Авторская реконструкция последования VI-VIII вв [1]

Перед началом богослужения диакон готовит на жертвеннике Дискос, Чашу, покровцы, большую просфору, воду и вино.

Облачившись в священные ризы священник и диакон в предшествии свещеносцев с кадильницей выходят из ризницы в тишине в притвор или на место совершение литии у входа в храм, диакон несёт Евангелие. Люди по возможности становятся рядом с ними.

Священник читает молитву входа: Благодетель всех и Творец вселенной! Прими Церковь Твою входящую, даруй каждому ко благу его. К совершенству приведи всех, удостой нас Царства Твоего. Благодатью, щедротами и человеколюбием единородного Сына Твоего, с Которым Ты благословен, со пресвятым и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник читает молитву Трисвятого[2]: Святой святых, Боже наш, единый святой, живущий во святилище Небесном и земном! Ты свят в Себе Самом славой непостижимой. Ты – святой Бог, все сотворивший словом Своим! Ты – святой Бог, прославляемый непрестанными гласами четверовидных животных! Ты – святой Бог, которому поклоняются и прославляют мириады святых ангелов и архангелов, трепещущих от непостижимой славы Твоей! Ты – святой Бог, взирающий не усыпающим оком на многооких Херувимов, взывающих к Тебе неумолкающим гласом, и приклоняющий к молящимся ухо Своё! Ты – святой Бог, восседающий на шестикрылых Херувимах, плещущих своими крылами и воспевающих победную песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Свят воистину Ты, Боже наш, ибо престолы, господства и силы поклоняются в небесах, и люди на земле Тебя воспевают и служат! Сам, Человеколюбивый, прими из наших грешных уст Трисвятую песнь, возносимую нами и всем народом Твоим, и пошли нам богатые милости и щедроты Твои по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых, от сотворения мира Тебе благою жизнью угодивших. Ибо свят Ты, Боже наш, и во святилище пребываешь, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. И хор поёт стихи 91-го псалма[3] а народ – Трисвятое припевом:

Хор: Благо прославлять Господа и воспевать имя Твоё, Всевышний. Возвещать утром милость Твою и верность Твою ночью под звуки десятиструнной псалтири, воспевать под звуки арф.

Все: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Ибо Ты, Господи, возвеселил меня деяниями Своими, ликую о делах рук Твоих. Господи, как велики Твои дела, и как глубоки Твои помышления! Неразумный не познает их, и невежда не поймёт их.

Все: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас

Нечестивые процветают, как трава, и злодеи цветут, но как трава иссохнут навеки. Ты же, Господи, навек превознесён! Все враги Твои, Господи, все враги Твои погибнут; все злодеи рассеяны будут.

Все: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас

А праведник цветёт, словно пальма, возвышается, как кедр в Ливане. Насаждённые в доме Господнем, во дворах храма Бога нашего процветут. Возвестят, как праведен Господь, крепость моя, и нет неправды в Нём.

Все: Слава и честь Отцу, Сыну и Святому Духу во веки веков, аминь.

Все: Святой Бессмертный, помилуй нас.

Диакон: Благо прославлять Господа и воспевать имя Твоё, Всевышний. С силою!

Все, громче: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Священнослужители входят в алтарь. Диакон кладёт Евангелие на престол. Священник совершает каждение алтаря и молящихся и отходит на Горнее место, тихо читая молитву: Владыка Господи Боже сил! Спаси народ Твой, и умиротвори его силой Духа Твоего Святого, знамением драгоценного креста Единородного Твоего Сына, с которым Ты благословен во веки веков. Аминь.

После пения иерей благословляет: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: (Название книги) чтение[4].

Диакон: Внемлем.

После чтения иерей чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Перед апостольским чтением поётся прокимен[5]. После апостольского чтения произносится проповедь на тему чтения, затем чтец и хор неторопливо поют: Аллилуйя. Диакон выносит и кладёт Евангелие на аналой, стоящий на амвоне лицом к народу, и совершает троекратное каждение аналоя, священника, молящихся, снова аналоя и преклоняет голову.

Священник читает молитву перед Евангелием: Да воссияет в сердцах наших, Человеколюбивый Владыка, богопознания нетленный Свет, и очи ума нашего раскрой к пониманию евангельской Твоей проповеди. Вложи в нас и страх перед Тобою, да не нарушим блаженные Твои заповеди, но победив все плотские похоти, духовно поживём, о благе помышляя и действуя для угождения Тебе. Ибо Ты – истинное просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Святым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Премудрость Слова Божиего! Станем благоговейно, услышим святое Евангелие. Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: От (имя) святого Евангелия чтение.
Все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Священник: Внемлем. И читается Евангелие.

По окончании чтения все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Священник произносит проповедь.

Диакон: Помолитесь, оглашенные, Господу!

Оглашенные: Господи, помилуй.

Священник: Господи Боже наш! На высотах обитающий, и дольнее озирающий, ради спасения рода человеческого пославший единородного Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших пред Тобою главы свои, и удостой их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их со святой Твоей, соборной и апостольской Церковью и сопричисли их ко избранному Твоему стаду. Дабы и они с нами славили священное и величественное имя Твоё: Отца и Сына и Святого Духа, ныне, всегда и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Оглашенные, выходите! Да никто от оглашенных, только верные, с мирным сердцем помолитесь Господу!

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Воззовём все от всей души, и от всего помышления нашего воскликнем: Господи, помилуй!

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Господи Вседержителю, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Диакон: Ещё молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о Господине нашем Преосвященном (имя), и о всём во Христе братстве нашем.

Все: Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Здесь иерей разворачивает илитон и антиминс.

Диакон: Ещё молимся о Богом хранимой стране нашей Российской, властях, воинстве и благочестивом народе её, да спокойно и безмятежно поживём во всяком благочестии и чистоте.

Все: Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Диакон: Ещё молимся о братьях наших священниках, диаконах, монахах, о сёстрах наших: игуменьях и монахинях, и о всём во Христе народе нашем.

Все: Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Диакон: Ещё молимся о почивших и непрестанно вспоминаемых святейших патриархах православных, и о создателях святого храма сего, и о всех прежде почивших: отцах, матерях, братьях и сёстрах наших, здесь погребённых и повсюду, православных.

Все: Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Диакон: Ещё молимся о даровании милости, благой жизни в мире, здравии и спасении, Божественном посещении, прощении и отпущении грехов рабов Божиих, достойного отца нашего (имя) со служителями святого храма нашего, и рабов Божиих (имена) и да умножатся всем годы жизни их.

Все: Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Диакон: Ещё молимся: да услышит Господь Бог глас моления нас, грешных, и помилует нас!

Священник: Господи, Боже наш! Усердную нашу молитву прими от Твоих рабов и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедрые дары Твои ниспошли нам и всем людям Твоим, чающим от Тебя неистощимой милости. Ибо Ты Бог милостивый и Человеколюбивый, и Тебя прославляем, Отца и Сына и Святого Духа во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Вновь и вновь, преклонив колени, с мирным сердцем Господу помолимся!

Все встают на колени[6]: Господи, помилуй.

Священник: Благодарим Тебя, Господи Боже Сил, удостоившего нас предстать и ныне святому Твоему жертвеннику и припасть к Твоему милосердию, прося о наших грехах и о грехах неведения народа! Прими, Боже, моление наше, удостой приносить Тебе моления, и мольбы, и жертвы бескровные за весь народ Твой. И дай нам, поставленным Тобою на служение Тебе, силой Духа Твоего Святого, безукоризненно и без преткновения, с чистым свидетельством совести нашей, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте. Ты же, внимая нам, милостив будь к нам, по множеству Своей благости. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник, немного помолившись в полном молчании, произносит: Вновь и многократно припадаем к Тебе, и молим Тебя, благой и Человеколюбивый! Воззри на моление наше и очисти наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и дай нам неповинно и не в осуждение предстоять пред святым Твоим жертвенником! Дай же, Боже, и молящимся с нами возрастать в жизни, вере и разумении духовном. Дай им всегда со страхом и любовью служить Тебе, и неповинно, не в осуждение причаститься святых Твоих Таинств, и небесного Твоего Царства удостоиться. Дабы силою Твоей всегда хранимые, мы Тебе славу воссылали: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Все: Аминь и встают.

Иерей: Мир всем[7].

Все: И духу твоему.

Хор поёт стихи 23-й псалма, а все вместе – припев Аллилуйя. При необходимости текст повторяется многократно.

1 Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней. Аллилуйя.

2 Ибо Он основал её на морях и на водах утвердил её. Аллилуйя.

3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Аллилуйя.

4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему. Аллилуйя.

5 Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Аллилуйя.

6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже – таков Иаков! Аллилуйя.

7 Поднимите засовы свои, врата! Откройтесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы[8]. Аллилуйя.

8 Кто Он, Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в битвах. Аллилуйя.

9 Поднимите засовы свои, врата! Откройтесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы. Аллилуйя.

10 Кто Он, Царь славы? — Господь Небесных сил, Он — Царь славы. Аллилуйя.

Священник и диакон с чтением 50-го псалма кадят алтарь и народ, затем отходят к жертвеннику, расположенному в алтаре или специально поставленному у входа в храм, где омывают руки[9]. Диакон подает священнику просфору. Священник надрезает её крестообразно копиём изнутри, не нарушая печати, и кладёт на дискос[10]. Диакон вливает в Чашу вино и воду, говоря: Господу помолимся.

Священник: Господи Боже наш, приносящий Себя Агнцем непорочным за жизнь мира, воззри на нас, и на хлеб этот, и чашу и сотвори их пречистым Твоим Телом и драгоценной Твоей Кровью во причастие душ и тел наших. Ибо святится и прославляется досточтимое и великое имя Твоё: Отца и Сына и Святого Духа и во веки веков.

Диакон: Аминь. И, взяв Святые Дары, выходят [из алтаря по северной стороне храма, затем] по центру заходят в алтарь без поминовений и ставят сосуды на антиминс, покрывают покровом.

Иерей кадит дары и читает молитву приношения: Господи Боже Вседержитель, Единый Святой, принимающий жертву хваления от призывающих Тебя всем сердцем! Прими и от нас, грешных, моление, и принеси ко Святому Твоему Жертвеннику, и удостой нас приносить Тебе дары и жертвы духовные за наши грехи, и грехи, совершенные народом по неведению. Да обретём благодать перед Тобою, да будет благоприятной Тебе жертва наша, и да снизойдёт Дух благодати Твоей благой на нас, и на предлежащие Дары, и на весь народ Твой. По милосердию Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен и Ты, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Приветствуйте друг друга лобзанием святым, единомысленно исповедуя:

Хор: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Все приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: Христос посреди нас. И есть, и будет.

Диакон: Двери затворите[11]. Премудрости внемлем.

Все поют Символ веры.

 

Диакон: Станем благоговейно, [станем со страхом! Внимайте, да мирно принесём Святое возношение]:

Все: Милость, мир, жертву хваления.

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.
Все: И со духом твоим.

Иерей: Вознесём сердца.

Все: Возносим ко Господу.

Иерей: Возблагодарим Господа.

Все: Достойно и праведно.

Иерей: Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего. Ибо Ты Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно Существующий Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты от небытия к бытию привёл нас, и вновь восставил, отпавших, и не отступил от нас, всё творя к нашему спасению: возвёл нас на небо, и даровал Царство Твоё будущее. За всё это благодарим Тебя, и Единородного Сына Твоего, и Духа Твоего Святого, за все ведомые и неведомые, явные и неявные благодеяния, совершённые ради нас. Благодарим Тебя и за это служение, которое из наших рук принять изволил, хоть и предстоят Тебе тысячи архангелов и десятки тысяч ангелов, херувимы и серафимы: шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрылённые: победную песнь поющие, восклицающие, взывающие, говорящие:

Все: Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей. Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне, осанна в вышних.

Священник: С теми блаженными Силами, Человеколюбивый Владыка, и мы взываем и восклицаем: Свят и пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят и пресвят, и великолепна слава Твоя! Ибо так Ты возлюбил этот мiр, что Сына Своего Единородного отдал: да всякий, верующий в Него, не погибнет, но получит жизнь вечную. Он же, придя, и всё задуманное ради нашего спасения исполнив, в ночь, в которую предал Себя за жизнь мiра, взяв хлеб во святые Свои и пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломил и раздал святым Своим ученикам и апостолам, говоря: Примите, вкусите, это – Тело Моё, за вас преломляемое для отпущения грехов.

Все: Аминь.

Священник: Также и Чашу после вечери подал, говоря: Пейте из неё все, это Кровь Моя Нового Завета, ради вас и за многих проливаемая во отпущение грехов.
Все: Аминь.

Священник: Вспоминая спасительную эту заповедь и всё, ради нас бывшее: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную сидение, второе и славное новое пришествие, (поднимая сосуды): Твои из Твоих Тебе приносим от всех и за всех[12].

Все: Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.

Священник: Еще приносим Тебе словесное это и бескровное служение, и просим, и молим, и умоляем, ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие Дары и сделай Хлеб этот драгоценным Телом Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. (Благословляет Св. Хлеб),

Все: Аминь.

Священник: а то, что в Чаше сей, драгоценной Кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. (Благословляет Св. Чашу).

Все: Аминь.

Священник: Да будут они нам, причащающимся, ко трезвению души, к прощению грехов; в приобщение к Святому Твоему Духу, к достижению Царства Небесного, к дерзновенному предстоянию пред Тобой, а не в суд или во осуждение.

Все: Аминь. Аминь. Аминь. Делают земной поклон.

Священник: Ещё приносим Тебе словесное это служение о тех, кто в вере почил: праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках и о всяком праведнике, в вере скончавшемся. (Кадит дары).

Особо же о Пресвятой, Пречистой, преславной, благословенной, Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, о святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и восхваляемых всеми верными апостолах, о святом (имя), которого и память ныне совершаем, и о всех святых Твоих, по молитвам которых посети нас, Боже. И помяни всех усопших в надежде на воскресение в Жизни Вечной (имена), и упокой их там, где сияет свет лица Твоего.

Ещё просим Тебя, вспомни Господи, всякое епископство православных, верно проповедующих слово Твоей истины, всё пресвитерство, во Христе диаконство и всех, принявших священный чин.

Ещё приносим Тебе это словесное служение за весь мир, за Святую Твою, Соборную и Апостольскую Церковь, за всех, живущих чисто и благочестиво, за живущих в горах, и пещерах, и ущельях земли.

О Богом хранимой стране нашей Российской, властях и воинстве её. Дай им, Господи, мирное правление, да и мы в мире тихое и безмятежное житие поживём во всяком благочестии и чистоте.

Помяни, Господи, город (имя), в котором мы живём, и всякий город и страну, и живущих в них с верой.

Среди первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященного (имя, титул), [и даруй их святым Твоим Церквам в мире, верных, достойных, здравых, долгожительствующих, верно проповедующих слово Твоей истины.]

Вспомни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, одиноких, голодающих, пленных, исцели и спаси их. Вспомни, Господи, благодетелей и жертвователей наших и добро творящих во святых Твоих церквях, и вспоминающих о нищих, и всем нам милости Твои ниспошли. И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать священное и величественное Имя Твоё: Отца и Сына и Святого Духа и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: И да будут милости Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Диакон: Всех святых помянув, мирно Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: О принесённых и освящённых святых Дарах, Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Да примет их Человеколюбивый Бог наш во святой, и высший небес, и невещественный Свой Жертвенник, как аромат благоухания духовного, и ниспошлёт нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся.

Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Диакон: Дня сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.

Диакон: Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.

Диакон: Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.

Диакон: Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.

Диакон: Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.

Диакон: Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.

Диакон: Единства веры и причастие Святого Духа испросив, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Тебе вручаем всю нашу жизнь и надежду, о Владыка человеколюбивый, и просим, и молим, и умоляем: удостой нас причаститься Небесных Твоих и внушающих трепет Таин, этой Священной и Духовной Трапезы, с чистою совестью, во отпущение грехов, в прощение согрешений, во общение с Духом Святым, в наследование Царства Небесного, с дерзновением перед Тобою, а не в суд или во осуждение. И позволь нам, Владыка, со дерзновением, не к осуждению, смело призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и возглашать:

Все: Отец наш небесный! Да святится Имя Твоё. Да наступит Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник: Ибо Твоё это Царство, и сила, и слава во веки.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Пред Господом склонитесь.

Все: Пред Тобою, Господи.

Священник: Благодарим Тебя, Царю Невидимый, неизмеримой Своею силой всё создавший и по множеству милости Своей от небытия к бытию всё приведший. Сам, Владыка, с небес воззри на склонившихся перед Тобой; ибо поклонились не плоти и крови, но Тебе – внушающему трепет Богу. Ты же, Владыка, выровняй путь предстоящей жизни во благо всем нам, каждому по его потребности: плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, больных исцели, Врач душ и телес наших. По благодати, и щедротам, и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Которым Ты благословляем, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Господи Иисусе Христе, Боже наш! На небесах со Отцом сидящий и здесь с нами невидимо пребывающий. Услышь нас от святого жилища Твоего и приди освятить нас. И благоволи могущественной Твоею рукой преподать нам Пречистое Тело Твоё и Драгоценную Кровь, и через нас – всем людям.

Диакон: Внемлем.

Священник: Святое святым[13].

Все: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца.
Иерей преломляет св. Хлеб по надрезу, отламывает частицу и погружает её в чашу, говоря: Во исполнение Духа Святого.

Диакон: Аминь. Благослови, отче.

Иерей: Благословенно теплота святых Твоих. Аминь.

После священник разделяет св. Хлеб на нужное количество частиц по числу причащающихся священнослужителей и мирян со словами: Узнали Господа ученики в преломлении Хлеба. (Лк. 24:35), и молится на амвоне вместе со всеми:

Верую, Господи, и исповедую, ибо Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешников спасти, из них же самый первый — я. Ещё верую, что это истинное и пречистое Тело Твоё, и это истинная и драгоценная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне прегрешения мои, вольные и невольные, в словах и делах, сознательно совершённые и по неведению, и удостой меня причаститься пречистых Твоих Таинств, не во осуждение, но в отпущение грехов и ради жизни вечной.

Все: Аминь. И хор поёт 148-й или 33-й псалом, а все на каждый стих припевают Аллилуйя.

Священники причащаются, говоря: Тело Христова. Аминь. Кровь Христова. Аминь.

Сразу причащает и мирян с теми же словами. После причащения священник произносит Аллилуйя, ссыпает с дискоса в Потир частицы, и благословляет народ: Спаси, Боже, людей Твоих и благослови наследие Твоё.

Все: Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, и да воспоём Славу Твою, ибо сподобил нас причаститься святых Твоих Таин. Сохрани нас в освящении Твоём, весь день размышляя о правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя[14].

Диакон: Станем благоговейно! Приняв Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные, Небесные и Животворящие, Страшные Христовы Тайны достойно возблагодарим Господа.

Все: Господи, помилуй.

Священник: Благодарим Тебя, Владыка Человеколюбивый, Благодетель душ наших, ибо и в этот день сподобил нас Небесных Твоих и Бессмертных Таинств. Прямым сделай наш путь, утверди нас всех в страхе пред Тобою, сохрани нашу жизнь, направь нас к правде Твоей, по молитвам и мольбам святой и славной Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, от сотворения мира Тебе благой жизнью угодивших. Ибо Ты – Освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: С миром исходим.

Все: Во имя Господне.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник, стоя у выхода из храма: Господи, Боже наш! Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, полноту Церкви Твоей в мире сохрани, освяти любящих благолепие храма Твоего; Ты их прославь Божественной Твоею силою, и не оставь нас, Боже, уповающих на Тебя. Мир даруй мiру Твоему, Церквям Твоим, священникам, воинству и всем людям Твоим. Ибо свят храм Твой, дивный в правде, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков.

Все: Аминь. Да будет Имя Господне благословенно от ныне и во веки.

[Все выходят из храма.]

Молитва перед потреблением Святых Даров: Исполнение закона и пророков, Сам Ты, Христе, Боже наш, исполнивший Отеческий весь замысел о нас. Исполни радости и веселья сердца наши во веки веков. Аминь.

[1] Чинопоследование VI-VIII вв. в реконструкции иг. Силуана (Туманова), учитывающей современное строение храма. По: 1. Х. Уайбру. Православная литургия. Развитие Евхаристического богослужения Византийского обряда. ББИ, М., 2000, с. 59 – 147. Молитвы приведены по кодексу Барберини гр. b336. Задачей автора этой версии было не столько восстановить особенности литургии какого-то особого временного периода, сколько показать значительное различие первоначального чина с современным.

[2] Обычай читать эту молитву VIII века поздний, пение Трисвятого до VI века начиналось спонтанно. Но из-за красоты и назидательности этой молитвы она здесь оставлена.

[3] В дни особых молений поётся псалом 79-й. В таком случае диакон на амвоне перед последним Трисвятым возглашает: Господи, Боже сил! Обратись и призри с небес, и воззри, и посети, и сохрани виноград Свой, насаждённый Десницей Твоей! С силою!

На крещальных литургиях, в Лазареву и Великую Субботу, на Пятидесятницу и Богоявление поётся 31-й псалом с припевом: Во Христа крестившиеся во Христа облеклись. Аллилуйя!

[4] Следуют три чтения – из Ветхого завета, Апостола и Евангелия. См. Календарь с указаниями чтений на каждый день года. Чтение из ВЗ выбирается на усмотрение предстоятеля.

[5] Кроме Великой субботы и тех дней, когда поётся 31 псалом.

[6] В те дни, когда это не запрещено Уставом.

[7] М. Арранц SJ. Таинства Византийского Евхология. 2003. Т1. С. 57

[8] В маленьких храмах пение можно начинать с этого стиха.

[9] Молитва Херувимской песни, которая ныне читается, заимствована из лит. Св. Василия Великого.

[10] Произнесение каких-либо текстов при приготовлении хлеба и вина – обычай, появившийся в IX веке.

[11] Обычай закрывать двери храма существовал до VII века.

[12] Т.е.: Мы, люди Твои, из Твоих даров, полученных нами, жертву Тебе приносим от всех предстоящих и за всех, поминаемых!

[13] Т.е.: Святые Дары для святых – народа Божьего.

[14] Этот тропарь стали петь с мая 621 года по указу К-польского патриарха Сергия.