Вариант для миссионерских приходов

Литургия Слова

Облачившись в священные ризы, священник и диакон [совершают проскомидию], затем становятся перед престолом и молятся:

Царю Небесный, Утéшитель[1], Дух истины, везде пребывающий и Собою всё наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благая воля Твоя[2]. (Дважды)

Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Тебе.

Диакон берёт благословение у священника: Время послужить Господу![3] Отче, благослови![4]

Священник: Благословен Бог наш всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. Помолись обо мне, отче святой.

Священник: Да направит Господь стопы твои.

Диакон: Помяни[5] меня, отче святой.
Священник: Да помяне́т тебя Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. Став на амвоне перед царскими вратами, трижды благоговейно кланяется, тихо молясь: Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Тебе.

Затем возглашает: Благослови, отче.

Иерей, делая Евангелием знак креста над антиминсом:Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: В мире[6] Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй (на каждое прошение).

О ниспослании мира свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире во всём мiре, о благоденствии святых Божиих церквей и о единении всех Господу помолимся.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ и господине нашем преосвященном епископе (имя), почтенных пресвитерах, во Христе диаконах, о всём причте и верных Богу людях Господу помолимся.

О Богом хранимой стране́ нашей, о властях, воинстве и народе её Господу помолимся.

О городе нашем (или: о селении, обители), о всех городах и странах, и о живущих в них по вере Господу помолимся.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земных и о временах мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, больных, страдающих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.

О избавлении нас от всякой скорби, гнева Божьего, беды[7] и му́ки[8]в День Господень Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Пресвятую, пречистую, преблаго-слове́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник читает молитву первого антифона: Господи Боже наш! Могущество Твоё несравненно и слава непостижима, милость Твоя безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Своему воззри на нас и на святой храм сей и яви нам и молящимся с нами неоскудевающую милость Свою и сострадание Своё.

Ибо подоба́ет Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Поётся первый антифон. Малая ектения:

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Пресвятую, пречистую, преблагослове́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагослове́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Иерей читает молитву второго антифона: Господи Боже наш! Спаси людей Твоих и благослови достояние Твоё, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие Дома[9] Твоего! Ты их прославь божественной Твоею силою и не оставь нас, уповающих на Тебя.

Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Ибо в Твоей это власти и Твоё это Царство, и сила, и слава: Отца и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Поётся второй антифон. Единородный Сын и Слово Божие – Бессмертный Бог, изволивший спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии. Истинным стал человеком, распя́т был, Христе Боже, смертью же смерть попра́л. Еди́н от Святой Троицы, прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас.

Малая ектения. Иерей читает молитву третьего антифона: Господи Боже наш, собравший[10] нас на общие эти и единодушные молитвы, и двум или трём, единодушно просящим во имя Твоё, просимое подать нам обещавший. Сам и ныне прошения рабов Твоих к пользе нашей исполни, подавая нам и в нынешнем веке познание Твоей истины, и в будущем жизнь вечную да́руя.

Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Ты — Бог благой и человеколюбивый, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков.

Поётся третий антифон. Пресвитер и диакон с Евангелием в предшествии свещеносцев выходят из алтаря и становятся перед Царскими вратами.

Диакон: Господу помолимся.

Священник тихо читает молитву входа: Владыка, Господи Боже наш, установивший на небесах чины и воинства ангелов и архангелов для служения Своей Славе! Сопроводи вход наш святыми Твоими ангелами, с нами служащими и славословящими Твою благость. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, тихо: Аминь. Благослови, отче, святой вход.

Священник тихо: Благословен вход во Святая Святых Твоих всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, тихо: Аминь.

Громко, возвышая Евангелие: Премудрость! Станьте благоговейно![11]

Поют: Приступи́те, покло́нимся и припадём ко Христу. О Сыне Божий, *воскресший из мёртвых*, спаси нас, поющих Тебе: Аллилуйя.

*Дивный во Святая Святых*

*По молитвам Богородицы* и т.д.

Священнослужители входят в алтарь. Поются тропари дня.

Диакон: Благослови, отче, время Трисвятого пения.

Священник: Благословен Бог, [воспеваемый серафимами и херувимами славословимый] всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. Господу помолимся.

Все: Господи помилуй.

Священник: Боже святой, во Святая Святых почивающий, трисвятой песнью от серафимов воспеваемый и херувимами славословимый, и от всех Небесных Сил принимающий поклонение. Ты от небытия к бытию всё привёл, созда́л человека по образу Твоему и по подобию и всеми Твоими дарами его укра́сил. Ты подаёшь просящему премудрость и разум и не презираешь согрешающего, но установил для спасения покаяние. Ты удостоил нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, предстать в этот час пред Славою святого Твоего жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие принести. Сам, Владыка, прими и из уст нас, грешных, Трисвятую песнь, и посети нас доброто́ю Твоею. Прости нам все согрешения вольные и невольные, освяти наши ду́ши и тела́ и дай нам праведно служить Тебе во все дни жизни нашей, по молитвам святой Богородицы, (имена святых дня) и всех святых, от сотворения мiра Тебе благою жизнью угодивших.

Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Ибо Ты — Святой Бог наш, и Тебе мы славу и трисвятую песнь воссылаем: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. И поют Трисвятое. Священнослужители отходят на Горнее место.

Иерей, тихо: Благословен грядущий во Имя Господне.

Диакон, тихо: Благослови́, отче, небесный престол.

Иерей, тихо: Благословен Бог на небесном Престоле Славы Царствия Своего́, восседающий на херувимах всегда: ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Диакон, после пения: Внемлем.

Иерей благословляет: Мир всем.

Чтец Апостола: И духу твоему. И прокимен, как обычно.

Диакон: Премудрость.

Чтец: (Название книги) чтение.

Диакон: Внимайте святому чтению.

Чтец читает Апостол. После иерей говорит чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец и хор неторопливо поют: «Аллилуйя«. Диакон совершает каждение престола и священника, выносит Евангелие на аналой, [кадит книгу, клиросы и людей] и преклоняет голову.

Иерей, стоя перед престолом, лицом к диакону: Да воссияет[12] в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, нетленный Свет Богопознания Твоего, и очи ума нашего отверзи к пониманию Евангельской Твоей проповеди. Вложи в нас и благоговение[13]перед Тобою, да не нарушимблаженные Твои заповеди[14], да плотские похоти все поправ, духовно всю жизнь пройдём, и помышляя, и действуя во всём ко угождению Тебе. Ибо Ты — просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе мы славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Благослови, отче, благовестителя святого апостола и евангелиста (имя).

Священник, благословляя его: Бог, молитвами святого, славного, восхваляемого апостола и евангелиста (имя), да даст тебе, благовествующему, слово с силою многою для возвещения Евангелия возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Диакон: Аминь [, аминь, аминь. Да будет мне по слову твоему[15]].

Священник: Премудрость, станем благоговейно, услышим святое Евангелие. Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: От (имя) святого Евангелия чтение.

Все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник: Внимайте святому чтению.

Читается Евангелие.

По окончании чтения: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник произносит проповедь.

СУГУБАЯЕКТЕНИЯ

Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Воззовём все от всей души, и от всего помышления нашего воскликнем: Господи, помилуй!
Все: Господи, помилуй.
Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Господи, Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь нас и помилуй.
Все: Господи, помилуй.
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе: услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй

(на каждое прошение).

Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (имярек), и о всей во Христе братии нашей. Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (имя), и о всей во Христе братии нашей.
(Здесь иерей разворачивает илито́н и анти́минс).
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Ещё молимся о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проживём во всяком благочестии и чистоте.
Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Ещё молимся о братьях наших —священниках, диаконах и монахах; и о сёстрах наших: игуменьях и монахинях, и о всём во Христе братстве нашем.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. Ещё молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриархах православных и о создателях святого храма нашего (святой обители нашей), и о всех прежде почивших отцах, братиях и сестрах наших, здесь лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея). Ещё молимся о даровании милости, жизни в мире, здравии и спасении, о Божием посещении, прощении и отпущении грехов рабов Божиих: братии святого храма нашего (святой обители нашей) и рабов Божиих (имена) и да умножатся всем годы жизни их.
(Обычно здесь поминают поимённо о здравии).
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Ещё молимся о приносящих пожертвования и добро делающих во святом и священном храме сем, о здесь трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и обильной милости.

Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Дополнительные прошения[16]:

Ещё молимся о прекращении церковных раздоров и разделений силою и действием Святого Духа.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о епископах, священниках и диаконах Христовых, да соблюдут обеты верности и послушания Матери Церкви, в рукоположении Богу ими принесённых.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о готовящихся ко принятию Святого Крещения, о восприемниках их, и о благовременном омовении их в купели возрождения, да станут верными чадами Христовыми.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о новых обильных и достойных призваниях ко священническому и монашескому служению в Церкви Христовой.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о единомыслии и взаимной любви во Христе прихожан святого храма нашего.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о просвещении Светом истинного Богопознания увлечённых греховными расколами, и об омрачённых сектантскими заблуждениями и суеверными страхами.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся Господу Богу об умягчении злых сердец, неправедно восстающих на нас, и на Церковь Православную.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся об утверждении во всей России мира, покоя, согласия и праведного жития.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся об укреплении благочестивых христиан в стране нашей, да нерушимо станут в твёрдом исповедании православной спасительной веры.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о благополучии и духовном процветании града нашего (название) и живущих в нём православных христиан.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о страждущих, больных, вдовствующих, одиноких, нищих, бездомных и сиротах, да исцелит их щедрый в милости Господь, и да поможет Своею благодатью.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о живущих в христианском супружестве и о рождении и воспитании ими детей благочестивых.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о родителях, растящих детей своих в любви к Богу, Спасителю нашему, и ко Святой Церкви Христовой.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся об отроках и отроковицах православных, да утвердятся во благонравии, и да сохранят свою духовную и телесную чистоту.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о трудящихся ради пропитания семей своих. Подай им силы и достаток, да в добре, мире и любви поработают с начальством и сотрудниками своими.

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

Ещё молимся о пламенно просящих у Тебя себе и ближним своим всякого блага: достойной работы, от тяжкого недуга исцеления, благого супружества обретения, на учебу поступления, экзаменов достойного прохождения и всего, для нас насущного. Услышь нас и помилуй!

Все: Господи, помилуй. (Трижды).

***

Священник: Господи, Боже наш! Усердную нашу молитву прими от Твоих рабов и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедрые дары Твои ниспосли на нас, и на всех людей Твоих, чающих от Тебя неоскудевающей милости.

Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Ты — Бог Милостивый и Человеколюбивый, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

ЗАУПОКОЙНАЯ ЕКТЕНИЯ

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе услышь нас и помилуй.
Все: Господи, помилуй. (Трижды).
Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих [, всех, зде ныне поминаемых: отец, матерей, братьев и сестер наших; на поле брани убиенных, без вести пропавших, в море утонувших, во граде сем Петрове во дни блокады от глада и болезней пострадавших, в годину гонений от рук безбожных убиенных, святейших патриархов православных, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, архимандритов, протоиереев, диаконов и рабов Твоих] (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Ещё молимся об упокоении душ усопших рабов Твоих [, всех, здесь ныне поминаемых: отцов, матерей, братьев и сестёр наших; на поле битвы убиенных, без вести пропавших, в море утонувших, в городе нашем Петровом во дни блокады от голода и болезней пострадавших, во время гонений от рук безбожных убиенных, святейших патриархов православных (имена), преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов (имена), архимандритов, протоиереев, диаконов и рабов Твоих](имена), и о прощении им всякого прегрешения вольного и невольного.
Все: Господи, помилуй. (Трижды).
Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются. Да вселит Господь Бог души их, где покой обретают все праведные.
Все: Господи, помилуй. (Трижды).
Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Все: Подай, Господи.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник:

Боже духов, и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот мiру Твоему даровавый: Сам, Господи, покой души усопших раб Твоих, (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог, прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме́ греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина. Боже невидимых ду́хов и всякой плоти, смерть поправший, власть диавола упразднивший и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопших рабов Твоих (имена) в месте светлом, в месте отрадном, в месте покойном, где нет мучения, печали и скорбного стена́ния. Всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, о благой и человеколюбивый Бог, прости, ибо нет человека, которой жил бы, и не согрешил. Только Ты Один без греха, правда Твоя — правосудие вечное, и слово Твоё — истина.
Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих, (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Ты — воскресение, жизнь и покой усопших рабов Твоих(имена),Христе Боже наш,и Тебе мы славу воссылаем: со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

МОЛИТВЫ ОБ ОГЛАШАЕМЫХ (если они есть на приходе)

Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви. Помолитесь, оглашаемые, Господу!
Все: Господи, помилуй.
Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Верные, об оглашаемых помолимся, чтобы Господь помиловал их.
Все: Господи, помилуй.
Огласит их словом истины. Огласил их словом истины.
Все: Господи, помилуй.
Открыет им Евангелие правды Открыл им Евангелие правды.
Все: Господи, помилуй.
Соединит их святей Своей соборней и апостольстей Церкви. Соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью.
Все: Господи, помилуй.
Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. Оглашаемые, главы ваши пред Господом преклоните.
Все: Тебе,Господи.
Священник читает молитву над оглашаемыми: Господи Боже наш, на высоте Небесной живущий, и на дольнее взирающий! Ради спасения рода человеческого пославший единородного Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших перед Тобой главы свои, и удостой их в надлежащее время омовения возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их со святой Твоей, соборной и апостольской Церковью и сопричисли их ко избранному Твоему стаду.
Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.  Да и они с нами славят священное и величественное имя Твоё: Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыди́те. Елицы оглашеннии, изыди́те. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Готовящиеся ко оглашению, в притво́р исходи́те! Оглашаемые, исходи́те! Все оглашаемые, исходите! Да никто из оглашаемых, но только верные, вновь и непрестанно в мире Господу помолимся!
Все: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Премудрость.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Премудрость.

[1]Уте́шитель – это не тот, кто просто утешает, успокаивает, а друг, ходатайствующий перед судом о помиловании обвинённого, в некотором смысле — адвокат. Ввиду того, что это слово многозначно, оно оставлено без перевода.

[2] То есть, мир на земле среди людей, к которым направлена благая (добрая) воля Бога о спасении.

[3] Или: время со-творить Господу, то есть исполнять волю Божию о соучастии в творении мiра, его воссоздании в благодарении.

[4] Изначально все книги были крайне дорогими и предназначались для богатых людей — архиереев и настоятелей крупных монастырей, а с развитием книгопечатания копировали старинные образцы без особых рассуждения и правок. Так в служебниках до наших дней осталось архиерейское обращение к священнику «Благослови, владыка», что расходится с современной практикой обращения к пресвитеру в быту. Мнение, что в данном случае мы подчёркиваем зависимость каждой литургии от благословения архиерея, представляется натянутым. Для этого есть уставные поминовения и подписанный правящим архиереем антиминс.

[5] Судя по употреблению в священных текстах, слово помяни имеет не только основное значение вспомни, но и косвенное — отметь, обративнимание, относительно к человеку — помолись обо мне.

[6] Миром – т.е. мирно, без вражды с Богом и людьми.

[7] Греческое κινδύνου, выпавшее из славянского текста ектении, но оставшееся в греческом, означает опасность, угрозу, риск.

[8] ἀνάγκης – дословно означает принуждения, насилия, в древнегреческом это неизбежность, судьба, необходимость. На славянский переведено как ну́жда. Не стоит путать с нуждо́й, которая по-славянски звучит как потре́ба. Вся эта фраза параллельна описанию Дня Господня в Соф. 1:15: ἡμέρα ὀργῆς ἡ ἡμέρα ἐκείνη, ἡμέρα θλίψεως καὶ ἀνάγκης – «День гнева – день сей, день скорби и тесноты» (муки, бедствия). Таким образом можно предположить, что прямой смысл этого прошения – об избавлении от осуждения на Страшном Суде и о максимальной его отсрочке.

[9] Т.е. Храма.

[10] Даровавший

[11] То есть встаньте благоговейно перед Евангелием, в котором заключена Мудрость Божия.

[12] Ἔλλαμψον – да засияет, да заблестит в сердцах наших.

[13] В оригинале φόβον — awe: страх, трепет, благоговение.

[14] Эта вставка авторства митрополита Ионафана (Елецких) представляется мне весьма уместной, потому что является верным толкованием понятия страха Божия.

[15] Добавление согласно греческой практике.

[16] Предложены митрополитом Ионафаном (Елецких) по мотивам прошений из древних литургий.


Литургия Евхаристии

(Если ектении нет, то диакон возглашает: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.)

Священник читает молитву верных первую[1]: Благодарим Тебя, Господи Боже Сил Небесных, сподобившего нас предстать и ныне перед святым Твоим Жертвенником и припасть ко милосердию Твоему, прося о прощении наших грехов, и грехов людей, по неведению совершённых. Прими, Боже, моление наше, да достойно принесём Тебе молитвы, мольбы и жертвы бескровные о всех людях Твоих. И позволь нам, поставленным Тобой на служение Тебе, силой Духа Твоего Святого, без осуждения и непорочно, с чистым свидетельством совести нашей призывать Тебя во всякое время и на всяком месте. Ты же, внимая нам, милостив к нам будь по множеству Своей благости.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник читает молитву верных вторую: Вновь и многократно к Тебе припада́ем и Тебе молимся, Благой и Человеколюбивый, дабы, взирая на моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа, и удостоил нас неповинно и неосуждённо предстать перед святым Твоим Жертвенником. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преуспевание в жизни, в вере, и в разуме духовном. Дай им, всегда со страхом и любовью служащим Тебе, неповинно и неосуждённо причаститься Святых Твоих Таин и Небесного Твоего Царствия сподобиться.

Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Дабы силою Твоей всегда хранимые, Тебе мы славу воссылали: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь. Хор поёт 23-й псалом или Херувимскую песнь: Херувимов тайно образуя и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое житейское отложим ныне попечение.

Молитва херувимской песни[2]: Никто из связавших себя плотскими похотями и сладострастием не достоин приходить, или приближаться, или служить Тебе, Царю славы, ибо служение Тебе велико и страшно и для самих Небесных Сил! Но по неизреченному и безмерному Твоему человеколюбию, непреложно и неизменно Ты стал человеком, и Первосвященником нашим был, заповедав нам совершать священнодействие службы этой и Бескровной Жертвы, как Владыка всех. Ибо Ты, Господи Боже наш, Один владычествуешь над небом и землёю. Тебя на Престоле небесном несут херувимы. Ты серафимам Господь и Царь Израилю. Ты Единый Святой и во Святая Святых почивающий. Потому и молю Тебя, единого Благого и с милостью внимающего: воззри на меня, грешного и недостойного раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от помышлений лукавых. И удостой меня, силой Святого Твоего Духа облечённого благодатью священства, предстать перед святым Престолом Твоим и священнодействие совершить Святого и Пречистого Твоего Тела и Драгоценной Крови. К Тебе приступаю, склонив главу мою, и молюсь Тебе: не отврати лица Твоего от меня, и не изгони меня из числа служителей Твоих. Но позволь мне, грешному и недостойному рабу Твоему, принести Тебе эти Дары. Ибо Ты и приносящий, и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе мы славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С чтением 50-го псалма кадят алтарь и народ, трижды покланяются перед престолом и отходят к жертвеннику[3]. Иерей кадит Дары, молясь: Боже, очисти меня, грешного[4].

Диакон: Вознеси́, отче.

Иерей, возлагая на его плечо возду́х: Возноси́те руки ваши ко святыням и благословляйте Господа.

И, взяв сосуды, выходят на солею.

Диакон: Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященного (имя, титул), да помяне́т Господь Бог во Царствии Своём, всегда: ныне и присно и во веки веков.

Заходит в алтарь и становится на колено у южной стороны престола.

Священник: [Святейших вселенских патриархов православных,] преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, весь священнический, диаконский и монашеский чин и весь причт церковный, строителей, благоукрасителей, жертвователей святого храма сего, трудящихся и поющих в нём.

Всех, во блаженной памяти в надежде на Воскресение преставившихся отцов, матерей, братьев и сестёр наших да ублажит и упокоит Господь Бог во Царствии Своём, всегда: ныне и присно и во веки веков[5].

Вас и всех православных христиан да помяне́т Господь Бог во Царствии Своём, всегда: ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Дабы нам принять Царя всех, ангельскими воинствами невидимо сопровождаемого. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Диакон: Священство твоё да помяне́т Господь Бог во Царствии Своём всегда: ныне, и присно, и во веки. Аминь.

Иерей ставит Дары на престол и снимает покровцы, читая тропари: Во гробе плотию, во аде же с душою Ты, как Бог, в Раю же со разбойником, и на Престоле был, Христе, с Отцом и Духом, всё наполняя, вездесущий.

Источник жизни и Ра́я прекраснейший! Поистине и чертога всякого царского стал светлее, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

Иерей принимает у диакона возду́х, держит его над кадилом и покрывает им Дары: Благообразный Иосиф, с древа сняв пречистое Тело Твоё, плащаницей чистою обвив и, благовониями помазав, в гробнице новой положил.

Затем иерей кадит дары, говоря: Возвесели, Господи, благою волею Твоей Сион, и да воздвигнутся вновь стены Иерусалимские; тогда благосклонно примешь жертву правды, возношения и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Затем иерей говорит диакону: Помолись обо мне, брат и сослужитель.

Диакон: Дух Святой снизойдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя.

Иерей: Тот же Дух помогает нам во все дни жизни нашей.

Диакон: Помяни и меня, отче святой.

Иерей: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своём, всегда: ныне и присно и во веки веков.

Диакон отвечает: Аминь, и, выйдя на амвон, возглашает:

О предло́женных Дара́х Священных Господу помолимся[6].

Все: Господи, помилуй.

Иерей читает молитву приношения: Господи Боже Вседержитель, Единый Святой, принимающий жертву хваления от призывающих Тебя всем сердцем! Прими и от нас, грешных, моление, и принеси ко Святому Твоему Жертвеннику, и удостой нас приносить Тебе дары и жертвы духовные о прощении наших грехов, и грехов народа, по неведению совершённых. Да обретём благодать перед Тобою, и да будет благоприятной Тебе жертва наша, да снизойдет Дух благодати Твоей благой на нас, и на предлежащие эти Дары, и на всех людей Твоих.

Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. По милосердию Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен и Ты, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон:

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. В любви приветствуйте друг друга, единомысленно исповедуя:

Все: Отца и Сына, и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную.

Иерей кланяется трижды перед престолом и тихо молится: Возлюблю Тебя, Господи, Сила моя! Господь Утверждение и Прибежище моё, и Избавитель мой. (Трижды).

Иерей лобызает святые сосуды, читая Трисвятое, и приветствует всех:
Христос посреди́ нас.

Все: И есть, и будет.

Диакон:

Двери, двери, премудростию вонмем. Двери затворите. Премудрости внемлем.

Все поют Символ веры.

Диакон: Станем благоговейно, станем со страхом! Внемлем, да в мире принесём Святое возношение.

Все: Милость, мир, жертву хваления.

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Иерей:

Горе́ име́им сердца́. Вознесём сердца.

Все: Возно́сим ко Господу.

Иерей:

Благодарим Господа. Возблагодарим Господа.

Все: Достойно и праведно.

Иерей: Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего. Ибо Ты — Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно Существующий, всегда Неизменный: Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты от небытия к бытию привёл нас, отпавших, и вновь восста́вил, и не отступил от нас, всё совершая ради спасения нашего, доколе на Небо возвёл нас и даровал Царство Твоё будущее. За всё это благодарим Тебя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, за все известные нам и неизвестные, явные и тайные благодеяния, бывшие для нас. Благодарим Тебя и за служение это, которое из рук наших принять изволил, хоть и предстоят Тебе тысячи архангелов и десятки тысяч ангелов, херувимы и серафимы: шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрылённые,

Совершая звездицей знак Креста над дискосом:

Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. победную песнь поющие, возглашающие, взывающие и восклицающие:

Все: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полны небеса и земля славы Твоей. Осанна в вышних. Благословен Грядущий во Имя Господне. Осанна в вышних.

Священник: [Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!] С теми блаженными Силами, Человеколюбивый Владыка, и мы взываем и восклицаем: Свят и Пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя! Ибо мiр Твой так возлюбил Ты, что Сына Своего Единородного отда́л, да всякий, верующий в Него, не погибнет, но имеет жизнь вечную. Он же, придя и всё задуманное ради нашего спасения исполнив, в ночь в которую пре́дан был, наипа́че же Сам Себя предавая за жизнь мiра, взял хлеб во святые Свои и пречистые и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, преподал святым Своим ученикам и апостолам, возгласив:

Приими́те, яди́те, сие́ есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Примите, вкусите, это – Тело Моё, за вас преломляемое во отпущение грехов.

Все: Аминь.

Священник: Подобным образом и чашу после вечери пода́л ученикам Своим, говоря:

Пи́йте от нея́ вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов. Пейте от неё все, это Кровь Моя Нового Завета, ради вас и за многих изливаемая во отпущение грехов.

Все: Аминь.

Священник: Вспоминая спасительную эту заповедь и всё, ради нас бывшее: Крест, Гроб, трёхдневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную Тебя пребывание[7], второе и славное иное пришествие,

Поднимая сосуды:

Твоя от Твоих Тебе принося́ще о всех и за вся. Твоё из даров Твоих в жертву Тебе принося в согласии со всем и за всё [8],

Все: Тебя воспеваем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.

Священник: Ещё приносим Тебе словесное это и бескровное служение, и просим, и молим, и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас, и на предлежащие Дары эти и сотвори Хлеб этот Священным и чтимым[9] Телом Христа Твоего, (благословляет Св. Хлеб),

Все: Аминь.

Иерей: а то, что в чаше этой, Священной и чтимой Кровью Христа Твоего,

(благословляет св. чашу),

Все: Аминь.

Иерей: Преложи́в Духом Твоим Святым. Благословляет чашу и дискос вместе.

Все: АМИНЬ, АМИНЬ, АМИНЬ.

[В будний день делают земной поклон.] Диакон к иерею: Помяни меня, отче, грешного.

Иерей благословляет диакона: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своём, всегда: ныне и присно и во веки веков.

Диакон: Аминь.

Иерей продолжает молитву: Нам же, причащающимся, да послужат Дары Твои ко трезвению души, ко отпущению грехов, ко приобщению к Святому Твоему Духу, к достижению полноты Царствия Небесного, к дерзновенному предстоянию перед Тобою, а не в суд или во осуждение.

Ещё приносим Тебе словесную эту жертву и о тех, кто в вере почил: праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, [новомучениках,] исповедниках, постниках и о всяком человеке праведном, в вере скончавшемся.

Священник кадит перед Престолом и возглашает:

Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Изря́днее же о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

 

Все: Достойно петь Тебя и истинно прославить, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую херувимов и славой большею без сравнения серафимов, непорочно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу — Тебя величаем.

Священник: О святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и восхваляемых апостолах, о святом (имя), которого и память ныне совершаем, и о всех святых Твоих — и по молитвам их посети нас, Боже. И помяни всех усопших в надежде на воскресение в Жизни Вечной (поминовение имён усопших по диптихам), и упокой их там, где всем сияет свет лица Твоего.

Ещё молим Тебя, Господи: помяни всех епископов православных, верно проповедующих слово Твоей истины, всех пресвитеров, во Христе диаконов и всех, приня́вших священный сан. Ещё приносим Тебе словесную эту жертву за весь мiр, за Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, за всех, живущих чисто и благочестиво; о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её. Дай им, Господи, [веру православную, разумное и] мирное правление, да и мы в тишине их мирную и безмятежную жизнь пройдём во всяком благочестии и чистоте.

В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего КИРИЛЛА, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина нашего преосвященнаго (имярек) митро-полита (егоже есть область), ихже даруй святым Твоим церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины. Среди первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященного (имя, титул), и даруй их святым Твоим Церквам в мире, достойными, почитаемыми, здра́выми, долгоде́нствующими, верно проповедующими слово Твоей истины.

[Диакон[10]: И помяни всех, о ком в помышлениях молимся, и всех братьев, и всех сестёр наших!].

Все: И всех братьев, и всех сестёр наших.

Священник: Помяни, Господи, город наш (название), в котором живём, и всякий город, и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, одиноких, голодающих, [сражающихся и] пленных, исцели и спаси их. Помяни, Господи, благодетелей и жертвователей наших, и добро творящих во святых Твоих церквях и вспоминающих о нищих, и всем нам милость Твою ниспошли.

И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать священное и величественное Имя Твоё: Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник:

И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Диакон: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

 

Всех святых помянув, вновь и непрестанно в мире Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся. О принесённых и освящённых святых Дарах Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый и пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся. Дабы Человеколюбивый Бог наш, приняв их во святой и превысший небес, и невещественный Свой Жертвенник, подобно аромату благоухания духовного, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Единство веры и причастие Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Тебе вручаем всю нашу жизнь и надежду, человеколюбивый Владыка, и просим, и молим, и умоляем: удостой нас причаститься Небесных Твоих и внушающих трепет Таин, этой священной и духовной Трапе́зы с чистою совестью, во отпущение грехов, в прощение согрешений, во общение с Духом Святым, в наследование Царства Небесного, с дерзновением перед Тобою, а не в суд или во осуждение.

И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати. И позволь всем нам, Владыка, со дерзновением, не к осуждению смело призывать Тебя, Небесного Бога Отца, и восклицать:

Все: Отец наш Небесный! Да святится Имя Твоё. Да прии́дет Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник:

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Твоё это Царство, и сила, и слава Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Пред Господом склонитесь.

Все: Перед Тобою, Господи.

Священник: Благодарим Тебя, Царя Невидимого, всё сотворившего неизмеримой силою Твоею и множеством милости Твоей от небытия к бытию всё приведшего. Сам, Владыка, с небес воззри на преклонивших Тебе свои головы; ибо поклонились не плоти и крови, но Тебе – внушающему трепет Богу. Ты же, Владыка, лежащие перед нами Дары всем раздели ко благу, каждому по потребности: плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, больных исцели, о Врач душ и телес наших.

Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. По благодати и состраданию, и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Внемли нам, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и со Престола славы Царствия Твоего, на небесах со Отцом восседающий и здесь с нами невидимо пребывающий, и приди освятить нас! И могущественной Твоею рукою преподай нам Пречистое Тело Твоё и Священную Кровь, и через нас – всем людям.

Трижды кланяется пред престолом, тихо молясь: Боже, очисти меня, грешного.

Диакон: Внемлем.

Священник, вознося Агнец, громко: Святое святым[11].

Все: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Диакон (в алтаре): Раздели, отче, Святой Хлеб.

Иерей разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части и тихо произносит: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и никогда не иссякающий, но причащающихся освящающий.

Раскладывая части Святого Хлеба крестообразно на краях дискоса: Иисус Христос – Победитель смерти.

Диакон, указывая орарем на чашу: Восполни, отче, святой потир.

Иерей берет Частицу «ИС» и, сделав ею знамение креста над потиром, опускает в потир, со словами: Полнота Святого Духа.

Диакон: Аминь. Подносит ковшик с кипятком к священнику, говоря: Благослови, отче, теплоту.

Иерей, благословляя: Благословенно горение веры святых Твоих всегда: ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Диакон вливает теплоту в потир, говоря: Горение веры, исполненной Духа Святого. Аминь.

После этого священник берет часть Святого Хлеба с печатью «ХС» и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей и мирян.

Затем молятся: Облегчи, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, те, что в слове и в деле, сознательные и неосознанные, во дни и в ночи, во уме и в помышлении, и в службе этой — всё нам прости, Благой и Человеколюбивый.

Священнослужители выходят на амвон и вместе с молящимися молятся перед причастием:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мiр грешников спасти, из них же самый первый — я. Ещё верую, что это истинное и пречистое Тело Твоё,

и это истинная и драгоценная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне прегрешения мои,

вольные и невольные, в словах и делах, сознательно и по неведению,

и сподоби меня не во осуждение причаститься пречистых Твоих Таинств, но во отпущение грехов и ради жизни вечной. Аминь.

Ве́чери Твоей Тайной сегодня, Сыне Божий, причастником меня прими; ибо не поведаю Тайну врагам Твоим, и не предам Тебя целованием, словно Иуда, но вместе с разбойником исповедаю Тебя: Помяни, меня, Господи, во Царствии Твоём.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Аминь. Да не будет мне в суд или во осуждение причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Все: Аминь и хор начинает петь причастный стих: Тело Христово примите, от Источника бессмертного вкусите!

Священнослужители кладут земной поклон перед престолом, кланяются друг другу в алтаре и в храме со словами: Простите меня, отцы, братья и сестры, грешного.

И снова творят земной поклон, говоря: Ныне прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.

Священник: Диакон, приступи.

Диакон, готовясь принять св. Хлеб: Преподай мне, отче, Драгоценное[12] и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Священник: (Имя), диакону, преподаётся Драгоценное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во отпущение грехов его и в Жизнь Вечную.

Взяв частицу Святого Хлеба: Драгоценное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподаётся мне, иерею (имя) во отпущение грехов моих и в Жизнь Вечную.

Священник и диакон причащаются Св. Тела. Затем иерей произносит: Вот, вновь я прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.

Причащаясь из потира, иерей молится: Драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюсь я, раб Божий, священник (имя), во отпущение грехов моих и в Жизнь Вечную. Аминь.

(Целует край потира). Вот, прикоснулась святыня ко устам моим: да изгладит беззакония мои, и грехи мои очистит.

К мiря́нам: Со страхом Божиим, верою и любовью приступите.

Все: Благословен Грядущий во имя Господне; Бог – Господь, Он явился нам!

И сразу иерей выходит причащать мирян лжицей или раздельно: тогда преподаёт св. Хлеб, а диакон даёт пить от св. чаши. После причащения священник произносит Аллилуйя, заходит в алтарь, на престоле ссыпает с дискоса в потир частицы. Диакон:

Воскресение Христово видевшие, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя иного бога не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся святому Христову воскресению, ибо пришла через Крест радость всему мiру. Всегда благословляя Господа, поём воскресению Его: распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.

Светись и сияй, новый Иерусалим, ибо слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рождённого Тобою.

О Пасха великая и священнейшая, Христе! О, Мудрость, и Слово Божие, и Сила! Даруй нам совершеннее Тебя причащаться в невечернем дне Царствия Твоего.

Отмой, Господи, грехи здесь поминаемых Драгоценной Твоею Кровью, по молитвам святых Твоих.

Хор поёт: Аллилуйя. (Трижды).

Затем иерей благословляет народ:

Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое. Спаси, Боже, людей Твоих и благослови наследие Твоё.

Все: Видели свет истинный, приняли Духа Небесного, обрели мы веру истинную, нераздельной Троице поклоняясь, ибо Та спасла нас.

Иерей кадит Дары, отдает диакону дискос и, творя чашей знак креста над антиминсом, [тихо произнося: Благословен Бог наш…]

Осеняя в Царских вратах чашей народ, громко: Всегда: ныне и присно и во веки веков.

Затем иерей относит чашу на жертвенник, тихо произнося: Вознесись на Небеса, Боже, и по всей земле да будет слава Твоя.

Все: Аминь. Да наполнятся уста наши хваления Твоего Господи, и да поём славу Твою, ибо сподобил нас причаститься Святым Твоим, Божественным, бессмертным и жизнь подающим Тайнам. Соблюди нас во Твоей святыне весь день поучаться правде Твоей. Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя!

Диакон: Про́сти приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Станем благоговейно! Приняв Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные, Небесные и Животворящие, Страшные Христовы Тайны достойно возблагодарим Господа.
Все: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. День весь совершенный, святой, мирный и безгрешный испросив, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Все: Тебе, Господи.

Священник: Благодарим Тебя, Владыко Человеколюбивый, Благодетель душ наших, ибо и в этот день сподобил нас Небесных Твоих и Бессмертных Таинств. Исправив наш путь, утверди всех нас во страхе перед Тобою, сохрани нашу жизнь, укрепи наши стопы [на пути исполнения заповедей Твоих], по молитвам и моленьям славной Богородицы и Приснодевы Марии (святого дня) и всех святых Твоих.

Благословляя Евангелием сложенный антиминс:

Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Ты – Освящение наше, и Тебе мы славу воссылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник:

С миром изы́дем. С миром исходим.

Все: Во имя Господне.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник (выйдя за амвон, лицом к алтарю):

Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего: Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мiрови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Благословляющий благословляющих Тебя, Господи, и освящающий на Тебя уповающих, спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие Дома Твоего. Ты тех прославь Божественной Твоею силою, и не оставь нас, уповающих на Тебя. Мир мiру Твоему даруй, Церквям Твоим, священникам, воинству и всему народу Твоему. Ибо всякое даяние благое, и всякий дар совершенный нисходит свыше от Тебя, Отца светил Небесных[13]; и Тебе славу и благодарность, и поклонение воссылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков[14].

Все: Аминь. Да будет Имя Господне благословенно от ныне и на веки. (Трижды). Псалом 33-й.

Молитва перед потреблением Святых Даров: Исполнением закона и пророков, Сам стал, Христе Боже наш, исполнивший Отеческий весь замысел о нас. Исполни радости и веселья сердца наши всегда: ныне и присно и во веки веков.

Иерей благословляет народ:

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Благословение [и милость] Господа да снизойдёт на вас, по благодати Его и человеколюбию всегда: ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Все: Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Священник произносит на амвоне отпу́ст, держа в руках напрестольный крест:

(Воскресый из мертвых) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере (и прочая), иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго, и (святаго имярек, егоже есть храм и его же есть день), и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и восхваляемых апостолов, просия́вшего среди святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского Златоустого,  (святые храма и дня), святых и праведных родителей Богородицы — Иоакима и Анны, и всех святых: да помилует и спасёт нас, Благой и Человеколюбивый.

Хор поёт многолетия. Священник, осенив напрестольным крестом народ, даёт его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы. Затем священник опять осеняет крестом народ, и возвращается в алтарь.

Тропарь св. Иоанну Златоусту

Из уст твоих, словно светоч огненный, / воссияла благодать, вселенную просветив. / Не сребролюбия сокровища в мiре искал, / но высоту нам смиренномудрия показал, / словесами твоими нас наставляя. / Отче Иоа́нне Златоусте, / моли Слово — Христа Бога, — о спасении душ наших.

Кондак св. Иоанну Златоусту

От Небес ты восприня́л божественную благодать / и твоими устами всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, / Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нный, преподо́бный, / по достоинству восхваляем тебя: / ибо ты наставник наш, божественное изъясняющий.

[1] Согласно древней традиции во время следующих двух молитв верные могут встать на колени.

[2] Есть предположение, что она принадлежит святителю Григорию Богослову, но в древних рукописях встречается в чине литургии свят. Василия Великого. В литургии св. Иоанна появилась довольно поздно.

[3] По греческой традиции торжественное каждение совершает сам священник.

[4] По греческой традиции после чтения 50 псалма и каждения священник произносит:

Согрешил перед Тобою, как блудный сын, прими меня, Отче, кающегося и помилуй меня, Боже.

Взываю к Тебе, Христе Спасе, мытаря гласом: очисти меня, как и его, и помилуй меня, Боже.

Простите меня, братия и сослужители.

Ненавидящих и любящих нас, Боже, прости.

Боже, очисти меня грешного и помилуй меня (Трижды).

Диакон: Возвысь (подними), Владыка.

В мире возносите руки ваши ко Святым и благословляйте Господа.

Взошёл Бог со восклицанием, Господь со гласом трубным.

[5] Согласно практике Русской Зарубежной Церкви.

[6] Традиционно добавляются и прошения, не относящиеся напрямую к этому моменту литургии:

О святе́м храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме нашем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. О избавлении нас от всякой скорби, гнева Божьего, беды и му́ки в День Господень Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Все: Господи, помилуй.
Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим. Дню сему завершения святого, мирного и безгрешного, у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим. Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Прощения и отпущения грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови у Господа просим. Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим. Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.
Все: Подай, Господи.
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим. Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.
Все: Подай, Господи.
Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянув, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Все: Тебе, Господи.

[7] «Сидение» — т.е. восседание.

[8] Т.е. из дарованного Тобою Твоё мы Тебе в жертву приносим в благодарность за всё перечисленное, сделанное ради нас.

[9] Или: Драгоценным.

[10] В соответствии с греческим обычаем.

[11] Т.е. Святые Дары — людям святым.

[12] Или: Священное, Почитаемое, Чтимое.

[13] Т.е. планет, звёзд и «умных светильников» – ангелов.

[14] Или другую заамвонную молитву. См. Приложение.