Священник, готовясь совершить Божественное тайнодействие, в положенное время входит во храм и вместе с диаконом совершает три поклона к востоку перед святыми вратами.

Диакон: Благослови, отче.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. Царю Небесный, Утéшитель, Дух истины, везде пребывающий и Собою всё наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди, и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (Трижды).

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (Трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троица, помилуй нас! Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Отец наш Небесный! Да святится Имя Твоё. Да прии́дет Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! / Всякого ответа недостойные, / молитву, грешные, Тебе приносим, нашему Владыке: / «Помилуй нас!»

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу.

Господи, помилуй нас: на Тебя мы уповаем, / не прогневайся на нас совсем / и не вспомни беззаконий наших, / но не оставь нас Своим милосердием / и избавь нас от врагов наших. / Ибо Ты – Бог наш, а мы – люди Твои; / все мы – создание рук Твоих / и имя Твоё призываем.

И ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / надеясь на Тебя, да не погибнем, / но по молитвам Твоим избавимся от бед, / ибо Ты – спасение рода христианского.

Затем подходят к иконе Христа, целуя ее со словами:

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на Крест, дабы избавить от рабства врагу со́зданных Тобою. Потому благодарно взываем Тебе: “Радостью Ты наполнил всё, Спа́се наш, пришедший спасти мир!”

Также целуют и икону Богородицы, читая тропарь:

Милосердия источник, милости сподоби нас, Богородица; воззри на людей согрешивших, яви, как и присно, силу Свою, ибо, на Тебя надеясь, взываем Тебе: «Радуйся», как не́когда Гавриил, начальник бесплотных воинств.

Затем, приклонив главу, священник говорит: Господи, ниспошли руку Твою с высоты святого жилища Твоего и укрепи меня на предстоящее служение Твоё, да  неосуждённо предстану пред страшным престолом Твоим и бескровное священнодействие совершу. Ибо Твоя сила и слава во веки веков. Аминь.

[Также, по обычаю: Ослабь, отпусти, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, совершённые делом и словом, сознательно и по неведению, ночью и днём, в уме и помышлении, – всё нам прости, как Благой и Человеколюбец.]

И кланяются друг другу, клиросам и народу, испрашивая прощения. Входят в алтарь, читая окончание пятого псалма: Войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе Твоём. Господи, веди меня праведностью Твоею, перед врагами моими очисти путь мой к Тебе. Ибо нет во устах их истины, сердце их суетно, гортань их — гроб отверстый: речами своими прельщают. Суди их, Боже, да не преуспеют в замыслах своих, из-за многого нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все, надеющиеся на Тебя, во век возрадуются, и будешь жить посреди них, и возрадуются о Тебе любящие имя Твоё. Ибо Ты благословишь праведника, Господи: благоволением Твоим как щитом оградил нас.

Войдя в алтарь, совершают три поклона перед святым престолом, целуют святое Евангелие и святой престол.

Каждый берет свой стихарь, и совершают три поклона к востоку с молитвой:

Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня. (Трижды)

Затем диакон подходит к священнику, держа в правой руке стихарь со орарем, и склонив пред ним главу, говорит: Благослови, владыка, стихарь со орарём.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, отойдя в сторону, облачается в стихарь, молясь: Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облёк меня в ризу спасения, и одеждой радости одел меня: как на жениха возложил на меня венец, и как невесту укра́сил меня красотою.

Поцеловав орарь, пристёгивает его на левое плечо [со словами: «Если кто хочет большим среди вас быть, да будет всем слуга», — сказал Господь всегда, ныне и присно, и во веки веков. На двойной орарь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

Надевая поруч на правую руку, произносит: Десни́ца Твоя, Господи, прославилась силою; десна́я рука Твоя, Господи, сокрушила врагов, и множеством славы Твоей Ты поразил супостатов.

На левую: Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

И отойдя к жертвеннику, достаёт священные сосуды. Дискос ставит с левой стороны, а потир справа. Рядом кладёт звезди́цу, копие́, лжи́цу, покровцы́.

Священник, взяв подризник в левую руку и поклонившись трижды к востоку, крестообразно осеняет его правой (так и все остальные детали облачения), со словами: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И облачается со словами: Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облёк меня в ризу спасения, и одеждой радости одел меня: как на жениха возложил на меня венец, и как невесту укра́сил меня красотою.

Затем возлагает на себя епитрахи́ль со словами: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих словно мѷро на голове, сходящее на бороду, бороду Аарона, сходящее на края одежды его.

На пояс: Благословен Бог, препоя́сывающий меня силою и непорочным сделавший путь мой; укрепил Он ноги мои как у оленя, и на высотах поставил меня.

Надевая поруч на правую руку, произносит: Десни́ца Твоя, Господи, прославилась силою; десна́я рука Твоя, Господи, сокрушила врагов, и множеством славы Твоей Ты поразил супостатов.

На левую: Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

Если священник имеет право ношения палицы и/или набедренника, то надевает их ПОД пояс со словами: Препояшь меч Твой на бедре Твоём, Сильный, в совершенстве Твоём и красоте Твоей, и укрепись, и процветай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и поведёт Тебя дивно десница Твоя, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Также, взяв фелонь и благословив, целует [ее и возлагает на себя] со словами: Священники Твои, Господи, облекутся в правду, и праведники Твои радостью возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем, отойдя к жертвеннику, омывают руки, произнося окончание 25-го псалма: Омою в невинности руки мои, и обойду жертвенник Твой, Господи; Да услышу я голоса́ восхваляющих Тебя, и поведаю о всех чудесах Твоих. Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место пребывания славы Твоей. Не погуби с нечестивыми душу мою, и с убийцами кровожадными жизнь мою! В руках у них беззаконие, десница их полна корысти. Я же в незлобии моём ходил; избавь меня, и помилуй меня! Стопа моя встала на праведный путь, в собраниях людей верных Тебе[1] благословлю Тебя, Господи!

Совершив три поклона перед жертвенником со словами: Боже, очисти меня, грешного и помилуй меня. (Трижды) [священник целует священные сосуды, произнося тропарь: Искупил нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвождённый и копьём пронзённый, бессмертие источил людям. Спа́се наш, слава Тебе!

Затем диакон возглашает: Благослови, отче.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь.

Священник берёт в левую руку просфору, а правой трижды изображает копием крест над печатью просфоры со словами:

В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. (Трижды)

Надрезает[2] копие́м правую (от себя – левую) сторону печати, где буквы  и НИ со словами: Как овца Он ведён был на закла́ние.

Надрезая левую (от себя – правую) сторону печати, где буквы ХС и КА: И как агнец непорочный перед стригущим его безгласен, так и Он не отверзал уст Своих.

Надрезая верхнюю сторону печати, где буквы  ХС: Унижен был, схвачен и приведён на суд неправедный.

Надрезая нижнюю сторону печати, где буквы НИ КА: Но род Его кто изъяснит?

Диакон возглашает при каждом надрезании: Господу помолимся, держа орарь в руке. Затем возглашает: Вознеси́, отче.

Священник, вонзив копие с низу просфоры, вынимает куб агнца из просфоры, говоря: Ибо возносится[3] от земли жизнь Его.

Диакон: Принеси в жертву, отче. Надрезает его крестообразно со словами: Приносится в жертву Агнец Божий, взявший грех мира, ради жизни мiра и спасения. И ставит его печатью вверх. Диакон: Прободи́, отче.

Священник, пронзает копьем правую (от себя – левую) сторону агнца и ставит его на дискос, произнося: Один из воинов копьём рёбра Ему пронзил, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.

Диакон, взяв вино и воду: Благослови, владыка, святое соединение.

Священник, благословляя: Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон вливает в святой потир вино с водой.

Священник, взяв вторую просфору, произносит: В честь и память преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по молитвам Которой прими, Господи, жертву эту на небесный Твой жертвенник.

И вынув крупную частицу, помещает ее справа от Агнца, у его середины, говоря: Предстала Царица одесну́ю Тебя во одежду златотканную облачённая, изукрашенная.

Затем, взяв третью просфору произносит: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. [Греч.: В честь и память величайших военачальников Михаила и Гавриила и всех небесных Сил Бесплотных.]

И, изъяв первую частицу, помещает ее слева от святого хлеба, начиная первый ряд.

Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. [Греч.: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков:]

И помещает ее ниже первой.

Затем продолжает: Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, [Греч.: Двенадцати, Семидесяти] и всех святых апостолов.

И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд.

Затем произносит: Просиявших среди святых отцов наших [великих] иерархов и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских, Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей.

Взяв четвёртую частицу, помещает её рядом с первой, начиная второй ряд.

Продолжает: Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Фёклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц.

Взяв пятую частицу, помещает её ниже первой во втором ряду.

Продолжает: Преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, (Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского) и всех преподобных отцов и (преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех преподобных) матерей.

Взяв шестую частицу, помещает её ниже второй, завершая второй ряд.

После этого произносит: Святых чудотворцев и бессребреников: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых бессребреников.

Взяв седьмую частицу, помещает ее вверху, начиная третий ряд.

Продолжает: Святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, и святых (храма и дня – имена их), (святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги,) и всех святых, по молитвам которых посети нас, Боже.

Помещает восьмую частицу ниже предыдущей, по порядку.

Продолжает: Во святых просиявшего отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста

Если литургия Василия Великого, то поминает его: Во святых просиявшего отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

И так, взяв девятую частицу, помещает её последней, в конец третьего ряда.

Затем, взяв четвертую просфору, говорит: Помяни, Владыка Человеколюбец, (святейших православных патриархов и Великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха КИРИЛЛА, и господина нашего преосвященного (имя и титул местного епископа), почтенное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священный чин; (в монастырях: архимандрита или игумена – имя), братьев и сослужителей наших: священников, диаконов, и всех братьев наших, которых призвал Ты во Твоё общение по милосердию Своему, всеблагой Владыка.

И, изъяв частицу, помещает её ниже святого хлеба.

Также поминает страну нашу: Помяни, Господи, богохранимую страну нашу [Российскую, благочестивых] православных христиан её, [народ её и правителей, дабы и мы в тишине их провели жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.]

Далее поминает по именам живых, вынимая за каждого частицу, со словами: Помяни, Господи, рабов Своих: (имена).

И помещает эти частицы ниже святого хлеба.

Затем, взяв пятую просфору, говорит: О памяти и прощении грехов (святейших патриархов православных и блаженных создателей святого храма нашего (или: святой обители нашей).

И поминает рукоположившего его архиерея, [если он почил,] и других усопших, кого хочет, по именам, говоря: Помяни, Господи рабов Своих: (имена усопших),

B конце же произносит: И всех, в надежде воскресения и жизни вечной усопших во общении с Тобою, православных отцов и братьев наших, человеколюбивый Господи.

И помещая частицу под прежде вынутыми. После этого вынимает частицу из четвертой просфоры: Помяни, Господи, и моё недостоинство, и прости мне всякое согрешение, вольное и невольное.

Диакон, взяв кадило с фимиамом: Благослови, владыка, кадило. Господу помолимся.

Священник благословляет кадило: Фимиам Тебе приносим, Христе Боже наш, словно аромат благоухания духовного; его приняв на превы́сший небес Свой жертвенник, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа.

Диакон: Господу помолимся.

Священник, окадив звездицу, ставит её над святым хлебом: И звезда, придя, стала вверху над местом, где был Младенец.

Диакон: Господу помолимся.

Священник, окадив первый покровец, покрывая дискос со святым хлебом, произнося 92-й псалом: Господь воцарился, в величие облёкся; облёкся Господь в силу и препоясался; [ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она. Уготован Престол Твой от начала веков, вечно живёшь Ты. Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои; вздымают реки волны свои, слышен шум от вод многих. Дивны волны морские; дивен в высотах Небесных Господь. Откровения Твои истинны и верны́. Дому Твоему подобает святость, Господи, в бесконечные дни.]

Диакон: Господу помолимся. Покрой, владыка.

Священник, окадив второй покровец, покрывает святой потир со словами:

Покрыла небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоей полна́ земля.

Диакон: Господу помолимся. Покрой, владыка.

Священник, окадив возду́х, то есть большой покров, покрывает им святые дискос и потир вместе: Покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и супостата, умири́ нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мiр Твой, и спаси души наши, Благой и Человеколюбивый.

Затем священник кадит жертвенник, произнося троекратно:

Благословен Бог наш, так пожела́вший[4], слава Тебе.

Диакон каждый раз оканчивает: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И оба трижды поклоняются. Затем диакон произносит:

О предлагаемых Святых дарах Господу помолимся.

Священник, кадя, читает молитву предложе́ния: Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, пищу всему мiру – Господа нашего и Бога Иисуса Христа, пославший как Спасителя и Искупителя и Благодетеля, благословляющего и освящающего нас, Сам благослови приношение это и прими его на превысший небес Свой жертвенник. Помяни, Благой и Человеколюбивый, принесших его и всех, за кого принесли, и нас не осуждёнными сохрани во священнодействии божественных Твоих Таинств. Ибо свято и преславно всесвященное и величественное имя Твоё, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И произносит отпу́ст: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Диакон: Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

Священник в воскресенье: Воскресший из мертвых: В иной же день: Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, во святых просиявшего отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста. Если же совершается литургия Василия Великого говорится: Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и всех святых да помилует и спасёт нас, Благой и Человеколюбивый.

Диакон: Аминь. И кадит святой жертвенник, а затем святой престол кругом, крестообразно, произнося: Во гробе плотью, в аду с душою, как и подобает Богу, / в раю́ же с разбойником, и на престоле был, Христе, с Отцом и Духом, / всё наполняя, беспредельный. И весь храм, читая псалом 50-й.

[1] Ἐν ἐκκλησίαις — «в це́рквах» (ц.слав.) — то есть посреди собравшихся на молитву верующих в Единого Бога людей.

[2] Обычно это делается на специальной деревянной тарелке.

[3] Отторгается.

[4] Или: благоизво́ливший.