для миссионерских приходов
Облачившись, священники, служители и народ собираются в притворе храма.
Священник: Мир всем[1].
Все: И духу твоему.
Диакон: Помолимся.
Все: Кирие, элейсон. (Трижды).
Священник: Благодарим Тебя и вновь благодарим усердно[2], Господи Боже, Отче Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа за всё, и через всё, и во всём, в чём Ты сохранял, помогал, защищал и руководил нами в прошедшее время жизни нашей, и довел нас до часа сего, удостоив вновь предстать перед Тобою во святом месте Твоем, чтобы молиться об оставлении грехов наших и помиловании всего народа Твоего. И молимся, и просим Тебя, Человеколюбивый, Благой! Дай нам святой день этот и всё время нашей жизни провести безгрешно, со всякой радостью, здоровьем, спасением, и всею святостью, и страхом Твоим. Всякую же ненависть, всякий страх, всякое искушение, всякое сатанинское действие, всякий навет злых людей отгони от нас, Боже, и от святой Твоей соборной и апостольской Церкви. Доброе и полезное нам даруй. В чём же согрешили словом, или делом, или помышлением, Ты, Благой и Человеколюбивый, прости и не оставь нас, Боже, надеющихся на Тебя, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого и от дел его, по благодати, милосердию и любви к нам Единородного Сына Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков[3].
Все: Аминь.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Помолимся о правителях страны нашей.
Все: Господи, помилуй. (Трижды).
Священник: Владыка Господи Боже, Отче Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа! Молимся и просим Тебя: правителей наших в мире, и мужестве, и правде сохрани. Покори им, Боже, всякого врага и супостата. Прими оружие и щит и восстань на помощь им. (см. Пс. 34, 2) Даруй им, Боже, победы, и да будут миролюбивы они к нам, и ко Имени Твоему святому[4], да и мы в тишине дней их тихую и мирную жизнь проведём во всяком благочестии и честности по благодати, милосердию и любви к нам Единородного Сына Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Помолимся о Святейшем Патриархе[5] и о епископе нашем.
Все: Кирие, элейсон. (Трижды).
Священник: Владыка Господи Боже, Вседержитель, Отче Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа! Молимся и просим Тебя, Человеколюбивый и Благой! Сохрани Святейшего Патриарха нашего КИРИЛЛА и преподобнейшего епископа нашего (имярек). Сохраняя сохрани их нам на многие годы в мире, исполняющими вверенное Тобой святое архиерейство по святой и блаженной воле Твоей, верно проповедующими слово истины, со всеми православными епископами, пресвитерами, диаконами, иподиаконами, чтецами, певцами и мирянами, со всею полнотой Святой и Единой Соборной Церкви, мир, и здоровье, и спасение им даруя. Молитвы же их, которые они совершают о нас, и мы о них, прими, Господи, на святой и пренебесный и духовный[6] Твой жертвенник. А всякого врага Святой Церкви Твоей покори под ноги их скоро по благодати, милосердию и любви к нам Единородного Сына Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Восстаньте на молитву. Подносит священнику кадильницу.
Все: Кирие, элейсон. (Трижды).
Священник крестообразно всыпает в кадило ложкой ладан и читает молитву: Владыка Господи, Боже наш, избравший двенадцатисвещный светильник двенадцати апостолов и пославший их проповедовать во всём мiре и учить Евангелию Царствия Твоего и врачевать всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 10:1). Дунувший в лица их и сказавший: «Примите Духа Святого Утешителя; кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). Так же и нас, рабов Твоих, готовящихся войти в храм Твой для священнодействия: (архиерея), пресвитеров, диаконов, чтецов, певцов и мирян, со всею полнотой святой соборной и апостольской Церкви избавь, Господи, от проклятия и запрещения, от уз и отлучения, и участи диавола. И очисти уста наши и сердце от всякой скверны и всякого порока, да с чистым сердцем и чистой совестью принесём Тебе фимиам сей (благословляет рукой кадило) в приятное благоухание и отпущение грехов наших и всех людей Твоих по благодати, милосердию и любви к нам Единородного Сына Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон, громко: Встаньте благоговейно!
Все: Единородный Сын и Слово Божие – Бессмертный Бог, изволивший спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии. Истинным стал человеком, распя́т был, Христе Боже, смертью же смерть попра́л. Еди́н от Святой Троицы, прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас.
Предстоятель с Евангелием (остальные служители могут нести Апостол и Паремийник) входят на середину храма в предшествии пономарей, несущих свечи и кадильницу. Книги кладутся на аналои.
- В непраздничные дни священник молча входит в алтарь, где на престоле уже лежит Евангелие. Литургия начинается без предыдущих молитв и пения благословением народа.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: На молитву станьте.
Все: Кирие, элейсон. (Трижды).
Священник читает молитву трисвятого пения[7]: Владыка, Господи Иисусе Христе, со-ве́чное Слово Безначального Отца, подобным нам ставший во всём, кроме греха, ради спасения рода нашего. Пославший святых своих учеников и апостолов проповедовать и учить Евангелию Царствия Твоего и врачевать всякую болезнь и всякую немощь в людях Твоих. Сам и ныне, Владыка, пошли свет Твой и истину Твою и просвети очи ума нашего к пониманию божественных словес Твоих. И удостой нас быть слушателями их, и не только слушателями, но и исполнителями Слова, став способными к приношению добрых плодов и в тридцать, и во сто крат (Мф. 13:8) ради наследования Царства Небесного. И вскоре яви нам сострадание Твоё, Господи.
Священник: Ибо Ты — Благовестие, Спаситель и Хранитель душ и телес наших, Господи Боже, и Тебе славу, и благодарение, и трисвятую песнь воссылаем: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Хор поёт Трисвятое как обычно. Священнослужители входят в алтарь, диакон кладёт Евангелие на престол. [Священник кадит алтарь и предстоящих]. После пения священник с Горнего престола благословляет народ: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Чтец: Чтение из книги Бытия. Или иной книги Ветхого Завета.
Диакон: Внимайте святому чтению.
Чтец читает паремию.
Диакон: Премудрость Слова Божиего!
Чтец: Чтение из послания святого апостола (имя). Или К (…) послания святого апостола Павла чтение.
Диакон: Внимайте святому чтению.
Чтец читает отрывок из Апостола.
После чтения Апостола диакон подносит Евангелие священнику для лобзания: Премудрость Слова Божиего! Господи, благослови.
Предстоятель благословляет диакона: Господь да благословит и да спослу́жит с тобою[8] Своею благодатию ныне, и присно, и во веки веков.
Влагая фимиам, священник благословляет кадило в руках пономаря: Фимиам приносим перед Лицом святой Славы Твоей, Боже. Прими же его к святому Твоему и пренебесному и мысленному Твоему жертвеннику. Ниспошли нам взамен благодать Святого Твоего Духа, ибо Ты благословен, и осени нас славою Своею.
Чтец неторопливо поёт Аллилуйя со стихами.
Диакон кладёт Евангелие на аналой на амвоне, кадит Евангелие, престол, священника, клиросы, народ, снова Евангелие, отдаёт кадило и после пения произносит: Господи, благослови.
Священник: Господь да благословит и укрепит, и соделает нас слушателями святого Евангелия Своего. Благословенный Бог, ныне, и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь. Станьте благоговейно, услышим святое Евангелие.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: От (имя) Святого Евангелия чтение.
Все: Слава Тебе, Господи.
Священник: Внимайте святому чтению!
Диакон читает Евангелие.
Все после чтения: Слава Тебе, Господи.
Произносится проповедь.
- Если священник служит без диакона, то может прочитать только заключительную молитву.
Диакон: Воззовём усердно: Господи, помилуй! В мире Господу помолимся[9].
Все: Господи, помилуй. (На каждое прошение).
Диакон: В мире Господу помолимся, воззовём усердно: Господи, помилуй[10].
Все: Господи, помилуй. (На каждое прошение).
Диакон: О мире свыше, Божием человеколюбии и спасении душ наших Господу помолимся.
О мире всего мiра и о единстве в вере и любви святых Божиих церквей Господу помолимся.
О спасении и ограждении от всякого зла Патриарха нашего (имя) и епископа нашего (имя), настоятеля святого храма сего протоиерея (имя), всего клира и народа Господу помолимся.
О мирном и крепком пребывании святых Божиих церквей помолимся, да дарует Господь нам непрестанный и неотъемлемый Свой мир, и сохранит жизнь нашу в полноте и добродетели, согласно вере нашей.
О граде сем помолимся, да сподобит Господь нас неослабно стремиться к пренебесной надежде.
О подвизающихся в воздержании и благоговении, о творящих милостыни бедным и о приносящих жертвы и начатки Господу Богу нашему помолимся, чтобы всеблагой Господь вознаградил их пренебесными Своими дарами и воздал им в настоящем веке вó сто крат и в будущем – жизнь вечную, и даровал им вместо временного — вечное, вместо земного — небесное.
О страдающих в болезнях, одиноких и унывающих, братьях и сестрах наших помолимся, чтобы Господь избавил их от всякой болезни и всякой немощи и возвратил их святой Своей Церкви в здравии.
О плавающих, путешествующих, находящихся в ссылках, и в темницах, и в узах за Имя Господне, об изнуряемых тяжким рабством помолимся.
О врагах и о ненавидящих нас, о гонящих нас за Имя Господне помолимся, да укротит Господь ярость их и рассеет гнев их против нас.
О внешних и заблудших помолимся, да обратит их Господь.
О младенцах помолимся, да усовершит их Господь в страхе Своём, и приведёт их в меру возраста.
Друг о друге помолимся, да соблюдёт и сохранит нас Господь Своею благодатью до конца, да избавит нас от лукавого и всех соблазнов делающих беззаконие и приведёт в Царство Своё пренебесное.
Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на грозном суде Христовом просим.
Пресвятую, Пречистую, Преславную, Благословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, святого Иоанна, славного пророка, Предтечу и Крестителя, святого апостола и евангелиста Марка, показавшего нам путь спасения, и всех божественных и всехвальных апостолов, славных пророков, прославленных победами[11] мучеников и всех святых и праведных помянув, сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Все: Тебе, Господи.
Священник: Господи! Больных из народа Твоего, посетив милосердием и состраданием, исцели. Путешествующих и готовящихся в путь братьев и сестер наших приведи в нужное место благовременно. Ниспошли благотворные дожди туда, где нужны они. Подними воды рек до меры их по милости Твоей. Умножь плоды земли во время посева и жатвы. Сохрани правителей наших, рабов Твоих, которых Ты поставил владеть землёй нашей, в мире и мужестве, праведности и спокойствии. Смиренный и достойный милости христолюбивый город сей сохрани, Боже, от злых дней, от голода, чумы и набегов язычников, как Ты пощадил Ниневию, ибо Ты полон милости и сострадания, и не хранишь в памяти беззакония человеческие. Ты через пророка Своего Исаию сказал: «Защищу город сей и спасу его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Ис. 37:35). Потому просим и умоляем Тебя, Человеколюбивый и Благой Боже! Сохрани город сей ради мученика и евангелиста Твоего Марка, показавшего нам путь спасения, по благодати, милосердию и любви к нам Единородного Сына Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Воспойте!
Хор поёт «сти́хос» — стихиру или тропарь дня.
Диакон: Трижды воспоём усердно: Кирие элейсон.
Все: Кирие элейсон. (Трижды)
Священник: Владыка Господи Боже, Вседержитель, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Молимся и просим Тебя: мир небесный даруй сердцам нашим, равно и в жизни сей подай нам мир. Святейшего и блаженнейшего Патриарха нашего КИРИЛЛА и преподобнейшего епископа нашего (имярек) сохраняя, сохрани нам на многие лета, мирно исправляющими вверенное им Тобою святое архиерейство по святой и блаженной воле Твоей, верно проповедующими слово истины, со всеми православными епископами, пресвитерами, диаконами, иподиаконами, чтецами, певцами, со всею полнотой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Собрания наши, Господи, благослови. Даруй, чтобы они проходили без стеснений и без препятствий, по святой воле Твоей. Дома́ молитв, дома́ благословений нам, и рабам Твоим после нас, даруй вовеки. Воскресни, Господи, и да расточатся враги Твои, и да бегут все, ненавидящие Имя Твоё святое (Пс. 67:2). Верный же и православный Твой народ благослови и умножь его в тысячи и десятки тысяч. И да не преобладает смерть греха над нами, и над всем народом Твоим по благодати, милосердию и любви к нам Единородного Сына Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
[При необходимости вставляются молитвы об оглашённых.]
Диакон: Бдите! Да никто от оглашённых, [да никто от не принявших святого Просвещения не дерзнёт принести святое приношение! Премудрость! Встаньте благоговейно! Верные, воспойте!]
Хор поёт херувимскую песнь или стихи 23-й псалма, припев Аллилуйя.
Священник раскрывает антиминс, вкладывает фимиам в кадильницу и молится: Господи Боже наш, ни в каких дарах не имеющий нужды! Прими фимиам сей, недостойной рукою моей приносимый, и Твоего благословения удостой всех нас, ибо Ты – освящение наше, и Тебе мы славу воссылаем.
Диакон кадит алтарь и предстоящих. Служители лобызают престол и отходят к жертвеннику. Священник омывает руки, снизу крестообразно надрезает большую просфору для удобства последующего преломления, с каждением полагает просфору на дискос, (вынимают частицы за живых и усопших из малых просфор), вливает вино с водою в чашу, покрывает всё покровами и в предшествии свещеносцев с каждением переносит сосуды на престол, обходя по северной стороне храма. [Проходя мимо молящихся, священник или диакон могут произнести негромко: Всех вас да помянет Господь во Царствии Своем всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.] Входят в алтарь, ставят сосуды на престол.
Священник вкладывает фимиам в кадильницу и молится: Фимиам приносится Имени Твоему. Да вознесётся он, молимся Тебе, из смиренных рук нас, грешных, на пренебесный Твой жертвенник в приятное благоухание ради помилования всего народа Твоего. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь, поклонение и благодарность, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков[12].
Затем кадит дары и молится: Святой, высочайший, грозный, во Святая святых почивающий Господи! Сам освяти нас и удостой внушающего трепет священства Твоего, и приведи нас к досточтимому жертвеннику Твоему с доброй совестью. И очисти сердца наши от всякой нечистоты; всякое злое чувство отгони от нас. Освяти ум и душу и дай нам совершать служение святых отцов наших со страхом перед Тобою, умилостивляя Лицо Своё всегда. Ибо Ты благословляешь и освящаешь всяческая, и Тебе мы славу и благодарение воссылаем вовеки.
Диакон после пения херувимской: Приветствуйте друг друга [лобзанием святым].
[Священник приветствует стоящих в алтаре и в храме словами: Христос посреди нас. Все отвечают: И есть, и будет, и лобзают друг друга.]
Священник: Владыка Господи, Вседержитель! С небес воззри на Церковь Твою, и на весь народ Твой и всю паству Твою, и спаси всех нас, недостойных рабов Твоих, овец стада Твоего. И подай нам Твой мир, и Твою любовь, и Твою помощь, и ниспошли нам дар Всесвятого Твоего Духа, да с чистым сердцем и благой совестью приветствуем друг друга лобзанием святым. Не с лицемерием, не с коварством, но невинно и непорочно в одном духе, в союзе мира и любви. Одно тело и один дух с одной верой, как и призваны мы в единой надежде упования нашего. Да все мы достигнем божественной и бесконечной любви во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Ты благословен [во веки].
Все: Аминь.
Диакон после лобзания: Встаньте благоговейно для святого приношения[13].
Священник поёт с народом Символ веры. При словах: «И воплотившегося от Духа Святого…», «Распятого за нас…», «и в Духа Святого» творит зна́мение креста над сосудами.
Диакон после приветствия: Встаньте на молитву.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Помолимся о приносящих.
Все: Господи помилуй.
Священник: Владыка, Господи Иисусе Христе! Слово, властвующее со безначальным Отцом и Святым Духом, великий Архиерей! Хлеб, снизошедший с небес и возведший из тления жизнь нашу, отдавший Себя Самого, как непорочного Агнца, за жизнь мiра. Молимся и просим Тебя, Господи Человеколюбивый, обрати Лицо Своё на Хлеб сей, и на эту Чашу сию, возлежащие на пресвятой Трапезе при невидимом служении Ангелов и стоянии окрест Архангелов, и ожидающие нашего священнодействия к Твоей славе и обновлению наших душ, по благодати, милосердию и любви к нам Единородного Сына Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Священник благословляет народ: Господь со всеми вами.
Все: И со духом твоим.
Священник: Возноси́те сердца́ наши.
Все: Возно́сим ко Господу.
Священник: Возблагодарим Господа.
Все: Достойно и праведно.
Священник: Поистине достойно и справедливо, праведно и прилично, и полезно душам нашим, Сущий, Владыка, Господи, Боже, Отче, Вседержитель, Тебе поклоняться, Тебя воспевать, Тебя благодарить, Тебя восхвалять ночью и днём неустанным гласом[14], и неутихающими устами, и неумолкающим сердцем. Тебя, сотворившего небо и всё, что в нём, и землю, и всё, что на ней: моря и реки, источники и озёра, и всё, что живёт в них. Тебя, сотворившего человека по Своему образу и подобию, даровавшего ему райское наслаждение. Ибо Ты не возгнушался человеком, когда нарушил он заповедь, и не оставил погибать, Благой, но вновь позвал его к Себе через Ветхий Закон, вразумляя через пророков и возрождая, и обновляя посредством внушающего трепет, и животворящего, и небесного Таинства Боговоплощения.
Всё же сие сотворил через Премудрость Свою, истинный Свет — Единородного Сына Твоего, Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого Тебе с Ним и со Святым Духом с благодарностью приносим жертву словесную и бескровное служение сие, которое приносят Тебе, Господи, все народы от востока солнца и до запада, от севера и до юга, ибо велико Имя Твоё во всех народах: фимиам приносится по всей земле святому Имени Твоему, и жертва чистая (см. Мал. 1:11).
Над этой жертвой и приношением молимся и просим Тебя, Человеколюбивый и Благой! Помяни Святую Твою и Единую Соборную и Апостольскую Церковь от края земли до края её, все народы и всю паству Твою[15]. Мир небесный даруй сердцам нашим и миром земным осени́ жизнь нашу[16]. Правительство наше, начальников, собрания, все народы, соседей, входы и исходы устрой во всяком мире.
О Царь мира! Царь мира! Царь мира!
Все: Кирие, элейсон. (Трижды)
Священник: Твой мир даруй нам в согласии и любви. [Дай мудрость и силы прекратить войны и противостояния, объедини нас, Господи, Именем Твоим!] Владей нами, Боже; другого Бога кроме Тебя мы не знаем, Именем Твоим именуемся. Оживотвори сердца всех нас, и смерть от греха не овладеет нами и всем народом Твоим.
Больных из народа Твоего, Господи, призрев милосердием и состраданием, исцели. Отгони от них и от нас всякую болезнь и немощь, и духа слабости отгони от них. Лежащих в продолжительных болезнях восставь. Мучимых нечистыми ду́хами исцели. Освободи узников, находящихся в темницах или на каторге, или под судом, или под приговором, или в ссылках, или в горьком рабстве, или изнуряемых налогами — всех помилуй, всех избавь. Ибо Ты — Бог наш, разрешающий связанных, исцеляющий парализованных, надежда отчаявшимся, помощь беспомощным, восстановление падшим, пристанище обуреваемым, отмститель угнетаемых. Всякой душе христианской, страдающей и притесняемой, ходатайствующей к Тебе, подай милость, подай облегчение, подай отдохновение. Также и наши, Господи, душевные болезни исцели, телесные немощи уврачуй, о Врач душ и телес, заботящийся о всякой плоти, призри и исцели нас посредством врачевства Своего.
Диакон: Поминайте в уме ближних своих!
Священник: Путешествующим и готовящимся в путь братьям и сёстрам нашим на всяком месте сопутствуй: по суше или по рекам, или озёрам или дорогам или иным образом совершающим путь. Всех везде приведи в пристань спокойную, в пристань спасения, будь их Соплавателем и Спутником, возврати их родным: к радостным — радующимися, здоровыми к здоровым. Также и всех нас, Господи, странствующих по жизни сей, до конца сохрани невредимыми от волн житейского моря.
Да не помянёшь, Господи, беззаконий наших древних, и скоро да предварит нас милосердие Твоё.
Дожди благотворные обильно ниспошли на засушливые земли. Возвесели и обнови нисшествием их лицо земли, да оживится каплями их, процветая! Речные воды подними до нужной меры их; возвесели и обнови восшествием их лицо земли. Протоки ее наводни, умножь произрастаемое ею. Благослови всё разнообразие плодов земных, Господи, сохраняя их целыми и невредимыми для нас, вырасти их и для посева, и для жатвы.
Благослови, Господи, венец года благости Твоей (см. Пс. 64:12) сего, пусть и он будет благостным для народа Твоего, для вдовы и нищего, для сироты и странника, для всех, надеющихся на Тебя и призывающих Имя Твоё святое. Ибо «очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь пищу их в свое время» (Пс. 144:15). Дающий пищу всякой плоти, исполни радости и веселия сердца наши, да всегда имея всякий достаток, изобилуем и всяким добрым делом во Христе Иисусе Господе нашем.
О Царь царствующих и Господь господствующих! Правителям страны нашей внуши благое о Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви и о всём христолюбивом народе, да и мы в спокойствии, мирно и безмятежно проведём жизнь свою во всяком благочестии и честности.
Дай покой душам прежде почивших в вере Христовой отцов, матерей, братьев и сестёр.
Все: Души их упокой!
Священник: Господи Боже наш! Помянув бывших от сотворения мiра праотцов, отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, новомучеников, исповедников, епископов, преподобных, праведных, всякого человека, скончавшегося в вере Христовой, и святого (имена) память которого совершаем ныне, и святого отца нашего Марка, апостола и евангелиста, показавшего нам путь спасения.
Изрядно же Пресвятую, Пречистую, Благословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. Помяни, Господи, архангельский глас, восклицавший:
Все: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего; Ты бо родила Спасителя душ наших.[17]
Диакон: Господи, благослови.
Священник: Господь да благословит тебя Своею благодатью, ныне, и присно, и во веки веков.
Диакон читает имена усопших по диптихам.
[Хор: Помяни, Господи Боже наш.]
Священник: Владыко Господи, Вседержитель, Отец Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, молимся и просим Тебя, Человеколюбец, души усопших отцов наших и братьев, и сестер, в вере Божией почивших упокой со святыми Твоими, собранных во обителях святых Твоих, откуда убежала болезнь и печаль, и воздыхание, во светлости святых Твоих. Вместе собери и плоть их в тот день, который Ты установил, согласно истинному и неложному Твоему обетованию; воздавая им то, что око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Ты, Боже, любящим святое Имя Твое (см. 1 Кор. 2: 9). Их души упокой и удостой Царства Небесного, а нам даруй окончание жизни христианское и благоугодное Тебе и безгрешное, и сподоби нас получить часть и жребий со всеми святыми Твоими[18].
Жертвы и приношения приносящих благодарственные эти дары прими, Боже, на святой и небесный и невещественный Твой жертвенник, в высо́ты небесные, через слуг Твоих — Архангелов, от тех, кто сегодня принесли: много или мало, тайно или явно, и желающих принести, но ничего не имеющих. Прими, как Ты принял дары праведника Твоего Авеля,
Предстоятель вкладывает фимиам в кадильницу и продолжает: жертву отца нашего Авраама, фимиам Захарии, милостыни Корнилия и две лепты вдовицы. Прими и наши благодарственные дары и воздай нам за земное — небесным, за временное — вечным, за тленное — нетленным.
Святейшего и блаженнейшего Патриарха нашего КИРИЛЛА, которого Ты удостоил управлять Святой Твоей Русской Церковью, и преподобнейшего епископа нашего (титул, имя) сохраняя, сохрани их нам на многие лета, на времена мирные, хранящих вверенное Тобой святое архиерейство по святой и блаженной воле Твоей, верно проповедующих слово Истины. Помяни также всех и повсюду православных епископов, пресвитеров, диаконов, иподиаконов, чтецов, певцов, монашествующих, девствующих, вдовиц, сирот и всех людей Твоих. Помяни, Господи, всякую христианскую душу страждущую.
Помяни, Господи, святой город Христа Бога нашего, и царствующий город, и город наш (имя), и всякий город и страну, и в православной вере Христовой живущих в них, мир и благоденствие их. Помяни, Господи, всякую христианскую душу, страждущую и угнетённую, нуждающуюся в милости и помощи Твоей, и обрати заблудших. Помяни, Господи, сражающихся и находящихся в плену братьев и сестёр наших; дай им быть в милости и благосклонности у тех, кто пленил их. Помяни и нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и изгладь грехи наши, Боже Благой и Человеколюбивый.
- (Каждый, тихо): Помяни, Господи, и меня, смиренного и грешного и недостойного раба Твоего, и изгладь грехи мои, Человеколюбивый Боже.
Будь с нами, служащими всесвятому Имени Твоему.
Собрания наши, Господи, благослови. Идолослужение совершенно искорени из мiра. Сатану и всякое его действие и лукавство сокруши под ногами нашими. Врагов Церкви Твоей как всегда, так и теперь смири, обличи гордыню их, скоро покажи им бессилие их; козни их и злоухищрения против нас сотвори недейственными. Восстани, Господи, и да расточатся враги Твои, и да бегут вспять все ненавидящие святое Имя Твоё (см. Пс. 67: 2). Верный же и православный народ Твой – всех творящих святую волю Твою – благослови тысячами тысяч и мириадами благословений.
Диакон: Сидящие, встаньте.
Священник: Освободи узников, избавь находящихся в нуждах, напитай алчущих, утешь малодушных, обрати заблудших, просвети омраченных, восстанови падших, утверди колеблющихся, уврачуй заболевших, всех, Благой, приведи на путь спасения и присоедини к святой Твоей пастве. Нас же очисти от беззаконий наших, став защитником и покровителем нашим во всём.
Диакон: На восток взирайте.
Священник: Ибо Ты выше всякого начальства и власти, и всякого имени, с надеждой произносимого не только в сем веке, но и в будущем (Еф. 1:21). Тебе служат тысячи тысяч и мириады святых ангелов и воинства архангелов. Тебе предстоят два высших рода творений Твоих многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, двумя крыльями закрывающие лица, и двумя – ноги, и двумя летающие, и взывающие друг к другу неумолкающими устами и непрестанными славословиями, победную трисвятую песнь воспевая, возглашая, славословя, взывая и произнося великолепной славе Твоей: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля святой славы Твоей!»
Всё всегда святи́т[19] Тебя, но со всеми святя́щими прими, Владыка Господи, свяще́ние и от нас, с ними поющих Тебе и восклицающих:
Все: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля святой славы Твоей!
Священник знаменует святые Дары: Поистине исполнены небеса и земля Святой Славы Твоей чрез явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Наполни, Боже, и эту жертву благословением Твоим через наи́тие Всесвятого Твоего Духа. Ибо Сам Господь и Бог, и Царь всех нас Иисус Христос, в ту ночь, в которую Он по воле Своей предал Себя плотью за грехи наши на ужаснейшую смерть ради спасения всех, возлежа на Тайной Ве́чере со святыми своими учениками и апостолами, взяв хлеб в святые и пречистые, и непорочные Свои руки, воззрев на Небеса, к Тебе, Отцу Своему, а нашему Богу и Богу всех, возблагодарив, благословив, освятив, преломив, препода́л святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, сказав:
«Примите, ешьте все!»
Диакон: Молитесь усердно!
«Это Тело Моё, ради вас преломляемое и раздаваемое во отпущение грехов. [Сие творите в Моё воспоминание!][20]»
Все: Аминь.
Священник: Также и чашу после вечери взяв, растворил в ней водою вино, воззрев на небо к Тебе, Своему Отцу, а нашему Богу и Богу всех, благодарив, благословив, освятив, исполнив Духа Святого, [отпивая[21],] преподал святым и блаженным Своим ученикам и апостолам, говоря:
«Пейте из неё все!»
Диакон: Вновь молитесь усердно!
«Ибо это кровь Моя Нового Завета, за вас, и за многих проливаемая и раздаваемая во отпущение грехов».
Все: Аминь.
Священник: «Сие творите в Моё воспоминание. Ибо всякий раз, когда вкушаете Хлеб сей и испиваете из Чаши сей, смерть Мою возвещаете и воскресение Моё, и вознесение исповедуете, доколе Я приду» (1Кор.11:26).
Все: Аминь. Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твоё исповедуем!
Священник: Смерть, Боже, Единородного Сына Твоего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа возвещая, и тридневное воскресение Его из мёртвых, и вознесение на Небеса, [и восседание одесную Тебя, Бога и Отца,] исповедуя, и второе грозное Его пришествие ожидая, [когда придёт Он судить живых и мёртвых по правде, и воздаст каждому по делам его, Тебе, Господи Боже наш,] Тебе Твоё из Твоих даров мы предложили перед Тобою от всех и за всех.
Все: Кирие, элейсон. (Трижды)
Священник: И молимся, и просим Тебя, Человеколюбивый, Благой! Твоего Утешителя, Духа Истины, Святого Господа животворящего, говорившего с нами через закон и пророков, и апостолов, везде пребывающего и всё наполняющего, действующего самовластно, не подчинённо, дарующего освящение по благоволению Твоему, прóстого по естеству, многоразличного по действию, источающего божественные дарования, единосущного Тебе, исходящего из Тебя, сопрестольного Царству Твоему и Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа воззри на нас и ниспошли со святой высоты Твоей из неописуемых недр небесного жилища на нас и на хлеб сей, и на чашу[22], да освятит и совершит их, как всесильный Бог, и соделает хлеб Телом Господа нашего Иисуса Христа, (знаменует хлеб).
Все: Аминь.
Предстоятель: а чашу Кровью Нового Завета (знаменует чашу) Самого Господа, и Бога, и Спасителя, и Царя всех нас Иисуса Христа!
[Все: Аминь. Все кланяются до земли.]
Священник: Да, Господи! Да будут Дары Твои всем нам, причащающимся их, к укреплению веры, ко трезвению, к исцелению, к целомудрию, ко освящению, ко обновлению души, тела и духа, в приобщению к блаженству вечной жизни и бессмертия, к прославление всесвятого Имени Твоего, во отпущение грехов. Да и в этом, как и во всём, прославляется и воспевается, и святится всесвятое и досточтимое и прославленное Имя Твоё со Иисусом Христом, возлюбленным Сыном Твоим, и Святым Духом отныне и вовеки.
Все: Как было и есть, и будет в роды родов и во веки веков.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Помолимся.
Все: Господи помилуй.
Предстоятель: Боже света, Родитель жизни, Источник благодати, Создатель веков, Основатель вéдения, Податель премудрости, Сокровище святости, Учитель чистых молитв, Благодетель души, подающий малодушным, надеющимся на Тебя, то, во что Ангелы желают проникнуть (см. 1 Пет. 1, 12), выведший нас из бездны к свету, даровавший нам от смерти жизнь, подавший нам от рабства свободу, рассеявший находящийся в нас мрак греха явлением Единородного Твоего Сына. Сам и ныне, Владыка Господи, наитием Всесвятого Твоего Духа просвети очи ума нашего, да неосужденно причастимся сей бессмертной и небесной пищи, и освяти всецело нашу душу, тело и дух, да со святыми Твоими учениками и апостолами изречём Тебе молитву сию.
И сподоби нас, Владыка человеколюбивый Господи, со дерзновением, неосужденно, с чистым сердцем, просвещенной душою, с непостыдным лицом, освященными устами иметь дерзновение призывать Тебя, сущего на Небесах святого Бога Отца, и говорить:
Все: Отче наш… (см. стр. ХХ)
Священник: Да, Господи, Господи! Не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого, ибо великое милосердие Твоё знает, чтó мы не сможем перенести по великой немощи своей, но дай нам при искушении и облегчение, чтобы всё смогли перенести. Ибо Ты дал нам власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую силу вражью. Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава во веки.
Все: Аминь.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Пред Господом[23] склонитесь.
Все: Пред Тобою, Господи.
Священник: Владыка Господи Боже! Вседержитель, сидящий на Херувимах и прославляемый Серафимами, устроивший из вод небо и украсивший его сонмами звезд, поставивший в высотах бестелесные воинства Ангелов для вечных славословий. Тебе приклоняем выю душ и телес наших, являя образ служения, и просим Тебя: отгони мрачные нашествия греха от ума нашего и просвети божественными лучами Святого Твоего Духа ум наш, да исполнившись вéдения Твоего, достойно причастимся предложенных нам благ — пречистого Тела и драгоценной Крови Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, простив нам всякого вида грехи по великой и непознаваемой Твоей благости, по благодати, милосердию и любви к нам Единородного Сына Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Внимайте со страхом Божиим!
Священник, тихо, при общем молчании: Святой, Всевышний, внушающий трепет, во святых почивающий Господи! Освяти нас словом благодати Твоей и наитием Всесвятого Духа Твоего! Ибо Ты сказал, Владыка: «Будьте святы, как и Я свят»! (1 Пет. 1:16) Господи Боже наш, непостижимое Слово Божие, Отцу и Святому Духу единосущное, совечное и совластное, прими чистую песнь, воспеваемую Тебе Херувимами и Серафимами, и от меня, грешного и недостойного раба Твоего, недостойными устами взывающего и восклицающего:
Все: Господи, помилуй. (Трижды).
Подняв Святой Хлеб, громко: Святое святым!
Все: Един Отец свят, един Сын свят, един Дух свят, во единстве Духа Святого. Аминь.
Диакон: О спасении и помощи святого отца нашего (имя служащего священника), приносящего святые Дары сия, всего клира и богом хранимого народа, Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Диакон: Ещё же о спасении и оставлении грехов предстоящих братьев и сестёр Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Диакон: О памяти преподобных отцов наших и братьев воззовём усердно: Господи, помилуй.
Все: Господи, помилуй.
Священник: Господь со всеми [вами].
Все: И со духом твоим.
Предстоятель благословляет сослужащих: Господь со всеми вами.
Клир: И со духом твоим.
Предстоятель громко читает молитву пред причащением: Сам, Господи, благослови нас! Как лань желает прильнуть к потокам воды, так желает и душа моя причаститься Тебе, Боже! Тебя жаждет душа моя, и на Тебя уповает. Даруй нам, недостойным, Владыка, по великому человеколюбию Твоему достойно причаститься святых и животворящих Таин Твоих не в осуждение, ни в болезнь, ни в мучения, но во отпущение грехов и в жизнь вечную[24].
Все: Аминь.
Священник: Хвалите Господа!
Хор поёт 150 псалом, повторяя до окончания причащения всех:
Хвалите Бога во святом храме Его, хвалите на тверди небесной могущество силы Его.
Хвалите Его за великие дела Его, хвалите Его за множество величия Его.
Хвалите Его со гласом труб, хвалите Его с псалтирью и кифарой.
Хвалите Его с тимпаном и в танце, хвалите Его во струнах и свирелях.
Хвалите Его с кимвалами звонкими, хвалите Его с кимвалами, восклицая.
Всякое дыхание да хвалит Господа. Аллилуйя!
Слава: И ныне: Аллилуйя!
Священник преломляет Св. Хлеб, говоря: Хвалите Бога во святых Его.
И разделяет Агнец по количеству причастников, говоря: Господь да благословит и поможет великим Своим человеколюбием.
Диакон приносит теплоту, говоря: Повели.
Предстоятель благословляет теплоту: Дух Святой повелевает и освящает. Ныне освятилось и совершилось и преложилось Тело и Кровь Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Диакон вливает теплоту в чашу, говоря со всеми в алтаре: Един Отец Свят, Един Сын Свят, Един Дух Свят, во единстве Святого Духа. Аминь.
Когда причащает(-ся) Тела Христова, тихо говорит: Тело святое Христово.
Отвечают: Аминь.
Когда пьёт (даёт испить) из Чаши, тихо говорит: Драгоценная Кровь Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Отвечают: Аминь.
Затем без перерыва выходят причащать мирян на амвон. (Если есть диакон или второй священник, то можно причастить Дарами раздельно). После причащения уносят дискос и чаши на жертвенник, говоря: Вознесись на Небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя, и Царство Твоё пребывает во веки веков.
Диакон потребляет оставшиеся Дары. Священник сворачивает антиминс. После пения псалма диакон: Встаньте на молитву.
Священник благословляет: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Помолимся о достойном причащении святых и пречистых и бессмертных и пренебесных Таин.
Все: Господи помилуй.
Диакон: О спасении всех людей.
Все: Господи помилуй.
Диакон: О вере и мире святой соборной и апостольской Церкви.
Все: Господи помилуй.
Священник читает молитву благодарения: Благодарим Тебя, Владыка Господи Боже наш, за причащение святых, пречистых, бессмертных и небесных Твоих Таин, которые Ты даровал нам как благодеяние, ко освящению и спасению душ и телес наших. И молимся, и просим Тебя, Человеколюбивый, Благой Господи! Да будет нам приобщение святого Тела и драгоценной Крови Единородного Твоего Сына к вере непостыдной, к любви нелицемерной, к преумножению благочестия, ко отгнанию диавола, к соблюдению заповедей Твоих, напутствием в жизнь вечную, ко благоприятному ответу на Грозном Суде Христа Твоего, через Него и с Ним Тебе слава и держава, во всесвятом, и благом, и животворящем Твоём Духе ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Для благословения склонитесь!
Священник лицом к народу: Царь величайший и со-властный Отцу, опустошивший ад могуществом Своим и поправший смерть, связавший сильного диавола и воскресивший Адама из гроба богодейственной силою Своею и просвещающим сиянием неизреченного Божества Своего! Сам, Владыка, через причащение пречистого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови простри невидимую десницу Твою, исполненную благословений, и всех нас благослови, помилуй, укрепи божественной Твоею силой. И отгони от нас порочное и греховное действие плотского желания, просвети мысленные наши очи против окружающего нас мрачного беззакония. Соедини нас со преблаженным, благоугодившим Тебе сонмом святых, ибо через Тебя, и с Тобою Отцу и Всесвятому Духу подобает всякое славословие, честь, держава, поклонение и благодарение, ныне и присно и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: С миром идите.
Все: Во Имя Господне.
Священник благословляет крестом народ: Любовь Бога и Отца, благодать Сына и Господа нашего Иисуса Христа, причастие и дар Святого Духа да будет со всеми нами ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь. Да будет Имя Господне благословенно отныне и вовеки.
И все выходят в диаконник или ризницу или притвор храма.
Священник: Ты даровал нам, Владыка, освящение в причащении Всесвятого Тела и драгоценной Крови Единородного Твоего Сына; даруй нам благодать и дар Всесвятого Духа, и сохрани нас непорочными в жизни, и введи в совершенное искупление и усыновление и в будущие вечные наслаждения. Ибо Ты – освящение наше, и Тебе возносим славу: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Священник: Да благословит вас Бог, благословляющий и освящающий, и защищающий и сохраняющий всех нас через причащение Святых Его Таин, Сый благословен во веки веков.
Все: Аминь.
И расходятся по домам.
[1] Текст перевода основан на изданиях: Liturgies Eastern and Western: being a reprint of the texts, either original or translated, of the most representative liturgies of the church, from various sources by Hammond, C. E. (Charles Edward), 1878. pp. 171–192 (оригинальный греческий текст); современном греческом издании Θεία Λειτουργία του Αποστόλου Μάρκου. Φουντούλης, Ιωάννης Μ., Πουρναράς Π. Σ.,1970. Σελ. 25–64; The Liturgies of S. Mark, S. James, S. Clement, S. Chrysostom, and the Church of Malabar; translated, with introduction and appendices by Neale, J. M. (John Mason), London, Hayes. 1859. pp. 1–30 (английский критический перевод) и в некоторых местах дополнен согласно критической статье иерея Михаила Желтова «Древние александрийские анафоры» // Богословские труды. — 2003. — №38.-С.269-320.
[2] В греческом тексте архаизм «преблагодарим».
[3] Выделенные окончания молитв можно произносить напевнее и громче.
[4] Вариант чтения: Даруй им, Боже, победы, чтобы нам иметь мирные помыслы, и для святого имени Твоего.
[5] В оригинале это молитва о папе Александрийском.
[6] Λογικόν, т.е. словесный, невещественный; по-церковнославянски мысленный.
[7] В дошедшем до нас греческом тексте XII века эта молитва читается уже во время пения Трисвятого, а вход совершается при пении Единородный Сыне. Но этот гимн является поздним заимствованием из константинопольского обихода и не характерен для египетского богослужения.
[8] Вариант: спослужит нам.
[9] Текст приводится по последованию, принятому в Феособоре. В греческом тексте ектения только упомянута.
[10] Текст приводится по последованию, принятому в Феособоре. В греческом тексте ектения только упомянута.
[11] Это прямое значение церковнославянского слова «добропобедных».
[12] В греческом тексте каждение с этой молитвой предписано прямо во время братского приветствия-лобзания, а ряд возгласов и текстов прямо во время пения Символа веры, что наводит на мысль об искажении текста в греческих рукописях и их переводах. При этом в разных текстах порядок действий разный. Здесь (за исключением места этой молитвы) мы придерживаемся наименее противоречивой версии, изложенной в The Liturgies of S. Mark, S. James, S. Clement, S. Chrysostom, and the Church of Malabar; translated, with introduction and appendices By Neale, J. M. (John Mason). London, Hayes. 1859, pp.12–14; а также в современном греческом издании Θεία Λειτουργία του Αποστόλου Μάρκου. Φουντούλης, Ιωάννης Μ., Πουρναράς Π. Σ.,1970. Σελ. 54.
[13] «Встаньте, [чтобы] приносить, как надлежит».
[14] Устнами, т.е ртом.
[15] В греческом тексте множественное число: все паствы Твои.
[16] Имеется в виду полнота благ.
[17] В греческом тексте это читает сам священник перед возгласом.
[18] Добавления в текст сделаны по пергамену John Rylands Library. № 465, VI в. Roberts C.H. Catalogue of the Greek and Latin Papyri in the John Rylands Library. Manchester, 1938. Vol. 3. P. 25–28. Перевод иерея Михаила Желтова.
[19] Т.е. признают и почитают Тебя святым.
[20] Добавление в текст сделано по пергамену John Rylands Library. № 465, VI в. Roberts C.H. Catalogue of the Greek and Latin Papyri in the John Rylands Library. Manchester, 1938. Vol. 3. P. 25–28. Перевод иерея Михаила Желтова.
[21] Добавление в текст сделано по Венским папирусам PVindob. G16545 и 17047/38329/38379, VI–VII вв. и Дощечке British Library 54 036, VII–VIII вв. Quecke H. Ein saïdischer Zeuge der Markusliturgie (Brit. Mus. Nr. 54 036) // Orientalia Christiana Periodica. R., 1971. Vol. 37. P. 40–54. Перевод иерея Михаила Желтова.
[22] В оригинале множественное число: и на хлебы эти, и на чаши.
[23] В оригинале «головы ваши Иисусу приклоните», но молитва обращена к Богу Отцу, и такой возглас неуместен. В редакции Фундулиса возглас исправлен.
[24] Реконструкция молитвы перед причащением и обрядов, связанных с теплотой, моя. В оригинале разрозненные слова, не поддающиеся однозначному прочтению. В оригинале молитва читается вполголоса только для клириков, но в связи со сложившейся традицией я ставлю её здесь для всех причастников.