Авторская реконструкция по тексту «Апостольского предания» (II – III вв.)

Из ризницы, облачившись по чину, выходят пономари с кадильницей и свечами, диакон с Евангелием, священник. Перед входом в алтарь процессия останавливается перед амвоном. Священник возглашает:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Все: Аминь.

Священник: Подойду к жертвеннику Божию.

Все: К Богу, веселящему юность мою.

Священник: Пошли свет Твой и истину Твою.

Все: И направят меня, и введут меня на гору святую Твою, и во обители Твои.

Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Все: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

[Антифонно поётся Кирие элейсон и псалом дня. Священнослужители входят в алтарь. Священник полагают Евангелие на престол, целует Евангелие и престол и кадит народ.][1]

Священник приветствует сослужащих и благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: (Название книги Ветхого завета) чтение.

Диакон: Внимайте святому чтению.

Все сидя слушают ветхозаветное чтение. После [пения псалма] священник говорит чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: (Название книги апостольской) чтение.

Диакон: Внимайте святому чтению.

Все сидя слушают апостольское чтение. После священник говорит чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Чтец и хор неторопливо поют: «Аллилуйя» со стихами псалмов. Диакон [совершает малое каждение,] выносит Евангелие на аналой и, преклоняя голову, произносит: Благослови, отче, возвестить святое Евангелие.

Священник, благословляя: Господь да будет в сердце твоём, и во устах твоих, и удостоит, и укрепит возвестить Евангелие Своё во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Диакон: Аминь. От (имя евангелиста) святого Евангелия чтение.

Все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Диакон читает Евангелие дня. После все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

И произносится проповедь.

[Затем диакон читает ектению:

Диакон: Помолимся усердно, возгласим из глубины души: «Господи, услышь нас и помилуй».

Все: Господи, услышь нас и помилуй!

Диакон: Помолимся о святой Церкви, о власть предержащих, о людях, в нуждах пребывающих, больных и страдающих, о всех верных (имена) и о спасении всего мiра.

Все: Господи, услышь нас и помилуй!

Диакон: Помолимся и об усопших братиях и сестрах наших (имена).

Все: Господи, услышь нас и помилуй!

Священник читает общую молитву[2]: Прими, Всемогущий Боже, моления наши, и устрой всё ко спасению нашему и помилуй нас по молитвам (имя святого дня) и всех святых ради Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Священник: В любви приветствуйте друг друга!

Все (хор), поют попеременно во время общего приветствия, омовения рук и приготовления даров избранные стихи из псалма 17-го:

  • Возлюблю Тебя, Господи, Ты— сила моя!
  • Господь — опора твёрдая мне, и прибежище моё, и избави́тель мой. Бог мой, Помощник мой и уповаю на Него, Защитник мой, и Рог спасения моего, и Заступник мой!
  • Восхваляя, призову Господа, и от врагов моих спасусь.
  • В час скорби моей призвал я Господа, и к Богу моему воззвал; и услышал Он голос мой из храма святого Своего, вопль мой пред Ним достиг слуха Его.
  • Послал Он с высоты помощь Свою и поднял меня, извлёк меня из вод многих.
  • Избавит меня от врагов моих сильных и от ненавидящих меня, ибо стали они крепче меня.
  • Настигли они меня в день бедствия моего, но Господь стал опорой моей и вывел меня на простор.
  • Он избавит меня, ибо благоволит ко мне.
  • И воздаст мне Господь за праведность мою, по чистоте рук моих воздаст мне;
  • С праведным Ты поступишь праведно, и с человеком невиновным — по невинности его;
  • И с и́збранным поступишь как с избранником, порочного же отве́ргнешь.
  • Ибо кто Бог, кроме Господа? И кто Бог помимо Бога нашего?
  • Бог препоясал меня силою и безупречным сделал путь мой.
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
  • И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.]

Священник, омывая руки: «Омою в невинности руки мои, и обойду жертвенник Твой, Господи; да услышу я голоса восхваляющих Тебя, и поведаю о всех чудесах Твоих. Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место пребывания славы Твоей. Не погуби с нечестивыми душу мою, и со убийцами кровожадными жизнь мою! В руках у них беззаконие, десница их корысти полна́. Я же в незлобии моём ходил; избавь меня, и помилуй меня! Стопа моя встала на праведный путь, в церкви благословлю Тебя, Господи!» (Пс. 25, 6:12).

Священник раскрывает антиминс, ставит на престол дискос и чашу, кладёт на дискос просфору, а в чашу вливает вино и воду, говоря: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. [Затем кадит предложенные дары и людей.]

Диакон: Помолимся!

Священник читает молитву над приношением: Прими, о Святая Троица, приношение наше, Тебе приносимое в память страданий, воскресения и вознесения Иисуса Христа, Господа нашего, и в память блаженной Матери Его Марии Приснодевы, и святого Иоанна Крестителя, и святых апостолов Петра и Павла (имя святого дня) и всех святых. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Священник: Господь с вами.

Все: И со духом твоим.

Священник: Вознесём сердца.

Все: Возносим ко Господу.

Священник: Благодарим Господа.

Все: Достойно и праведно.

Священник: Благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого Ты послал нам в последние времена Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей о спасении нашем. Он есть Слово Твоё, неотделимое от Тебя, Им Ты всё сотворил, и в Нём благоволение Твоё. Его послал Ты с Небес во утробу Девы, и Он зачат был во чреве Её, и воплотился, и явился Сыном Твоим, рождённым от Духа Святого и Девы.

Он исполнил волю Твою, и, создавая из нас народ святой для Тебя, распростёр руки в страдании, дабы верующих в Тебя от страданий избавить.

И когда предаваем был на добровольные страдания, дабы упразднить смерть и разорвать узы диавола, и сокрушить ад, и явить свет праведникам, и разрушить проклятие греха Своим Воскресением, Он, взяв хлеб, и воздавая Тебе благодарение, сказал: «Приими́те, яди́те, это Тело Моё, ради вас преломляемое во отпущение грехов».

Все: Аминь.

Священник: Подобным образом и чашу, говоря:

Священник: «Это Кровь моя, ради вас проливаемая».

Все: Аминь.

Священник: «Когда творите это, творите в Моё воспоминание».

Все: Аминь.

Священник: Воспоминая так по заповеди смерть Его и Воскресение, приносим Тебе эти Хлеб и Чашу, вознося Тебе благодарение, ибо Ты удостоил нас предстать перед Тобою и священнодействовать Тебе.

И молим Тебя: пошли Духа Своего Святого на приношение Святой Твоей Церкви, собери воедино нас и даруй всем едиными быть причастниками, да исполнимся Духом Святым ко утверждению веры во истине. Да будем всегда восхвалять и прославлять Тебя через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, со Святым Духом, во Святой Церкви Твоей, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник и верные читают Отче наш.

Священник возвышает и преломляет Святой Хлеб на нужное количество частей, затем благословляет людей, говоря: Мир Господень да будет присно со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Священник молится перед причащением вместе со всеми: Причащение Тела и Крови Твоей, Господи Иисусе Христе, да не будет мне в суд и во осуждение, но благостью Твоей да послужит во ограждение и исцеление души и тела во веки веков. Аминь. Хлеб Небесный прииму и имя Господне призову. Господи, я не достоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово и исцелится душа моя.

Все антифонно поют 33-й псалом. Священник причащается сам, причащает сослужащих и без паузы выходит причащать верных.

При преподании Тела Христова священник произносит: Хлеб Небесный во Христе Иисусе.

Причащающийся отвечает: Аминь.

Священник даёт пить из Чаши причастнику трижды со словами:

  1. Во [имя] Бога Отца Всемогущего.
  2. И во [имя] Господа Иисуса Христа.
  3. И во [имя] Святого Духа и Святой Церкви.

Причастник каждый раз отвечает: Аминь.

После причащения диакон ссыпает остатки Святого Хлеба в Чашу и относит для потребления. Священник складывает антиминс и кладёт на него Евангелие.
Диакон: Помолимся!

Священник читает молитву благодарственную: Тело Твоё и Божественная Кровь, принятые устами нашими, да воспримем чистою душою, и от временного дара будет нам уврачевание вечное. Да освятят святая сия всё тело наше, душу и дух, и да не останется в нас, обновлённых чистыми и Святыми Тайнами, нечистота греховная. Просим Тебя, Господи, исполни нас вечного наслаждения Твоего через причащение вместообразным — драгоценному Телу и Крови Твоей; по молитвам (имя святого дня) и всех святых, о Живущий и Царствующий с Богом Отцом в единении со Святым Духом, Боже, во веки веков.

Все: Аминь.

Священник благословляет верных: Господь да пребудет со всеми вами!

Все: И со духом твоим.

Священник: Исходим по домам своим, благословляя Господа!

Все: Благодарение Богу.

***
Тропарь св. Ипполиту Римскому

От Бога свыше принял благодать духовную, священномученик Ипполи́т, и душу твою привёл кровию ко Христу. Мученик истинный был, страдальцев укрепляя, и делом, и писаниями еретических учений зломыслие побеждая. Пастырь добрый — душу твою положил за овец своих, спасая от бед и напастей молитвами твоими, отче преславный.

 

Кондак св. Ипполиту Римскому

Светлостью огня Божественного воссияла душа твоя, потому стадо словесное окормлял благодатью Христовою, и был священномученик преславный, Ипполи́т, отец наш.

[1] Каждение, пение Трисвятого, какого-либо Символа веры и использование теплоты (т.е. кипятка) не указано в текстах св. Ипполита. При совершении этой литургии в рамках восточной традиции эти обряды добавляются по желанию священника.

[2] Общая молитва, молитва над приношением, молитва перед и после причащения взяты из дореформенного Миссала и отредактированы с учетом творений св. Ипполита. Тексты этих молитв могут варьироваться в зависимости от праздника.