Последование
Мозарабской Божественной литургии иже во святых отца нашего Исидора, Епископа Севильского

В редакции игумена Силуана (Туманова)

(Мозарабская)[1]
Перед началом богослужения диакон готовит на жертвеннике Чашу, дискос, покровец для Чаши, копие, одну большую просфору и вино с водой.
Облачившись в священные одежды, священник и диакон с Евангелием входят в храм, к амвону[2]. По бокам становятся 2 пономаря со свечами.
Священник поёт входные антифоны [на 7-й глас]: Отче, согрешил на небо и пред Тобою[3].
Все или хор: Прими меня, как одного из наемников Твоих.
Священник: Сколько наемников в доме Отца моего избыточествуют хлебом; я же от голода погибаю; встану, пойду ко Отцу моему и скажу Ему:
Все: Прими меня, как одного из наемников Твоих.
Хор: Кирие, элейсон. Христэ, элейсон. Кирие элейсон.
Священник: Отец наш небесный!
Все: Да святится Имя Твоё. Да наступит Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
Священник: От невольных проступков очисти меня, Господи.
Все: И от осознанных грехов удержи раба Твоего[4].
Священник: Господи, услышь молитву мою.
Все: И плачь мой к Тебе да вознесётся[5].
Священник: Помолимся. Боже, творящий достойных из недостойных, праведников из грешных и чистых из нечистых. Очисти сердце моё и тело моё от всякой нечистоты и помышления греховного, и сотвори меня достойным и пригодным[6] служителем святыни Твоей, и сподоби меня на жертвеннике этом, к которому я, недостойный, дерзаю приступить, принести Тебе благоприятные жертвы за грехи, и преступления заповедей, и бесчисленные ежедневные мои прегрешения, и за грехи всех живых и усопших верных, и за всех, вверивших себя моим молитвам. И да будет моление моё благоприятно Тебе, Богу Отцу, через Принёсшего Себя в жертву за нас[7] Создателя всего и единого безгрешного Первосвященника Иисуса Христа, с Тобой живущего и царствующего со Святым Духом во веки веков.
Все: Аминь.
Хор: Богородица Дева, радуйся; благодатная Мария, Господь с Тобою! Благословенна ты между женами и благословен Плод чрева Твоего, ибо родила Спасителя душ наших.
Священник на амвоне говорит: Во имя Господа нашего Иисуса Христа.
Все: Аминь.
Священник благословляет народ: Благодать Святого Духа да будет с вами.
Все: И со духом твоим.
Священник, лицом к вратам, [поёт на 7-й глас]: Подойду к жертвеннику Божиему[8].
Все: К Богу, веселящему юность мою.
Священник: Суди меня, Боже, и вступись за меня перед народом недобрым, от лживых и злобных людей спаси меня.
Все: Ты, Боже, сила моя. Что же Ты отвергнул меня? Что же скитаюсь, плача от оскорблений врага?
Священник: Пошли свет Твой и истину Твою; да направят они меня и приведут на святую гору Твою, и в обители Твои.
Все: И подойду к жертвеннику Божиему, к Богу радости и веселия моего.
Священник: На арфе буду славить Тебя, Боже, Боже мой. Что унываешь, душа моя и что смущаешься?
Все: Уповай на Бога! И прославлю Его – Спасителя и Бога моего.
Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Все: Как было в начале, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Священник: Подойду к жертвеннику Божиему.
Все: К Богу, веселящему юность мою.
Священник: Сподоби, Господи, в этот день.
Все: Без греха сохраниться всем нам.
Священник: Исповедайте Господа, ибо Он Благ[9].
Все: Ивовек милость Его.
Священник: Моли о нас, святая Богородица.
Все: Да достойны будем обетований Христовых.
Священник: Исповедуюсь Богу всемогущему[10], всем святым и перед вами, братия и сестры, ибо согрешил я чрезмерно мыслью, словом и делом; моя вина, моя вина, моя величайшая вина. Потому прошу блаженную Марию Приснодеву, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых Апостолов Петра и Павла, всех святых и вас, братия и сестры, молиться обо мне Господу Богу нашему.
Все: Да помилует тебя Всемогущий Бог и, отпустив грехи твои, да приведёт тебя к жизни вечной.
Священник: Аминь.
Все: Исповедуемся Богу Всемогущему[11], всем святым и тебе, отче, ибо согрешили чрезмерно мыслью, словом и делом; наша вина, наша вина, наша величайшая вина. Потому просим блаженную Марию Приснодеву, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых Апостолов Петра и Павла, всех святых и тебя, отче, молиться о нас Господу Богу нашему.
Священник: Да помилует и вас всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши, да приведёт вас к жизни вечной.
Все: Аминь.
Священник: Прощение, разрешение и отпущение грехов наших да подаст нам всемогущий и милосердный Бог.
Все: Аминь.
Священник: Боже, обратись, оживи нас[12].
Все: И народ Твой возрадуется о Тебе.
Священник: Яви нам, Господи, милость Твою.
Все: И спасение Твоё даруй нам.
Священник поёт: Священники Твои облекутся в праведность[13].
Все: И преподобные Твои возрадуются.
Священник поёт: Господи, услышь молитву мою[14].
Все: И плачь мой к Тебе да вознесётся
Священник благословляет народ: Господь с вами.
Все: И со духом твоим.
Священник: Отними от нас, молимся, Господи, все неправды наши и дух гордости и высокомерия, которому Ты противишься, и наполни нас духом страха нарушить заповеди Твои, и даруй нам сердце сокрушенное и смиренное, которого Ты не презираешь, да сподобимся с чистыми душами войти во святое святых, через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою живёт и царствует во единстве Святого Духа во веки веков.
Хор торжественно поёт: Аминь.
Священник входит в алтарь и изображает [Евангелием] крест над престолом, говоря: Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хор: Аминь.
Священник произносит антифон о Кресте: Радуйся, Крест драгоценный!
Хор: Освящённый Телом Христовым, украшенный святыми Его как жемчугом. Спаси, Господи, предстоящий народ, собравшийся вместе восхвалить Тебя.
Поцеловав престол, священник продолжает: Покланяемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо искупил мир святым Крестом Твоим.
Потом, преклонив голову, священник произносит: Ради славы имени Твоего, Христе, Сын Бога живого и ходатайства Святой Марии Девы и блаженного Иакова, и (имя святого дня) и всех святых Твоих, помоги нам, и помилуй нас, недостойных рабов Твоих, и будь посреди нас, Боже наш, живущий и царствующий во веки веков.
Все: Аминь.
Священник запевает Входное (introitum) [и совершает каждение алтаря и молящихся]: На горы взошёл благовествующий мир, аллилуйя[15].
Хор: И возвещающий благое. Аллилуйя. Празднуй, Иуда, праздники Твои, Аллилуйя, и исполняй Господу обеты твои, аллилуйя .
Стих:Господь даст слово благовествующим с великой силой.
Хор: И исполняй данные Господу обеты твои. Аллилуйя.
Стих:Слава и честь Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Хор: И исполняй Господу обеты твои. Аллилуйя. Во все веки веков. Аминь.
Священник запевает: Слава в вышних Богу!
Хор поёт Великое славословие: И на земле мир, в людях благая воля. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славим Тебя, благодарим Тебя великой ради славы Твоей. Господи Боже, Царь небесный, Боже, Отче, Вседержитель! Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе, Всевышний Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца! Взявший на себя грехи мира, помилуй нас. Взявший грехи мира, прими молитву нашу. Сидящий одесную Отца, помилуй нас. Ибо Ты – Един свят, Ты – Един Господь, Ты – Един всевышний Иисус Христос, со Святым Духом, во славу Бога Отца. Аминь.
Священник: Во все веки веков.
Все: Аминь.
Хор поёт Трисвятое.
Священник идёт на Горнее место и после пения читает там молитву святому дня[16]: О Христе! Сила и могущество Твои настолько просияли в святом (имя святого дня), что сподобился он именем Твоим сокрушать силу врага нашего спасения. Молимся Тебе: защити Церковь Твою от нападений противников веры, да силой Духа убеждая несогласных, на деле исполним евангельское учение святого, благочестивую жизнь и упокоение которого ныне почитаем.
Все: Аминь.
Священник:Милосердием Твоим, Боже наш, благословенный, живущий и правящий во веки веков.
Все: Аминь.
Священник благословляет народ: Господь да будет всегда с вами.
Чтец: И со духом твоим.
Священник: Премудрость.
Чтец: Чтение книги пророка (имя).
Все: Благодарение Богу.
Читается паремия, по окончании которой произносят: Аминь.
Священник: Господь да будет всегда с вами.
Все: И со духом твоим.
Чтец и хор поют прокимен по обычаю.
Диакон: Храните молчание.
Чтец: Чтение к (…)послания святого апостола (имя).
Все: Благодарение Богу.
Читается положенный отрывок из Посланий или Деяний Апостольских. После чтения все отвечают: Аминь.
[Торжественно поётся Аллилуйя со стихами. Диакон кадит Евангелие, священника и молящихся], выходит на амвон и испрашивает благословение у священника на чтение Евангелия: Благослови, владыка!
Священник: Господь да будет в сердце твоём, и на устах твоих, и да сподобит и укрепит возвестить Евангелие Своё! Во имя Отца и Сына и Святого Духа[17].
Диакон: Аминь.
Священник: Господь да будет всегда с вами.
Все: И со духом твоим.
Диакон: Чтение святого Евангелия от (имя).
Все: Слава Тебе, Господи.
Диакон читает положенный отрывок из Евангелия, завершая его словами: Слово Божие.
Все отвечают: Слава Тебе, Христе!
После чтения священник благословляет: Господь да будет всегда с вами.
Все: И со духом твоим.
Священник произносит проповедь. Поётся Laus (Laudes) – антифон на перенесение даров[18]. В Рождество:
Аллилуйя. Избавление послал Господь людям Своим, заповедал навеки завет Свой. Аллилуйя. Свято и грозно имя Его. Аллилуйя.
Во время пения священник раскрывает антиминс, исходит к жертвеннику, омывает руки и полагает на дискос просфору со словами: Да будет благоприятно величию Твоему, всемогущий вечный Боже, приношение это, Тебе приносимое за грехи и прегрешения наши, и за спасение всех верных святой, соборной и апостольской Церкви, через Христа Господа нашего. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Вливает в Чашу вино и воду, произнося: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Приносим Тебе, Господи, Чашу для благословения Крови Христа, Сына Твоего, и умоляем милосердие Твоё, да вознесётся она перед очи величества Твоего, как приятное благоухание, через Того же Христа, Господа нашего. Аминь.
Полагает покровец на чашу, говоря: Приношение наше, Господи, милостиво прими и грехи всех приносящих, и за кого приносится оно Тебе, прости через Христа, Господа нашего. Аминь.
Затем кадит предложение и в предшествии свещеносцев переносит св. сосуды на престол через северные врата. Ставит сосуды на престол, кадит предложение, и, преклонившись, говорит: В духе смирения и сокрушения молим Тебя, Господи: прими нас, и да будет жертва наша принята Тобою ныне, и да будет благоугодна Тебе, Господи Боже. Приди, Дух Святой, Освятитель, и освяти жертву эту, руками моими уготованную Тебе.
Затем выходит на амвон, говоря: Помогите мне, братия, вашими молитвами и помолитесь обо мне Богу.
Все: Да укрепит тебя Отец и Сын и Дух Святой.
Хор поёт Sacrificium[19]: Драгоценна в очах Господа смерть преподобных Его. Аллилуйя, аллилуйя.
Здесь священник омывает руки, трижды благословляя сосуды и произнося: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Преклоняется пред престолом и тайно произносит: Приступлю к Тебе во смирении духа моего, буду говорить Тебе, ибо Ты дал мне великую надежду и дерзновение. Ты же, Сыне Давидов, в тайне откровения пришедший к нам во плоти, ключом креста Твоего открой тайны сердца моего, послав одного от Серафимов, да углём пылающим с Небесного престола Твоего очистит нечистые уста мои, просветит ум, дарует слова святые. Да язык мой, служа пользе ближних по любви, не произнесёт слов заблуждения, но бесконечно возвещает хвалу истины, через Тебя, Боже мой, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.
Священник к народу: Господь да будет всегда с вами[20].
Все: И со духом твоим.
Священник повторяет молитву святому или молится о нуждах ближних.
Все после молитвы: Аминь.
Священник к народу: Помолимся.
Хор: Агиос, агиос, агиос, Господи Боже, Царю вечный, Тебе хвала и благодарение.
Священник: Помянем в молитвах святую соборную Церковь, да сподобит милосердный Господь возрастать ей в вере, и надежде, и любви.
Помянем всех падших, пленных, больных и путешествующих, да позаботится о них милосердный Господь, освободит, исцелит и укрепит.
Хор: Даруй, вечный, всемогущий Боже.
Священник: Исповедуя призывающего нас к себе Господа Иисуса, возлюбленные братья, призвавшего к Себе святого (имя святого дня), со всем душевным усердием со слезами просим Господа, да сподобит молитва наша к Нему исполнить то же Евангелие, что и сердце святого воспламенило.
Все: Аминь.
Священник: По милосердию Твоему, Боже наш, произносятся перед Тобой имена святых апостолов и мучеников, святителей, исповедников и девственников.
Все: Аминь.
Священник: Жертву Господу Богу приносят Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ и митрополит наш (имя) и все священники наши за себя и за весь клир, и народы церкви, им вверенные, и за всех братьев и сестёр наших. Равно приносят и предстоящие священники, диаконы, причт и люди за себя и за сродников и ближних своих, и за рабов Твоих (имена).
Все: Приносят за себя и за всех христиан.
Священник: Вспоминая блаженнейших апостолов и мучеников, славную Марию Деву, Захарию, Иоанна, младенцев Вифлеемских, святых Петра, Павла, Иоанна, Иакова, Андрея, Филиппа, Фому, Варфоломея, Матфея, Иакова, Симона и Иуду, Матфия, Марка, Луку и (имярек святого дня).
Все: И всех мучеников.
Священник: Также о душах усопших помолимся[21] (имена).
Все (или хор во время чтения): И о всех, в вере скончавшихся.
Священник читает молитву после имён: Прими, Благой Иисусе, в этот день памяти (имя святого дня) моления приносящих и даруй упокоение душам отшедших, да и живущим, и умершим дарована будет благодать Твоей святости. По молитвам святых Твоих.
Все: Аминь.
Священник: Ибо Ты – Жизнь живущих, здравие немощных и упокоение всех отшедших верных в бесконечные веки веков.
Все: Аминь.
Священник[22]: Да живут в нас, Господи Иисусе, заповеди Твои и память о житии святого (имя святого дня), да терпеливо перенесём все искушения и бедствия и поживём в мире и любви ныне на земле, и с Тобою на Небе в бесконечные веки.
Все: Аминь.
Священник: Ибо Ты – истинный мир наш и нераздельная любовь живущих с Тобою, и царствуешь со Святым Духом, единый Боже, во веки веков.
Все: Аминь.
Священник, выйдя на амвон и подняв руки, говорит: Благодать Всемогущего Бога Отца, мир и любовь Господа нашего Иисуса Христа и причастие Святого Духа, да будет всегда со всеми нами.
Все: И со всеми, в ком добрая воля.
Священник: Подавайте приветствие мира.
Хор: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам, не так как мир даёт, Я даю вам мир.
Чтец: Новую заповедь даю вам, да лю́бите друг друга.
Хор: Мир Мой даю вам…
Чтец: Слава и честь Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков.
Хор: Мир Мой даю вам…
Во время пения священник лобызает дискос, говоря: Дадим целование любви и мира, да готовы будем к приятию святых Таин Божиих.
И приветствует каждого в алтаре, а из алтаря передают приветствие народу. Потом священник поёт, сложив руки на груди и преклоняясь перед престолом: Подойду к жертвеннику Божиему.
Все: К Богу, веселящему юность мою.
Священник полагает руку на чашу: Слух наш ко Господу.
Все: Внимаем ко Господу.
Священник поднимает руку: Вознесём сердца.
Все: Возносим ко Господу.
Священник, наклонившись и соединив руки: Богу и Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, сущему на небесах, воздадим достойные хвалы и (поднимает руки) достойные благодарения.
Все: Достойно и праведно.
Священник читает префаций[23]: Достойно и справедливо всегда благодарить Тебя, Боже, прославляемый в Троице, могущественно сотворившего нас Словом. Когда же гнев Твой после грехопадения осудил нас, любовь Твоя освободила через Сына, и через крещение и покаяние призвала к небесам. Потому, благодаряще, со всем воинством Небесным по достоинству Тебе взываем:
Хор: Агиос, агиос, агиос, Кириос о Фэос Саваоф. Полны небеса и земля величия Твоего. Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних. Благословен грядущий во имя Господне. Осанна в вышних. Свят, свят, свят, Господи Боже.
Священник молитву после Sanctus[24]: Боже, благоволивший, чтобы мы возносили Тебе не только слова небесного песнопения, но и святость души, помоги нам, поющим песнопения горних сил, прославляя Тебя, возлюбить горнюю жизнь через исправление жизни нашей, через Господа нашего Иисуса Христа,
(Преклонившись, благословляя дары, молится тайно): Будь, будь, Иисусе, благой первосвященник, посреди нас, как был посреди учеников Твоих: и освяти + приношение это + да примем освящённое + руками святого Ангела Твоего, святой Господи и Искупитель вечный.
Вслух: Который в ту ночь, когда был предан, принял хлеб и, благодарив, благословил и преломил, преподал ученикам Своим, говоря: «Примите, вкушайте; это Тело Моё, за вас предаваемое». (Поднимает св. Хлеб) «Всякий раз, когда вкушаете от него, делайте это в Моё воспоминание».
Все: Аминь.
Священник: Так же и чашу после вечери, говоря: «Вот чаша Нового Завета в Крови Моей, за вас, и за многих проливаемой во отпущение грехов». (Поднимает чашу, покрытую покровом, вверх) «Всякий раз, когда будете пить от неё, пейте в Моё воспоминание»
Все: Аминь.
Священник: Всякий раз, вкушая хлеб этот и испивая от этой чаши, будете возвещать смерть Господню, доколе придёт Он с небес во славе.
Все: Аминь.
Священник (post pridie): Боже Авраама, Боже Исаака, Боже Иакова, Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, благосклонно призрев с небес Твоих на это жертвоприношение наше, яви милостивейшую любовь Твою. И да снидет, Господи, полнота величия, божества, любви, силы, благословения и славы Святого Духа Твоего на этот хлеб + и на эту чашу +, и да будут они нам законной Евхаристией с преложением в Тело и Кровь Господню.
Все: Аминь. Так веруем, Господи Иисусе!
Священник: Да все мы, причащающиеся от этого хлеба и этой чаши, получили себе утверждение в вере, нелицемерную любовь, уверенную надежду на воскресение и вечное бессмертие в Царстве Твоём, и Сына Твоего, и Святого Духа. По благоволению Твоему, святой Господи, ибо Ты всё благое ради нас, недостойных рабов Твоих, + совершаешь, освящаешь, животворишь, благословляешь и подаёшь нам. Да будет оно благословенно Тобою, Богом нашим, во веки веков.
Все: Аминь. [Аминь. Аминь. И земной поклон.]
Священник поднимает над чашей Тело Христово, не поворачиваясь к народу: Господь да будет всегда с вами.
Все: И со духом твоим.
Священник: Веру сердец наших исповедаем и устами.
Все поют Символ Веры.
Священник раздробляет копием св. Хлеб на две части и делает из одной из них пять частиц. Полагает их на дискос по прямой линии сверху вниз. Другая часть раздробляется на четыре частицы, которые полагаются по бокам предыдущих частиц. Каждая из частиц имеет свое название:
воплощение
воскресение
рождество
смерть
слава
обрезание
царство
(небольшого размера)
богоявление
страдание
Снова покрыв чашу и омыв руки, тайно совершает поминовение живых.
После пения Символа Веры священник возглашает: То, что Путь показал нам для следования, что Жизнь преподала нам для изречения, чему Истина научила нас для соблюдения, мы с трепетом сердечным взываем с земли Тебе, вышний Отче: Отец наш небесный!
Все: Аминь.
Священник: Да святится Имя Твоё.
Все: Аминь.
Священник: Да наступит Царствие Твоё.
Все: Аминь.
Священник: Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе.
Все: Аминь.
Священник: Хлеб наш насущный дай нам сегодня;
Хор: Ибо Ты – Бог.
Священник: и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим;
Все: Аминь.
Священник: и не дай нам впасть во искушение,
Хор: но избавь нас от лукавого.
Священник: Избавившись от зла, укрепляясь всегда в добре, да сподобимся служить Тебе, Богу и Господу нашему. (Ударяя себя в грудь) Положи, Господи, предел грехам нашим, даруй радость угнетённым, подай свободу пленным, здравие больным, покой умершим, даруй мир и безопасность во все дни наши; сокруши дерзость врагов наших и услышь, Боже, молитвы рабов Твоих, всех верных христиан в этот день и во всякое время, через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, с Тобою живущего и царствующего в единстве Святого Духа, Боже, во все веки веков.
Все: Аминь.
Потом священник берет с дискоса частицу «царство», поднимает её над чашею, и поёт на 7-й глас: Победил Лев из колена Иудина, Ветвь от корня Давидова.
Хор: Сидящий на Херувимах, / Ветвь от корня Давидова. Аллилуиа.
Священник: Святое святым и причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа да будет нам, вкушающим и испивающим, во отпущение грехов, а усопшим верным – в покой.
Полагает частицу «царство» в чашу.
Диакон возглашает: Преклонитесь для благословения.
Священник благословляет народ: Господь да будет всегда с вами.
Все: И со духом твоим.
Тройное благословение[25]: Господь да просветит вас и благословит!
Все: Аминь.
Священник: Господь да укрепит вас в милосердии и любви!
Все: Аминь.
Священник: Господь да сподобит всем достойно причаститься Святых Таин Единородного Сына Своего.
Все: Аминь.
Священник: Милосердием Бога нашего, живущего и царствующего во веки веков.
Все: Аминь.
Священник к народу: Господь да будет всегда с вами.
Все: И со духом Твоим.
Священник:Помолимся перед святым Причащением. Господи, Боже наш! Даруй нам достойно принять Тело и Кровь Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да получим отпущение всех грехов и исполнимся Святого Духа Твоего, Боже наш, живущий и царствующий во веки веков.
Все: Аминь. Хор поёт причастен: Вкусите и видите, как благ Господь. Аллилуйя.
Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Избавит Господь души рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Слава и честь Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя[26].
Во время этого пения священник берет частицу «слава», приподнимает ее над Чашею и тихо произносит молитву: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, ныне нами поминаемых, и сподоби их Царства Твоего.
Хлеб небесный с трапезы Господней приму и имя Господне призову. Аминь. Радуйся вовеки, святейшая Плоть Христова, вечная и высшая сладость.
Делает знамение креста частицей над дискосом и съедает её. Также причащает и диакона, говоря: Тело Христово да станет твоим спасением.
Затем причащаются Крови Христовой, говоря: Чашу спасения приму и имя Господне призову. Аминь. Радуйся вовеки, небесное питие, услаждающее меня прежде и превыше всего. Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа да сохранит тело и душу мою в жизнь вечную. Аминь.
Причащает диакона со словами: Кровь Христова да пребудет с тобой, истинное спасение.
С этими же словами причащает и мирян. По причащении читает: Господи Боже мой, Отец и Сын и Святой Дух! Сподоби меня всегда искать и любить Тебя, и никогда не отступать от Тебя через это Святое Причастие, которое я, недостойный, принял. Ибо Ты Бог, и нет иного, кроме Тебя, во веки веков.
Священник раздробляет остальные частицы на нужное количество и выходит со св. Дарами на амвон раздельно.
После причащения мирян священник относит св. Чашу на Престол и произносит: Укрепившись Телом и Кровью Христовою и освятившись, воздадим благодарение Богу Отцу Всемогущему, да сохраняя залог воскресения и освящения здесь, получим славу и в будущем веке.
Все: Аминь. Укрепившись Телом и Кровью Христовой, славим Тебя, Господи. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.[27]
Священник ссыпает оставшиеся частицы Тела Христова в Чашу. Диакон относит св. сосуды на жертвенник и потребляет Св. Дары. Священник сворачивает антиминс и кладет на него Евангелие, громко говоря: Тело Господа нашего Иисуса Христа, которое мы вкушали, и Святая Кровь Его, которую мы пили, да приложатся к существу нашему, вечный Всемогущий Боже, и да не будут нам в суд или во осуждение, но да послужат ко спасению и исцелению душ и телес наших и в жизнь вечную.
Все: Аминь.
Священник: Милосердием Твоим, Боже наш, благословенный, живущий и царствующий над всем во веки веков.
Все: Аминь.
Священник благословляет народ: Господь да будет всегда с вами.
Все: И со духом твоим.
Священник: Литургия совершена во имя Господа нашего Иисуса Христа. Исходим с миром.
Все: Благодарение Богу.
Священник, преклонив колена перед престолом, поёт: Радуйся, Царице,
Священник и хор продолжают: Матерь милосердия, жизнь, сладость и надежда наша. Радуйся, взываем к Тебе, изгнанные чада Евы. К Тебе молимся с воздыханиями и слезами в этой долине слёзной: обрати на нас милостивые очи Твои, Предстательница наша, и яви нам в земном изгнании благословенный плод чрева Твоего, Иисуса Христа. О милосердная, о святая, о сладчайшая Дева Мария!
Священник, встав, произносит: Всемогущий Боже! Сподоби нас, укрепившихся временной трапезой страдания Твоего, и вечной трапезы насладиться.
Все: Аминь.
Священник благословляет народ, говоря: Да благословит вас Единый Бог: Отец и Сын и Дух Святой.
Все: Аминь.
[Священник произносит напутственное слово и преподаёт молящимся Крест.]
© 2020, игумен Силуан (Туманов)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мосарабский префаций на Рождество Христово:
Достойно и справедливо нам воздавать, по силе нашей, хваления всемогуществу и святости Твоей, премилосердный Отче; ибо после долгих веков ожидания в этот день родился для нас Тот, Который всегда был у Тебя, Христос Иисус, Единородный Твой; стал сыном рабы Своей Господь Матери Своей, дитя Марии, плод Церкви, одной возвещаемый, другой воспринимаемый, через одну являющийся младенцем, через другую дивно проповедуемый. Одна произвела народам спасение, другая – призвала народы; Одна поистине принесла жизнь, другая – раздаёт жизнь посредством крещения; на руках Одной Христос вселился, в водах другой – во Христа облекаются. Через Одну рождается Тот, Который нашёл нас, через другую обретается тот, который погибал. В Одной животворится искупление народов, в другой животворятся народы. Через Одну Он пришел, чтобы истребить грехи, через другую истребил грехи тех, ради которых пришел. Через Одну Он оплакивал нас, через другую исцелил нас. Потому ныне Она, стоя одесную в блаженной и славной вечности Его, царствующего с Тобой, всемогущий Боже, и со Святым Духом, со всеми Ангелами исповедуя, прославляет и восклицает: Свят…
Воскресный префаций из литургии Галльской и Испано-готской (contestatio IV):
Достойно и справедливо, всемогущий Отче, Тебя всегда благодарить, Тебя превыше всего любить, Тебя за всё прославлять, ибо по щедротам Твоим всем людям даётся достоинство Твоего образа, природе нашей сообщается способность к вечному бытию, в душе воцаряется свобода воли, в жизни сообщается счастье крещения, по благодати обещается наследование Неба, для возвращения к Тебе преподаётся целительное Святых Таин врачевание, в покаянии предлагается добрым прощение, нечестивым – наказание. Да преизобилует во всех людях любовь Божия. И да не попустит она впасть в нечестие тем, которых создала, погибнуть в неведении тем, которых через Церковь научила, подвергнуться наказанию тем, которых возлюбила, и лишиться Царства тем, которых искупила. Бога, перед лицом Которого все Ангелы непрестанно взывают: Свят…
Воскресный префаций из литургии Галльской и Испано-готской (contestatio V):
Достойно и справедливо нам благодарить Тебя и непрестанно почитать, как должникам благодати, возносим ли фимиам с молитвой всей Церкви перед священными алтарями или в тайных глубинах сердец наших, видя неизреченные дела Твои, пламенеем безмолвной любовью. Ибо праведны пути Твои, Царь народов. Кто не устрашится и не возвеличит имени Твоего? Ещё не звучат у нас гусли, как у святых Твоих, победивших зверя века этого постоянным согласием добродетелей (см. Откр. 14, 2); нет песни Моисеевой у нас, ещё обуреваемых волнами века сего (см. Откр. 15, 3); нет у нас голоса Ангелов, хотя они и могут возносить хвалы вместе с нами, присутствуя с нами, когда мы священнодействуем Тело и Кровь возлюбленного Сына Твоего. Но и благочестивое попечение о народе, и святая молитва о спасении людей, и ум, направленный к богопочитанию, пусть и не могут выразить величия Таинства, но стремятся часто вкушать предлагаемый дар Евхаристии. Ибо кто может легкомысленно пренебрегать божественными Твоими Дарами? Ты вдунул дыхание жизни в тленное брение и разрушающийся прах, создал бренного человека, и мёртвое вещество оживил духовной силой природы в образ и подобие Твоё, чтобы тяжелую землю и бесчувственный прах одушевляла изнутри пламенная сила и возбуждаемая движением теплоты в жилах плоть наша стала живой. Однако для этого праха Ты установил законы, для этого праха – изречения пророков, служение воинствующих Ангелов, для этого праха Сам Господь Иисус, сжалившись над страданиями человеческими, вознёс на Кресте Тело Своё. И при этом земля довлеет в несчастном теле нашем, склоняя к похоти. Неужели так ненавидит себя тело наше, что постоянно низвергает себя с Небес и возвращает праху? Но, Господи Боже всемогущий! Ты повелел нам надеяться на Сына Твоего Единородного, вознёсшегося с телом на небо. Молю: да не будет потеряно для нас милосердие Твоё. Да будет достаточно и того, что бедная душа, заключенная в тело, подвергается его законам, и терпит общее наказание роду нашему за грех одного. Если потеряли чистоту нашего естества, то да не лишимся благодати искупления Твоего. Сохрани же Себе, Господи, наследие Твоё, которое Ты приобрёл Себе телом возлюбленного Сына Твоего. Отныне мы не должники плоти и крови (см. Рим. 8, 12), но закона искупления Господня, чтобы нам, как написано, принадлежать Тому, кто воскрес из мертвых. Потому и со ангелами Тебе взываем: Свят…
[1]В авторской редакции игумена Силуана (Туманова)
[2]Царские врата и завеса открыты на протяжении всего богослужения.
[3] Лк. 15:17-19.
[4] Пс. 18:13-14.
[5] Пс. 101, 2.
[6]Благопотребным.
[7]…за нас Тебе…
[8] Пс. 42.
[9] Пс. 117,1.
[10] …блаженной Марии Приснодеве, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым Апостолам Петру и Павлу…
[11] …блаженной Марии Приснодеве, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым Апостолам Петру и Павлу,…
[12] Пс. 84, 7-8.
[13] Пс. 131, 9.
[14] Пс. 101,2.
[15] см. Ис. 52, 7; Наум 1, 15, Пс. 67, 12. Это текст входного в первую неделю Рождественского поста (Память пришествия Иоанна Крестителя). В другие праздники можно выбирать иные тексты, соответствующие смыслу дня.
[16] Изменяется в зависимости от дня года. Здесь можно прочитать тропарь святого.
[17] Молитва взята из Медиоланской литургии.
[18] В зависимости от праздника. Текст можно взять из аллилуария дня по схеме: Аллилуйя — 1 стих – Аллилуйя – 2 стих – Аллилуйя.
[19] В день Рождества Христова: «Младенец родился нам, и Сын дан нам, и власть Его на плечах Его. Аллилуйя, аллилуйя». Можно взять текст причастна дня или любой подходящий по смыслу стих Писания.
[20] Здесь начинается литургия верных.
[21] В тексте идёт перечисление имён скончавшихся испанских епископов разных времён.
[22] В память апостола Иакова: Да живут в нас, Иисусе Господи, заповеди учения Апостола Твоего Иакова, которыми мы научаемся, что блажен тот, кто станет великодушно переносить наветы искушения (см. Иак. 1, 12), чтобы, терпеливо перенесши настоящие бедствия, нам жить в мире и любви ныне, и с Тобой вовеки бесконечно.
[23] Взят из литургии Галльской и Испано-готской (IV, вторая молитва возношения (contestatio)). Другие префации можно посмотреть в приложении.
[24] В день Рождества Христова: “Поистине свят, поистине благословен Господь наш Иисус Христос, пришедший с небес, принявший плоть человеческую, живший на земле среди нас, Христос Господь и Искупитель вечный”.
[25] Изменяется в дни праздников. В Рождество: «Господь Иисус Христос, благоволивший родиться ныне нас ради, Сам да оживотворит вас Рождеством Своим. Все: Аминь. Священник: И, приняв младенчество человеческое, облекшийся в бедные пелены да облечет вас одеждами небесных добродетелей. Все: Аминь. Священник: И да будет пищей сердец ваших Благоволивший возлечь в яслях и даровать себя в снедь верным. Все: Аминь».
[26] При необходимости и другие стихи 33-о псалма.
[27] Великим постом: “Исполнились радости уста наши и язык наш веселия”.