Собравшись у входа все — облачённые в священные ризы священники и мiряне — поют:
Боже негордый наш,
Иго Твое нетяжкое благо есть,
Боже негордый наш,
Бремя Твое – легкое,
Боже негордый наш,
Научи нас пути Твоему,
Боже негордый наш,
Ибо лик Твой кроток,
Боже негордый наш,
Грядущий во Иерусалим
На Крест.
- МОЛИТВА НА ВХОД В ХРАМ И ТРИСВЯТОЕ
Диакон: Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Боже негордый наш, Свято Имя Твое!
Боже, любящий нас, во Имя Твоё собравшихся благослови!
Боже всесильный наш, к жертвеннику Твоему подойти сподоби!
Знаем, что недостойны мы войти под своды храма Твоего,
Но Ты зовёшь нас к Себе, и дерзновенно приступаем.
Не отвергни нас и в этот день (память святого дня или название праздника), но позволь воспеть Тебе гимны и псалмы,
И принести Тебе, ни в чём не нуждающемуся,
Бескровную жертву нашей любви и благодарения
Ради спасения всего народа Твоего.
Прими от нас и Трисвятую песнь,
Которую воспевают Тебе непрестанно ангелы на Небесах.
Да будут едины небо и земля в прославлении Тебя.
И, крыльями веры от Земли к небесам воспаряя,
воспоём мы с ними, восклицая светлым гласом:
Святый Боже,
Все: Помилуй нас!
Предстоятель: Святый крепкий,
Все: Помилуй нас!
Предстоятель: Святый Бессмертный,
Все: Помилуй нас!
Все поют Трисвятое. Предстоятель кадит алтарь и собравшихся, становится на горнее место и благословляет всех:
Мир всем.
Все: И духу твоему.
Чтец: (Название книги Ветхого Завета или посланий) чтение.
Диакон: Да внемлем усердно!
В конце чтения: Слово Божие!
Все: Да благословится имя Его!
После чтения «Апостола» диакон при пении Аллилуйя кадит Евангелие и присутствующих, выносит книгу на амвон, лицом к народу.
- МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ
Диакон: Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Не умолкнет во веки свирель Церкви Твоей,
Даже среди темноты ночной призывая к Тебе,
Даже глухих к благовестию созывая к Любви Твоей.
Но что толку нам превозноситься над теми,
Кто ещё не услышал Тебя?
Разве всегда мы сами слышим Твой голос,
Звучащий в Евангелии?
Разве не проходят мимо наших сердец
Твои святые слова,
Когда мы думаем лишь о себе?
Нам нечем хвалиться перед неверующими в Тебя, кроме как Тобой — распятым ради всех и воскресшим!
Позволь же нам ныне не только прочитать и услышать, но и исполнить слова Твои,
Чтобы быть Твоими не только на словах, и не только в храме.
Позволь унести слово Твоё в дома,
на улицы,
на просторы земли и морей,
чтобы светило оно и показывало путь к Тебе.
Ибо Ты — источник и смысл Благой вести, единый в Троице Бог, Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков!
Все: Аминь.
Предстоятель: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Чтец: От (имя евангелиста) чтение.
Диакон: Да внемлем усердно!
В конце чтения: Слово Божие!
Все: Да благословится имя Его!
Проповедь. Ектения.
Диакон: В мире и единомыслии Господу помолимся! Воскликнем все: Господи, помилуй!
Все: Господи, помилуй! (На каждое прошение).
О благоденствии Христовой Церкви помолимся.
О здравии и долгоденствии епископа нашего (имя), всех священников, диаконов, монашествующих и трудящихся во святых храмах Божиих, и о всех верных Христу (имена), и о ну́ждах их помолимся.
О мире во всём мiре и о процветании страны нашей и благочестивых правителей её и воинов помолимся.
О упокоившихся в надежде на воскресение и жизнь вечную христианах (имена), и да сподобит их Бог блаженной вечности и Царствия Своего, помолимся.
О готовящихся к супружеству и рождению детей помолимся.
Об одиноких матерях, растящих детей своих в вере и благочестии, помолимся.
О ищущих работу и поддержку от Бога и людей помолимся.
О больных и страдающих, и о заботящихся о них помолимся, да вскоре исцелит их Господь и поможет им.
О начавших доброе дело и желающих благополучно завершить его помолимся.
О прекращении вражды между людьми и народами помолимся.
О находящихся в заточении и ссылках и терпящих всякое насилие помолимся.
О ищущих выхода из тяжкого положения и нужды́ помолимся.
О путешествующих по суше, воде и воздушным просторам помолимся.
И по необходимости добавляет иные прошения.
О всех, собравшихся здесь на молитву, и да примет моления наши Господь и услышит нас, и сотворит просимое ко благу, помолимся.
- МОЛИТВА ПОСЛЕ ЕКТЕНИИ
Предстоятель:
Господи, прости нас за просьбы наши!
Ведь мы обычно приходим к Тебе не тогда,
когда сердце наше сжимается от Небесной любви,
но тогда, когда есть в нас нужда.
Мы приходим к Тебе, когда нуждаемся в сострадании Твоём и утешении.
Когда болит наша душа, и когда болит наше тело.
Когда болеют и умирают близкие нам.
Когда мы любим и благодарим,
И когда не можем сдержать своей ненависти, и пусто сердце наше.
Когда имеем меньше, чем желаем,
И когда тёмные воды грозятся сомкнуться над нами и погрузить в бездну отчаяния.
Но Ты Сам сказал нам: «Просите, и дано будет вам».
Потому и дерзаем, и просим во имя Твоё:
Напитай нас всем, что необходимо для благодарной жизни.
Не пронеси мимо нас то, что необходимо нам.
Помоги нам, чтобы мы чаще старались помогать ближним своим, и ни один не отошёл от нас огорчённым и нищим.
Услышь наши молитвы, каким бы неразумным детским лепетом они ни казались Тебе.
Если же что-то по неразумию мы просим ко злу – прости нас, видящих всё в этой жизни лишь «сквозь тусклое стекло», но сподоби вечного Царствия, где будем ясно видеть Тебя и радоваться с Тобой!
К кому нам, Господи, идти? Ведь у Тебя глаголы жизни вечной! Ведь мы обещали у купели крещения служить только Тебе. Потому и приходим к тебе, отказавшись от благ богов чужих, не желая быть обязанными этому мiру и диаволу, но только Тебе. Ибо Ты – Податель всякого блага на Небе, и на земле, и мы прославляем Тебя и тогда, когда не получаем просимого, доверяя Тебе — Единому в Троице Богу — Отцу, и Сыну, и Святому Духу, любящему нас и царствующему во веки веков!
Все: Аминь.
- МОЛИТВА НАД ОГЛАШЕННЫМИ
Диакон: [Оглашенные, приступите!][1] Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Ты, Господи, дал апостолам и всем верным Твоим повеление проповедовать Евангелие Твоё по всему лицу Земли. Но не ради трудов наших, а по милости Твоей откликаются на зов Твой люди, готовые быть верными Тебе. Укрепи их в этом стремлении, благослови намерение их, помоги им принять омовение возрождения во время необходимое, а нам помоги жить так, чтобы не оттолкнуть и не соблазнить их, но явить им в себе свет Твоей любви. Ибо Ты — единый в Троице Бог — Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков!
Все: Аминь.
- МОЛИТВА НАД ВЕРНЫМИ
Диакон: [Оглашенные, исходите, да не прикоснётесь Тайны Христовой прежде времени своего, и не повреждены будете, подобно тому, как коснулись Тайного плода Адам и Ева и повредили само естество человеческое. Но через послушание Богу восстановите в себе Образ Его.][2]
Верные, Господу помолитесь!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Господи, мы не достойны приносить Тебе дары и жертвы. И если бы Ты Сам не призывал нас к Себе, то не было бы у нас ни решимости, ни сил приближаться к Тебе. Но Ты сам создал Свою Церковь, поставив всех верных Тебе на разные степени для служения Тебе в Духе и Истине. И вот мы все, служащие Тебе как народ избранный Нового Израиля, как царственное священство — священники и миряне; мужчины и женщины; старые и молодые; здесь и по всему мiру единой Церковью приступаем к Тебе и молимся: позволь нам смиренно принести Тебе хлеб и вино, смешанное с водой, как Ты заповедовал нам. И да не будем осуждены, приходя к Тебе с чистым сердцем. Ибо Ты — единый в Троице Бог — Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков!
Все: Аминь.
И хор поёт херувимскую песнь:
И Дух Твой, и Невеста Твоя Церковь
Поют и зовут, не умолкая:
Маранафа́! Господь грядёт! Аллилуйя!
Грядёт Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний!
Маранафа́! Господь грядёт! Аллилуйя!
Грядёт корень и отрасль Давида, звезда светлая и утренняя!
Маранафа́! Господь грядёт! Аллилуйя!
Се, Вода Живая даром раздается всем таинственно,
Маранафа́! Господь грядёт! Аллилуйя!
Приходите все, жаждущие и чающие воскресения мертвых!
Маранафа́! Господь грядёт! Аллилуйя!
Херувимы и серафимы да взывают непрестанно с нами,
Маранафа́! Господь грядёт! Аллилуйя!
Приди, Господи Иисусе Христе, Боже наш! –
Маранафа́! Господь грядёт! Аллилуйя!
Священник раскрывает антиминс, совершает каждение алтаря и молящихся, омывает руки и ставит сосуды на престол. Диакон, приняв кадило от священника, кадит у амвона подходящих с дарами. Мiряне приносят к амвону хлеб, вино и воду в графинах, диакон передаёт их священнику, который кладёт хлеб на дискос, смешивает в Чаше положенным образом вино с водой, ставит на престол и кадит сосуды.
- МОЛИТВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДАРОВ
Диакон, после пения: Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Господи! Что мы можем принести в жертву Тебе, владеющему всем на Небе и на земле, кроме своего сердца, кроме своей верности и любви? Но Ты Сам заповедовал нам приносить Тебе хлеб и вино как жертву бескровную, молясь о прощении наших грехов, и прощении грехов просивших молиться о них. Потому приносим Тебе то, что Ты дал нам, ибо всем мы обязаны Тебе. Прими наши дары от всего рода человеческого, ибо над созиданием их трудилось множество людей — сеявших, растивших, собиравших, моловших, пёкших, придумавших необходимые машины и механизмы, чтобы они оказались здесь. Прими как символ всех людей, и верных Тебе, и даже не знающих о имени Твоём, но творящих благо и живущих в мире. Прими через дары эти всех нас и воздай нам Небесным Твоим дарованием и помяни детей Твоих (имена), и каждого, о ком мы молимся и просим, услышь всех нас и подай по потребе нашей. Ибо Ты Любовь Истинная, единый в Троице Бог — Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков!
Все: Аминь.
- МОЛИТВА НА МИРНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ
Предстоятель: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Господи, Ты разрушил стену греха между Собою и нами. Ты размываешь песочные замки подозрительности и злобы, которые вечно строят враждующие люди. Не дай же никогда диаволу торжествовать, нарушая мир и любовь между верными Твоими, и между всеми людьми на Земле — детьми Твоими.
Ибо Ты — Любовь Истинная, единый в Троице Бог — Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков!
Все: Аминь.
Предстоятель:
Приветствуйте друг друга, в любви и единомыслии исповедуя
Хор: Отца и Сына, и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.
Все приветствуют друг друга.
- ВОЗНОШЕНИЕ ДАРОВ и ПРИЗЫВАНИЕ ДУХА
Диакон: Станем благоговейно, станем со страхом и трепетом, с верой вознесём святое приношение!
Все: Жертву бескровную милосердия и мира, любви и восхваления.
Предстоятель: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.
Все: И со духом твоим.
Предстоятель: Вознесём сердца.
Все: Возносим ко Господу
Предстоятель: Возблагодарим Господа.
Все: Достойно и праведно.
Предстоятель:
Поистине достойно и справедливо,
Праведно и спасительно
Тебя благодарить,
Тебя благословлять,
Тебя восхвалять
И воспевать.
Ибо Ты — Свет, воссиявший нам, Боже,
И нет зла в сотворённом Тобой.
Ты — Любовь вечная,
Не терпящая одиночества
И зовущая нас к Себе.
Ты — истинный мир, Боже,
Соединяющий всю вселенную
Состраданием и добром.
Потому и благодарим Тебя,
Бога и Отца,
Поэта и Создателя нашего,
Словом Своим изведшего всё из небытия
И Духом совершенствующего в красоте.
Потому и благословляем Тебя,
Принося жертву хваления
Не потому, что это нужно Тебе,
А потому что это делает нас людьми.
Потому и поём Тебе,
Подражая ангелам, трепещущим
Пред божественным мраком
Славы Твоей,
Пред неприступным величием
Тайны Твоей,
недоступном разуму нашему.
Среди бесчисленных мiров
Мириады Ангельских сил
Со страхом взирают
На Тебя, Святого,
И поют трисвятую
священную песнь Тебе,
Вечному и Единому в Троице Богу:
Отцу
И Агнцу-Победителю,
И Духу Твоему,
воспаряя,
восклицая,
непрестанно взывая:
Все: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полны небеса и земля величия славы Твоей! Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!
Предстоятель:
Свят Ты, Боже и Отче,
Исполненный любви и сострадания,
Посылающий свет и дождь на добрых и злых,
Долго терпящий и много милующий.
Благодарим Тебя за то, что разделил с нами радость бытия
И не отвернулся от нас, согрешивших,
Но неустанно звал нас и жаждал ответа века́ми,
Посылая каждому народу праведников и пророков,
Напоминающих о Тебе,
Особо же возлюбленному Израилю Твоему.
Свят Сын Твой, по доброй воле Своей,
Пламенея любовью,
Возжелавший преломить с нами хлеб наш,
и стать Хлебом Небесным,
Водою Живой и Зерном,
Измолотым страданием,
Испечённым смертью Крестной.
Хлебом Жизни, приводящем в вечность Божию всякого,
с любовью и верой и страхом вкушающего Его.
И ради того он принял плоть нашу от Девы
И имя человеческое,
Стал частью народа Своего при обрезании,
И жил среди нас,
Разделив и радости наши, и скорби, и боль.
И когда вошёл Он во Иордан,
От боли грехов людских вспять обратились воды его.
Но принял от Иоанна очищение
Не знающий греха,
Приняв на Себя грехи мiра,
Страдая и исцеляя всех.
Когда же исполнилось время Его,
Он пожелал разделить с нами и саму смерть,
Чтобы, во всём уподобившись нам, кроме греха,
Разрушить смерть смертью Своею
И свободу нам даровать.
И в ночь перед добровольными страданиями своими
Он — Неузнанный и Познаваемый,
Неуловимый, Непостижимый,
Свободный и Спасающий
Бог всех, Иисус Христос,
Живой во веки веков,
благодарил Тебя и благословил,
и преломил с апостолами хлеб земной
и преподал им Хлеб Небесный,
Сказав:
Примите, вкусите: это Тело Моё,
для вас и для многих преломляемое
ради прощения грехов!
Все: Аминь.
Предстоятель:
После же вино и воду в Чаше смешав, подал им,
Говоря:
Пейте из неё все:
это Чаша Крови Моей Нового Завета
за вас, и за многих изливаемая ради прощения грехов!
Все: Аминь.
Предстоятель, приподнимая сосуды над престолом:
Твои дары Тебе в дар приносим
ради всех верных Твоих,
благодаря за всё, ниспосланное нам!
Все: Тебя благодарим, Тебя благословляем, Тебе воспеваем и молимся: сподоби нас испить с Тобою от Плода Сего новое вино во Царствии Твоём!
Предстоятель:
«Так поступайте до конца времён,
Воспоминая обо Мне!»
Все: Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твоё исповедуем!
Предстоятель:
Потому смерть Христову возвещаем и воскресение Его исповедуем!
И прославляем Христа,
Выкупившего нас у смерти
Дорого́ю ценою жизни Своей.
Ибо Он собрал нас в Церковь Свою,
И не оставил нас одинокими.
Но, взойдя на Небеса и воссев одесную Тебя,
Преподал от Тебя исходящего Духа Святого,
Дышащего от основанья Земли,
Созидающего нас,
Восставляющего
И вдохновляющего.
Имеющего силу и власть
Претворить этот Хлеб
В истинное Тело Христово,
+
а вино это с водою
В истинную Кровь Отрока Твоего Иисуса Христа.
+
И так да свершится сие.
Осеняет крестным знамением дары, и все совершают земной поклон.
Все: Аминь. Аминь. Аминь.
- МОЛИТВА О ВСЁМ МIРЕ
Предстоятель:
Помяни Отче, руки принесших вино сие и сей хлеб,
Да коснутся они прободе́нных рук Сына Твоего,
И ребра́ Сына Твоего,
И не будут неверными, но верными.
Господи Боже наш,
Помяни народы Земли,
Помяни всех верных Тебе,
Помяни правителей страны нашей,
И даруй нам мир.
Помяни епископа нашего (имя)
И дай ему ум и силы верно вести нас к Тебе.
Помяни наших братьев и сестёр,
в молитве нашей нуждающихся (имена),
И укрепи их и нас в добром здравии
на пути делания заповедей Твоих.
Помяни отшедших от нас во Святую Твою Неизвестность
Усопших отцов, матерей, братьев, сестёр,
Родственников и знакомых наших (имена),
И всех удостой оправдания на Последнем и Грозном Суде Твоём
И Твоего светлого Царства сподоби!
И позволь нам всем, Владыка,
дерзновенно взывать к Тебе,
Грозному Богу и Отцу нашему,
и единодушно восклицать:
Все поют Молитву Господню.
- МОЛИТВА НА ПРЕЛОМЛЕНИЕ ДАРОВ
Диакон: Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Раздели, Господи, этот Хлеб и это вино среди всех нас,
Да никто не будет обделён дарами Святого Твоего Духа;
Да никто не будет недостоин получить Твою благодать.
Но все освятимся,
Со смирением принимая Твой Хлеб и Твою жизнь,
Со апостолами вкушая и восклицая:
Святая святым.
Все: Един Отец Свят, Един Сын Свят, Един Дух Свят: Троица Святая и Нераздельная!
Предстоятель разламывает Святой Хлеб на нужное количество частей для причащения всех. Добавляет кипяток в Чашу.
- МОЛИТВА ПЕРЕД ПРИЧАЩЕНИЕМ
Диакон: Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров души моей.
Но Ты Сам зовёшь меня, и я, дерзая, приступаю
Со всею Церковью Твоей,
С братьями и сёстрами моими.
Словно лань, стремящаяся к источнику воды,
Так душа моя стремится к Тебе, Богу Крепкому и Живому.
Да не подобно Иуде приму Дары Твои, отвергнув Тебя,
Но как разбойник благоразумный Тебя прошу:
Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём!
Не осуди меня, Боже, недостойного вкушать Святые Тайны Твои,
Но освяти и исцели от болезней души и тела!
Все: Аминь.
Хор поёт причастные псалмы или гимны, все причащаются двумя видами по обычаю. Затем диакон потребляет оставшееся и переносит сосуды с престола в сосудохранилище.
- МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ БЛАГОДАРСТВЕННАЯ И НА ИСХОД ИЗ ХРАМА В МIР
Предстоятель: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй!
Предстоятель:
Благодарим Тебя, Боже, за причащение святых Твоих Таин устами,
Позволь нам и всей жизнью благодарить Тебя.
Пусть никто не соблазнится от нашей холодности и бесчувствия,
Но через нас, как через прозрачное стекло, увидит Любящий Твой Лик.
Благослови нас на выход из этого храма.
Пусть, получив огня благовестия,
Мы не будем повторять со скукой слова из прочитанных о Тебе книг,
Но станем светом мiру и солью земли.
Прославляя Тебя – единого в Троице Бога — Отца, и Сына и Святого Духа, любящего нас и царствующего во веки веков!
Все: Аминь.
Диакон: С миром исходим!
Все: Во имя Господа Бога нашего! Аллилуйя!
Дух Господень на Нем
Он украсил Его
Красотою превыше
Земных сыновей
Дух Господень на Нем
И венец на чело
Здесь елей и пшеница
Вино и елей
Дух Господень
Поднимет Его высоко
Среди скал будет ложе Его
Глубоко
Дух Господень на Нем
Выходите встречать
Торопитесь
прикладывать к камню печать
Дух Господень
Свободен
Воздвигнет
Спасет
Просияет
Возьмет, унесет, вознесет
Дух Господень
на Сыне
теперь навсегда
Он живой
В Нем звучит осиянное
Да!
Будет слово Его
Крепким словно скала
Будет песня Его
Будет скоро весна
Дух Господень на Нем
Не иной, не чужой
Дух и Сын
проливаются в долы росой
посмотри
то — пришло половодье
вода
напои́т
не убьет
навсегда,
и во веки веков!
Аминь!
Можно здесь спеть иной гимн или многолетие.
© Игумен Силуан (Туманов), 2022
© Ольга Шульчева-Джарман, 2022
***
Это мои мысли на тему стихов известного петербургского поэта и богослова О.А. Джарман, оформленные как чин литургии.
Первая фраза — «Боже негордый наш» — задала тон всему сочинению. Это отсыл к вдохновенному творению прп. Симеона Нового Богослова «Благодарения Богу»:
«Негордый, не посчитал Ты недостойным Себя снисходить,
Но, приходя и держа, поначалу, мою голову,
Погружал ее в воды»… (Благодарение 6-е)
«Но, однако, еще не внимал я, Владыко,
Что это Ты был, из грязи сотворивший меня,
Это мне все даровавший добро.
Еще не внял я, что то Сам Ты был,
Негордый Бог мой и Господь.» (Благодарение 10-е)
Отсюда и резкость некоторых фраз, их непривычность. Отсюда и название — это евхаристическая молитва «нищих духом» (Мф. 5,3), которым особо нет дела до условностей и традиционно-церковных приличий. Всё от сердца.
[1] Если на литургии не присутствуют оглашаемые, текст в квадратных скобках не читается.
[2] Если на литургии не присутствуют оглашаемые, текст в квадратных скобках не читается.