех, кто, по нашему мнению, заблуждается и ошибается, доводя таких несчастных до горя и смерти, то на ужин в Царствии Небесном мы не будем позваны.
А каковы критерии верности сердца Богу? Об этом говорит нам сегодня апостол Павел, обличая двойные стандарты, столь любимые многими из нас: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение». То есть любовь к приобретению ненужных вещей, позволяющая забыть о нуждах наших ближних, приравнивается к предательству своей веры! «Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу (Кол. III, 4-11).
Высокий уровень предлагается нам.
Возможно ли вообще так жить? Много ли людей так жило? Соответствовали ли этому уровню праотцы? Мы знаем из Ветхого завета, что далеко не всегда. И парадоксальным образом, это несовершенство людей, которых мы сегодня прославляем, становится надеждой для каждого из нас. Потому что они каялись и их покаяние было принято Богом. Это была не равнодушная фраза «извини меня», а стремление изменить свою жизнь.
Значит, и у нас есть надежда на спасение, когда мы относимся к своей жизни так же ответственно. С покаянием приступая к Святым Христовым тайнам. Со смирением входя в Церковь. Пытаясь хоть немного соотносить свою жизнь с тем словом, которое мы слышим в Церкви.
Тогда и для нас есть надежда не только в своих словах и праздничных песнях, но и в своем сердце обрести, найти родившегося Христа.
Аминь.