Вариант для миссионерских приходов

ЛИТУРГИЯ СЛОВА

Облачившись в священные ризы, священник и диакон [совершают проскомидию, затем] становятся перед престолом и молятся:

Царю Небесный, Утéшитель[1], Дух истины, везде пребывающий и Собою всё наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благая воля Твоя[2]. (Дважды)

Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Тебе.

Диакон берёт благословение у священника: Время послужить Господу! Благослови, отче!

Священник: Благословен Бог наш всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. Помолись обо мне, отче святой.

Священник: Да направит Господь стопы твои.

Диакон: Помяни[3] меня, отче святой.
Священник: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь.

Став на амвоне перед царскими вратами, трижды благоговейно кланяется, тихо молясь: Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Тебе.

Громче: Благослови, отче.

Иерей, делая Евангелием знак креста над антиминсом: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Миром Господу помолимся. В мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй (на каждое прошение).
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О ниспослании мира свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.
О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. О мире во всём мiре, о благоденствии святых Божиих церквей и о единении[4] в вере всех Господу помолимся.
О святе́м храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем преосвященней-шем епископе (имярек), честне́м пресви́терстве, во Христе диа́конст-ве, о всем причте и лю́дех, Господу помолимся. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ и господине нашем преосвященном епископе (имя), почтенных пресвитерах, во Христе диаконах, о всём причте и верных Богу людях Господу помолимся.
О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. О Богом хранимой стране́ нашей, властях, воинстве и народах её Господу помолимся.
О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. О городе нашем (или: о селении, обители), о всех городах и странах, и о живущих в них по вере Господу помолимся.
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земных и о времена́х мирных Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, больных, страждущих и пленных, и о спасении их Господу помолимся.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева Божьего, беды и му́ки в День Господень Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблаго-слове́нную, славную[5] Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник читает молитву первого антифона: Господи Боже наш! Могущество Твоё несравненно и слава непостижима, милость Твоя безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас, и на святой храм наш, и яви нам, и молящимся с нами неоскудевающее милосердие Твоё и сострадание[6] Твоё.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Ибо подоба́ет Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Поётся первый антифон.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Все: Господи, помилуй.
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Иерей читает молитву второго антифона: Господи Боже наш! Спаси людей Твоих и благослови достояние Твоё, в полноте́ Церковь Твою сохрани, освяти любящих благолепие Дома[7] Твоего! Ты их прославь божественной Твоею силою, и не оставь нас, уповающих на Тебя.

Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Твоё могущество и Царство, и сила, и слава: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Поётся второй антифон. Диакон снова произносит малую ектению.

Иерей читает молитву третьего антифона: Господи Боже наш, собравший[8] нас на общие эти и единодушные молитвы, и двум или трём, единодушно просящим во имя Твоё, просимое подавать обещавший. Сам и ныне прошения рабов Твоих к пользе нашей исполни, и в нынешнем веке познание Твоей истины нам подавая, и в будущем жизнь вечную да́руя.

Яко благ и че­ло­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Ты — благой и человеколю-бивый Бог, и Тебе мы славу воссы-лаем, Отцу, и Сыну, и Святому Ду-ху, ныне и присно, и во веки веков.

Поётся третий антифон. Пресвитер и диакон с Евангелием в предшествии свещеносцев выходят из алтаря и становятся перед Царскими вратами.

Диакон: Господу помолимся.

Священник тихо читает молитву входа: Владыка, Господи Боже наш, установивший на небесах чины и воинства ангелов и архангелов для служения Твоей Славе! Сопроводи вход наш входом святых Твоих ангелов, с нами служащих и славословящих Твою благость. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, тихо: Аминь. Благослови, отче, святой вход.

Священник тихо: Благословен вход во Святая Святых Твоих всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, тихо: Аминь.

Громче: Премудрость! Станьте благоговейно!

Поют: Приступи́те, покло́нимся и припадём ко Христу. О Сыне Божий, *воскресший из мёртвых*, спаси нас, поющих Тебе: Аллилуйя.

*Дивный во Святая Святых*

*По молитвам Богородицы* и т.д.

Священнослужители входят в алтарь. Поются тропари дня.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи помилуй.

Священник: Боже святой, во Святая Святых почивающий, трисвятой песнью от Серафимов воспеваемый, и херувимами славословимый, и от всех Небесных Сил принимающий поклонение. Ты от небытия к бытию всё привёл, созда́л человека по образу Твоему и по подобию, и всеми Твоими дарами его укра́сил. Ты подаёшь просящему премудрость и разум и не презираешь согрешающего, но установил для спасения покаяние. Ты удостоил нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, предстать в этот час пред Славою святого Твоего жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие принести. Сам, Владыка, прими и из уст нас, грешных, Трисвятую песнь, и посети нас любовию Твоею. Прости нам все согрешения вольные и невольные, освяти наши души и тела, и дай нам в святости служить Тебе во все дни жизни нашей, по молитвам святой Богородицы, (имена святых дня) и всех святых, от сотворения мiра Тебе благою жизнью угодивших.

Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Ибо Ты — Святой Бог наш, и Тебе славу и трисвятую песнь воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. И поют Трисвятое. Священнослужители переходят на Горнее место.

Иерей, тихо: Благословен грядущий во Имя Господне.

Диакон, тихо: Благослови́, отче, небесный престол.

Иерей, тихо: Благословен Бог на престоле Славы Царствия Своего́, восседающий на херувимах, всегда: ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон, после пения: Внемлем.

Иерей благословляет: Мир всем.

Чтец Апостола: И духу твоему. И прокимен, как обычно.

Диакон: Премудрость.

Чтец: (Название книги) чтение.

Диакон: Внимайте святому чтению.

Чтец читает Апостол. После иерей говорит чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец и хор неторопливо поют: «Аллилуйя«. Диакон совершает малое каждение, выносит Евангелие на аналой и преклоняет голову.

Иерей: Да воссияет в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный Свет, и очи ума нашего отверзи ко Евангельской проповеди Твоей разумению. Вложи в нас и благоговение[9] перед Тобою, да не нарушим блаженные Твои заповеди[10], да плотские похоти все поправ, духовную жизнь проведём, мысля и действуя во всём ко угождению Тебе. Ибо Ты — просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе мы славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Благослови, отче, благовестителя святого апостола и евангелиста (имя).
Священник, благословляя его: Бог, молитвами святого, славного, восхваляемого апостола и евангелиста (имя), да даст тебе, благовествующему, слово с силою многою для возвещения Евангелия возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Диакон: Аминь [, аминь, аминь. Да будет мне по слову твоему[11]].

Священник: Премудрость, станем благоговейно, услышим святое Евангелие. Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: От (имя) святого Евангелия чтение.

Все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник: Внимайте святому чтению.

Читается Евангелие.

По окончании чтения: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник произносит проповедь.

СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ

Рцем вси от всея ду­ши, и от все­го по­мыш­ле­ния на­ше­го рцем. Воззовём все от всей души, и от всего помышления нашего воскликнем: Господи, помилуй!
Все: Господи, помилуй.
Гос­по­ди Все­дер­жи­те­лю, Бо­же отец на­ших, мо­лим Ти ся, услы­ши и помилуй. Господи, Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь нас и помилуй.
Все: Господи, помилуй.
По­ми­луй нас, Бо­же, по ве­ли­цей ми­ло­сти Тво­ей, мо­лим Ти ся, услы­ши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе: услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй

(на каждое прошение).

Еще мо­лим­ся о Ве­ли­ком Гос­по­дине и от­це на­шем Свя­тей­шем Пат­ри­ар­хе КИРИЛЛЕ, и о гос­по­дине на­шем прео­свя­щен­ней­шем мит­ро­по­ли­те (имя­рек), и о всей во Хри­сте бра­тии нашей. Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем преосвященном митрополите (имя), и о всей во Христе братии нашей.
(Здесь иерей разворачивает илито́н и анти́минс).
Еще мо­лим­ся о Бо­го­хра­ни­мей стране на­шей, вла­стех и во­ин­стве ея, да ти­хое и без­молв­ное жи­тие по­жи­вем во вся­ком бла­го­че­стии и чистоте. Ещё молимся о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проживём во всяком благочестии и чистоте.
Еще мо­лим­ся о бра­ти­ях на­ших, свя­щен­ни­цех, свя­щен­но­мо­на­сех, и всем во Хри­сте брат­стве нашем. Ещё молимся о братьях наших —священниках, диаконах и монахах; и о сёстрах наших: игуменьях и монахинях, и о всём во Христе братстве нашем.
Еще мо­лим­ся о бла­жен­ных и прис­но­па­мят­ных свя­тей­ших пат­ри­ар­сех пра­во­слав­ных и со­зда­те­лех свя­та­го хра­ма се­го (аще во оби­те­ли: свя­тыя оби­те­ли сея), и о всех пре­жде­по­чив­ших от­цех и бра­ти­ях, зде ле­жа­щих и по­всю­ду, православных. Ещё молимся о блаженных и приснопамятных свя­тей­ших пат­ри­архах пра­во­слав­ных и о создателях святого храма сего (святой обители сей), и о всех прежде почивших отцах, братиях и сёстрах наших, здесь лежащих и повсюду, православных.
Еще мо­лим­ся о ми­ло­сти, жиз­ни, ми­ре, здра­вии, спа­се­нии, по­се­ще­нии, про­ще­нии и остав­ле­нии гре­хов ра­бов Бо­жи­их, бра­тии свя­та­го хра­ма се­го (аще во оби­те­ли: свя­тыя оби­те­ли сея). Ещё молимся о даровании милости, жизни в мире, здравии и спасении, о Божием посещении, прощении и отпущении грехов рабов Божиих: братии святого храма сего (святой обители сей) и рабов Божиих (поминает поимённо о здравии) и да умножатся всем годы жизни их.
Еще мо­лим­ся о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во свя­тем и все­чест­нем хра­ме сем, труж­да­ю­щих­ся, по­ю­щих и пред­сто­я­щих лю­дех, ожи­да­ю­щих от Те­бе ве­ли­кия и бо­га­тыя милости. Ещё молимся о приносящих пожертвования и добро делающих во святом и священном храме сем, о здесь трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и обильной милости.

Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Священник: Господи, Боже наш! Усердную нашу молитву прими от Твоих рабов и помилуй нас по множеству сострадания Твоего, и щедрые дары сострадания Твоего ниспосли нам, и всем людям Твоим, чающим от Тебя неоскудевающего милосердия.

Яко ми­ло­стив и че­ло­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Ты — Бог Милостивый и Человеколюбивый, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ

МОЛИТВЫ ОБ ОГЛАШАЕМЫХ (если они есть на приходе)

Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви. Помолитесь, оглашаемые, Господу!
Все: Господи, помилуй.
Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Верные, об оглашаемых помолимся, чтобы Господь помиловал их.
Все: Господи, помилуй.
Огласит их словом истины. Огласил их словом истины.
Все: Господи, помилуй.
Открыет им Евангелие правды Открыл им Евангелие правды.
Все: Господи, помилуй.
Соединит их святей Своей соборней и апостольстей Церкви. Соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью.
Все: Господи, помилуй.
Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.
Все: Господи, помилуй.
Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. Оглашаемые, пред Господом преклонитесь.
Все: Тебе, Господи.
Священник читает молитву над оглашаемыми: Господи Боже наш, на небесах живущий и на всё, сотворённое Тобою, с любовию взирающий! Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонившихся перед Тобою, и удостой их лёгкого бремени Твоего, соделай достойными членами Святой Твоей Церкви и сподоби омовения возрождения, прощения грехов и одежды нетления, ради познания Тебя – истинного Бога нашего.
Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.  Дабы и они с нами прославляли священное и величественное имя Твоё: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыди́те. Елицы оглашеннии, изыди́те. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Готовящиеся ко оглашению, в притво́р исходи́те! Оглашаемые, исходи́те! Все оглашаемые, исходите! Да никто из оглашаемых, но только верные, вновь и непрестанно в мире Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Премудрость.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Премудрость.

(Если ектении нет, то диакон возглашает: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.)

Священник читает молитву верных первую[12]: Ты, Господи, показал нам великое это спасения таинство. Ты сподобил нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, стать служителями святого Твоего Жертвенника. Удостой же нас силою Святого Твоего Духа совершить службу сию, да неосуждённо представ пред святой славою Твоею, принесём Тебе жертву хваления, ибо Ты совершаешь всё во всех. И да будет, Господи, жертва наша, приносимая за наши грехи, и за грехи народа, совершённые по неве́дению, угодна Тебе и милостиво принята Тобою.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Па­ки и па­ки, ми­ром Гос­по­ду помолимся. Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник читает молитву верных вторую: Боже, посетивший с милосердием и состраданием смирение наше, поставивший нас, смиренных и грешных, и недостойных рабов Твоих перед святою славою Твоею служить святому Жертвеннику Твоему. Сам укрепи нас силою Святого Твоего Духа на служение сие, и дай нам слово, и да откроются уста наши, и призовём благодать Святого Твоего Духа на ожидающие приношения Дары́.

Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Да могуществом Твоим всегда хранимые, Тебе славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. Хор поёт Херувимскую песнь дня.

В оба навечерия, Обрезание и воскресные дни Великого поста: Херувимов тайно образуя и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, отложим ныне всякое житейское попечение.

Дабы принять нам Царя всех, ангельским воинством невидимо сопровождаемого. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

В Великий Четверг: Ве́чери Твоей Тайной ныне, Сыне Божий, причастника меня прими; да не поведаю Тайну врагам Твоим, да не предам Тебя целованием, подобно Иуде, но подобно разбойнику исповедаю Тебя:

Помяни, меня, Господи, во Царствии Твоём. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

В Великую Субботу: Да умолкает всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе не помышляет. Ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклать Себя и дать Себя в пищу верным. Предше́ствуют Ему сонмы Ангелов со всеми Началами и Властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, лица закрывая и возглашая песнь:

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Молитва херувимской песни[13]: Никто из связавших себя плотскими похотями и сладострастием не достоин приходить, или приближаться, или служить Тебе, Царю славы. Ибо служение Тебе велико и страшно и для самих Небесных Сил! Но по неизреченному и безмерному Твоему человеколюбию, непреложно и неизменно Ты стал человеком, и Первосвященником нашим был, заповедав нам совершать священнодействие службы сей и Бескровной Жертвы, ибо Ты Владыка всех. Ты, Господи Боже наш, Единый владычествуешь над всем небесным и земным. Тебя на Престоле небесном херувимы возносят. Ты грозным серафимам Господь и Израилю Царь. Ты Единый Святой и во Святая Святых почивающий. Потому и молю Тебя, единого Благого и с милостью внимающего: воззри на меня, грешного и недостойного раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от помышлений лукавых. И удостой меня силой Святого Твоего Духа, облечённого благодатью священства, предстать перед святым Твоим Престолом и священнодействие совершить Святого и Пречистого Твоего Тела, и Священной Крови. К Тебе приступаю, преклонив главу́ мою, и молюсь Тебе: не отврати лица Твоего от меня, и не извергни меня из числа служителей Твоих. Но позволь мне, грешному и недостойному рабу Твоему, принести Тебе Дары сия. Ибо Ты и приносящий, и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе мы славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

С чтением 50-го псалма кадят алтарь и народ, трижды покланяются перед престолом с чтением Херувимской песни и отходят к жертвеннику[14]. Иерей кадит Дары, молясь: Боже, очисти меня, грешного.

Диакон: Вознеси́, отче.

Иерей, возлагая на его плечо возду́х: Возноси́те руки ваши ко святыням и благословляйте Господа[15].

И, взяв сосуды, выходят на солею.

Диакон: Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященного (имя, титул), да помяне́т Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне и присно и во веки веков.

Заходит в алтарь и становится на колено у южной стороны престола.

Священник: [Святейших вселенских патриархов православных,] преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, весь священнический, диаконский и монашеский чин и весь причт церковный, строителей, благоукрасителей, жертвователей святого храма сего, трудящихся и поющих в нём. Вас и всех православных христиан да помяне́т Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне, и присно, и во веки веков.

[Всех, во блаженной памяти и надежде на воскресение преставившихся, да ублажит и упокоит Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне, и присно, и во веки веков[16].]

Хор: Аминь. И завершает Херувимскую.

Диакон: Священство твоё да помяне́т Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Иерей ставит Дары на престол и снимает покровцы, читая тропари: Во гробе плотию, во аде же с душою Ты, как Бог, в Раю же со разбойником, и на Престоле был, Христе, со Отцом и Духом, всё наполняя, вездесущий.

Источник жизни и Ра́я прекраснейший, поистине и светлее всякого чертога царского явился нам, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

Иерей принимает у диакона воздух, держит его над кадилом и покрывает им Дары: Благообразный Иосиф, с древа сняв пречистое Тело Твоё, плащаницей чистою обвил и, благовониями умасти́в, в гробнице новой положил.

[Диакон (по греческой традиции): Ублажи́, отче!]

Затем иерей кадит дары, говоря: Ублажи́, Господи, благою волею Твоей Сион[17], и да воздвигнутся вновь стены Иерусалимские; тогда благосклонно примешь жертву правды, возношения и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. [И помилуй меня, Боже!]

Затем иерей говорит диакону: Помолись обо мне, брат и сослужитель.

Диакон: Дух Святой снизойдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя.

Иерей: Тот же Дух помогает нам во все дни жизни нашей.

Диакон: Помяни и меня, отче святой.

Иерей: Да помяне́т тебя Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне и присно и во веки веков.

Диакон отвечает: Аминь, и, выйдя на амвон, возглашает:

О предло́женных Дара́х Священных Господу помолимся[18].

Все: Господи, помилуй.

Иерей читает молитву приношения: Господи Боже наш, создавший нас, и приведший к жизни сей, показавший нам пути ко спасению, даровавший нам откровение небесных тайн и поставивший нас на служение Тебе силой Святого Твоего Духа. Благоволи же, Господи, быть нам служителями Нового Твоего Завета и совершителями[19] Святых Твоих Таинств. Прими нас, приближающихся ко святому Твоему Жертвеннику, по множеству милосердия Твоего, да будем достойны приносить Тебе словесную эту и Бескровную Жертву за наши грехи, и за грехи народа, совершённые по неве́дению. Прими жертву нашу на святой, и превысший небес, и невещественный Твой Жертвенник подобно аромату благоухания, и ниспосли в ответ нам благодать Святого Твоего Духа. Воззри на нас, Боже, взгляни на служение наше, и прими его, как принял А́веля дары́, Но́я жертвы, Авраáма всесожже́ния, Моисéя и Аарóна священнодействия, Самуи́ла мирную жертву. Как принял от святых Твоих апостолов истинное это служение, так и от рук нас, грешных, прими Дары сия по благости Твоей, Господи. Да, сподобившись без порока предстать перед святым Твоим Жертвенником, получим награду верных и мудрых домоправителей в День Грозный воздаяния Твоего праведного.

Щед­ро­та­ми Еди­но­род­на­го Сы­на Тво­е­го, с Ним­же бла­го­сло­вен еси, со Пре­свя­тым и Бла­гим и Жи­во­тво­ря­щим Тво­им Ду­хом, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. По состраданию Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен и Ты, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон:

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. В любви приветствуйте друг друга, единомысленно исповедуя:

Все: Отца, и Сына, и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную.

Иерей кланяется трижды перед престолом и тихо молится: Возлюблю Тебя, Господи, Сила моя! Господь Утверждение и Прибежище моё, и Избавитель мой. (Трижды).

Лобызает святые сосуды, читая Трисвятое, и приветствует всех:
Христос посреди́ нас.

Все: И есть, и будет.

Диакон:

Двери, двери, премудростию вонмем. Двери затворите. Премудрости внемлем.

Все поют Символ веры.

Диакон: Станем благоговейно, станем со страхом! Внемлем, да в мире принесём Святое возношение.

Все: Милость, мир, жертву хваления.

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Иерей:

Горе́ име́им сердца́. Вознесём сердца.

Все: Возно́сим ко Господу.

Иерей:

Благодарим Господа. Возблагодарим Господа.

Все: Достойно и праведно.

Иерей: Сущий, Владыка, Господи, Боже, Отче, Вседержитель, Единый достойный поклонения! Поистине достойно и праведно, и сообразно величию святости Твоей Тебя восхвалять, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единственного воистину существующего Бога, и с сердцем сокрушенным и духом смиренным приносить Тебе сие словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. Но кто способен достойно возвестить могущество Твоё, провозгласить все хваления Тебе или поведать обо всех чудесах Твоих во все времена?

О, Владыка всех, Господь неба и земли и всего творения, видимого и невидимого, восседающий на небесном престоле славы и проницающий глубочайшие бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отец Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей. Который есть образ Твоей доброты́, оттиск печати равнообразный, в Самом Себе Тебя, Отца, являющий. Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, которым Дух Святой явился. Дух истины, дар усыновления, залог наследования будущего Царства, начало вечных благ, животворящая сила, источник освящения.

Тем Духом Святым укрепляясь, всё словесное и разумное творение Тебе служит и Тебе вечное возносит славословие, ибо всё подчинено Тебе. Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы и многоокие Херувимы; предстоят вокруг Тебя Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыльев у другого, и двумя покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летают, взывая друг ко другу неумолкающими устами непрестанные славословия,

Совершая звездицей знак Креста над дискосом:

Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. победную песнь воспевая, возглашая, взывая и восклицая:

Все: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полны небеса и земля славы Твоей. Осанна в вышних. Благословен Грядущий во Имя Господне. Осанна в вышних.

Священник: [Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!] С теми блаженными Силами, человеколюбивый Владыка, и мы, грешные, взываем и восклицаем: Ты воистину Свят и пресвят, и безмерно великолепие святости Твоей, и прав во всех делах Твоих; ибо по справедливости и истинному суждению Своему для нас всё устроил: создал человека, взяв прах от земли, почтил его образом Твоим, Боже, поселил его в раю сладостном, обещав бессмертную жизнь и наслаждение вечными благами при соблюдении заповедей Твоих.

Но человек ослушался Тебя, истинного Бога, создавшего его, обольщением змия увлечённый и умерщвлённый собственными согрешениями. И Ты изгнал его по праведному суду Твоему, Боже, из рая в мiр сей, и возвратил в землю, из которой он взят был, устроив[20] ему спасение через возрождение в Самом Христе Твоём. Ибо Ты не отвратился до конца от создания Твоего, Благой, и не забыл творения рук Твоих, но многообразно посещал нас по многому милосердию Твоему. Ты посылал пророков, совершал чудеса через святых Твоих, в каждом роде благою жизнью угодивших Тебе; говорил с нами через уста служителей Твоих – пророков, предвозвещая нам грядущее спасение. Закон дал в помощь, ангелов поставил хранителями. Когда же пришло исполнение времён, Ты говорил с нами через Самого Сына Своего, через Которого всё сотворил. Он – сияние славы Твоей и образ Ипостаси Твоей – властвует над всем словом силы Своей, не почитал хищением быть равным Тебе Богу и Отцу, но, будучи Богом предвечным, на земле явился и жил среди людей, воплотившись от святой Девы. Смирил Себя, приняв образ раба, став подобным телу смирения нашего, дабы и нас сотворить сообразными образу славы Своей.

Но поскольку через человека грех вошел в мiр, и через грех – смерть, то Единородный Сын Твой, вечно пребывающий в недрах Твоих, Бога и Отца, родившись от девы[21], от святой Богородицы и Приснодевы Марии, благоволил подчиниться закону и осудить грех во плоти Своей, да во Адаме умирая, оживотворимся в Самом Христе Твоём. И пожив в мiре этом, дал нам спасительные заповеди, избавил от идольского заблуждения, привёл нас к познанию Тебя, истинного Бога и Отца, создав из нас Себе народ избранный, царственное священство, род святой. И очистил водою, и освятил Духом Святым, Он вместо нас отдал Себя выкупом смерти, в плену у которой мы были, проданные ей грехом. И сойдя чрез крест во ад, дабы всё наполнить Собою, разрушил узы смерти. И воскрес в третий день, проложив путь всякой плоти к воскресению из мёртвых, ибо невозможно Началу всей жизни быть удержанным тлением. И стал началом воскресения умерших, первым пройдя путь возрождения от смерти к жизни, первым быв во всём. И, взойдя на небеса, воссел одесную Величества Твоего в вышних, и придёт воздать каждому по делам его.

В память же о спасительном Своём страдании Он оставил нам заповедь совершать служение сие, которое мы ныне предлагаем Тебе. Ибо в ту ночь, намереваясь выйти на добровольную, и приснопамятную, и животворящую Свою смерть, отдавая Себя за жизнь мiра, Он взял хлеб в Свои святые и пречистые руки, показал Тебе, Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив,

Даде́ святым Своим учеником и Апостолом, рек: Приими́те, яди́те, сие́ есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Преподал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: «Примите, вкусите, это – Тело Моё, ради вас преломляемое во отпущение грехов».

Все: Аминь.

Священник: Подобным образом взяв и чашу, наполненную от виноградной лозы, растворив водою, благодарив, благословив, освятив,

Даде́ святым Своим учеником и апостолом, рек: Пи́йте от нея́ вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов. Преподал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: «Пейте от неё все, это Кровь Моя Нового Завета, ради вас и за многих изливаемая во отпущение грехов».

Все: Аминь.

Священник: «Творите сие в память обо Мне; ибо всякий раз, когда вкушаете от Хлеба сего и от Чаши сей испиваете, возвещаете смерть Мою, и воскресение Моё исповедуете». И мы, Владыка, вспоминая спасительные Его страдания, животворящий крест, трёхдневное погребение, из мёртвых воскресение, на небеса восхождение, восседа́ние одесну́ю Тебя, Бога и Отца, и славное и внушающее трепет Его второе пришествие,

Поднимая сосуды:

Твоя от Твоих Тебе принося́ще, о всех и за вся. Твоё из даров Твоих в жертву Тебе принося в согласии со всем и за всё [22],

Все: Тебя воспеваем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.

Священник: Потому, Владыка Пресвятой, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоенные служить святому Твоему жертвеннику не из-за праведности нашей, ибо не сотворили на земле никакого блага, но по милости Твоей и состраданию Твоему, обильно изливаемому на нас, дерзаем приближаться к святому Твоему жертвеннику, и, предлагая образы[23] святого Тела и Крови Христа Твоего, Тебе молимся и Тебя призываем, о, Святой святых: по благоволению Твоей благости да снизойдёт на нас, и на предлежащие дары Дух Твой Святой, и благословит их, и освятит, и явит хлеб сей тем же самым священным и чтимым[24] Телом Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа.  (Благословляет Св. Хлеб),

Все: Аминь.

Иерей: Чашу же сию – той же самой священной и чтимой Кровью Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа.

(Благословляет Св. Чашу),

Все: Аминь.

Иерей: Излия́нной за жизнь мiра и его спасение.

Благословляет Чашу и Дискос вместе.

Все: АМИНЬ, АМИНЬ, АМИНЬ.

Все делают земной поклон. Диакон к иерею: Помяни́ меня, отче, грешного.

Иерей благословляет диакона: Да помяне́т тебя Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь.

Иерей продолжает молитву: Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг со другом в общении единого Духа Святого. И да никто из нас не причастится святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или во осуждение, но да обретём милость и благодать со всеми святыми, во все времена творившими угодное Тебе: праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, благовестниками, мучениками, новомучениками, исповедниками, учителями и всяким человеком праведным, в вере скончавшимся.

Священник кадит перед Престолом и возглашает:

Из­ряд­но со Пре­свя­тей, Пре­чи­стей, Пре­бла­го­сло­вен­ней, Слав­ней Вла­ды­чи­цей на­шей Бо­го­ро­ди­цей и Прис­но­де­вой Марией.

Изря́днее же со Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Преславной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией.

 

Все: О Тебе радуется… или задостойник.

Священник: Со святым Иоанном пророком, Предтечей и Крестителем, святыми славными и всехвальными апостолами, со святыми (имена их), их же память ныне празднуем, и со всеми святыми Твоими, по молитвам которых посети нас, Боже.

Ещё молимся об упокоении душ и прощении грехов усопших рабов Твоих (имена умерших). Упокой их, Боже наш, в месте светлом, где нет печали и воздыхания, где всем сияет свет Лица Твоего!

Ещё молимся Тебе: помяни́, Господи, святую Твою соборную и апостольскую Церковь по всему мiру, от края и до края земли, приобретённую драгоценною кровью Христа Твоего, и даруй ей мир, и святой этот храм сохрани до скончания века. Помяни, Господи, принёсших Тебе эти дары, и всех, о ком, и через кого, и ради кого принесённых (имена живущих).

Помяни, Господи, жертвователей наших, добро творящих во святых Твоих церквах и заботящихся о бедных; воздай им Твоими богатыми и небесными дарами, даруй им вместо земного – небесное, вместо временного – вечное, вместо тленного – нетленное. Помяни, Господи, молящихся Тебе в пустынях, и горах, и пещерах, и ущельях земли. Помяни, Господи, о пребывающих в девстве ради служения Тебе, живущих в благоговении, подвижничестве и чистой жизни.

Помяни, Господи, хранимую Тобой страну нашу, президента и верных Тебе среди народов её. Даруй нам глубокий и нерушимый мир, внуши сердцам правителей наших благое о Церкви Твоей и всём народе Твоём, да в мире поживём, спокойно и безмятежно, во всяком благочестии и чистоте. Помяни, Господи, всякое начальство и власть, и служащих в правительстве братьев и сестёр наших, и всё воинство; добрых в добре сохрани, злым помоги стать добрыми по доброте́ Твоей.

Помяни, Господи, предстоящих людей и по важным причинам отсутствующих, и помилуй их и нас по множеству милости Твоей. Сокровищницы наши наполни всяким добром, супругов в мире и единомыслии сохрани, младенцев воспитай, юных наставь, старых поддержи, малодушных утешь, разлучённых соедини, заблудших верни и присоедини к святой Твоей соборной и апостольской Церкви; мучимых духами нечистыми освободи, с плавающими плавай, с путешествующими путешествуй, за вдов заступись, сирот защити, одиноких утеши, пленных освободи, больных исцели. Находящихся в суде, в рудниках и в изгнании, на каторге и в горьком рабстве, и во всякой скорби, угнетении, принуждении, домашнем насилии и беде помяни, Боже. Помяни всех, нуждающихся в великом Твоём милосердии, и любящих нас, и ненавидящих, и поручивших нам, недостойным, молиться за них. И весь народ Твой помяни, Господи Боже наш, и на всех излей обильную Твою милость, подавая всем просимое ко спасению. И тех, кого мы не вспомнили по неведению, или забвению, или из-за множества имён, Сам помяни, Боже, знающий возраст и имя каждого, знающий каждого от чрева матери его.

Ибо Ты, Господи, Помощь беспомощным, Надежда отчаявшимся, гибнущим Спаситель, Пристань плавающим, Врач больным. Сам будь всем для всех, зная и прошение каждого, и дом его, и нужду его. Избавь, Господи, город наш (название) и всякий город и страну от голода, болезней, эпидемий, землетрясения, наводнения, пожаров, кровопролития, нашествия врагов и междоусобной войны.

В пер­вых по­мя­ни, Гос­по­ди, ве­ли­ка­го гос­по­ди­на и от­ца на­ше­го КИРИЛЛА, Свя­тей­ша­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ска­го и всея Ру­си, и гос­по­ди­на на­ше­го прео­свя­щен­на­го (имя­рек), мит­ро­по­ли­та (его­же есть об­ласть), их­же да­руй свя­тым Тво­им церк­вам, в ми­ре, це­лых, чест­ных, здра­вых, дол­го­ден­ству­ю­щих, пра­во пра­вя­щих сло­во Тво­ея истины. Среди первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященного (имя, титул), и даруй их святым Твоим Церквам в мире, достойными, почитаемыми, здра́выми, долгоде́нствующими, верно проповедующими слово Твоей истины.

 [Диакон[25]: И помяни всех, о ком в помышлениях молимся, и всех братьев, и всех сестёр наших!].

Все: И всех братьев, и всех сестёр наших.

Священник: Помяни, Господи, всех епископов православных, верно проповедующих слово Твоей истины. Помяни, Господи, по многому состраданию Твоему, и моё недостоинство! Прости мне все согрешения, вольные и невольные, и из-за моих грехов не запрети благодати Святого Твоего Духа освятить нас от предлежащих Даров. Помяни, Господи, пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священный чин, и не посрами никого из нас, вокруг святого Твоего жертвенника стоящих. Посети нас в доброте Твоей, Господи, явись нам в изобильной милости Твоей; благоприятную и полезную погоду нам подай; дожди тихие земле к плодородию даруй, [благослови начало этого года, да будет он нам годом благости Твоей]; прекрати церковные раздоры, угаси вражду язычников, дерзость еретиков скоро разрушь силой Святого Твоего Духа; всех нас прими в Царство Твоё, детьми света и детьми дня показав. Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш; ибо Ты всё пода́л нам.

И даждь нам еди­не­ми усты и еди­нем серд­цем сла­ви­ти и вос­пе­ва­ти пре­чест­ное и ве­ли­ко­ле­пое имя Твое, От­ца, и Сы­на, и Свя­та­го Ду­ха, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать священное и величественное Имя Твоё: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Диакон: Вся свя­тыя по­мя­нув­ше, па­ки и па­ки ми­ром Гос­по­ду помолимся.

 

Всех святых помянув, вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
О при­не­сен­ных и освя­щен­ных Чест­ных Да­рех, Гос­по­ду помолимся. О принесённых и освящённых святых Дарах, Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Яко да че­ло­ве­ко­лю­бец Бог наш, при­ем я во свя­тый и пре­не­бес­ный и мыс­лен­ный Свой жерт­вен­ник, в во­ню бла­го­уха­ния ду­хов­на­го, воз­нис­по­слет нам Бо­же­ствен­ную бла­го­дать и дар Свя­та­го Ду­ха, помолимся. Дабы Человеколюбивый Бог наш, приняв их во святой, и превысший небес, и невещественный Свой Жертвенник, подобно аромату благоухания духовного, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Со­еди­не­ние ве­ры и при­ча­стие Свя­та­го Ду­ха ис­про­сив­ше, са­ми се­бе, и друг дру­га, и весь жи­вот наш Хри­сту Бо­гу предадим. Единство веры и причастие Святого Духа испросив, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Боже наш, Боже спасения! Научи нас благодарить Тебя достойно за все благодеяния Твои, которые совершил и совершаешь ради нас. Сам, Боже наш, приняв Дары наши, очисти нас от всякой скверны плоти и духа и научи жить свято со страхом нарушить заповеди Твои. Да с чистым свидетельством совести нашей принимая часть святынь Твоих, соединимся со Святым Телом и Кровью Христа Твоего. И приняв их достойно, примем Самого Христа живущим в сердцах наших и станем храмом Святого Твоего Духа. О, Боже наш! Да никто из нас не будет виновен от причащения этих внушающих трепет Твоих и Небесных Таин, не будет немощен душою и телом от недостойного их причащения. Но дай нам до последнего нашего вздоха достойно принимать часть святынь Твоих как напутствие в жизнь вечную, благоприятного ради ответа на Страшном суде Христа Твоего. Да и мы со всеми святыми, от сотворения мiра Тебе благою жизнью угодившими, будем причастниками вечных Твоих благ, которые приготовил Ты любящим Тебя, Господи.

И спо­до­би нас, Вла­ды­ко, со дерз­но­ве­ни­ем, неосуж­ден­но сме­ти при­зы­ва­ти Те­бе, Небес­на­го Бо­га От­ца, и глаголати. И позволь всем нам, Владыка, со дерзновением, не к осуждению, смело призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и восклицать:

Все: Отец наш Небесный! Да святится Имя Твоё. Да прии́дет Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник:

Яко Твое есть Цар­ство, и си­ла, и сла­ва, От­ца, и Сы­на, и Свя­та­го Ду­ха, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Твоё это Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Пред Господом склонитесь.

Все: Перед Тобою, Господи.

Священник: Владыка Господи, милостивый Отче и Боже всякого утешения! Приклонившихся Тебе благослови, освяти, сохрани, укрепи, утверди, от всякого дела лукавого отведи, всякому же делу благому сочетай, и сподоби неосуждённо причаститься пречистых и животворящих Твоих Таин в прощение грехов, и в приобщение к Духу Святому.

Бла­го­да­тию, и щед­ро­та­ми, и че­ло­ве­ко­лю­би­ем Еди­но­род­на­го Сы­на Тво­е­го, с Ним­же бла­го­сло­вен еси, со Пре­свя­тым и Бла­гим и Жи­во­тво­ря­щим Тво­им Ду­хом, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. По благодати, и милости, и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Внемли нам, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и со Престола славы Царства Твоего, на небесах со Отцом восседающий, и здесь с нами невидимо пребывающий, и приди освятить нас! И могущественной Твоею рукой преподай нам Пречистое Тело Твоё и Драгоценную Кровь, и через нас – всем людям.

Трижды кланяется пред престолом, тихо молясь: Боже, очисти меня, грешного.

Диакон: Внемлем.

Священник, вознося Агнец, громко: Святое святым[26].

Все: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Диакон (в алтаре): Раздели, отче, Святой Хлеб.

Иерей разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части и тихо произносит: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и неиссякаемый, но причащающихся освящающий.

Раскладывая части Святого Хлеба крестообразно на краях дискоса: Иисус Христос – Победитель смерти.

Диакон, указывая орарем на Чашу: Восполни, отче, Святой Потир.

Иерей берет Частицу «ИС» и, сделав ею знамение креста над Потиром, опускает в Потир, со словами: Полнота Святого Духа.

Диакон: Аминь. Подносит ковшик с кипятком к священнику, говоря: Благослови, отче, теплоту.

Иерей, благословляя: Благословенно горение святых Твоих всегда: ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Диакон вливает теплоту в Потир, говоря: Горение веры, исполненной Духа Святого. Аминь.

После этого священник берет часть Святого Хлеба с печатью «ХС» и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей и мирян.

Затем молятся: Облегчи, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, те, что в слове и в деле, сознательные и неосознанные, во дни и в ночи, во уме и в помышлении, и в службе этой — всё нам прости, Благой и Человеколюбивый.

Священнослужители выходят на амвон и вместе с молящимися молятся перед причастием:

Ве­рую, Гос­по­ди, и ис­по­ве­дую, яко Ты еси во­ис­тин­ну Хри­стос, Сын Бо­га жи­ва­го, при­ше­дый в мiр греш­ныя спа­сти, от ни­х­же пер­вый есмь аз. Еще ве­рую, яко сие есть са­мое пре­чи­стое Те­ло Твое, и сия есть са­мая чест­ная Кровь Твоя. Мо­лю­ся убо Те­бе: по­ми­луй мя и про­сти ми пре­гре­ше­ния моя, воль­ная и неволь­ная, яже сло­вом, яже де­лом, яже ве­де­ни­ем и неве­де­ни­ем, и спо­до­би мя неосуж­ден­но при­ча­сти­ти­ся пре­чи­стых Тво­их Та­инств, во остав­ле­ние гре­хов и в жизнь веч­ную. Аминь.

Ве­че­ри Тво­ея тай­ныя днесь, Сыне Бо­жий, при­част­ни­ка мя при­и­ми; не бо вра­гом Тво­им тай­ну по­вем, ни лоб­за­ния Ти дам, яко Иуда, но яко раз­бой­ник ис­по­ве­даю Тя: по­мя­ни мя, Гос­по­ди, во Цар­ствии Твоем.

Верую, Господи, и исповедую, ибо Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мiр грешников спасти, из них же самый первый — я. Ещё верую, что это истинное и пречистое Тело Твоё,

и это истинная и драгоценная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне прегрешения мои,

вольные и невольные, в словах и делах, сознательно и по неведению,

и сподоби меня не во осуждение причаститься пречистых Твоих Таинств, но в отпущение грехов и ради жизни вечной. Аминь.

Ве́чери Твоей Тайной сегодня, Сыне Божий, причастником меня прими; ибо не поведаю Тайну врагам Твоим, и не предам Тебя целованием, как Иуда, но как разбойник исповедаю Тебя: Помяни, меня, Господи, во Царствии Твоём.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Аминь. Да не будет мне в суд или во осуждение причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Все: Аминь и хор начинает петь причастный стих: Тело Христово примите, от Источника бессмертного вкусите!

Священнослужители кладут земной поклон перед престолом, кланяются друг другу в алтаре и в храме со словами: Простите меня, отцы, братья и сестры, грешного.

И снова творят земной поклон, говоря: Ныне прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.

Священник: Диакон, приступи.

Диакон, готовясь принять св. Хлеб: Преподай мне, отче, Драгоценное[27] и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Священник: (Имя), диакону, преподаётся Драгоценное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во отпущение грехов его и в Жизнь Вечную.

Взяв частицу Святого Хлеба: Драгоценное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподаётся мне, иерею (имя) во отпущение грехов моих и в Жизнь Вечную.

Священник и диакон причащаются Св. Тела. Затем иерей произносит: Вот, вновь я прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.

Причащаясь из Потира, иерей молится: Драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюсь я, раб Божий, священник (имя), во отпущение грехов моих и в Жизнь Вечную. Аминь.

(Целует край Потира). Вот, прикоснулась святыня ко устам моим: да изгладит беззакония мои, и грехи мои очистит.

К мiря́нам: Со страхом Божиим, верою и любовью приступите.

Все: Благословен Грядущий во имя Господне; Бог – Господь, Он явился нам!

И сразу иерей выходит причащать мiрян лжицей или раздельно: тогда преподаёт св. Хлеб, а диакон даёт пить от Св. Чаши. После причащения священник произносит Аллилуйя, заходит в алтарь, на престоле ссыпает с дискоса в Потир частицы. Диакон:

Воскресение Христово видевшие, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо Ты — Бог наш, кроме Тебя иного бога не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся святому Христову воскресению, ибо пришла через Крест радость всему мiру. Всегда благословляя Господа, поём воскресению Его: распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.

Светись и сияй, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рождённого Тобою.

О Пасха великая и священнейшая, Христе! О, Мудрость, и Слово Божие, и Сила! Даруй нам совершеннее Тебя причащаться в невечернем дне Царствия Твоего.

Отмой, Господи, грехи здесь поминаемых Драгоценной Твоею Кровью, по молитвам святых Твоих.

Хор поёт: Аллилуйя. (Трижды).

Затем иерей благословляет народ:

Спа­си, Бо­же, лю­ди Твоя, и бла­го­сло­ви до­сто­я­ние Твое. Спаси, Боже, людей Твоих и благослови наследие Твоё.

Все: Видели свет истинный, приняли Духа Небесного, обрели мы веру истинную, нераздельной Троице поклоняясь, ибо Та спасла нас.

Иерей кадит Дары, отдает диакону дискос и, творя Чашей знак креста над антиминсом, тихо произносит: Благословен Бог наш…

Осеняя в Царских вратах Чашей народ, громко: всегда: ныне и присно и во веки веков.

Затем иерей относит Чашу (и дискос) на жертвенник, тихо произнося: Вознесись на Небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя.

Все: Аминь. Да наполнятся уста наши хваления Твоего Господи, и да поём славу Твою, ибо сподобил нас причаститься Святым Твоим, Божественным, бессмертным и жизнь подающим Тайнам. Соблюди нас во Твоей святыне весь день поучаться правде Твоей. Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя!

Диакон: Про́сти приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Станем благоговейно! Приняв Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные, Небесные и Животворящие, Страшные Христовы Тайны достойно возблагодарим Господа.
Все: Господи, помилуй.
За­сту­пи, спа­си, по­ми­луй и со­хра­ни нас, Бо­же, Тво­ею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
День весь со­вер­шен, свят, ми­рен и без­гре­шен ис­про­сив­ше, са­ми се­бе и друг дру­га, и весь жи­вот наш Хри­сту Бо­гу предадим. День весь совершенный, святой, мирный и безгрешный испросив, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за причащение святых, пречистых, бессмертных и небесных Твоих Таин, которые Ты дал нам во благодеяние, и освящение, и исцеление душ и телес наших. Сам, Владыка всех, преподай нам причастие Святого Тела и Крови Христа Твоего к вере непостыдной, к любви нелицемерной, ко умножению премудрости, ко исцелению души и тела, ко отражению всяких нападок врага, к соблюдению заповедей Твоих, ко ответу благоприятному на Страшном суде Христа Твоего.

Благословляя Евангелием сложенный антиминс:

Яко Ты еси освя­ще­ние на­ше, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Ибо Ты – Освящение наше, и Тебе мы славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник:

С ми­ром изы́дем. С миром исходим.

Все: Во имя Господне.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник (выйдя за амвон, лицом к алтарю):

Бла­го­слов­ля­яй бла­го­сло­вя­щия Тя, Гос­по­ди, и освя­ща­яй на Тя упо­ва­ю­щия, спа­си лю­ди Твоя и бла­го­сло­ви до­сто­я­ние Твое, ис­пол­не­ние Церкве Тво­ея со­хра­ни, освя­ти лю­бя­щия бла­го­ле­пие до­му Тво­е­го: Ты тех воз­п­ро­сла­ви Бо­же­ствен­ною Тво­ею си­лою, и не оста­ви нас, упо­ва­ю­щих на Тя. Мир мiро­ви Тво­е­му да­руй, церк­вам Тво­им, свя­щен­ни­ком, во­ин­ству и всем лю­дем Тво­им. Яко вся­кое да­я­ние бла­го, и всяк дар со­вер­шен свы­ше есть, схо­дяй от Те­бе От­ца све­тов, и Те­бе сла­ву, и бла­го­да­ре­ние, и по­кло­не­ние воз­сы­ла­ем, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Благословляющий благословляющих Тебя, Господи, и освящающий на Тебя уповающих, спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие Дома Твоего; Ты тех прославь Божественной Твоею силою, и не оставь нас, уповающих на Тебя. Мир мiру Твоему даруй, Церквям Твоим, священникам, воинству и всему народу Твоему. Ибо всякое даяние благое, и всякий дар совершенный нисходит свыше от Тебя, Отца светил Небесных[28]; и Тебе славу, и благо-дарность, и поклонение воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков[29].

Все: Аминь. Да будет Имя Господне благословенно от ныне и на веки. (Трижды). Псалом 33-й.

Молитва перед потреблением Святых Даров: Исполнилось и совершилось, насколько в силах наших, Христе Боже наш, Твоего промысла о нашем спасении Таинство: стяжали о смерти Твоей память, видели воскресения Твоего образ, наполнились бесконечной Твоей жизни, насладились неистощимой Твоей пищей, которой и в будущем веке всех нас удостоиться благоволи, по благодати безначального Твоего Отца, и Святого, и Благого, и Животворящего Твоего Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Иерей благословляет народ:

Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас, То­го бла­го­да­тию и че­ло­ве­ко­лю­би­ем, все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки веков. Благословение и милость Господа да снизойду́т на вас, по благодати Его и человеколюбию всегда: ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Все: Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Священник берет крест с престола и произносит на амвоне отпу́ст:

(Вос­кре­сый из мертвых) Хри­стос, ис­тин­ный Бог наш, мо­лит­ва­ми Пре­чи­стыя Сво­ея Ма­те­ре (и про­чая), иже во свя­тых от­ца на­ше­го Василия Великаго, архиепископа Кесари́и Каппадоки́йския, и (свя­та­го имя­рек, его­же есть храм и его же есть день), и всех свя­тых, по­ми­лу­ет и спа­сет нас, яко благ и человеколюбец. (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и восхваляемых апостолов, просия́вшего среди святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари́и Каппадоки́йской, Великого,  (святые храма и дня), святых и праведных родителей Богородицы — Иоакима и Анны, и всех святых: да помилует и спасёт нас, Благой и Человеколюбивый.

Хор поёт многолетия. Священник, осенив напрестольным крестом народ, даёт его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы. Затем священник опять осеняет крестом народ, и возвращается в алтарь.

Тропарь св. Василию Великому

По всей земле был слышен голос твой, / и приняла она слово твоё: / ты всем истины веры достойно изложил, / природу всего сущего изъяснил, / человеческие обычаи украсил. / Царственный священник и отец преподобный, / моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак св. Василию Великому

Явился ты непоколебимым основанием Церкви, / подавая всем людям достояние не похищаемое / и запечатывая его твоими поучениями, / являющий нам небесное, Василий преподобный.

[1] Уте́шитель – это не тот, кто просто утешает, успокаивает, а друг, ходатайствующий перед судом о помиловании обвинённого, в некотором смысле — адвокат. Ввиду того, что это слово многозначно, оно оставлено без перевода.

[2] То есть, мир на земле среди людей, к которым направлена благая (добрая) воля Бога о спасении.

[3] Судя по употреблению в священных текстах, слово помяни́ имеет не только основное значение вспомни, но и косвенное — отметь, обрати внимание; относительно к человеку — помолись обо мне.

[4] Подразумевается сохранение единства в вере, а не территориальное или иное объединение.

[5] Сла́вная (ἔνδοξα) — прославленная, знаменитая, [обще]известная.

[6] Щедрота, -ы (цся) — ὁ οἰκτιρμός — сочувствие, сострадание, жалость.

[7] Т.е. Храма.

[8] Даровавший

[9] В оригинале φόβον — awe: страх, трепет, благоговение.

[10] Эта вставка авторства митрополита Ионафана (Елецких) представляется мне весьма уместной, потому что является верным толкованием понятия страха Божия.

[11] Добавление согласно греческой практике.

[12] По древней традиции во время следующих двух молитв верные становились на колени.

[13] Есть предположение, что она принадлежит святителю Григорию Богослову и уместнее в его литургии.

[14] По греческой традиции торжественное каждение совершает сам священник.

[15] По греческой традиции после чтения 50 псалма и каждения священник произносит:

Согрешил перед Тобою, как блудный сын, прими меня, Отче, кающегося и помилуй меня, Боже.

Взываю к Тебе, Христе Спасе, мытаря гласом: очисти меня, как и его, и помилуй меня, Боже.

Простите меня, братия и сослужители.

Ненавидящих и любящих нас, Боже, прости.

Боже, очисти меня грешного и помилуй меня (Трижды).

Диакон: Возвысь (подними), Владыка.

В мире возносите руки ваши ко Святым и благословляйте Господа.

Взошёл Бог со восклицанием, Господь со гласом трубным.

 

[16] Согласно практике некоторых приходов РПЦЗ.

[17] То есть: по благой воле Твоей дай процветание Сиону.

[18] Традиционно добавляются и прошения, не относящиеся напрямую к этому моменту литургии:

О святе́м храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме нашем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева Божьего, беды и му́ки в День Господень Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
За­сту­пи, спа­си, по­ми­луй и со­хра­ни нас, Бо­же, Тво­ею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Дне все­го со­вер­шен­на, свя­та, мир­на и без­греш­на у Гос­по­да просим. Дню сему завершения святого, мирного и безгрешного, у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Ан­ге­ла мир­на, вер­на на­став­ни­ка, хра­ни­те­ля душ и те­лес на­ших у Гос­по­да просим. Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Про­ще­ния и остав­ле­ния гре­хов и пре­гре­ше­ний на­ших у Гос­по­да просим. Прощения и отпущения грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Доб­рых и по­лез­ных ду­шам на­шим, и ми­ра мiро­ви у Гос­по­да просим. Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Про­чее вре­мя жи­во­та на­ше­го в ми­ре и по­ка­я­нии скон­ча­ти у Гос­по­да просим. Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Хри­сти­ан­ския кон­чи­ны жи­во­та на­ше­го, без­бо­лез­не­ны, непо­стыд­ны, мир­ны и до­бра­го от­ве­та на страш­нем су­ди­щи Хри­сто­ве просим. Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.
Все: Подай, Господи.
Пре­свя­тую, пре­чи­стую, пре­бла­го­сло­вен­ную, слав­ную Вла­ды­чи­цу на­шу Бо­го­ро­ди­цу и Прис­но­де­ву Ма­рию со все­ми свя­ты­ми по­мя­нув­ше, са­ми се­бе и друг дру­га, и весь жи­вот наш Хри­сту Бо­гу предадим. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянув, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Все: Тебе, Господи.

[19] В греческом тексте молитвы стоит слово «λειτουργοὺς» — литургистами.

[20]  Οἰκονομέω — заведовать, управлять; providing — предоставлять, предусматривать, обеспечивать. Подчёркивается отсутствие временного разрыва между наказанием человека за грех и деятельным желанием спасти его.

[21] Γενόµενος ἐκ γυναικός — родился от женщины. Однако в русском языке слово женщина не просто указание на человека женского пола, а практически однозначно противопоставляется целомудрию девушки, девицы.

[22] Т.е. из дарованного Тобою Твоё мы Тебе в жертву приносим в благодарность за всё перечисленное, сделанное ради нас.

[23] Τὰ ἀντίτυπα – вместообра́зное; отображение.

[24] Τίµιον – драгоценным, чтимым, почитаемым.

[25] В соответствии с греческим обычаем.

[26] Т.е. Святые Дары — людям святым.

[27] Или: Священное, Почитаемое, Чтимое.

[28] Т.е. планет, звёзд и «умных светильников» – ангелов.

[29] Или другую заамвонную молитву. См. Приложение.