Перед началом литургии, став пред царскими вратами, иерей и диакон трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные: Господи, с Небесного Храма Твоего ниспошли силу и укрепи меня для предстоящего служения Тебе в храме земном. Не осуди меня, дерзающего встать пред грозным Престолом Твоим и приступающего к совершению бескровного священнодействия. От Тебя же подаётся вся сила и слава, во веки веков. Аминь[1].

Облегчи, отпусти, прости, исцели Боже, все грехи мои, вольные и невольные, совершённые и словом, и делом, сознательно и по неведению, днём и ночью, в уме и в помыслах. Всё мне прости, Благой и Человеколюбивый.

Целует иконы и входит в алтарь, читая 8-13 ст. 5 псалма: Войду в дом Твой, с трепетом поклонюсь Тебе во храме святом Твоём. Господи, веди меня по праведности Твоей, путь пред Тобою сделай прямым. Возвеселятся же все, уповающие на Тебя, вечно возрадуются. Будь с нами, и похва́лятся Тобою любящие Имя Твоё. Ведь Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением как щитом охраняешь его.

Если проскомидия совершается по чину литургии святителя Иоанна Златоустого, девятая частица изымается со словами: В честь и память святого первоверховного апостола Петра. Молитвами его помилуй нас, грешных.

Если проскомидия совершается по чину до IX века, иерей принимает от диакона или иподиакона просфору и надрезает её снизу крестообразно до печати копием, говоря: Приносится в жертву Агнец Божий, берущий на Себя грех мiра, ради жизни мiра и спасения. «Как овца на заклание Он был приведён. И как агнец непорочный перед стригущими его безгласен».

Кладет просфору на дискос и, указывая на неё, продолжает пророчество: «так и Он не отверзает уст Своих. Унижен был, и в правосудии Ему было отказано. Но кто расскажет о роде Его? Ибо взымается от земли жизнь Его».

Диакон, вливая в чашу вино и воду, говорит: «И тотчас пролилась кровь и вода. И видевший свидетельствовал, и истинно свидетельство его».

Указывая на сосуды, священник говорит: «Трое свидетельствуют: Дух, и вода, и кровь, и трое едины ныне и присно, и во веки».

Диакон подносит священнику кадильницу, говоря:

Благослови, владыка, кадило. Господу помолимся.

Иерей вкладывает в неё ладан и читает молитву на кадило[2]: Владыка Господи Боже наш, сподобивший нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, быть служителями святого Твоего жертвенника. Очисти все прегрешения наша и удостой нас наитием святого Твоего Духа славить и воспевать трисвятое Имя Твоё, с чистою совестью совершить и завершить Божественную Твою службу и принести Тебе во святой и невещественный жертвенник каждение это в благоухание духовное.

Ибо Ты — освящение и просвещение наше, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь.

После покрывают сосуды покровами. Иерей кадит сосуды и читает молитву предложения (молитва у жертвенника): Благослови, Господи Боже наш, предложенные эти дары и подай нам, служителям Твоим, сердце чистое и помысел несмущённый, да достойны будем приступить и причастится Твоему пречистому Телу и Драгоценной Крови, да неосуждёнными предстанем перед Тобою в день грозный Суда Твоего, и даруй нам оставление грехов и жизнь вечную.

Да святится и прославляется священное и великое имя Твоё: Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Диакон: Аминь. Отче, благослови.

Священник произносит отпуст проскомидии: Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святого апостола Петра и всех святых помилует и спасёт нас, Благой и Человеколюбивый.

Диакон: Аминь. Отверзает завесу и царские врата[3]. Диакон и священник покланяются перед престолом, затем диакон, получив благословение, выходит на амвон.

Диакон: Благослови, владыка!

Иерей: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Хор: Единородный Сын и Слово Божие – Бессмертный Бог, изволивший спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии. Истинным стал человеком, распя́т был, Христе Боже, смертью же смерть попра́л. Еди́н от Святой Троицы, прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас.

Диакон перед Царскими вратами, положив Евангелие на плечо и возвысив руку с орарем: Помолимся!

Все: Господи, помилуй.

Иерей читает молитву входа: Благодетель всех и всего Создатель! Прими приходящих к Тебе во Твою святую церковь, и каждому желание к полезному исполни, и приведи всех к святости, и сотвори нас достойными Царства Твоего. Ради благодати освящения Твоего собери нас во святую Твою соборную и апостольскую Церковь, которую скрепил драгоценной Кровью Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Премудрость, станем благоговейно!

Хор: Приидите, поклонимся и припадём ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, во святом храме Твоём прославляемый, (в воскресенье – воскресший из мёртвых) поющих Тебе: аллилуиа.

Поются тропари и кондаки дня. Иерей благословляет народ: Господь с нами[4].

Все: И со духом твоим.

Диакон: Помолимся!

Хор: Кирие элейсон, Кирие элейсон, Кирие элейсон.

Иерей: Молимся Тебе, Господи, да наполнятся уста наша веселия и хвалы Твоей в радость Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего. С Ним же живёшь и царствуешь, Боже наш, в единении Духа Святого во все веки веков.

Все: Аминь.

Священник запевает: Слава в вышних Богу!

Хор поёт Великое славословие: И на земле мир, в людях благая воля Твоя. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славим Тебя, благодарим Тебя великой ради славы Твоей. Господи Боже, Царь небесный, Боже, Отче, Вседержитель! Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе, Всевышний Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца! Взявший на Себя грехи мiра, помилуй нас. Взявший грехи мiра, прими молитву нашу. Восседающий одесную Отца, помилуй нас. Ибо Ты – Един свят, Ты – Един Господь, Ты – Един всевышний Иисус Христос, со Святым Духом, во славу Бога Отца. Аминь.

Диакон: Помолимся!

Иерей, преклонившись, читает молитву: Подай с небес, Господи, всесильную помощь верным рабам Твоим, да испросят у Тебя всем сердцем полезное, и достойные их прошения скоро услышь Господа ради нашего Иисуса Христа, Сына Твоего.

Ибо Свят Ты, Господи Боже наш, и Тебе славу и трисвятое пение возносим: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. И Трисвятое по обычаю.

Иерей тихо читает молитву: Владыка Господи Боже Вседержителю, Единый Святой, от небесных сил трисвятую песнь принимающий. Прими и от наших грешных уст трисвятую песнь и даруй нам все дни жизни нашей пройти без согрешения.

И переходит с диаконом на Горнее место. После пения диакон: Внемлем.

Иерей: Мир всем.

Чтец: И духу твоему.

Чтение прокимна, Апостола и Евангелия, по обычаю. После проповеди диакон произносит сугубую ектению, начиная с третьего прошения:

Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй (трижды).

Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о Господине нашем Преосвященном (имя), и о всём во Христе братстве нашей.

Все: Господи, помилуй (трижды).

Ещё молимся о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихо и мирно поживём во всяком благочестии и чистоте.

Все: Господи, помилуй (трижды).

Ещё молимся о жертвующих и добро творящих во святом и священном храме нашем, трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и богатой милости.

Все: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: Господи Боже наш! Усердную нашу молитву прими от Своих рабов и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на всех людей Твоих, ожидающих от Тебе неистощимой милости.

Ибо милостивый Ты и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Главы ваши ко Господу приклоните.

Все: Тебе, Господи.

Иерей раскрывает антиминс и читает молитву главопреклонения: Владыка и жизни Творец, всякого блага Податель! Ты подаёшь каждому желанную и радостную надежду и вечную жизнь через Господа нашего Иисуса Христа! Сподоби нас, благой Господи, и это божественное служение Тебе завершить к освящению и к наслаждению будущего блаженства.

Да под державою Твоей всегда хранимые и в свете истины научаемые, Тебе славу и благодарение возносим: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь. Хор поёт Херувимскую песнь: Херувимам таинственно уподобляясь и животворящей Троице воспевая Трисвятую песнь, всякое житейское отло́жим ныне попечение, дабы достойно принять Царя всех, шествующего с невидимыми Ангельскими силами. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Совершается Великий вход без поминовений. После диакон выходит на амвон и произносит: Восполним молитвы наши Господу, ибо исполнилось небо и земля святой славы Его.

Все: Господи, помилуй (трижды).

Иерей: О предло́женных святых дарах помолимся, да будет Тебе приятна жертва наша и да снизойдёт на нас Дух благодати Твоей.

Ибо Ты – Бог смирения, милосердия и любви, щедрый и человеколюбивый, и единородный Твой Сын, и Дух Твой пресвятой, и Тебя прославляем ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Возлюбим друг друга приветствием святым.

Иерей: Христос посреди нас!

Все: И есть, и будет!

После того, как все приветствуют друг друга, диакон произносит:

Премудрости Божией внемлем!

Все поют Символ веры.

Иерей тихо молится: Предложенное Тебе в жертву, Господи, приношение наше освяти и благоприятно прими. Ради Господа нашего, Иисуса Христа Твоего, с Ним же живёшь и царствуешь, Боже наш, в общении Святого Духа…

После окончания пения Символа громко: …во все веки веков!

Все: Аминь.

Иерей, благословляя народ: Господь с вами!

Все: Аминь.

Иерей: Вознесём сердца!

Все: Возносим ко Господу.

Иерей: Благодарение воссылаем Христу Богу нашему!

Все: Достойно и праведно.

Диакон: Молитесь прилежно.

Иерей: Воистину достойно и праведно, справедливо и спасительно непрестанно и повсюду благодарение Тебе воссылать, Господи Святой, Отче Вседержителю, вечный Боже, Господа нашего Иисуса Христа Родитель. Тебя славят и хвалят ангелы, покланяются господства, трепещут перед Тобой власти, небесные силы, блаженные серафимы вместе радостно служат. С ними же и наши гласы да будут Тебе приятны, молимся, смиренное исповедание Тебе приносящие, победную песнь воспевая, взывая и восклицая:

Все: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнено небо и земля славы Твоей, осанна в вышних!

Иерей: Тебя же, милостивейший Отче, ради Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, смиренно молим и просим:

Иерей: прими и благослови + эти Дары,

Все: Аминь.

Иерей: это приношение, эти святые и непорочные жертвы,

Все: Аминь.

Иерей: Которые приносим Тебе, во-первых, о святой Твоей соборной апостольской церкви! Умири́ её и сохрани, соедини, окорми и освободи во всех концах земли. Вкупе со служителем Твоим, Патриархом нашим КИРИЛЛОМ, и моим смирением и недостоинством. В первых помяни, Господи, епископа нашего (имя), и даруй его святым Твоим церквам мирного, целомудренного, достойного, здорового, долгоденствующего, верно проповедующего слово Твоей истины.

Все: И всех, и вся.

Иерей: Помяни, Господи, всех округ стоящих братьев и сестёр наших, приносящих Тебе жертву хваления о себе и о своих грехах, об избавлении душ их, об уповании спасения и здравии их, о жизни и воскресении их. Молитвы Тебе предлагаем – предвечному Богу живому и истинному. Изрядно же о пресвятой Пречистой преблагословенной Владыцице нашей Богородице и Приснодеве Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Вместе с Нею же память почитаем блаженных апостолов и мучеников Твоих: Петра и Павла, Андрея, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона, Иуду, Фаддея, Матфея, Фомы, Марка, Луки, Лина, Клита, Климента, Сикста, Лаврентия, Хрисогона, Иоанна, Павла, Корнилия, Киприана, Космы и Дамиана, Илариона, Мартина, Иеронима, Герасима, Амвросия, Григория, Венедикта, Антония, Николы, Василия (тут вспоминаются и святые дня) и всех святых Твоих. Их же молитвами и молениями да сохранимся всегда под кровом Твоим помощью Твоею. Ради Иисуса Христа Господа нашего.

Молимся Тебе, Господи: приношение это и служение от всех людей Твоих благосклонно прими и прочие дни наши в мире пройти нам помоги, и от грядущего вечного осуждения нас избави и ко избранному Твоему стаду сопричти. Ради Иисуса Христа Бога Господа нашего.

Приносим же это Тебе, Богу, от всех и за всех, и молимся: покрову Твоему благословенному и несказанному да будет приятно приношение наше, и да сподобимся неосуждённо принять Тело и Кровь возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа,

Иерей снимает покров с дискоса и Чаши и со многим благоговением прикасается к св. Хлебу: Который прежде дня страдания Своего взял хлеб во святые Свои руки, возвёл очи Свои на Небо и показал Тебе Богу и Отцу Своему всесильному, Тебя благодаря, благословил, и, преломив, раздал святым своим ученикам и апостолам, говоря: «Примите и вкусите от Хлеба сего. Ибо это Тело Моё, ради вас преломляемое для отпущения грехов».

Все: Аминь.

Иерей молится тихо: Также и чашу после ве́чери приняв во святые и пречистые руки Свои, вновь Тебя благодаря, благословил и преподал святым Своим ученикам, говоря: «Пейте от неё все. Ибо в чаше сей Кровь Моя — таинство Нового Завета и вечной ве́чери, ради вас и за многих проливаемая для отпущения грехов».

Все: Аминь.

Снова покрывает святые сосуды покровом: «Всякий раз совершая это, в Моё воспоминание совершаете». Потому Господи, и мы — служители Твои и народ, вспоминая блаженные страдания, из ада воскресение и на небеса славное восхождение святого Христа Твоего, Господа же нашего и Бога, Твоё от Твоих Тебе приносим от всех и за всех.

Все: Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.

Иерей: Твои служители приносим единому Божеству Твоему от Твоих даров жертву чистую: хлеб святой жизни вечной и чашу вечного спасения. Благоволи воззреть на них милостивым и светлым оком и прими это приношение, как принял дары служителя Твоего праведного Авеля, и жертву патриарха Авраама, и принесенную святую жертву первого священника Твоего Мелхиседека, молимся и умоляем, всесильный Боже.

Целует святой престол: Усердно просим Тебя, Всемогущий Боже! Повели,  да вознесётся приношение наше руками ангела Твоего на Небесный жертвенник пред лицом Твоим. + Да всякий раз, принимая от этой жертвы святейшее Тело и Кровь Сына Твоего, исполнимся всякого благословения небесного и благодати через Господа нашего Иисуса Христа.

Все: Аминь. [И земной поклон.]

Преклонив главу, иерей продолжает: Нас же, грешных и недостойных рабов Твоих, на множество щедрот Твоих и на милость Твою уповающих, удостой общения со святыми Твоими апостолами и мучениками: Иоанном славным пророком, и Предтечей, и Крестителем, Стефаном, Матфеем, Варнавой, Игнатием, Александром, Маркелином, Петром и святыми мученицами Перпетуей, Агафией, Феклой, Параскевой, Ликией, Агнией, Киликией, Анастасией, Варварой, Иулианией, Екатериной, Евгенией, Евпраксией и всеми святыми Твоими, и ради их молитв не осуди нас, предстоящих, по делам нашим, но сопричти к святым Твоим и отпущения грехов удостой. Ради Иисуса Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Снимает покров, берет Хлеб и знаменует им трижды святую Чашу:

Через Которого Ты, Господи, всё всегда доброе нам подаёшь,

Все: Аминь.

освящаешь,

Все: Аминь.

оживотворяешь,

Все: Аминь.

благословляешь,

Все: Аминь.

Иерей кладет Хлеб на дискос: и подаваешь нам,

Иерей благословляет Дары: да с нижними вышние бывают. С ним же Тебе, Богу Отцу Всесильному, вместе с Духом Святым всякая честь во все веки веков.

Все: Аминь.

Иерей: От божественного учения познание приняв, и от повелений Спасителя научившись, дерзновенно взываем:

Все: Отец наш небесный! Да святится Имя Твоё. Да наступит Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Иерей: Ибо Твоё царство, и сила, и слава: Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Иерей благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Главы ваши ко Господу приклоните.

Все: Тебе, Господи.

Иерей молится: Избавь нас, молимся, Господи, от всякого зла нынешнего и будущего и по молитвам святой Богородицы и Приснодевы Марии, блаженных и славных апостолов и всех святых Твоих подай, Человеколюбивый, мир в сердца наши. Да под кровом милости Твоей всегда пребывая, от наших избавимся грехов и от всякого нападения смятения невредимыми. Через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего. С Ним же живешь и царствуешь, Боже наш, в единстве Святого Духа во все веки веков.

Все: Аминь.

Иерей молится тихо: Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Святого жилища Твоего и от престола славы Царства Твоего и приди освятить нас, в вышних со Отцом соцарствующий и здесь с нами невидимо пребывающий. И могущественной Твоей рукою преподай Пречистое Тело Твоё и Драгоценную Кровь нам, и через нас всем людям Твоим.

Диакон: Внемлем.

Иерей, воздвизая святой Хлеб: Святая святым!

Все: Един Отец Свят, Един Сын Свят, в соединении Духа Святого. Аминь.

Иерей: Вот Агнец Божий, взявший на себя грехи мира.

Все: Аминь. Блаженны званные на ве́черю Агнца.

Иерей читает во всеуслышание молитву перед причащением: Скверная душа, и нечистые уста, и руки мерзкие, бренный язык и весь грешен я и смире́н, и покаяния нет во мне. Но Ты — Человеколюбивый, Спаситель отчаявшихся, пристанище впавших в беду. Тебе молюсь, зовущему грешных на покаяние. Господи Боже! Облегчи, отпусти, прости мне, грешному, прегрешения мои, вольные и невольные, словом и делом, в разуме и в неразумии, и в помыслах содеянные, всё мне прости, Благой и человеколюбивый, долготерпеливый и многомилостивый.

И по молитвам святой Богородицы и приснодевы Марии сподоби меня неосуждённо принять святой и пречистый Твой дар во оставление грехов и в жизнь вечную, в прощение лукавых моих согрешений и в просвещение заповедей Твоих.

Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. Певцы поют причастный стих дня.

Иерей [вливает теплоту в Чашу], преломляет святой Хлеб на нужное количество частиц и причащается, говоря: Да не будет нам, Владыка, святыня эта во грех, но к очищению от грехов и в просвещение души и тела.

Иерей причащается от святой Чаши, говоря: Тело Твоё святое, Господи, да будет мне в жизнь, и кровь Твоя драгоценная во оставление грехов. И на праведном Твоём суде сподоби меня встать одесную Тебя, и да будет мне благодарение это в радость, и во исцеление души моей и тела.

Затем иерей и диакон выходят на амвон для причащения людей. Причастив всех, иерей благословляет Чашей людей и возглашает: Господь с вами.

Все: И со духом твоим.           

Диакон: Помолимся.

Все, неторопливо: Господи, помилуй.

Иерей, ссыпав оставшиеся частицы в Чашу, благословляет: Спаси, Боже, людей своих и благослови наследие Твоё.

Все: Аминь.

Диакон относит Святые Тайны на жертвенник. Иерей сворачивает антиминс, полагает на него Евангелие и молится: Молимся Тебе, Господи, да очистит нас причащение это от всяких соблазнов тела и духа, и да будем причастниками небесных благ Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего. С ним же Ты живёшь и царствуешь, Боже наш, во единении Святого Духа во все веки веков.

Все: Аминь.

Громко, благословляя народ: Господь с вами.

Все: И со духом твоим.

Диакон: С миром исходим. Господу помолимся.

Все: Господи помилуй.

Иерей, выйдя за амвон: Владыко Господи Боже Вседержитель, никогда не отлучающийся от своих рабов и молящихся Тебе не презирающий! Упокой души рабов Твоих – всех православных христиан, – в райской сладости, в месте упокоения благочестивых, оставляя им грехи, в разуме и в неразумии содеянные ими, и преждереченного наслаждения сподоби.

Нас же в радости соедини и оставление грехов подай, и соблюди нас по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и небесных сил, святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя, святых и славных апостолов, (имя святого дня) и всех святых Твоих, от сотворения мира Тебе благою жизнью угодивших.

Ибо Ты благословляешь и освящаешь всяческая, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Иерей благословляет с амвона людей, читая отпуст: Благословен Господь Бог наш, сподобивший нас причащения пречистого Его Тела и драгоценной Крови. Да благословит Он +, и сохранит всех нас, и прежде отшедших от нас упокоит в лоне Авраама, Исаака и Иакова, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Все поют попеременно с канонархом и/или народом 33-й псалом:

1.Благословляю Господа во всякое время, непрестанно хвала Ему во устах моих.
2. Душа моя похвалится Господом; да услышат кроткие и возвеселятся.
3. Славьте Господа со мною; превознесём Имя Его вместе!
4. Искал Я Господа, и Он ответил мне, и от всех скорбей моих избавил меня.
5. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.

  1. Вот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей избавил его.
    7. Защитит Ангел Господень боящихся Господа и избавит их.
    8. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен, кто уповает на Него.
    9. Бойтесь Господа, все святые Его, и не будет нуждаться боящийся Его.
    10. Богатые обнищали и голодают, ищущие же Господа не лишатся всякого блага.
    11. Придите, дети, послушайте меня, страху Господнему научу вас.

12,13. Кто любит жизнь и желает видеть добрые дни? Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей.
14. Удаляйся от зла и твори добро; ищи мира и стремись к нему.
15. Очи Господни – на праведных, и уши Его открыты молитве их.
16. Лицо же Господне против делающих зло, да истребится на земле даже память о них.
17. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.
18. Близок Господь к сокрушённым сердцем и павших духом спасёт.
19. Много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь.
20. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.
21. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат.
22. Спасает Господь души служащих Ему; и не прегрешат все, уповающие на Него.

Диакон потребляет Дары. Иерей вновь благословляет народ: Благословение Господне на всех нас всегда: ныне и присно и во веки веков.

(Если служит архиерей, то благословляет на три стороны: Да благословит всех Всемогущий и Милосердный Бог: Отец +, Сын + и Дух Святой+!)

Все: Аминь.

Диакон: Господу содействующему, совершилась божественная служба святого и всехвального апостола Петра! Исходим с миром!

Все: Благодарение Богу!

И Многолетие по обычаю. Иерей произносит слово напутствия и преподает молящимся напрестольный крест для лобызания.

***

Молитвая иная заамвонная: Боже, вседержителю и сердцеведче! Ныне причащением божественных, пречистых, безсмертных и животворящих Твоих Таин мы Твоему божеству причастниками явились. Молимся Тебе: не отвратись от нас, не оставь, не отлучайся, но всё, нам необходимое, подавай. Больных исцели, пребывающих в тяжких обстоятельствах избави, в скорбях утешь, в добродетелях и в терпении помогай, и всякий дар изобильно на пользу по прошению нашему в жизни этой подавай нам, и всем людям Твоим. Помоги же нам и достигнуть бессмертного Царства Твоего.

Ибо Ты податель всякого блага, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

***

Сводный текст на основе опубликованных рукописей:

  1. Афонский список литургии св. апостола Петра
  2. Рукопись XVII века № 332 собрания библиотеки афонского монастыря Хиландар. Язык рукописи — сербский извод церковнославянского языка.
  3. Петербургский список литургии св. апостола Петра
  4. Рукопись XVI века Пог. 278 из Погодинского собрания Российской национальной библиотеки. Язык рукописи — славяно-русский.
  5. Киевский список литургии св. апостола Петра
  6. Рукопись XVII века Соф. 104(105) собрания библиотеки Киево-Софийского собора (фонд: № 312) Национальной библиотеки Украины. Язык рукописи — славяно-русский.
  7. http://byzantinorossica.org.ru/ap_petr.html

[1] Начало литургии реконструировано по образцу литургии свт. Иоанна Златоустого конца первого тысячелетия.

[2] Это первая молитва собственно литургии св. Петра из дошедших до нас в рукописях.

[3] Врата и завеса остаются открытыми до конца богослужения.

[4] Так в оригинальном тексте.