Авторская реконструкция для миссионерских приходов
Диакон: Благослови, отче!
Иерей: Благословен Бог наш всегда: ныне и во веки.
Все: Аминь.
Священник в полной тишине без каждения раскрывает антиминс, ставит Чашу, наполняет её вином и водой, делает со всеми вместе земной поклон, достаёт из Дарохранительницы на престоле преждеосвящённый Агнец, раздробляет на нужное количество частиц и одну из них кладёт в Чашу.
Диакон: У Господа просим.
Все: Господи, помилуй.
Иерей: Единородный Сыне Отца Небесного, Иисусе Христе, Боже наш, воплотившийся ради нашего спасения без всякого изменения. Слово Божие, добровольно пострадавший во плоти и бесстрастный по Божеству. Даровавший нам от чистых ран в боку Твоём источник жизни. Просим и молим Тебя, Человеколюбивый. Ниспошли Духа Святого на нас и на соединение воды и вина в Чаше этой и сотвори его Святой Кровью Своей ради жизнь подающего Твоего Тела, преждеосвящённого и совершённого. И да каждый, вкушающий от них, освятится душой и телом и получит прощение грехов, прославляя Имя Твоё, воспеваемое превыше всякого имени, со Отцом и Святым Духом ныне, и во все времена, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Станьте благоговейно. Помолимся.
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: У Господа просим.
Все: Господи, помилуй.
Иерей: Ставший Первосвященником по чину Мелхиседека, Господь наш и Бог наш, приносящий и приносимый, и принимающий Жертву. Прими, Господи, из рук моих грешных это сладостное благоухание фимиама во освящение наше и прощение прегрешений народа Твоего. Ибо Ты благословен, и Тебе Единому подобает слава: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и во все времена, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Станьте благоговейно. Помолимся.
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: У Господа просим.
Все: Господи, помилуй.
Иерей: Благодарим Тебя, Господи всех, вместе со всеми и во всём. Ибо Ты защищаешь нас, помогаешь нам и сострадаешь нам даже до этого часа. Просим и молим Тебя, Человеколюбивый и всякого блага Владыка! В этот святой день и во все дни нашей жизни сохрани нас в мире и отгони от нас весь обман и всякие нападки диавола, и все искушения, и намерения лукавых людей. Отгони их от нас, и от этого святого места, Господи и Податель всего благого! Наполни наши жизни праведностью, и как бы ни согрешали мы в словах и рассуждениях, сознательно и по неведению, прости нас, Человеколюбивый. И не дай нам впасть во искушение[1], Господи, которому не сможем противиться, но избавь нас от лукавого по дару и состраданию Твоему, Человеколюбивый, и Твоего Единородного Сына со Святым Духом.
Ибо Твоя слава и власть, и Твоего Благого и Всесвятого Сына, и Святого Духа, ныне, и во все времена, и во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей: Мир всем. И выходит с диаконом из алтаря на амвон или середину храма, где приготовлен аналой с Паремийником.
Все: И духу твоему.
Диакон: Помолимся.
Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Иерей: Владыка Иисусе Христе, Господь наш, и Бог наш и наш Спаситель! Единый Сын Божий, живший среди нас ради спасения всех людей. Пославший учеников своих – почтенных апостолов – во все концы земли учить и проповедовать о Царстве, и просветить Евангелием весь мир, и исцелить всякую болезнь и страдание в людях. И ныне, Господи, ниспошли Твой свет и Твою праведность и просвети очи помышлений наших, и отверзи уши сердец наших, и удостой нас услышать чистое возвещение, и не услышать только, но и исполнить, и быть достойными Небесного Царства Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и во все времена, и во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Премудрость.
Чтец: Пророчества … чтение.
Диакон: Слушайте с вниманием.
Чтец читает текст дня (см. календарь чтений).
Диакон: Премудрость.
Чтец с хором возглашает прокимен дня (вечера).
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Станем благоговейно. Помолимся.
Иерей: Исцели, Господи, больных в народе Твоём и по милости Твоей и состраданию исцели и нас и отгони от нас всякую боль и всякий недуг. И слабость духа отгони от нас и от них. Исправь путь всем путешествующим братьям и сёстрам нашим и возврати их домой в безопасности. Пошли дожди благие в земли засушливые, жаждущие. Сохрани, Господи, правителя нашего (имя), которого Ты избрал и поставил править нами. Укрепи его, Господи, в правде и благочестии. Даруй победу воинам его. Воззри на бедных, больных и нуждающихся в помощи в городе нашем, и во всех городах, монастырях и странах. Милостиво помилуй их, сострадая, поддержи их. Спаси нас, Господи, от злого дня, от изгнания, от эпидемий, голода и нападений язычников, как Ты спас Ниневию, ибо Ты милостив и сострадателен, и не припоминаешь людям сотворённое ими зло. Сказал Ты не́когда через Исайю: «сохраню город этот и спасу его ради Себя, и ради Давида, раба Моего»[2]. Потому просим Тебя и молим, Благой и Человеколюбивый, смилуйся над городом нашим ради мученика и евангелиста Твоего Марка, показавшего нам путь спасения.
Ибо Тебе подобает всякая слава и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и во все времена, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Иерей: Ниспошли мир Небесный в сердца наши. Помоги нам прожить жизнь нашу в спокойствии и мире. Отца и Патриарха нашего КИРИЛЛА и митрополита нашего (имя) сохрани, Господи, на многие годы в мире, да исполнят святое и почитаемое служение своё по воле Твоей, твёрдо возвещая слово истины в церквях наших. Благослови их, Господи, и даруй им без помех исполнить Святую Твою волю. Воскресни, Господи, и рассей всех врагов Твоих и ненавидящие святое Имя Твоё да унесутся прочь. Верный же Свой народ благослови тысячами тысяч и мириадами благословений, по Дару и состраданию возлюбленного Сына Твоего и Духа Твоей святости. Ибо Тебе подобает всякая слава и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и во все времена, и во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Да никто из оглашённых, только верные – помолимся. Воспоём ангельскую песнь.
Священнослужители заходят в алтарь.
Хор поёт: Ныне силы Небесные с нами невидимо служат. Ибо входит Царь славы, ибо Жертва тайная, совершённая, переносится. С верой и любовию приступим, да причастниками жизни вечной будем. Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя.
Диакон кадит алтарь и молящихся. Иерей молится тихо: Владыка наш, великий Боже! Перед Тобою трепещут, Тебе покланяются и прославляют возлюбленного Сына Господня, Помазанного Твоего, Имя Твоё прославляется на всяком месте. Приносим Тебе каждение благоуханного фимиама, да вознесётся он ко святому Имени Твоему и благословит нашу чистую жертву. Прими, Господи, прошения наши и да вознесутся они к Тебе подобно фимиаму. Прими из рук наших вечерние жертвы, ибо Ты Сам наша жертва, за грехи наши вознёсшая Себя на крест в час вечерний по воле Отца Твоего и Духа Святого. Удостой нас, Господи, стать причастниками Драгоценного Твоего Таинства, да сможем прославить Тебя ныне и во веки. Аминь.
Иерей в предшествии диакона с кадилом и свечой обносит Дары вокруг престола, выносит северными вратами на амвон, благословляет молящихся. Все в храме преклоняются до земли. Иерей заносит Дары обратно и ставит на престол.
Диакон: Помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Иерей: Владыка наш, Боже Вседержитель! Отче Господа нашего и Бога нашего Иисуса Христа. Прими это святое приношение, с трепетом возложенное нами на святой Твой жертвенник в прославление Единородного Сына Твоего, нашего Господа и Бога нашего. Прими эти Дары, благословлённые[3], и освящённые, и совершённые по Дару Христа Твоего и сошествию Святого Твоего Духа, претворённые из вещественного в духовное, в истинное и святое Тело и драгоценную Кровь Твоего Единородного Сына, нашего Господа и нашего Бога и нашего Спасителя Иисуса Христа. Нас же, Владыка Человеколюбивый, не отвергни, дерзающих приступать ко причащению этой жертве, принесённой Тебе, но просим и молим, Благой и Милосердный: освяти нас и сотвори достойными Дара Твоего в этот час, и во все дни жизни нашей. Очисти наши души, наши тела, и дух наш от всякой скверны. И позволь нам, Владыка Человеколюбивый, смело и без осуждения, дерзновенно и с чистым сердцем и душой и непостыдным духом, святыми устами взывать к Тебе, Боже, говоря:
Все: Отец наш Небесный! Да святится Имя Твоё. Да наступит Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
Иерей, тихо: Царь царей и Господь владык! Царство Твоё вечно и владычество Твоё из рода в род. Приносим Тебе во все времена эту чистую и разумную, святую и священную жертву за грехи, совершённые по неведению народом Твоим. Очисти души наши и тела́ от всякой скверны,
Возглас: Ибо весь мир Твоё Царство, в нём Твоя сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа во веки.
Все: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Главы ваши ко Господу склоните.
Все: Тебе, Господи.
Иерей: Ты безмерно возлюбил нас, Боже наш, и даровал нам усыновление, и стали мы детьми Божиими, призванными войти в наследие Отца причастниками наследия Христа Твоего. Потому молим и просим Тебя: услышь прошения наши, исправь жизнь нашу по заповедям Твоим, по благодати Твоего Единородного Сына Иисуса Христа, Которым мы приняты. Отгони от нас, Господи Человеколюбивый, всякий блуд и скверну, и злословие, и гордыню, и превозношение, и склонность к сплетням, и злые помышления, и всякое невежество, и деяния злые, да достойны будем принять Твоё чистое Таинство и да очистимся душою и телом и станем причастниками Христа Твоего. Исполни уста наши прославлением и хвалою Тебе, по дару и состраданию Единородного Твоего Сына, Его же Имя святится со Отцом и Святым Духом ныне, и во все времена.
Все: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Со страхом Божиим внимайте.
Иерей возносит Чашу и дискос: Святое святым!
Все: Един Свят, Един Господь Иисус Христос со Отцом и Святым Духом. Аминь.
Иерей причащается с диаконами со словами: Тело Христово, Кровь Христова – Чаша жизни.
Затем иерей выносит дискос, а диакон Чашу[4] со словами: Со страхом Божиим приступите.
Народ: Благословен Грядущий во Имя Господне. Бог Господь и явился нам.
Поют 150-й псалом или причастен: Вкусите и увидите, ибо Благ Господь. Аллилуйя.
После окончания причащения иерей говорит: Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Своё.
Поют: Благодарим Тебя, Христе, ибо сподобил нас причаститься Тела Твоего и драгоценной Твоей Крови. Аллилуйя.
Входит в алтарь, очищает сосуды и молится: Благодарим Тебя, Святой Отче, Создатель и Творец всего, за преподанные нам Твои бессмертные Таинства с Престола Твоего. Помоги нам, Господи, жить мирно, и подай небесное взамен земного, и даруй нам духовные дары и вечные милости, по дару и состраданию Твоего Единородного Сына, Которому слава во веки.
Все: Аминь.
Диакон: Встаньте на молитву.
Все: Господи, помилуй.
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Главы ваши преклоните.
Все: Тебе, Господи.
Иерей произносит с Крестом отпуст: Упование всех концов земли, Господь Бог наш, после сорокадневного поста и покаяния даровавший другу Твоему Моисею скрижали Закона для народа Израильского. Ради смиренных молитв наших в этот святой день и ради нашего поста и покаяния сотворил нас причастниками жизнь подающего Таинства Христа Твоего. Даруй же нам добрый ответ во Второе пришествие Твоё и всё, приготовленное Тобою для любящих Тебя, Господи. По дару возлюбленного Твоего Сына, Которому слава во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей: Ты, Господи, Пристанище наше, и к Тебе прибегаем, и от Тебя освящаемся, и Тебе возносим благодарение и прославление: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и во все времена, и во веки веков.
Все: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Иерей: Благословен Святой Бог, хранящий жизни наши, ибо сподобил Он нас причаститься жизнь подающего Таинства ныне, и во все времена, и во веки веков.
Все: Аминь.
Диакон: Идите с миром. Литургия святого апостола Марка с помощью Христовой совершилась.
Все: Аминь. Благодарение Богу.
Поются положенные многолетия. Прихожане лобызают Святой Крест.
© Авторский перевод с английского иг. Силуана (Туманова) по: Ramez Mikhail: «The Presanctified Liturgy of the Apostle Mark in Sinai Arabic 237: Text and Commentary». 2015. Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata III s. 12 (2015) 163-214.
[1] «И не введи нас во искушение».
[2] См. Ис. 37:35.
[3] В тексте благослови и т.д. их, что излишне ввиду уже состоявшегося освящения Даров.
[4] Если возможности раздельного причащения нет, то причащают лжицей как обычно.