В последнее время в церковной среде все чаще раздается мнение, что наше время — время евхаристического возрождения. В этом залог правильного самосознания Церкви не как определенной земной структуры, но как общества соучастников Тайной Вечери, общества состраждущих и совоскресающих со Христом (1 Фес. 4, 14).

Однако, такое возрождение возможно лишь при правильном осмыслении места Евхаристии в жизни Церкви и каждого её члена.

Среди прочего, для этого необходимо, чтобы Литургия стала доступной, чтобы её тексты и обряды стали ясными и в достаточной степени понятными для христианина. И здесь, помимо чтения немногочисленной соответствующей литературы, где объясняется смысл и символика литургии, появившейся в последнее время, представляется необходимым изучение исторической литургики, и именно изучение развития литургических текстов и обряда.

Как один из немаловажных аспектов такого изучения мы можем указать работу с последованиями древних литургий, потому что литургическое разнообразие помогает нам за множеством изменяющихся элементов богослужения четче увидеть его стержень — Бога, ставшего плотию, для того, чтобы человек стал богом по благодати.

У этих последований, вышедших много веков назад из практического употребления по разным причинам, есть, конечно, и свои достоинства, и свои недостатки. Но для нас важно, что они были составлены во времена, очень схожие с современными. Гонения начала ХХ века дали Церкви множество мучеников, а последовавшее после 1000-летнего юбилея Крещения Руси легализация Церкви привела в нее множество номинальных христиан. Вновь, как и в древности, Церковь столкнулась с проблемами катихизации огромного количества народа, для которого богослужение стало неясным, утомительным и сложным. Здесь и могут быть полезными древние тексты, простые и четкие, назидательные и умеренно насыщенные догматикой, лишенные византийской поэтики и богатства риторики, но изложенные скупым и благоговейным стилем.

Однако простое рассматривание древних текстов не дает максимальной пользы, потому что не учитывает современных литургических реалий и не позволяет древним текстам, рожденным разными народами в разные периоды развития Церкви, «ожить» в стенах храмов нашего времени, стать наглядным и от этого более действенным пособием.

С этой целью вниманию христолюбивого исследователя и предлагаются чинопоследования, которые, как мне представляется, с помощью литургической реконструкции становятся ближе современному читателю и позволяют лучше уяснить евхаристическое богатство Церкви.

Придирчивому знатоку исторической литургики эта работа может показаться слишком вольной в обращении с первоисточниками, но «вживить» богослужение, появившееся в византийском храме IV — VI вв. в пространство храма века XXI (с жертвенником, горним местом, иконостасом, аналоями и пр.) дело нелегкое и требует заметной доли литургического творчества. В большей степени это касается чина западных литургий, созданных до отпадения от Православной Церкви католического Запада, где помимо преодоления обрядовых сложностей пришлось заменять множество изменяющихся молитв текстами, адаптированными практически к каждому дню церковного года.

Несмотря на кажущийся практический характер подачи текста, эти последования публикуются лишь как теоретический материал, а не как руководство к действию, потому что общеизвестно, что изменение церковного обряда возможно лишь с благословения Священноначалия Церкви.

Составитель надеется, что внимательное изучение древнего богослужения позволит любому христианину, желающему молиться Богу разумно (см. Рим. 12, 1), лучше уяснить смысл и значение совершающейся сегодня Евхаристии и принести немалую пользу своей жаждущей Бога душе, достигнув на земле предначинания Царства Небесного.