В последнее время в церковной среде все чаще раздается мнение, что наше время — время евхаристического возрождения. В этом залог правильного самосознания Церкви не как определенной земной структуры, но как общества соучастников Тайной Вечери, общества состраждущих и совоскресающих со Христом (1 Фес. 4, 14).

Однако, такое возрождение возможно лишь при правильном осмыслении места Евхаристии в жизни Церкви и каждого её члена.

Среди прочего, для этого необходимо, чтобы Литургия стала доступной: ее тексты и обряды стали ясными и в достаточной степени понятными для христианина. И здесь, помимо чтения немногочисленной соответствующей литературы, где объясняется смысл и символика литургии, появившейся в последнее время, представляется необходимым изучение исторической литургики, и именно изучение развития литургических текстов и обряда.

Как один из немаловажных аспектов такого изучения мы можем указать работу с последованиями древних литургий, потому что литургическое разнообразие помогает нам за множеством изменяющихся элементов богослужения четче увидеть его стержень — Бога, ставшего плотию, для того, чтобы человек стал богом по благодати.

У этих последований, вышедших много веков назад из практического употребления по разным причинам, есть, конечно, и свои достоинства, и свои недостатки. Но для нас важно, что они были составлены во времена, очень схожие с современными. Гонения начала ХХ века дали Церкви множество мучеников, а последовавшее после 1000-летнего юбилея Крещения Руси легализация Церкви привела в нее множество номинальных христиан. Вновь, как и в древности, Церковь столкнулась с проблемами катихизации огромного количества народа, для которого богослужение стало неясным, утомительным и сложным. Здесь и могут быть полезными древние тексты, простые и четкие, назидательные и умеренно насыщенные догматикой, лишенные византийской поэтики и богатства риторики, но изложенные скупым и благоговейным стилем.

Однако простое рассматривание древних текстов не дает максимальной пользы, потому что не учитывает современных литургических реалий и не позволяет древним текстам, рожденным разными народами в разные периоды развития Церкви, «ожить» в стенах храмов нашего времени, стать наглядным и от этого более действенным пособием.

С этой целью вниманию христолюбивого исследователя и предлагаются чинопоследования, которые, как мне представляется, с помощью литургической реконструкции становятся ближе современному читателю и позволяют лучше уяснить евхаристическое богатство Церкви.

Придирчивому знатоку исторической литургики эта работа может показаться слишком вольной в обращении с первоисточниками, но «вживить» богослужение, появившееся в византийском храме IV — VI вв. в пространство храма века XXI (с жертвенником, горним местом, иконостасом, аналоями и пр.) дело нелегкое и требует заметной доли литургического творчества. В большей степени это касается чина западных литургий, созданных до отпадения от Православной Церкви католического Запада, где помимо преодоления обрядовых сложностей пришлось заменять множество изменяющихся молитв текстами, адаптированными практически к каждому дню церковного года.

Несмотря на практический характер издания, эти последования публикуются лишь как теоретический материал, а не как руководство к действию, потому что общеизвестно, что всякое изменение церковного обряда, как параллельное, так и замещающее, возможно лишь с благословения Священноначалия Церкви.

Составитель надеется, что внимательное изучение древнего богослужения позволит любому христианину, желающему молиться Богу разумно (см. Рим. 12, 1), лучше уяснить смысл и значение совершающейся сегодня Евхаристии и принести немалую пользу своей жаждущей Бога душе, достигнув на земле предначинания Царства Небесного.

Примечания

1. Ценное замечание я получил от главного уставщика одного из ведущих Московских монастырей: агрипния, предваряющая совершение древней литургии, должна заканчиваться отпустом, чтобы разные типы богослужения не смешивались.

Галликанская Божественная литургия

Медиоланская Божественная литургия

Мозарабская Божественная литургия

Божественная литургия Св. ап. Петра

Божественная литургия Св. ап. Иакова

Божественная литургия Св. ап. Иакова (сирийский вариант)

Божественная литургия Св. ап. Марка

Божественная литургия Свт. Григория Богослова

Божественная литургия Свт. Василия Великого

Божественная литургия Свт. Иоанна Златоустого