БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА
Перед началом литургии, став пред царскими вратами, иерей и диакон трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные:
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Господи, с Небесного Храма Твоего ниспошли силу и укрепи меня для предстоящего служения Тебе в храме земном. Не осуди меня, дерзающего встать пред грозным Престолом Твоим и приступающего к совершению бескровного священнодействия сего[1].
Облегчи, отпусти, прости, исцели Боже, все грехи мои, вольные и невольные, совершённые и словом, и делом, сознательно и по неведению, днём и ночью, в уме и в помыслах. Всё мне прости, Благой и Человеколюбивый.
Целует иконы и входит в алтарь, читая 8-13 ст. 5 псалма: Войду в дом Твой, с трепетом поклонюсь Тебе во храме святом Твоём. Господи, веди меня по праведности Твоей, путь к Тебе сделай прямым. Возвеселятся же все, уповающие на Тебя, вечно возрадуются. Будь с нами, и похва́лятся Тобою любящие Имя Твоё. Ведь Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением как щитом охраняешь его.
Если проскомидия совершается по современному чину литургии святителя Иоанна Златоустого, девятая частица изымается со словами: В честь и память святого первоверховного апостола Петра. Молитвами его помилуй нас, грешных.
Если проскомидия совершается по древнему чину, иерей принимает от диакона или иподиакона просфору и надрезает её снизу крестообразно до печати копием, говоря: Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Приносится в жертву Агнец Божий, взявший на Себя грех мiра, ради жизни мiра и спасения. «Как овца на заклание Он был приведён. И как агнец непорочный перед стригущими его безгласен».
Кладет на дискос просфору и, указывая на неё, продолжает пророчество: «Так и Он не отверзает уст Своих. Унижен был, и в правосудии Ему отказано было. Но кто расскажет о роде Его? Ибо взымается от земли жизнь Его».
Диакон, вливая в чашу вино и воду, говорит: Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. «Один из воинов пронзил копьем бок Его, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший свидетельствовал, и истинно свидетельство его».
Указывая на сосуды, священник говорит: «Трое свидетельствуют: Дух, и вода, и кровь, и Трое Едины ныне и присно и во веки веков». Аминь.
Диакон подносит священнику кадильницу, говоря: Аминь. Благослови, отче[2], кадило.
Иерей всыпает ложкой ладан в кадильницу и читает молитву на кадило[3]: Владыка Господи Боже наш! Сподобивший нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, быть служителями святого Твоего жертвенника. Очисти все прегрешения наши и удостой нас наитием святого Твоего Духа славить и воспевать трисвятое имя Твоё, и подойти к Тебе с чистою совестью, и совершить и завершить Божественную Твою службу и принести Тебе на святой и невещественный жертвенник каждение сие как аромат благоухания духовного. ✠ Ибо Ты — освящение наше и просвещение, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Или:
Святой Боже, почивающий во Святая Святых, обитающий в неприступном свете: Сам, Владыко, с привычным Твоим человеколюбием, не взирай на многие грехи наши, и как благоволил Ты принять фимиам Захарии, так и из рук нас, грешных, милостиво прими этот фимиам ✠ как аромат благоухания духовного, и будь милостив к нам. Ибо святится и прославляется пречестное и величественное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков[4].
Диакон: Аминь.
Священник покрывает с каждением сосуды покровами, говоря: Покрыла небеса добродетель Твоя, Христе, и земля наполнилась хвалы Твоей. Господь — царь, да возмутятся народы; Он восседает на Херувимах, да поколеблется земля.
Иерей кадит сосуды и читает молитву предложения (молитва у жертвенника): Благослови, Господи Боже наш, приношение это и подай нам, служителям Твоим, сердце чистое и помысел несмущённый, да достойны будем приступить и причастится Твоему пречистому Телу и Драгоценной Крови Твоей, да неосуждёнными предстанем перед Тобою в день грозный Суда Твоего, и даруй нам оставление грехов и жизнь вечную. И да святится и прославляется священное и великое имя Твоё: Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
Или:
Господи Боже наш, принесший Себя в жертву за жизнь мiра! Призри на нас, и на Хлеб сей, и на чашу сию, и сделай сие пречистым Телом Твоим и драгоценною Кровью Твоею для причащения душ и тел наших. Ибо святится и прославляется пречестное и величественное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
Диакон: Аминь. Отче, благослови.
Священник произносит отпуст проскомидии: Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святого апостола Петра и всех святых помилует и спасёт нас, Благой и Человеколюбивый.
Диакон: Аминь. Отверзает завесу и кадит алтарь и храм, затем открывает царские врата[5]. Диакон и священник покланяются перед престолом, затем диакон, получив благословение, выходит на амвон.
Диакон: Благослови, отче!
Иерей: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь. Единородный Сын и Слово Божие – Бессмертный Бог, изволивший ради спасения нашего воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, истинным стал человеком, распят был, Христе Боже, смертью смерть попра́вший; Еди́н от Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом: спаси нас.
Священник и диакон в предшествии свещеносцев выходят на амвон. Диакон перед Царскими вратами, положив Евангелие на плечо и возвысив руку с орарём, возглашает: Помолимся!
Иерей читает молитву входа: Благодетель всех и всего сотворённого Создатель![6] Прими приходящую к Тебе святую Твою Церковь и каждому прошение к полезному исполни, и приведи всех к совершенству святости. И сотвори нас достойными быть Царствия Твоего, по благодати освящения Твоего собрав нас во святую Твою соборную и апостольскую Церковь, которую скрепил Ты драгоценной Кровью Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Премудрость, станем благоговейно!
Хор: Приступи́те, покло́нимся и припадём ко Христу. О Сын Божий, дивный во святых Твоих, (в воскресенье – воскресший из мёртвых) спаси нас, поющих Тебе: аллилуия.
Поются тропари и кондаки дня.
Иерей благословляет народ: Господь с вами ✠ [7].
Все: И со духом твоим.
Диакон: Помолимся!
Иерей: Молимся Тебе, Господи! Наполни уста наши веселием и хвалой Твоею в радости через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, с Ним же живёшь и царствуешь, Боже наш, во единстве Святого Духа во все веки веков.
Все: Аминь.
Иерей запевает: Слава в вышних Богу!
Хор поёт Великое славословие: И на земле мир, в людях благая воля Твоя. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славим Тебя, благодарим Тебя великой ради славы Твоей. Господи Боже, Царь небесный, Боже, Отче, Вседержитель! Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе, Всевышний Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца! Взявший на Себя грехи мiра, помилуй нас. Взявший грехи мiра, прими молитву нашу. Восседающий одесную Отца, помилуй нас. Ибо Ты – Един свят, Ты – Един Господь, Ты – Един всевышний Иисус Христос, со Святым Духом, во славу Бога Отца. Аминь.
Иерей: Ки́рие эле́исон.
Хор: Кирие элеисон[8].
Иерей: Христэ́, элеисон.
Хор: Христэ элеисон.
Иерей: Кирие элейсон.
Хор: Кирие элеисон.
Диакон: Помолимся!
Иерей, преклонившись, читает молитву: Даруй верным рабам Твоим, Господи, помощь с Небес всесильную десницею Твоею, да ищут Тебя всем сердцем и испросят у Тебя полезное, и достойные их прошения скоро услышь через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего. Ибо Свят Ты, Господи Боже наш, и Тебе славу и трисвятую песнь воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. И Трисвятое по обычаю.
Иерей тихо читает молитву: Владыка Господи Боже Вседержителю, Единый Святой, от Небесных сил трисвятую песнь принимающий. Прими и из наших грешных уст трисвятую песнь и даруй нам все дни жизни нашей пройти без греха.
Переходит с диаконом на Горнее место. После пения диакон: Внемлем.
Иерей: Мир всем ✠.
Чтец: И духу твоему.
Чтение прокимна, Апостола и Евангелия, по обычаю.
После проповеди диакон произносит сугубую ектению:
Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь нас и помилуй.
Все: Господи, помилуй (трижды) на каждое прошение.
Диакон: Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о Господине нашем Преосвященном (имя), и о всём во Христе братстве нашей.
Диакон: Ещё молимся о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихо и мирно поживём во всяком благочестии и чистоте.
Диакон: Ещё молимся о жертвующих и добро творящих во святом и священном храме нашем, трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и богатой милости.
Иерей: Господи Боже наш! Усердную нашу молитву прими от Своих рабов и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на всех людей Твоих, ожидающих от Тебе неистощимой милости. Ибо милостивый Ты и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей: Мир всем ✠.
Все: И духу твоему.
Диакон: Головы ваши пред Господом склоните.
Все: Тебе, Господи.
Иерей раскрывает антиминс и читает молитву главопреклонения: Владыка и жизни Творец, всякого блага Податель! Ты подаёшь каждому желанную и радостную надежду и вечную жизнь через Господа нашего Иисуса Христа! Сподоби нас, благой Господи, и это божественное служение Тебе завершить ко освящению и к наслаждению будущим блаженством. Да под державою Твоей всегда хранимые и светом истины научаемые, Тебе славу и благодарение воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь. Хор поёт Херувимскую песнь: Херувимам таинственно уподобляясь и животворящей Троице воспевая Трисвятую песнь, всякое житейское отло́жим ныне попечение, дабы достойно принять Царя всех, шествующего с невидимыми Ангельскими силами. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Или иную песнь на перенесение даров. Совершается Великий вход без прерывания пения и громких поминовений. Сосуды ставятся на престол и кадятся.
Иерей омывает руки, говоря: Омою руки мои среди невинных, и встану у алтаря Твоего с услышавшими голос хвалы Твоей Господи.
После диакон выходит на амвон и произносит: Восполним молитвы наши Господу, ибо исполнилось небо и земля святой славы Его.
Все: Господи, помилуй (трижды).
Иерей: О предло́женных святых дарах помолимся, да будет Тебе приятна жертва наша и да снизойдёт на нас Дух благодати Твоей.
Все: Господи, помилуй (трижды).
Иерей: Ибо Ты – Бог смирения, милосердия и любви, щедрый и человеколюбивый, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой пресвятой, [и Тебя прославляем] ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей: Мир всем ✠.
Все: И духу твоему.
Диакон: Возлюбим друг друга лобзанием святым.
Иерей: Христос посреди нас!
Все: И есть, и будет!
После того, как все приветствуют друг друга, диакон произносит: Премудрости Божией внемлем!
Все поют Символ веры.
Иерей тихо молится: Освяти, Господи, предложенное Тебе в жертву приношение наше и благоприятно прими ради Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, с Ним же живёшь и царствуешь, Боже наш, во единстве Святого Духа во все веки веков![9]
Диакон: Встанем благоговейно, встанем со страхом, внемлем, да в мире принесём Святую Жертву.
Хор: Милосердие, мир, жертва и пение.
Иерей, благословляя народ: Господь с вами ✠!
Все: И со духом твоим.
Иерей: Вознесём сердца!
Все: Возносим ко Господу.
Иерей: Благодарение воссылаем Господу Богу нашему![10]
Все: Достойно и праведно.
Диакон: Молитесь прилежно.
Иерей: Воистину достойно и праведно, справедливо и спасительно непрестанно и повсюду воссылать благодарение Тебе, Святой Господи, Отче Вседержителю, вечный Боже, Господа нашего Иисуса Христа Родитель, Его же прославляют и восхваляют ангелы, покланяются господства, трепещут перед Тобой власти и небесные силы, блаженные серафимы вместе радостно служат. С ними же и наши голоса да будут Тебе приятны, молимся, молитвенное исповедание Тебе принося, победную песнь воспевая, взывая и восклицая:
Все: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны Небеса и земля славы Твоей, осанна в вышних!
Иерей: Тебя же, милостивейший Отче, ради Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, смиренно молим и умоляем: прими и благослови ✠ эти Дары[11], это приношение[12], эту святую и непорочную жертву[13], которые приносим Тебе, во-первых, о святой Твоей соборной апостольской церкви! Умири́ её и сохрани, соедини, окорми и освободи во всех концах земли вкупе со служителем Твоим, Патриархом нашим КИРИЛЛОМ, и нашим смирением и недостоинством. Помяни, Господи, епископа нашего (имя) и даруй его святым Твоим церквам мирного, целомудренного, достойного, здорового, долгоденствующего, верно проповедующего слово Твоей истины.
Все: И всех, и вся.
Иерей: Помяни, Господи, всех окрест нас стоящих служителей Твоих — братьев и сестёр наших, чья вера и преданность известны Тебе, приносящих Тебе эту жертву хваления за себя, и о своих грехах, об избавлении душ их, об уповании спасения и здравии их, о жизни и воскресении их. И всех, ныне приносящих моления свои Тебе, вечному, живому и истинному Богу.
Соединенные во единое общение, мы чтим прежде всего память пресвятой, пречистой преблагословенной Владыцицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, вместе с блаженными Твоими апостолами и мучениками: Петром, Павлом, Андреем, Иаковом, Иоанном, Фомой, Филиппом, Варфоломеем, Матфеем, Симоном, Фаддеем, Нилом, Климентом, Сикстом, Корнилием, Киприаном, Лаврентием, Хрисогоном, Иоанном и Павлом, Космой и Дамианом (тут вспоминаются и святые дня) и всеми святыми Твоими, молитвами и ходатайствами которых да будем во всём защищены помощью Твоею через Иисуса Христа, Господа нашего.
Молимся Тебе, Господи: приношение это и служение от всех людей Твоих благосклонно прими, благослови, одобри и утверди, и прочие дни наши в мире прожить сподоби, избавляя нас от вечного осуждения, и ко избранному Твоему стаду нас сопричти, ради Христа, Господа нашего.
молим Тебя, да будет оно для нас Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа.
Приносим же Тебе, Богу, приношение это от всех и за всех, и молимся: да будет покров Твой благословенный и неизреченный над всеми нами, и да будет приятно Тебе приношение наше, и да сподобимся неосуждённо принять Тело и Кровь возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа,
Иерей снимает покров с дискоса и Чаши и с благоговением прикасается к св. Хлебу: Который за день до страдания Своего взял хлеб во святые Свои и пречистые руки, возвёл очи Свои на Небо и показал Тебе — всемогущему Богу и Отцу Своему, возблагодарил, благословил, преломил и раздал святым Своим ученикам и апостолам, говоря: «Примите и вкусите от Хлеба сего. Ибо это Тело Моё, за вас преломляемое ради прощения грехов».
Все: Аминь.
Подобным образом и чашу после ве́чери приняв во святые и пречистые Свои руки, вновь Тебя благодарил, благословил и преподал святым Своим ученикам, говоря: «Пейте от неё все. Ибо в чаше сей Кровь Моя Нового и вечного Завета, таинство веры, которая за вас и за многих изливается ради прощения грехов».
Все: Аминь.
Снова покрывает святые сосуды покровом: «Всякий раз совершая это, в воспоминание Моё совершаете». Потому Господи, и мы — служители Твои и святой народ Твой, вспоминая блаженные страдания, из ада воскресение и на Небеса славное восхождение святого Христа Твоего, Господа же нашего и Бога, Твоё от Твоих Тебе приносим от всех и за всех.
Все: Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.
Иерей: И мы, служители Твои, приносим величию Божества Твоего из даров Твоих жертву чистую, жертву святую, жертву непорочную: хлеб святой жизни вечной и чашу вечного спасения. Благоволи воззреть на них милостивым и светлым оком и прими их, как принял дары служителя праведного Твоего Авеля, и жертву патриарха Авраама, и принесенную святую жертву первого священника Твоего Мелхиседека, молимся и умоляем, всесильный Боже.
Целует святой престол: Усердно просим Тебя, Всемогущий Боже! Повели, да вознесётся приношение наше руками ангела Твоего на Небесный жертвенник перед лицом Божественного величия Твоего. ✠ Да все, принимая святейшее Тело и Кровь Сына Твоего, исполнимся всякого благословения небесного и благодати через Господа нашего Иисуса Христа.
Все: Аминь. [Поклон.]
Преклонив главу, иерей продолжает: Нас же, грешных и недостойных рабов Твоих, на множество щедрот Твоих и на милость Твою уповающих, удостой общения со святыми Твоими апостолами и мучениками: Иоанном славным пророком, и Предтечей, и Крестителем, Стефаном, Матфеем, Варнавой, Игнатием, Александром, Маркелином, Петром и святыми мученицами Фелицитатой, Перпетуей, Агафией, Феклой, Параскевой, Ликией, Агнией, Киликией, Анастасией, Варварой, Иулианией, Екатериной, Евгенией, Евпраксией, сорока́ славными мучениками и всеми святыми Твоими, и ради их молитв не осуди нас, предстоящих, по делам нашим, но сопричти к святым Твоим и прощения грехов наших удостой через Иисуса Христа, Господа нашего.
Все: Аминь.
Снова снимает покров, берет Хлеб и знаменует им трижды святую Чашу:
Через Которого Ты, Господи, всё доброе всегда нам подаёшь и освящаешь ✠,
Все: Аминь.
Оживотворяешь ✠,
Все: Аминь.
Благословляешь ✠,
Все: Аминь.
Кладёт Хлеб на дискос: и подаёшь нам,
Благословляет дискос чашей: да с нижними вышние бывают ✠.
Через Него, и с Ним, и в Нём Тебе, Богу Отцу Всемогущему, во единстве Святого Духа всякая честь и слава во все веки веков.
Все: Аминь.
Иерей: Божественными наставлениями наученные, и воспоминанием заповеди Спасителя вдохновлённые, дерзновенно взываем:
Все: Отец наш небесный! Да святится Имя Твоё. Да приидет Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
Иерей: Ибо Твоё царство, и сила, и слава: Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей благословляет народ: Мир всем ✠.
Все: И духу твоему.
Диакон: Главы ваши ко Господу приклоните.
Все: Тебе, Господи.
Иерей молится: Избавь нас, молимся, Человеколюбивый Господи, от всякого зла [прошедшего,] нынешнего и будущего и по молитвам святой Богородицы и Приснодевы Марии, блаженных и славных апостолов Твоих Петра и Павла и всех святых Твоих даруй мир сердцам нашим. Да под кровом милости Твоей всегда пребывая, избавимся от грехов наших и от всякого смятения будем невредимыми. Через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, с Ним же Ты живёшь и царствуешь, Боже наш, в единстве Святого Духа во все веки веков.
Все: Аминь.
Иерей молится тихо: Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Святого жилища Твоего и от престола славы Царства Твоего и приди освятить нас, в вышних со Отцом соцарствующий и здесь с нами невидимо пребывающий, и могущественной рукою Твоею преподай Пречистое Тело Твоё и Драгоценную Кровь нам, и через нас всем людям.
Диакон: Внемлем.
Иерей, воздвизая святой Хлеб: Святая — святым!
Все: Един Отец Свят, Един Сын Свят, в единстве Святого Духа. Аминь.
Диакон: Агнец Божий, взявший на себя грехи мiра.
Все: Помилуй нас!
Иерей читает во всеуслышание молитву перед причащением: С душою оскверненной и устами нечистыми, с мерзкими руками и бренным языком, весь я в грехах, и убогий и покаяния нет во мне. Но молю Тебя, Спаситель Человеколюбивый потерявших надежду и Прибежище тех, кто в опасности, Призывающий грешников к покаянию. Господи Боже, облегчи, отпусти, и прости мне, грешному, прегрешения мои, вольные и невольные, словом и делом, в разуме и в неразумии, и в помыслах содеянные. Всё мне прости, Единственный благой и человеколюбивый, медленный на гнев и великий в милосердии, по молитвам святой Богородицы и Приснодевы Марии. И сподоби меня неосуждённо принять святые и пречистые Твои Дары ради отпущения грехов и в жизнь вечную, в прощение злых согрешений моих и в просвещение заповедями Твоими. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Все: Аминь. Певцы поют причастный стих дня.
Иерей [вливает теплоту в Чашу], преломляет святой Хлеб на нужное количество частиц и причащается, говоря: Да не будет нам, Владыка, святыня сия во грех, но к очищению от грехов и в просвещение души и тела.
Иерей причащается от святой Чаши, говоря: Тело Твоё святое, Господи, да будет мне в жизнь, и кровь Твоя драгоценная во отпущение грехов. И на праведном Суде Твоём сподоби меня встать одесную Тебя, и да будет мне благодарение это в радость, и во исцеление души моей и тела.
Затем иерей и диакон выходят на амвон для причащения людей.
Иерей: Со страхом Божиим и верою приступите.
Причастив всех, иерей благословляет чашей людей и возглашает: Господь с вами ✠.
Все: И со духом твоим.
Иерей, ссыпав оставшиеся частицы в Чашу, благословляет: Спаси, Боже, людей своих и благослови наследие Твоё.
Все, неторопливо: Господи, помилуй.
Иерей кадит Святые Дары и произносит: Вознесись превыше небес, Боже, и всю землю наполнит Слава Твоя.
Диакон относит Святые Тайны на жертвенник. Иерей сворачивает антиминс, полагает на него Евангелие и молится: Молимся Тебе, Господи, да очистит нас причащение сие от всяких пороков тела и духа, и да будем причастниками небесных благ через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, с ним же Ты живёшь и царствуешь, Боже наш, во единстве Святого Духа во все веки веков. Ибо Ты — освящение наше, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей, благословляя народ: Господь с вами ✠.
Все: И со духом твоим.
Диакон: С миром исходим. Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Иерей, выйдя за амвон: Владыко Господи Боже Вседержитель, никогда не отлучающийся от своих рабов и молящихся Тебе не презирающий! Упокой души рабов Твоих – всех православных христиан, – в райской сладости, в месте упокоения благочестивых, оставляя им грехи, в разуме и в неразумии содеянные ими, и преждереченного наслаждения сподоби. Нас же в радости соедини и оставление грехов подай, и соблюди нас по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и небесных сил, святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя, святых прославленных апостолов Петра и Павла, (имя святого дня) и всех святых Твоих, от сотворения мiра Тебе благою жизнью угодивших. Ибо Ты благословляешь и освящаешь всяческая, и Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Или:
Боже всемогущий и сердца наши знающий! Ныне, причастившись божественных, пречистых, безсмертных и животворящих Твоих Таин и став причастниками Божественной природы Твоей, молим Тебя: не отвратись от нас, не отвергни нас, не оставляй нас, но всё необходимое, подавай. Больных исцели, пребывающих в тяжких искушениях избавь, в скорбях утешь, в добродетелях и в терпении помогай, и всякий дар изобильно на пользу по прошению нашему в жизни этой подавай нам. И помоги всем людям Твоим достигнуть бессмертного и Небесного Царствия Твоего. Ибо Ты — всякого блага Податель, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон потребляет Дары и после выходит к священнику.
Иерей благословляет людей, читая отпуст: Благословен Господь Бог наш, сподобивший нас причащения пречистого Его Тела и драгоценной Крови. Да благословит Он ✠, и сохранит всех нас, и сделает нас достойными Его Небесного Царства[14], ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Все поют попеременно с канонархом и/или народом 33-й псалом:
1.Благословляю Господа во всякое время, непрестанно хвала Ему во устах моих.
2. Душа моя похвалится Господом; да услышат кроткие и возвеселятся.
3. Славьте Господа со мною; превознесём Имя Его вместе!
4. Я искал Господа, и ответил Он мне, и от всех скорбей моих избавил меня.
5. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.
- Вот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей избавил его.
7. Защитит Ангел Господень боящихся Господа и избавит их.
8. Вкусите и увидите, сколь благ Господь! Блажен, кто уповает на Него.
9. Бойтесь Господа, все святые Его, и не будет нуждаться боящийся Его.
10. Богатые обнищали и голодают, ищущие же Господа не лишатся всякого блага.
11. Придите, дети, послушайте меня, страху пред Господом научу вас.
12,13. Кто любит жизнь и желает видеть добрые дни? Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей.
14. Удаляйся от зла и твори добро; ищи мира и стремись к нему.
15. Очи Господни – на праведных, и уши Его открыты к молитве их.
16. Лицо же Господне против делающих зло, да истребится на земле даже память о них.
17. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.
18. Близок Господь к сокрушённым сердцем и павших духом спасёт.
19. Много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь.
20. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.
21. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат.
22. Спасает Господь души служащих Ему; и не ошибутся все, уповающие на Него.
Иерей вновь благословляет народ: Благословение Господне на всех вас всегда ✠: ныне и присно и во веки веков.
Если служит архиерей, то благословляет на три стороны: Да благословит всех Всемогущий и Милосердный Бог: Отец ✠, и Сын ✠ и Дух Святой ✠!
Все: Аминь.
Диакон: Господу содействующему, совершилась божественная служба святого и всехвального апостола Петра! Исходим с миром!
Все: Благодарение Богу!
***
Сводный текст на основе общедоступных опубликованных рукописей:
- Афонский список литургии св. апостола Петра
- Рукопись XVII века № 332 собрания библиотеки афонского монастыря Хиландар. Язык рукописи — сербский извод церковнославянского языка.
- Петербургский список литургии св. апостола Петра
- Рукопись XVI века Пог. 278 из Погодинского собрания Российской национальной библиотеки. Рукопись размера 31 см × 20 см, на 132 листах написана кириллическим полууставом.Язык рукописи — славяно-русский.
- Киевский список литургии св. апостола Петра
- Рукопись XVII века Соф. 104(105) собрания библиотеки Киево-Софийского собора (фонд: № 312) Национальной библиотеки Украины. Язык рукописи — славяно-русский.
- https://byzantinorossica.ponomar.net/ap_petr.html (Дата обращения — 11 мая 2024 г.)
- Greco-Slavonic Liturgy of St. Peter translated into English by Archpriest John Shaw, Russian Orthodox Church Outside Russia https://www.byzcath.org/forums/ubbthreads.php/topics/341803/the-greco-slavonic-liturgy-of-st-peter
[1] Начало литургии реконструировано по образцу литургии конца первого тысячелетия.
[2] В оригинале везде «Владыка». Но так как сегодня это особенность обращения исключительно к епископу, в данном издании это обращение везде, где подразумевается пресвитер, последовательно заменяется на «отче».
[3] Это первая молитва собственно литургии св. Петра из дошедших до нас в рукописях.
[4] Здесь и далее вставлены варианты молитв из последования в редакции епископа Иоанна (Шо) в переводе с английского языка.
[5] Врата и завеса остаются открытыми до конца богослужения.
[6] Архитектор.
[7] В славянском переводе «с нами». Епископ произносит «Мир вам».
[8] Так указано в славянских и греческих рукописях этой литургии, в западном обряде славословие, наоборот, поётся после «Кирие элейсон». Пение по-гречески «Господи помилуй» и «Христе, помилуй» является отголоском изначального использования в богослужении западной Церкви греческого языка.
[9] Славянские рукописи предлагают последние слова этой молитвы произносить возгласно после пения Символа веры.
[10] В славянских рукописях — «Христу Богу нашему».
[11] В славянском тексте здесь все отвечают «Аминь».
[12] В славянском тексте здесь все отвечают «Аминь».
[13] В славянском тексте здесь все отвечают «Аминь».
[14] На заупокойной литургии: «прежде отошедших от нас упокоит в лоне Авраама, Исаака и Иакова».