Текст взят из Илитария Гелатского монастыря (XVI в.), переведенного протоиереем Корнилием Кекелидзе [1]

После звона к вечерне, когда соберутся все, священник облачается и полагает [на дискос] преждеосвященные Дары. Затем, наливая в чашу вино[2], говорит: «Один от воинов копием ребра Его пронзил, и тотчас истекла кровь». Вливает воду и продолжает: «И вода. И видевший свидетельствовал, и истинно есть свидетельство его». После этого диакон обращает кадило к священнику, который назнаменовывает его и говорит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже…» Диакон кадит и говорит: «О предложенных честны́х дарах Господу помолимся». Говоря это, он три раза изображает крест кадильницей над чашей и дискосом. Отломив небольшую частицу от плоти Господней, священник опускает её в чашу, говоря: «Соединение Духа Святого».

Затем вынимают частицы и поминают кого желают.

За здравие: «Непорочная и всечестная преждеосвященная жертва cия приносится за здравие, спасение и оставление прегрешений раба Божиего (имя)».

За упокой: «Непорочная и всечестная преждеосвященная жертва cия приносится за упокоение, блаженство и оставление прегрешений раба Божиего (имя)».

Или: «Помяни, Господи, всех православных рабов Твоих и упокой их там, где всем сияет свет лица Твоего».

Священник читает молитву предложения: «Господи Боже наш, показа­вший нам великую сию тайну спасения…»[3] После этого берет покровы, покрывает прежде дискос, назнаменовав его крестообразно, и говорит: «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь и силою препоясася». Потом покрывает чашу, знаменует крестообразно и говорит: «Ибо утверди вселенную, яже не по- движится». Покрывает обоя, знаменует крестообразно и говорит: «Покры небеса добродетель Твоя…» Затем выходят вдвоем и входят в главный алтарь, кланяются вместе трижды, целуют трапезу, при этом диакон стоит по правую сторону священника. Он кланяется священнику и говорит: «Благослови, владыка» Священник осеняет его крестообраз­но и говорит: «Дух Святой да будет сослужителем нашим».

После этого диакон выходит, становится на амвоне и возглашает: Благослови, владыка.

Священник: Благословенно царство…

Все: Аминь.

Чтец — Приидите, поклонимся и 103-й псалом.

Диакон произносит великую ектению, за которою следуют антифоны кафизмы и три малых ектении и три обычных молитвы антифонов. Вместе с третьей молитвой антифона читается и «Иже общия сия и согласныя…». После возгласа «Яко Ты еси Бог наш» — «Господи воззвах».

На «слава» — вход по чину: диакон держит Евангелие и кадильницу и, став пред алтарными дверьми, возглашает: Благослови, владыко!

Свя­щенник: Благословен вход святых Твоих….

Диакон: Господу по­молимся.

Священник читает молитву входа: Владыко Господи, Боже наш, уставивый… ‘

Возглас: Яко подобает Тебе…

Диакон: Премудрость прости. Свете тихий.

Народ: …святыя славы… и далее.

Входят в алтарь, [архиерей проскомисует и поминает кого хочет]. Священник читает молитву трисвятого: Немолчными песньми и непрестанным славословием в вышних…[4].

Диакон: Паки и присно преклонше колена… О свышнем мире.. О мире всего мipa… О святом храме сем … О избавитися нам.. И о всех, требующих у Господа помощи… Заступи, спаси… Пресвятую, пречистую… Го­споду помолимся.

Священник: Яко свят еси, Боже наш…

Народ: Святый Боже…

По окончании трисвятой песни диакон говорить священ­нику: Благослови, владыко, святую трапезу cию.

Священник: Благословены предложенные на трапезе Тело и Кровь Христа.

Диакон: Также и горнее место.

Священник: благословенъ седяй во славе…—

[Apxиepей слагает омофор.]

Диакон берет в правую руку кадило и возглашает: Вонмем.

Священник: Мир всем.

Народ: И духови твоему.

Чтец прокимен и паремии.

Во время первой паремии из книги Бытия кандиловжигатель зажигает свечу и ставит ее на середину церкви.

Диакон выходит из алтаря с кадильницей; по окончании паремии берет левой рукой зажженную свечу и, имея в правой кадильницу, возглашает: Свет Христов просвещает всех.

Все поднимаются со своих мест и снимают шапки. После этого диакон входит в алтарь и кадит над трапезой. Священник читает молитву «Прежде «Да исправится»» «Вечерь и заутра и полудне…».

Чтец: Притчей чтение.

По окончании этой паремии диакон возглашает: Премудрость прости, вонмем.

Священник: Мир всем.

Народ: И духови твоему.

Певец: Да исправится молитва моя…

Стих: Господи воззвах…

Когда певец начинает «Да исправится…», народ падает ниц; когда же начинает петь народ, певец падает ниц.

В среду и пяток сырной недели вместо «Да исправится…» поют на 4 глас «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего»; стих: «Бо­же, спасение Твое воздаждь ми»; или же «Господи, не вознесеся сердце мое». В посты же поем «Да исправится…».

После этого диакон говорит ектению: «Рцем вси… Господи вседержителю… Иже богат еси милостью… О мире, жизни, оставления грехов раба Божья (имя)… О святем храме сем… О избавитися нам… И о всех, требующих у Господа помощи… И о зде предстоящих людех… Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей… Еще молимся о благочестивом и богохранимом царе нашем… Яко да благий и человеколюбивый Бог простит нам прегрешения наша… О памяти, покое и оставлении прегрешений раба Божья (имя).

Ведомо да будет, что если литургия преждеосвященных Даров совершается на первой или на страстной неделе великого поста, Евангелие читается после «Да исправится…».

После Евангелия диакон говорит ектению «Рцем вси…»

Священник читает молитву: Господи Боже наш, прилежное cиe моление…

Возглас «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…»

Диакон: Помолитеся, оглашении, Господеви и далее[5], до

Перед молитвой «Боже великий и хвальный» читается молитва «Боже отец и Господи милостей, сотворивый все словом Твоим и премудростью Твоею создавый человека, во еже обладати ему созданием Твоим и управляти мiром в святости и правде; подаждь ми, стоящему пред престоломъ премудрость и не отвержи мене от рабов твоих, яко аз раб твой есмь и сын рабыни Твоея…»

Вместе с молитвою «Го­споди святый и благий…» читается и «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми» с возгласом «По дару Христа Твоего».

Переносят святые дары, поют «Ныне силы небесныя».

Когда святые дары вносятся в алтарь, предстоятель преклоняет голову и говорит тихо: Благословен грядый во имя Господне… Царю небесный, вождю мудрости… стр. 50. По поставлении св. Даров на престоле священник покрывает их и молится: «Господи Боже наш, ниспосли мне силу свыше… стр. 51.

Затем опускает фелонь, становится пред трапезой, кланяется трижды и говорит стоящим по сторонам его священникам: Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его.

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви и далее до молитвы: Призри Господи Иисусе Христе, Боже наш…, как и ныне.

После названной молитвы читается следующая: Се Агнец бескровный на трапезе заколается и ныне разделяется, паки соединяется и вечно пребывает; трепещут от Него херувимы и серафимы; приидите, вернии, узрим страшную и огнепальную святыню…

Диакон: Вонмем.

Священник при­поднимает святой хлеб и говорит: Преждеосвященная святая святым.

Народ: Един свят, един Господь

Раздробляя св. Хлеб, священник говорит: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вынимает частицу из Святой Плоти и влагает в чашу.

Диакон: Аминь.

Затем под­носит теплоту и говорит: Благослови, владыко, теплоту.

Священник осеняет крестообразно и говорит: Отец благословен, Сын благословен, Дух Святый благословен; благословен Отец, благословен Сын, благословен Дух Святый.

Диакон: Аминь. И причащаются[6].

Певцы поют причастен: Вкусите и видите, яко благ Господь…

Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите.

После причащения священник читает молитву: Благодарим Тя, Спаса всех… и Благодарю Тя, Владыко человеколюбче…

Диакон кадит, священник: Вышний еси на небесах, Боже…

Когда св. Дары заносят назад в алтарь, священник говорит: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко сподобил еси нас причаститися пречистого тела и честныя крови Твоея. Или, по-грузински, так: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко сподобил еси нас причаститися преждеосвященныя плоти и крови Твоея во оставление грехов и в жизнь вечную; неосужденно соблюди нас, молимся, яко благ и человеколюбец.

В диаконнике священник говорит молитву: От силы в силу шествующе…  Исполнение закона и пророков… Господи Боже наш, введый нас в пречестныя дни cия… Господи Боже наш, пост сорокодневный плотью волею претерпевый Молитва отпущения народа Благословляяй благословляющих Тя, Господи…

Диакон ектению: Прости приимше…

Возглас священника и мо­литва заамвонная обычные, и отпуст.

 

 

 

 

[1] По переводу, опубликованному прот. К. Кекелидзе в монографии «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение», Тифлис, 1908., сс. 102–106.

[2] В тексте упоминается, что перед тем, как налить вино, священник накрывает чашу специальной цедилкой, чтобы в чашу не попал жмых и иные крупные частицы при отжиме винограда (!).

[3] Дмитриевский А.А., «Евхоло́гиа» стр. 393.

[4] Goar. р. 29.

[5] Не упоминается ектения «О иже ко просвещению» со среды средопостия;

[6] Нигде в рукописях нет ни малейших указаний на какой-то иной, отличающийся от полной литургии, обряд причащения. Для составителей этого чина совершенно очевидно, что в чаше — Кровь Христова, иначе это было бы оговорено.