1

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО для миссионерских приходов [1]

На жертвеннике готовится Чаша, дискос со звездицей, два малых покровца, покров, копие, одна большая просфора и вино с водой[2]. Облачившись в священные одежды[3], предстоятель (архиерей или иерей) с небольшим Евангелием в руках выходит [из ризницы] за амвон (по бокам становятся два пономаря со свечами) и читает просительную молитву:

Посетивший нас милостью и щедротами, Владыка Господи Иисусе Христе, и даровавший дерзновение нам, смиренным, и грешным, и недостойным рабам Твоим предстать пред святым Твоим жертвенником и приносить Тебе эту внушающую трепет бескровную жертву о наших грехах и о людских неведениях во оставление грехов, и упокоение прежде почивших отцов и братьев наших, и в укрепление всего народа Твоего. Воззри на меня, непотребного раба Твоего, и по милосердию Твоему изгладь прегрешения мои. Очисти мои уста и сердце от всякой скверны плоти и духа и отгони от меня всякое помышление постыдное и неразумное, и удостой меня силой Всесвятого Твоего Духа совершить службу эту, и по Твоей благости допусти меня приблизиться ко святому Твоему жертвеннику. Прими, Господи, по благоволению Твоему приносимые Тебе дары от рук наших, снисходя к нашим немощам. И не отвергни меня от лица Твоего, и не возгнушайся моим недостоинством, но помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои, да приходя неосужденно пред лицом славы Твоей, удостоюсь покрова Твоего и осияния Всесвятого Твоего Духа. И да не буду отвержен как раб греха, но как Твой раб обрету благодать и милость, и оставление грехов в нынешнем и будущем веке. О, Владыко Вседержителю, Всесильный Господи! Услышь моление моё, ибо Ты всё совершаешь во всём, и от Тебя все чаем во всём помощи и защиты, Иисусе, человеколюбивый Боже наш, препрославленный со Безначальным Твоим Отцом, и со Святым Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков[4].

Хор: Аминь, и поёт Трисвятое.

ВХОД СВЯТЫХ ПИСАНИЙ

Предстоятель входит через Царские врата в алтарь, полагает Св. Евангелие на престол, кадит алтарь и молящихся и читает молитву приготовления святого жертвенника:

Владыка Господи Иисусе Христе Боже наш, спасительным пришествием Твоим и осиянием Всесвятого Твоего Духа удостоивший нас, смиренных и грешных, и недостойных рабов Твоих предстать пред святым Твоим жертвенником и приносить и служить пречистым таинствам Нового Твоего Завета. Сам, создатель жизни и благих податель, сотвори знамение благое и удостой нас с чистой совестью служить Тебе во все дни жизни нашей, и во освящении приносить Тебе божественную эту службу во оставление грехов и в предвкушение будущего блаженства. Помяни, милостивый Благодетелю, Царь веков и всей твари Создатель, принёсших дары и поминовения и тех, ради кого принесли, и нас неосуждённых сохрани во священнодействии божественных Твоих таинств. Ибо благословенно, и свято, и прославлено почитаемое и великое имя Твоё, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Предстоятель благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Премудрость Слова Божьего!

Чтец читает название книги Ветхого Завета первой паремии дня[5].

Диакон: Внимайте усердно.

Чтец читает паремию.

Предстоятель чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость Слова Божьего!

Чтец читает название книги апостольского чтения.

Диакон: Внимайте усердно.

Чтец читает Апостол.

Предстоятель чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Чтец и хор читают Аллилуиа со стихами псалмов. Диакон выносит Евангелие на стоящий на амвоне (или в особом месте храма) аналой в Царских вратах лицом к народу (свещеносцы становятся по бокам на амвоне). Кадит Евангелие и предстоящих.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель читает молитву св. Евангелия:

Владыка Господи Иисусе Христе Боже наш, святым Твоим ученикам и апостолам сказавший: «многие пророки и праведники жаждали видеть то, что вы видите, и не видели, и слышать то, что слышите, и не слышали; ваши же блаженны очи видящие, и уши слышащие». Да сподобимся мы ныне слышать и творить святое Твоё Евангелие по молитвам святых Твоих. Помяни ныне, Владыка, и всех, заповедавших нам, недостойным, поминать их в молениях наших и прошениях, которые возносим Тебе, Господи Боже наш; прежде скончавшихся упокой, больных исцели. Ибо Ты жизнь и исцеление, и воскресение всех нас, и Тебе славу, честь и поклонение воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Живоначальным, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Премудрость Слова Божьего! Станем благоговейно, слушая Святое Евангелие.

Предстоятель: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: От (имя евангелиста) святого Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе Господи, слава Тебе.

Священник: Внимайте усердно.

Диакон читает Евангелие. После чтения хор: Слава Тебе Господи, слава Тебе.

Предстоятель произносит проповедь. После проповеди диакон возглашает: Станем благоговейно, воспоём ангельскую песнь!

ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ПЕРЕНЕСЕНИЕ ДАРОВ

Хор поёт Херувимскую песнь: Да молчит всякая плоть человека… или, по более древней традиции, стихи 23-й псалма, а все вместе – припев Аллилуйя. При необходимости текст повторяется многократно.

1 Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней. Аллилуйя.

2 Ибо Он основал её на морях и на водах утвердил её. Аллилуйя.

3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Аллилуйя.

4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему. Аллилуйя.

5 Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Аллилуйя.

6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже – таков Иаков! Аллилуйя.

7 Поднимите засовы свои, врата! Откройтесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы. Аллилуйя.

8 Кто Он, Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в битвах. Аллилуйя.

9 Поднимите засовы свои, врата! Откройтесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы. Аллилуйя.

10 Кто Он, Царь славы? — Господь Небесных сил, Он — Царь славы. Аллилуйя.

Во время пения Предстоятель трижды кланяется перед престолом, кладёт Евангелие между антиминсом и дарохранительницей и раскрывает антиминс так, чтобы верхний край антиминса лежал на Евангелии. Затем кадит алтарь и молящихся, отдаёт кадило и идёт к жертвеннику. Поклонившись, надрезает большую просфору снизу крестообразно и полагает на дискос. Вливает в Чашу вино с водой, произнося: Господу помолимся. Диакон: Господи, помилуй. Затем кадит жертвенник, покрывает покровцами чашу и дискос, возду́х повязывает диакону и даёт ему дискос, сам принимает с жертвенника Чашу и исходит в предшествии свещеносцев с кадилом северными вратами, негромко обращаясь к молящимся: Всех вас да помянёт Господь Бог во Царствии Своём всегда, ныне и присно и во веки веков.

Дойдя до престола, предстоятель снимает малые покровцы с сосудов и полагает их по передним краям Престола, кадит и покрывает сосуды воздухом, тихо читая молитву очищения:

Господи Боже наш, Вседержитель, видящий все помышления людские, испытующий сердца́ и утробы наши, призвавший меня, недостойного, к служению Тебе! Не возгнушайся и не отврати лица Твоего от меня, но очисти все мои прегрешения, омой мою скверну телесную, и скверну душевную, и всего меня освяти. Да не останусь нечистым сам, умоляя Тебя о прощении грехов людей Твоих. О, Господи! Не отвратись от меня, смиренного и непотребного, но ниспошли мне благодать Святого Твоего Духа и удостой меня неосуждённо предстать пред Святым Твоим жертвенником, и принести Тебе словесное и бескровное приношение это с чистою совестью, в прощение моих грехов и прегрешений, и во оставление неведений народа Твоего, во упокоение и отдохновение прежде почивших отцов наших и братьев, и во утверждение всего народа Твоего.

После пения, громко: Во славу Твою: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Предстоятель благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Предстоятель читает молитву приветствия:

Сущий и прежде бытия мира Существующий, и Пребывающий Неизменным во веки, Отцу со-вечный и единосущный, и с Ним со-царствующий и творящий мир. Не по причине или нужде, но единственно по благости Твоей от небытия к бытию приведший человека и поселивший его в раю сладостном. Соблазнённого же врагом, падшего и преступившего Твою заповедь обновить пожелавший и к прежнему достоинству возвести. Ни ангелам, ни архангелам, ни патриархам, ни пророкам вверил спасение наше, но Сам истинно воплотился и вочеловечился, и во всём уподобился нам, кроме греха. Посредник между нами был и Отцом, древнюю вражду разрушил, земное небесным сочетал и оба в Себе во едино собрав, исполнив воплощением Своим божественный замысел. И перед телесным вознесением на небо, божественно всё завершая, сказал святым Своим ученикам и апостолам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам».

И ныне мир этот даруй нам, Владыка, всякую скверну и лукавство в нас очищая, всякую ложь и всякую злобу, и коварство, и смертоносное злопамятство. И удостой нас приветствовать друг друга святым целованием, да неосуждённо причастимся бессмертного и небесного Твоего дара, по благодати и человеколюбию Отца, и содействию Святого Духа. Ибо Ты Источник и Податель всякого блага, и Тебе славу и непрестанное славословие воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом и Святым Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Возлюбим друг друга.

Хор поёт на 7-й глас: Возлюблю Тебя, Господи, сила моя, Господь утверждение моё, и прибежище моё, и избавитель мой.

Все приветствуют друг друга братским целованием мира со словами «Христос посреди нас» и ответом «И есть, и будет»[6].

Диакон: Двери, двери затворите! Внимайте премудрости Божией.

Все поют (или читают) Символ веры.

СВЯТОЕ ВОЗНОШЕНИЕ

После пения диакон: Станем благоговейно.

Все: Милость и мир.

Предстоятель благословляет народ: Любовь Бога Отца и благодать Единородного Сына, Господа же и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа и причастие, и дар Святого Духа да будет со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Предстоятель, воздевая руки: Вознесём наши сердца.

Все: Возносим ко Господу.

Предстоятель, преклоняясь перед иконой Спасителя: Возблагодарим Господа.

Все: Достойно и праведно.

Предстоятель: Воистину достойно и праведно Тебя восхвалять, Тебя благословлять, Тебе покланяться, Тебя прославлять, Единого истинного Бога, человеколюбивого, неописуемого, невидимого, безграничного, не имеющего начала, вечного, не подвластного времени, неизмеримого, неизменного, непознаваемого, Творца всего, Искупителя всех, очищающего все беззакония наши, исцеляющего все недуги наши, избавляющего от тления жизнь нашу, увенчивающего нас милостью и благодеяниями. Тебя хвалят ангелы, Тебе покланяются архангелы, Тебя начала воспевают, Тебе господства трисвятую песнь возглашают, Тебе власти славу воздают, Тебе престолы хвалу воссылают, тысячи тысяч Тебе предстоят, и мириады Тебе службу приносят. Тебя воспевают невидимые, Тебе покланяются видимые, всё творящему словом Своим, Владыко[7]. Вечный Господи, Бог истинный от Бога истинного, свет Отца нам показавший, даровавший нам истинное познание Святого Духа. Великое показавший нам жизни таинство и нас, людей, допустивший до совместного с бестелесными прославления Тебя, серафимам на земле заповедавший восхваление, прими со гласом невидимых и наше пение. Соедини нас ныне с небесными силами, да и мы с ними прославим Тебя, отвергнув всякое неуместное помышление. Воскликнем, как и они, неумолкаемыми голосами, своими устами непрестанно Твоё величие воспоём.

Диакон: На Восток взирайте!

Предстоятель: Ибо со страхом обступают Тебя херувимы и шестикрылые серафимы, двумя покрывают лица свои, двумя же ноги свои, и двумя летают, взывая один ко другому победную песнь спасения нашего, со гласом славным, гласом светлым воспевая, вопия, славословя, восклицая:

Диакон: Воспойте![8]

Все: Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей. Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне, осанна в вышних.

Предстоятель: Свят, свят, Господи, и во всём свят. Преславно Твоего существа сияние, невыразима Твоей мудрости сила, никакое же слово не сможет измерить Твоего человеколюбия бездну. Сотворил меня, человека, Человеколюбивый, не поработить меня желая, но скорее сам я прошу Твоего владычества. Не существовавшего меня, по любви Своей к бытию привёл, небо мне в покров дал, землю мне в подножие поставил, ради меня море берегами укротил, ради меня естество животных показал и всё подчинил под ногами моими, не лишив меня ничего от сотворённого по человеколюбию Твоему.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Ты создал меня, и благословил рукою Твоею, Твоей власти во мне образ написав, сло́ва божественный дар вложил, в радостный рай меня вселил. Всему научил меня, показав мне древо жизни, и смерти жало распознавать научив, от одного только дерева вкушение запретил, от одного только дерева сказал мне – не ешь! Я же вкусил, закон нарушил, добровольно заповедь презрел и принял приговор смерти.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Ты Сам меня, о Владыка, от проклятия избавил, и как Пастырь добрый к заблудшим пришёл, как Отец истинный мне, падшему, соболезнуя, преподал врачевание, возвращающее к жизни. Сам ко мне пророков послал, закон мне, немощному, дал в помощь. Сам мне послужил. Светом для меня, заблудившегося, воссиял, несведущего посетил и в девственную вселился утробу. Творец неба и земли, не похитил звание Божественное, Богом пребывая, но Себе умалил, образ раба приняв, моё же в Самом Себе естество благословив, вместо меня закон исполнил, падения моего восстание совершив. Дал во аде томящимся отпущение грехов, проклятие закона прогнал, во плоти грех упразднил. Твоей власти мне могущество открыв, и дал слепым прозрение. Мёртвых из гробов воскресив, словом естество моё исправил. Твоего милосердия мне замысел показав, от немилосердных насилие претерпел, плечи Свои подставив под жестокие раны, лицо же Своё подставил под удары, не отвернувшись от стыда заплева́ний.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Как невинный Агнец на заклание шёл, до самого креста обо мне попечение показав. Твоим погребением мой грех умертвил, на небеса меня возвёл, первым на Небо взойдя. Твоего второго и грозного пришествия мне обещание оставил, желая прийти и судить живых и мёртвых, и воздать каждому по делам его.

Все: Пo милости Твоей, Господи.

Предстоятель: Освобождения моего приношу Тебе, Господи, образ, по слову Твоему совершаю дела, как Ты передал мне этого служения таинство: преподал в хлебе и вине причастие Тела Твоего.

Все: Веруем.

Предстоятель: В ночь, в которую Ты Сам Себя добровольно отдал на страдания Своею властью, принял хлеб во святые Твои и пречистые и непорочные руки, блаженные и животворящие (берет Св. Хлеб в руки),

Все: Веруем.

Предстоятель: Воззрев на Небеса к Самому Отцу Твоему, Богу же нашему и Богу всех, благодарил,

Все: Аминь.

Предстоятель: И благословил его,

Все: Аминь.

Предстоятель: И освятил его,

Все: Аминь.

Предстоятель: И преломил, (крестообразно знаменует Хлебом дискос) и передал святым Твоим ученикам и апостолам, возгласив: примите, вкусите от него все, это тело Моё, ради вас и за многих преломляемое и раздаваемое во отпущение грехов; творите это в Моё воспоминание. (Кладёт Хлеб на дискос)

Все: Аминь. Воистину сотворил это!

Предстоятель: А после ве́чери приняв чашу (приподнимает Св. Чашу) и исполнив её от плодов лозы и от воды, благодарил,

Все: Аминь.

Предстоятель: И благословил её,

Все: Аминь.

Предстоятель: И освятил её,

Все: Аминь.

Предстоятель: Растворил и преподал святым Своим ученикам и апостолам, возгласив: примите и пейте от ней все, это кровь Моя Нового завета, ради вас и за многих изливаемая во отпущение грехов; творите это в память обо Мне.

Все: Аминь. Воистину сотворил это!

Предстоятель: Всякий раз, когда вкушаете этот хлеб, и из чаши этой пьёте смерть Мою возвещаете и воскресение Моё исповедуете, в ожидании пришествия моего. (Ставит Чашу на престол)

Все: Смерть Твою, Господи, возвещаем и святое воскресение Твоё и вознесение исповедуем. Тебя восхваляем, Тебя благодарим и молимся Тебе, Господи Боже наш!

Предстоятель: Потому, Владыко, воспоминая Твоё на землю схождение, животворную смерть, тридневное погребение, из мёртвых Воскресение, на небеса восхождение и одесную Отца сидение, и будущее второе, и грозное, и славное Твоё с небес пришествие (диаконы поднимают сосуды над Престолом) Твоё от Твоих даров Тебе приносим от всех, и ради всех, и во всех. (Ставят сосуды на Престол)

Диакон: Преклонитесь пред Богом со страхом и трепетом!

Народ и сослужащие становятся на колени.

Предстоятель: Господи, Твоею силою лежащие перед нами Дары измени, ибо Сам Ты таинственно эту службу совершаешь. Сам нам сохрани воспоминание Твоего служения. Сам Духа Твоего Всесвятого ниспошли, да снизойдёт святым, и благим, и славным Своим присутствием, освятит и преложит лежащие перед нами драгоценные и святые Дары в Истинное Тело и Кровь нашего искупления.

Все: Аминь.

Предстоятель благословляет Св. Хлеб: И сотворит этот хлеб святым Телом Своим – Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, преподаваемое во отпущение грехов и в жизнь вечную всем, от него причащающимся.

Все: Аминь.

Предстоятель благословляет Св. Чашу: Чашу же эту сотворит драгоценной Кровью Нового Завета Твоего, Кровью Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, преподаваемую во отпущение грехов и в жизнь вечную от неё причащающимся.

Все: Аминь, аминь, аминь. И встают с колен.

Диакон (или священник) произносит ектению:

Тебя молим, Христе Боже наш.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Церкви Твоей, Господи, основания укрепи. Единомыслие любви в нас вкорени. Веру истинную распространи. Путём благочестия Твоего нас проведи. Пастырей укрепи. Паству утверди. Клиру подай благонравие. Монахам воздержание. Девственникам целомудрие. В достойном браке живущим благополучие. Кающимся милость. Богатым доброе сердце. Нищим помощь. Старых укрепи. Юных целомудрию научи. Неверных к вере истинной обрати. Прекрати распри Церквей. Ересей посрами гордыню. Всех нас в Твоём единомыслии благочестия соедини.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Помяни, Господи, во всём мире Твоём святую соборную и апостольскую Церковь, распростершуюся до конца вселенной, и всех её православных епископов, верно проповедующих слово Твоей истины. Помяни, Господи, святейших и блаженнейших архиереев наших – Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, и митрополита нашего (имя, титул).

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Помяни, Господи, благочестивых правителей страны нашей Российской. Помяни, Господи, в правительстве братьев и сестёр наших, верных и православных, и всё благочестивое воинство.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Помяни, Господи, приносящих эти святые дары, и тех, ради кого и через кого они принесены, и воздаяние небесное подай всем им.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Помяни, Господи, подвизающихся в горах и пещерах, и в расщелинах земных, и пленённых братьев наших, скорое и мирное возвращение в дома свои им даруй.

Предстоятель, произносит: Помяни и рабов Твоих (имена) и, приклонив голову, молится о здравии христиан по диптихам. Все в храме тоже читают помянники.

Хор: Господи, помилуй.  (Протяжно, многократно, пока не закончится поминовение).

После чтения поминовений предстоятель тихо произносит: Помяни, Господи, и мою осуждённую и несчастную душу, смирение моё, и прости мне все мои прегрешения, и там, где умножился грех, да изобилует благодать Твоя.

Громко: Ибо народ Твой и Церковь Твоя молит Тебя, и через Тебя и с Тобою Отца, взывая: помилуй нас, Боже, Спаситель наш.

Все: Помилуй нас, Боже, Спаситель наш.

Предстоятель: Помилуй нас, Боже, Спаситель наш.

Все: Господи, помилуй (трижды).

Предстоятель: Благослови, Господи, благую перемену погоды к произрастанию плодов земли. Благослови, Господи, соразмерное восхождение речных вод. Благослови, Господи, дожди и посевы, оживи и обнови лицо земли. Бразды её напои, возрасти всё потребное для сеяния и жатвы, и ныне, благословляя, благослови, жизнь нашу сохрани.

Благослови этот год благости Твоей ради нищих из народа Твоего, ради вдовы и сироты, ради странника и пришельца, ради всех нас, на Тебя надеющихся и призывающих имя Твоё святое.

Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь нам пищу во благовремение. Сотвори с нами по доброте Твоей, дающий пищу всякой плоти. Наполни радостью и весельем сердца наши, да во всём всегда всякий достаток имея, не затруднимся совершать всякое дело благое, дабы творить святую волю Твою.

Все: Господи, помилуй.

Диакон: Даруй народу Твоему единомыслие. Миру спокойствие. Больным исцеление. Трудящимся отдых. Изгнанным прощение. Слепым помощь. Вдовам защиту. Скорбящим утешение благой подай. Стоящих в благочестии укрепи. Падших во грехах подними. Восставших укрепи. Усопших помяни. Согрешивших и покаявшихся соедини с верными Твоими. Верных соедини со святыми Твоими. Всех, молящихся в храме нашем, в любви подражателями ангелов сделай. И нас, недостойных, Твоей благодатью призванных к служению Тебе, прими.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Помяни, Господи, город наш (имя) и всех православных, благочестиво живущих в нём, и всякий город и страну со всеми народами их. И избавь нас от болезней и голода, землетрясения и потопа, пожара и плена варварского, от нападения иноплеменников и от восстания врагов и еретиков.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Помяни, Господи, прежде почивших преподобных отцов наших – православных епископов, и всех от сотворения мира Тебе благой жизнью угодивших: отцов, праотцов, апостолов, пророков, проповедников, евангелистов, мучеников, исповедников, и всякий дух праведный, в вере Христовой скончавшийся. (Кадит перед престолом) Изрядно же Пресвятую, Преславную, Пречистую, Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.

Все: Богородица Дева, радуйся; благодатная Мария, Господь с Тобою! Благословенна ты между жена́ми и благословен Плод чрева Твоего, ибо родила Спасителя душ наших.

Предстоятель: Святого славного пророка, Предтечу, Крестителя и мученика Иоанна, святого Стефана первого диакона и первого мученика, святых и блаженных апостолов, и евангелистов, и святого отца нашего Григория Богослова, и всех святых, о которых сегодня с молитвой вспоминаем (имена их), и всякий чин святых Твоих, и их молитвами и молениями помилуй нас, и спаси ради имени Твоего святого, призываемого нами.

Помяни, Господи, прежде усопших в православной вере отцов и братьев, и сестёр наших (имена) и всех упокой со святыми Твоими  (здесь с каждением читаются заупокойные поминовения).

Все поют на 6-й глас во время поминовения: Ослабь, отпусти и прости или Господи, помилуй.

Предстоятель: Ослабь, отпусти и прости им прегрешения их, и упокой души их со святыми и праведными, Благой и Человеколюбивый Боже. Напитай их, собери их в месте цветущем, на воде успокоения, в рае сладостном. Всех помяни, чьи имена помянули и кого по множеству имён забыли, и тех, о ком некому молиться, верных и православных христиан. С ними и нас помяни, Благой и Человеколюбивый Боже, Боже милостивый, не хотящий смерти грешникам, но обращения нашего к жизни. (Отдаёт кадило пономарю.)

Все: Помилуй, спаси нас и прости нам, Боже, грехи наши вольные и невольные, сознательные и случайные! Отпусти их нам, Господи!

Предстоятель: Боже, посети нас спасением Твоим, сотвори с нами по любви Твоей, творя преизобильно, то, о чём просим или помышляем. Да и в этом, как и во всём прославится, и вознесётся, и восхвалится, и благословится, и святится всесвятое и почитаемое, и благословенное имя Твоё, вместе со Благим Твоим Отцом и Святым Духом.

Все: Как было, и есть, и будет.

Предстоятель благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.

НАЧАЛО ПРЕЛОМЛЕНИЯ

Предстоятель: Господи, Иисусе Христе, Спаситель наш человеколюбивый! Оживляющий души наши, предавший Себя за нас ради спасения прегрешений наших, по многому милосердию Своему восхотевший спасти человечество, Единородный Боже из недр Отца. Божественное и пречистое, и небесное это таинство установивший, иереев в чин служителей Своих поставив, невидимой же силою Твоею их изменяя. Чистым сердцем являющийся и истинно приближаться к Себе позволяющий.

Все: Господи, помилуй и благослови!

Предстоятель благословляет Агнец: Тогда благословивший, и ныне благослови.

Все: Аминь.

Предстоятель возносит Агнец: Тогда освятивший, и ныне освяти.

Все: Аминь.

Предстоятель преломляет Святой Агнец по надрезу: Тогда преломивший, и ныне раздели.

Все: Аминь.

Предстоятель кладёт части Агнца на дискос: Тогда преподавший Себя ученикам святым и чистым апостолам, и ныне преподай Себя нам и всему народу Твоему, Вседержитель, Господи Боже наш.

Все: Аминь.

Диакон: Помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель читает молитву преломления: Благословен Ты, Христе Боже Вседержитель, Искупитель Церкви Своей! Слово ясное Божие и Человек видимый. В непостижимом Твоём воплощении приготовил нам Хлеб небесный – это Тело Твоё в таинстве, всех освящающем. Наполнил нам и Чашу от лозы истинной – от божественного и пречистого Твоего ребра, из которого после смерти Твоей на кресте[9] источилась кровь и вода, всю вселенную очищающие. Соедини нас с Собой, благой Господи, недостойных рабов, сотвори нас народом единым, царским священством, народом избранным. Очисти нас, Господи, как освятил святые эти Дары, и сотвори их невидимыми из видимых Тебе Одному известным таинством, Господи, Боже, Спаситель наш, Иисусе Христе! Ты ради многого милосердия Твоего удостоил нас через святое Крещение стать сыновьями и наследниками Тебе. Научил нас образу молитвы, какой молиться подобает пречистому Твоему Отцу. Сам и ныне, Владыко Господи, удостой нас с освящённой совестью и помыслами благими, как и подобает Твоим детям, с пламенеющей любовью и дерзновением благим призывать Бога Отца, живущего на небесах, и восклицать:

Все поют (или читают) Молитву Господню: Отец наш Небесный! Да святится Имя Твоё. Да наступит Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Предстоятель: Ибо весь мир – Твоё царство, в нём Твоя сила и слава: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Предстоятель: О, Господи, Господи, давший нам власть наступать на змею и на скорпиона, и на всякую силу вражескую, сокруши врагов нашего спасения вскоре, и всякую злую хитрость их, замышляемую против нас, разори. Ибо Ты Царь и Спаситель всех, Христе Боже, и Тебе славу и благодарение, и поклонение воссылаем на всякий день, со Безначальным Твоим Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Пред Господом склонимся.

Все: Перед Тобою, Господи.

Предстоятель читает молитву главопреклонения: Господи, приклонивший небеса и сошедший на землю, и воплотившийся для спасения рода человеческого! Сидящий на Серафимах и Херувимах и на смиренных взирающий. Сам ныне, Господи, услышь возносящих к Тебе очи сердец наших. Человеколюбивый, Благой, простри руку Твою невидимую, благословенную, исполненную милости и благодеяний, и благословляя благослови рабов Твоих, и очисти нас от всякой скверны плоти и духа. И удостой нас стать причастниками и родственниками Твоей благодати, да принося Тебе мольбу во освящении и праведности, достойно причастимся предлежащих благих Даров: пречистого Тела Твоего и драгоценной Крови Твоей. Ибо Тебе поклоняемся, Препрославленному, и Тебе подобает всякая слава, величие, держава же и власть, вместе со Пречистым Твоим Отцом и со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Предстоятель читает молитву освобождения: Агнец Божий, взявший на Себя грех мира, всечистую Кровь Свою изливший ради жизни нашей, и во искупление и спасение всех Себя предавший на заклание, от смерти искупивший, которой связаны мы были, проданные под грехом. Творящий волю боящихся Тебя, и моления их слышащий и спасающий их. Ты послушал праведного Иова, до зари встававшего и о чадах возлюбленных жертвы приносившего, говоря – да не помыслят когда-либо сыновья мои в сердцах своих лукавое на Бога! И меня, смиренного и грешного и непотребного раба услышь, умоляющего о ближних, отцах моих и братьях, и сёстрах, и о моём ничтожестве. Помяни, Господи, собрание наше и благослови нас. Милостивым лицом и тихим оком воззри на нас в этот час, и отпусти нам всякое наше отпадение и всякое преступление и нарушение закона и Твоих заповедей. И освободи нас от всякой совести злой, и всякого бесплодного дела, и всякого помышления блудного, которое оскверняет чистоту души. Даруй нам видеть грехи наши и совершенно отвратиться от них. Даруй нам чистоту покаяния и к Тебе обращение. Ибо Ты, Владыко Господи, обнищал добровольно, воплотившись ради спасения рода нашего, и разодрал наше рукописание[10] на кресте Твоих божественных рук простиранием. Сохрани всех, любящий Владыко, исполни нас страхом Твоим и исправь ко благу волю Твою. Ибо Ты Бог наш, и Тебе подобает слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Со страхом Божиим внимайте.

Все: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.

Предстоятель возвышает св. Хлеб, возглашая: Святое святым.

Все: Един Отец Святой, един Сын Святой, един Дух Святой. Аминь.

Предстоятель благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Предстоятель перед Престолом, воздев руки: Благословен Господь во веки.

Все: Аминь.

Предстоятель прикасается десницей к дискосу и возглашает: Тело святое и Кровь драгоценная Иисуса Христа, Сына Божия. Аминь.

Все: Аминь.

Предстоятель полагает частицу св. Хлеба в Чашу, говоря: Святое и драгоценное Тело и Кровь, истинная, Иисуса Христа, Сына Божия. Аминь.

Все: Аминь.

Предстоятель добавляет теплоту в св. Чашу и возглашает: Тело и Кровь Эммануила Бога нашего. Аминь.

Все: Аминь. Веруем!

Диакон: Веруем в мире и любви.

ПРИЧАЩЕНИЕ

Предстоятель читает для всех молитву перед причащением: Верую, верую, верую и исповедую до последнего дыхания жизни, что это – истинная Плоть животворящая, которую Ты принял, Христе Боже наш, от святой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и сотворил её единой с Божеством Твоим, ни в смешении, ни в разделении, ни в слиянии, ни в изменении, и засвидетельствовал это при Понтийском Пилате добрым исповеданием, и предал её на страдания за всех нас, вознеся на древо Креста святого, по воле Твоей. Воистину верую, что Божество Твоё никак не отделилось от человечества Твоего ни на один миг, ни на мгновение ока. Передал нам Тело Своё и Кровь во спасение и отпущение грехов, и в жизнь вечную от неё причащающимся. Верую, что это истина. Аминь.

Все: Аминь.

Предстоятель: Непостижимый Боже, Слово безграничное, вечное, прими от нас грешных, от недостойных уст пение с вышними силами. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Твоим Отцом и животворящим Духом во вся веки веков.

Выносится на амвон свеча. Хор поёт Аминь и псалом 150 до окончания причащения всех:

  1. Хвалите Бога во святом храме Его, хвалите на небесах могущество силы Его. Аллилуйя!
    2. Хвалите Его за великие дела Его, хвалите Его за множество величия Его. Аллилуйя!
    3. Хвалите Его во гласе труб, хвалите Его на псалтири и лирах. Аллилуйя!
    4. Хвалите Его в тимпанах и хоре, хвалите Его во струнах и свирелях. Аллилуйя!
    5. Хвалите Его в кимвалах звонких, хвалите Его в кимвалах громогласных. Аллилуйя!
  2. Всякое дыхание да хвалит Господа. Аллилуйя!

Предстоятель покланяется перед престолом, раздробляет св. Хлеб по числу причащающихся священнослужителей, и причащается, говоря: Тело Христово истинное. Аминь. Истинная и драгоценная Кровь Христова. Аминь.

Причастившись, раздробляет оставшийся Агнец на необходимое количество частиц, после чего сразу причащает мирян. Затем кадит св. сосуды и переносит их с диаконом на жертвенник, возвращается к Престолу, сворачивает антиминс и полагает на него Евангелие. Диакон потребляет оставшиеся Дары, затем возглашает: Встаньте на молитву.

Предстоятель благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Помолимся после Святого Причащения.

Все: Господи, помилуй.

Предстоятель: Благодарим Тебя, Христе Боже, Слово Истинное, единосущный безначальному Отцу, ибо Ты возлюбил нас и в Жертву отдал Себя за спасение наше. Даруй нам жизнь вечную через причащение пречистому Твоему Телу и драгоценной Твоей Крови, которых ныне удостоил нас. Благодарим Тебя, Человеколюбивый и Благой, и Тебе славу и честь, и поклонение непрестанно воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом и Святым Твоим Животворящим и Единосущным Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Главы ваши пред Господом склоните.

Хор: Перед Тобою, Господи.

Предстоятель читает на амвоне с Крестом отпуст[11]: Сущий – Бывший и Грядущий – вечно пребывающий неизменным, пришедший просветить весь мир! Воплотившийся, вочеловечившийся и распятый за нас, добровольно плотью как Человек пострадавший, и оставшийся свободным от страданий, как Бог, и погребённый, и воскресший в третий день, и взошедший на небеса, и сидящий одесную величия славы Отца, Божественного же и святого, и единосущного, и единосильного, и со-прославляемого, и со-вечного Духа пославший на святых Твоих учеников и апостолов, и через Него просветивший их, и через них всю вселенную, и вновь грядущий судить живых и мёртвых. Тебя благословляют ангелы и восхваляют архангелы, славословят серафимы и покланяются херувимы, Тебя почитает и пред Тобою трепещет весь мир, Сын, Слово Бога Отца, Иисус Христос Господь наш. Тебе покланяется народ Твой и наследие Твоё, приобретённые Драгоценной Твоей Кровью. Воззри на всех нас Господи, с Неба Святого Твоего, и с Светлого Чертога Твоего. Благослови служителей Твоих всяким благословением духовным. Сохрани нас под силой руки Твоей, утверди нас в вере Твоей. Очисти наш дух, душу и тело, да всем сердцем сохраним принятое от Тебя до конца. Ибо Царство Твоё, Христе Боже наш, исполнено святости и славы, которой и мы достигнуть надеемся по предстательству Владычицы нашей, Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, и четырёх светлых архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила, и четырёх животных бестелесных, и двадцати четырёх старцев, херувимов и серафимов и всех чинов небесных. По молитвам патриархов и пророков, Иоанна Предтечи и Крестителя и ста сорока четырёх тысяч праведников, божественных и священных апостолов, святого Стефана, первого диакона и первого мученика, святителя Григория Богослова, всех мучеников, благочестивых, девственников Христа ради, и святых отроков, по благословению ангелов, святых родителей Богородицы Иоакима и Анны (здесь поминается святой дня), и всех святых Твоих. Благословение всех святых, благодать, добродетель, дары, помощь, мир и любовь да будет со всеми нами во веки!

Все: Аминь.

Диакон: В мире Божием совершилась Божественная Литургия, которую установил дивный во святых отцах наших Богослов – Григорий!

Хор поёт уставное МНОГОЛЕТИЕ. Священник произносит напутственное слово и дает верным лобызать св. Крест.

[1] Перевод с греческого иеромонаха (ныне митрополита) Илариона (Алфеева) в авторской редакции игумена Силуана (Туманова), дополненной по: Renaudotius, Eusebius. Liturgiarum Orientalium Collectio; Volume 1, — Париж, 1716, стр. 26-38. https://archive.org/details/liturgiarumorie05renagoog/page/n206

[2] При необходимости можно совершить привычную проскомидию при чтении часов. Тогда девятая частица изымается в честь «иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Константинопольского» и он же поминается на отпусте. После чтения часов сразу поётся «Единородный Сыне».

[3] Если не читаются часы, перед литургией можно спеть агрипнию (т.е. краткую песенную утреню), закончив её пением Великого славословия.

[4] Выделенные окончания молитв можно произносить громче.

[5] Изначально читалось две паремии из Ветхого завета.

[6] В пасхальный период: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе».

[7] Здесь диакон произносит «Сидящие, встаньте!» С учетом того, что к этому моменту все и так давно стоят, этот возглас я опустил.

[8] В оригинале – Внимайте!

[9] Дословно – после испущения Тобой духа.

[10] Т.е. расписку об уплате за покупку раба. Поэтический образ грехопадения человечества, которое преодолевает Христос, выкупая нас из рабства греху и смерти.

[11] Приводится по Liturgiarum Orientalium Collectio; Volume 1, — Париж, 1716, стр. 37-38, за исключением курсива.