Для миссионерских приходов
На полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготавливает Агнцы по числу предстоящих на неделе литургий Преждеосвященных Даров с произнесением обычных слов.
После отпуста Изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой: Боже, очисти меня, грешного.
Священник целует Евангелие и Престол, а диакон – только Престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на амвоне перед царскими вратами, трижды благоговейно кланяется, тихо молясь: Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Тебе.
Затем возглашает: Благослови, отче.
Иерей, делая Евангелием знак креста над антиминсом: Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Все: Аминь.
Чтец: Приступи́те, покло́нимся… и 103-й псалом. Священник выходит северной дверью и читает светильничные молитвы, начиная с четвёртой. (см. Вечерню). По окончании псалма диакон исходит северной дверью и на амвоне произносит мирную ектению (священник уходит южной дверью в алтарь).
Диакон: Миром Господу помолимся. | В мире Господу помолимся. |
Все: Господи, помилуй (на каждое прошение). | |
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. | О ниспослании мира свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. |
О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. | О мире во всём мiре, о благоденствии святых Божиих церквей и о единении всех Господу помолимся. |
О святе́м храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. | О святом храме нашем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. |
О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем преосвященней-шем епископе (имярек), честне́м пресви́терстве, во Христе диа́конст-ве, о всем причте и лю́дех, Господу помолимся. | О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ и господине нашем преосвященном епископе (имя), почтенных пресвитерах, во Христе диаконах, о всём причте и верных Богу людях Господу помолимся. |
О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. | О Богом хранимой стране́ нашей, о властях, воинстве и народе её Господу помолимся. |
О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. | О городе нашем (или: о селении, обители), о всех городах и странах, и о живущих в них по вере Господу помолимся. |
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. | О благоприятной погоде, об изобилии плодов земных и о временах мирных Господу помолимся. |
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. | О плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся. |
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. | О избавлении нас от всякой скорби, гнева Божьего, беды и му́ки в День Господень Господу помолимся. |
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. | Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. |
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | Пресвятую, пречистую, преблаго-слове́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. |
Все: Тебе, Господи.
Священник читает молитву первого антифона: Господи, сострадания исполненный и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего, яви нам знамение благое. Направь нас на путь Твой, да ходить будем во истине Твоей. Возвесели сердца наши, да благоговеют перед именем Твоим святым. Ибо Ты — Великий, и творишь чудеса. Ты — Бог Единый, и нет подобного Тебе бога, Господи, сильного в милосердии Своём, благого в могуществе Своём, помогающего, и утешающего, и спасающего всех, уповающих на Имя Святое Твоё.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. | Потому и подоба́ет Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. |
Все: Аминь.
Читается первый антифон. Священник берет Св. Евангелие и ставит его на Горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами ставит горящий светильник. (Удобнее для этого использовать пономарскую свечу на подставке, иначе есть опасность закапать воском антиминс). Все земно кланяются, диакон выходит на амвон и произносит малую ектению.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. | Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся. |
Все: Господи, помилуй. | |
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. | Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. |
Все: Господи, помилуй. | |
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. |
Все: Тебе, Господи.
Иерей читает молитву второго антифона: Господи, да не в ярости Твоей обличишь нас, и да не во гневе Твоём накажешь Ты нас, но сотвори с нами по милости Твоей, как Врач и Исцелитель душ наших, среди бурного моря житейского направь нас в тихую пристань воли Твоей. Просвети очи сердец наших к познанию истины Твоей: даруй нам завершение этого дня мирное и безгрешное, как и всё время жизни нашей, по молитвам Святой Богородицы и всех святых.
Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. | Ибо хранит всех могущество Твоё, и весь мiр — Царство Твоё, и явлена в нём сила и слава Твоя: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. |
Все: Аминь.
Читается второй антифон. Священник, обходя вокруг престола, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на Престоле. Затем все земно кланяются, диакон снова выходит на амвон и произносит малую ектению.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. | Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся. |
Все: Господи, помилуй. | |
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. | Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. |
Все: Господи, помилуй. | |
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. |
Все: Тебе, Господи.
Иерей читает молитву третьего антифона: Господи Боже наш! Помяни нас, грешных и недостойных служителей Твоих, в час, когда призываем имя святое Твоё. И не посрами нас, чающих милости Твоей, но даруй нам, Господи, всё, ко спасению просимое, и помоги нам любить и бояться Тебя всем сердцем нашим, и творить во всём волю Твою.
Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | Ибо Ты — Бог Благой и Любящий нас, и Тебе мы славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. |
Все: Аминь.
Читается третий антифон. Священник, сотворив поклон и поставив дискос со Св. Дарами на голову, (или держа их на уровне лба), переносит его через Горнее место на жертвенник. Ему предшествует диакон со светильником, совершая частое каждение. В это время присутствующие в храме поклоняются до земли. Священник поставляет Дискос с Агнцем на жертвеннике. Диакон, взяв благословение, вливает в Чашу вино и воду. Затем священник, покадив звездицу, поставляет ее поверх Агнца. Аналогично, покадив покровцы, покрывает Дискос и Чашу. Затем покрывает возду́хом все вместе, покадив возду́х. При каждом священнодействии священник говорит: Господу помолимся, а диакон: Господи помилуй. После покровения диакон ставит перед Св. Дарами горящий светильник. Священник, покадив Св. Дары на жертвеннике, тихо возглашает: Молитвами святых отцов наших Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Диакон говорит: Аминь, и оба творят земной поклон. Священник отходит к Престолу, сворачивает Антиминс и полагает поверх его Евангелие. Диакон снова выходит на амвон и произносит малую ектению.
[Если Святые Дары хранятся на Жертвеннике, то на третьем антифоне священник перекладывает их на дискос и покрывает с каждением, говоря: Господу помолимся. Господи, помилуй. И, в конце, Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.]
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. | Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся. |
Все: Господи, помилуй. | |
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. | Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. |
Все: Господи, помилуй. | |
Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | Пресвятую, пречистую, преблагосло-ве́нную, славную Владычицу нашу Богородицу и Присноде́ву Марию со всеми святыми помянув, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. |
Все: Тебе, Господи.
Иерей читает молитву третьего антифона: Неумолкающим пением и непрестанным славословием от небесных сил воспеваемый, исполни и наши уста хвалою Твоею, да возвеличим достойно Святое имя Твоё. И даруй нам часть от наследия во Царствии Твоём со всеми, поистине боящимися Тебя, и хранящими заповеди Твои, по молитвам святой Богородицы и всех святых Твоих.
Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | Ибо Ты – Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. |
Все: Аминь.
Затем поются псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на Господи, воззвах: в это время совершается диаконом полное каждение храма по уставу. После совершается вход с кадилом.
В случае праздника, а также в Великий Понедельник, Вторник и Среду совершается вход с Евангелием, поскольку в эти дни читается Евангелие.
Пресвитер и диакон с Евангелием в предшествии свещеносцев выходят из алтаря и становятся перед Царскими вратами.
Диакон: Господу помолимся.
Священник тихо читает молитву входа: Вечером, и ранним утром, и в полу́дне восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех: вознеси молитву нашу, как благоухание фимиама пред Тобою, и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помышлениям лукавым, но избавь нас от всех, ловящих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, устремлены очи наши, и на Тебя уповаем, — не посрами нас, Боже наш! Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон, тихо: Аминь. Благослови, отче, святой вход.
Священник тихо: Благословен вход во Святая Святых Твоих всегда: ныне и присно, и во веки веков.
Диакон, тихо: Аминь.
Громче, совершая кадильницей (или Евангелием) знак креста в Царских вратах: Премудрость! Станьте благоговейно!
Все: Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного…
Священник с диаконом, войдя в алтарь и поцеловав Святой Престол, отходят на Горнее место, как обычно.
Диакон: Внимайте.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Премудрость. Прокимен, глас… и поём прокимен Триоди. После — чтение первой паремии. Диакон затворяет Царские Врата. После чтения диакон вновь отворяет Царские Врата и произносит: Премудрость, и чтец читает второй прокимен. Затем диакон возглашает: Повелите! Священник, держа обеими руками свечу и кадило и изображая ими крест, возглашает перед престолом: Премудрость! Станьте благоговейно!
Обратившись на запад к народу, лежащему ниц: Свет Христов просвещает всех!
Затем чтец читает вторую паремию Триоди, а диакон затворяет Царские врата. Если литургия Преждеосвященных Даров совершается накануне праздника, то читаются еще три паремии праздника. По прочтении паремий диакон отверзает Царские Врата. Священник благословляет чтеца, говоря: Мир тебе. Диакон: Премудрость.
Чтец с хором (всеми) поёт древний прокимен: Да исправится. Во время пения все лежат ниц, предстоятель, кадит престол, потом жертвенник, после чего сам преклоняет колена перед престолом.
После три земных поклона (На практике с молитвой прп. Ефрема Сирина, однако Устав об этом молчит.)
Если случится праздник святому или храмовый праздник, тогда диакон возглашает: Внемлем. И чтец произносит прокимен Апостола, читается Апостол, поется Аллилуиа и читается Евангелие как обычно.
СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ
Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. | Воззовём все от всей души, и от всего помышления нашего воскликнем: Господи, помилуй! |
Все: Господи, помилуй. | |
Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. | Господи, Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь нас и помилуй. |
Все: Господи, помилуй. | |
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. | Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе: услышь нас и помилуй. |
Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй (на каждое прошение). |
|
Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (имярек), и о всей во Христе братии нашей. | Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имя), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (имя), и о всей во Христе братии нашей. |
(Здесь иерей разворачивает илито́н и анти́минс). | |
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. | Ещё молимся о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проживём во всяком благочестии и чистоте. |
Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. | Ещё молимся о братьях наших —священниках, диаконах и монахах; и о сёстрах наших: игуменьях и монахинях, и о всём во Христе братстве нашем. |
Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. | Ещё молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриархах православных и о создателях святого храма нашего (святой обители нашей), и о всех прежде почивших отцах, братиях и сестрах наших, здесь лежащих и повсюду, православных. |
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея). | Ещё молимся о даровании милости, жизни в мире, здравии и спасении, о Божием посещении, прощении и отпущении грехов рабов Божиих: братии святого храма нашего (святой обители нашей) и рабов Божиих (имена) и да умножатся всем годы жизни их. |
(Обычно здесь поминают поимённо о здравии). | |
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. | Ещё молимся о приносящих пожертвования и добро делающих во святом и священном храме сем, о здесь трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и обильной милости. |
Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Священник: Господи, Боже наш! Усердную нашу молитву прими от Твоих рабов и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедрые дары Твои ниспошли на нас, и на всех людей Твоих, чающих от Тебя неоскудевающей милости.
Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | Ибо Ты — Бог Милостивый и Человеколюбивый, и Тебе мы славу воссылаем: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. |
Все: Аминь.
МОЛИТВЫ ОБ ОГЛАШАЕМЫХ (если они есть на приходе)
Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви. | Помолитесь, оглашаемые, Господу! | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Господи, помилуй. | |||||||||||||||||||||||||||||
Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. | Верные, об оглашаемых помолимся, чтобы Господь помиловал их. | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Господи, помилуй. | |||||||||||||||||||||||||||||
Огласит их словом истины. | Огласил их словом истины. | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Господи, помилуй. | |||||||||||||||||||||||||||||
Открыет им Евангелие правды | Открыл им Евангелие правды. | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Господи, помилуй. | |||||||||||||||||||||||||||||
Соединит их святей Своей соборней и апостольстей Церкви. | Соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью. | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Господи, помилуй. | |||||||||||||||||||||||||||||
Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. | Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатью. | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Господи, помилуй. | |||||||||||||||||||||||||||||
Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. | Оглашаемые, главы ваши пред Господом преклоните. | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Тебе, Господи. | |||||||||||||||||||||||||||||
Священник читает молитву над оглашаемыми: Боже, Боже наш, Творец и Создатель всех, хотящий всем спастись и к познанию истины прийти. Воззри на рабов Твоих, оглашаемых, и избавь их от древнего обольщения и козней сопроти́вного, и призови их в жизнь вечную, просвещая их души и тела, и сопричисляя их к словесному стаду Своему, на нем же наречено́ святое имя Твоё. | |||||||||||||||||||||||||||||
Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. | Да и они с нами прославят священное и величественное имя Твоё: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Аминь. | |||||||||||||||||||||||||||||
Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыди́те. Елицы оглашеннии, изыди́те. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. | Готовящиеся ко оглашению, в притво́р исходи́те! Оглашаемые, исходи́те! Все оглашаемые, исходите! Да никто из оглашаемых, но только верные, вновь и непрестанно в мире Господу помолимся! | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Господи, помилуй. | |||||||||||||||||||||||||||||
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Премудрость. |
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Премудрость. |
||||||||||||||||||||||||||||
Так произносится только до среды четвертой седмицы Великого поста. А с середины поста, после слов священника: Да и они с нами: произносятся диаконом следующие прошения:
Все: Аминь. (Если ектений нет, то диакон возглашает: Господу помолимся. Все: Господи, помилуй.) Священник читает молитву верных первую: Боже, великий и восхваляемый, животворящей смертью Христа Твоего из тления нас перевёдший в нетление! Ты все чувства наши от страстного омертвения освободи, приставив к ним благого наставника – внутреннее рассуждение. И да уклонится око от всякого дурного взгляда, слух да недоступен будет для слов праздных, язык же да очистится от речей непристойных. Очисти наши уста, восхваляющие Тебя, Господи; руки наши от дурных дел удержи, да делают же только угодное Тебе, все члены тела нашего и помышления утверждая Твоею благодатию. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. | ||||||||||||||||||||||||||||
Все: Аминь. | |||||||||||||||||||||||||||||
Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. | Вновь и непрестанно в мире Господу помолимся. |
Все: Господи, помилуй.
Священник читает молитву верных вторую: Владыка святой и преблагой! Молим Тебя, милостью богатого, милостивым быть к нам, грешным, и достойными нас соделать принятия единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя Славы. Ибо вот, пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в нынешний час входящие, готовы к предложению на таинственной этой трапе́зе, множеством воинства небесного невидимо сопровождаемые. Даруй нам приобщиться к ним не в осуждение, да через них оком разума просвещаясь, сынами света и дня будем.
По дару Христа Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. | По дару Христа Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. |
Все: Аминь. Хор поёт Херувимскую песнь: Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, / ибо входит Царь Славы, и Жертва та́инственная, совершённая, ими дорино́сится. / С верой и любовию приступим, / да причастниками жизни вечной будем. / Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!
Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет Царские Врата. Взяв благословение, диакон кадит Св. Престол спереди три раза, читая пятидесятый псалом, отходит к жертвеннику и кадит его три раза, возвращается к священнику, кадит три раза его. Затем священник и диакон встав вместе, читают с воздетыми руками трижды: Ныне силы небесные: Затем священник и диакон целуют Св. Престол и отходят к жертвеннику. Священник, покадив Св. Дары, отдает кадило диакону и полагает на левое плечо его воздух. Сам берёт дискос правой рукой и несет на уровне лба («ставит на голову»). Левой же рукой несет Чашу на уровне груди. (Если служат соборно, то чашу берет второй священник). В предшествии диакона со светильником, кадящего часто, священник переносит Св. Дары, выходя северной дверью. Во время же входа ничего не произносят. В это время все присутствующие в храме поклоняются до земли. Священник входит царскими вратами в алтарь и ставит Св. Дары на Престол, снимает покровцы и молча покрывает дискос и чашу возду́хом, кадит их трижды и после трижды земно кланяется.
[По обычаю, с тремя поклонами читается молитва св. Ефрема Сирина, однако в Уставе она не указана.]
Диакон затворяет Царские Врата и завесу наполовину (в знак того, что литургия неполная), исходит северной дверью и произносит ектению:
Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. | Восполним вечернюю молитву нашу ко Господу. | |
Все: Господи, помилуй. | ||
О предложенных и Преждеосвященных Честных Дарех, Господу помолимся. | О предло́женных и преждеосвящённых святых Дарах Господу помолимся. | |
Все: Господи, помилуй. | ||
Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый и пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся. | Дабы Человеколюбец Бог наш, приняв их на святой и превысший небес и невещественный Свой жертвенник подобно аромату благоухания духовного, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся. | |
Все: Господи, помилуй. | ||
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. | О избавлении нас от всякой скорби, гнева Божьего, беды и му́ки в День Господень Господу помолимся. | |
Все: Господи, помилуй. | ||
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. | Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. | |
Все: Господи, помилуй. | ||
Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим. | Вечеру сему завершения святого, мирного и безгрешного, у Господа просим. | |
Все: Подай, Господи. | ||
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим. | Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим. | |
Все: Подай, Господи. | ||
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. | Прощения и отпущения грехов и прегрешений наших у Господа просим. | |
Все: Подай, Господи. | ||
Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови у Господа просим. | Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим. | |
Все: Подай, Господи. | ||
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим. | Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим. | |
Все: Подай, Господи. | ||
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим. | Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим. | |
Все: Подай, Господи. | ||
Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. | |
Все: Тебе, Господи. | ||
Иерей: Боже неизреченных и невидимых Таинств, у Тебя все богатства премудрости и разума сокровенны! Ты совершение службы этой открыл нам, и по великому Твоему человеколюбию поставил нас, грешных, приносить Тебе дары́ и жертвы за наши согрешения и за грехи народа, совершённые по неведению. Сам, о невидимый Царь, творящий великое и непостижимое, славное и необычайное, чему нет числа, воззри на нас, недостойных рабов Твоих, предстоящих пред святым этим жертвенником, как пред херувимским Твоим престолом, на котором покоится Единородный Сын Твой и Бог наш в предлежащих страшных Таинствах. И освободив нас и верный народ Твой от всякой нечистоты, освяти души и тела всех нас освящением неотъемлемым. Да с чистою совестью, с не посрамлённым лицом, с просвещённым сердцем причащаясь божественных Святынь этих и ими оживотворяясь, соединимся с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим, сказавшим: «Вкушающий Мою Плоть и испива́ющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нём». И да вселится в нас и действует Слово Твоё, Господи, да будем храмом Пресвятого и достойного поклонения Твоего Духа, избавившись от всяких козней диавола, в деле, или слове, или в мысли действующего, и получим обещанные нам блага́я со всеми святыми Твоими, от отворения мiра Тебе благою жизнью угодившими.
И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати. | И позволь всем нам, Владыка, со дерзновением, не к осуждению, смело призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и восклицать: |
Все: Отец наш Небесный! Да святится Имя Твоё. Да прии́дет Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
Священник:
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. | Ибо Твоё это Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. |
Все: Аминь.
Священник: Мир всем.
Все: И духу твоему.
Диакон: Пред Господом склонитесь.
Все: Перед Тобою, Господи.
Священник: Боже, единый благой и милосердный, на высотах Небесных живущий и о земном попечение не оставляющий! Воззри́ милосердным оком на всех людей Твоих и сохрани их. И сподоби всех нас не в осуждение причаститься животворящих Твоих этих Таинств, ибо мы пред Тобою склонили главы́ свои́, ожидая от Тебя неистощимой милости.
Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. | По благодати, и состраданию, и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. |
Все: Аминь.
Священник: Внемли нам, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и со Престола славы Царства Твоего, на небесах со Отцом восседающий, и здесь с нами невидимо пребывающий, и приди освятить нас! И могущественной Твоею рукой преподай нам Пречистое Тело Твоё и Драгоценную Кровь, и через нас – всем людям.
Трижды кланяется пред престолом, тихо молясь: Боже, очисти меня, грешного.
Диакон: Внемлем.
Священник, вознося Агнец, громко: Святое святым[1].
Все: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.
Диакон (в алтаре): Раздели, отче, Святой Хлеб[2].
Иерей разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части и тихо произносит: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и неиссякаемый, но причащающихся освящающий.
Раскладывая части Святого Хлеба крестообразно на краях дискоса: Иисус Христос – Победитель смерти.
Диакон, указывая орарем на Чашу: Восполни, отче, Святой Потир.
Иерей берет Частицу «ИС» и, сделав ею знамение креста над Потиром, опускает в Потир, со словами: Полнота Святого Духа.
Диакон: Аминь. Подносит ковшик с кипятком к священнику, говоря: Благослови, отче, теплоту.
Иерей, благословляя: Благословенно горение святых Твоих всегда: ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Диакон вливает теплоту в Потир, говоря: Горение веры, исполненной Духа Святого. Аминь.
После этого священник берет часть Святого Хлеба с печатью «ХС» и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей и мирян.
Затем молятся: Облегчи, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, те, что в слове и в деле, сознательные и неосознанные, во дни и в ночи, во уме и в помышлении, и в службе этой — всё нам прости, Благой и Человеколюбивый.
Священнослужители выходят на амвон и вместе с молящимися молятся перед причастием:
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. |
Верую, Господи, и исповедую, ибо Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешников спасти, из них же самый первый — я. Ещё верую, что это истинное и пречистое Тело Твоё, и это истинная и драгоценная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне прегрешения мои, вольные и невольные, в словах и делах, сознательно и по неведению, и сподоби меня не во осуждение причаститься пречистых Твоих Таинств, но в отпущение грехов и ради жизни вечной. Аминь. Ве́чери Твоей Тайной сегодня, Сыне Божий, причастника меня прими; не поведаю Тайну врагам Твоим, не предам Тебя целованием, как Иуда, но как разбойник исповедаю Тебя: Помяни, меня, Господи, во Царствии Твоём. |
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Аминь. | Да не будет мне в суд или во осуждение причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. |
Все: Аминь и хор начинает петь причастный стих: Вкусите – и увидите, сколь благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Священнослужители кладут земной поклон перед престолом, кланяются друг другу в алтаре и в храме со словами: Простите меня, отцы, братья и сестры, грешного.
И снова творят земной поклон, говоря: Ныне прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.
Священник: Диакон, приступи.
Диакон, готовясь принять св. Хлеб: Преподай мне, отче, Драгоценное[3] и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Священник: (Имя), диакону, преподаётся Драгоценное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во отпущение грехов его и в Жизнь Вечную.
Взяв частицу Святого Хлеба: Драгоценное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподаётся мне, иерею (имя) во отпущение грехов моих и в Жизнь Вечную.
Священник и диакон причащаются Св. Тела. Затем иерей произносит: Вот, вновь я прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.
Причащаясь из Потира, иерей молится: Драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюсь я, раб Божий, священник (имя), во отпущение грехов моих и в Жизнь Вечную. Аминь.
(Целует край Потира). Вот, прикоснулась святыня ко устам моим: да изгладит беззакония мои, и грехи мои очистит.
К мiря́нам: Со страхом Божиим, верою и любовью приступите.
Все: Благословлять буду Господа во всякое время, хвала Ему непрестанно в устах моих.
И сразу иерей выходит причащать мирян лжицей или раздельно: тогда преподаёт св. Хлеб, а диакон даёт пить от Св. Чаши. После причащения священник произносит Аллилуйя, заходит в алтарь, на престоле ссыпает с дискоса в Потир частицы.
Хор поёт: Аллилуйя. (Трижды).
Затем иерей благословляет народ:
Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое. | Спаси, Боже, людей Твоих и благослови наследие Твоё. |
Все: Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите – и увидите, сколь благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Иерей кадит Дары трижды, отдает диакону дискос и, творя Чашей знак креста над антиминсом, тихо произносит: Благословен Бог наш…
Осеняя в Царских вратах Чашей народ, громко: всегда: ныне и присно и во веки веков.
Затем иерей относит Чашу (и дискос) на жертвенник, тихо произнося: Вознесись на Небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя.
Все: Аминь. Да наполнятся уста наши хваления Твоего Господи, и да поём славу Твою, ибо сподобил нас причаститься Святым Твоим, Божественным, бессмертным и жизнь подающим Тайнам. Соблюди нас во Твоей святыне весь день поучаться правде Твоей. Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя!
Диакон: Про́сти приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. | Станем благоговейно! Приняв Божественные, Святые, Пречистые, Бессмертные, Небесные и Животворящие, Страшные Христовы Тайны достойно возблагодарим Господа. |
Все: Господи, помилуй. | |
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. | Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. |
Все: Господи, помилуй. | |
День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | День весь совершенный, святой, мирный и безгрешный испросив, сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. |
Все: Тебе, Господи.
Священник: Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все поданные нам бла́га, и за причащение святого Тела и Крови Христа Твоего. И молим Тебя, Владыка Человеколюбивый: сохрани нас под кровом крыл Твоих и дай нам до последнего нашего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих, к просвещению души и тела, к наследованию Царства Небесного.
Благословляя Евангелием сложенный антиминс:
Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | Ибо Ты – Освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. |
Все: Аминь.
Священник:
С миром изы́дем. | С миром исходим. |
Все: Во имя Господне.
Диакон: Господу помолимся.
Все: Господи, помилуй.
Священник (выйдя за амвон, лицом к алтарю). Диакон стоит, преклонив главу, и держит орарь.:
Владыко Вседержителю, иже всю тварь премудростию соделавый, и неизреченным Твоим промыслом и многою благостию введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежди воскресения. Иже четыредесятми деньми скрижали вручив, богоначертанная писмена, угоднику Твоему Моисеови, подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому воскресению. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. | Владыка Вседержитель, всё творение премудро создавший, и по неизреченному Твоему промыслу и великой благости введший нас в эти свяще́нные дни ради очищения душ и теле́с, ради воздержания от страстей, ради обновления надежды воскресе-ния! Ты, через сорок дней вручивший скрижали — Тобою созда́нные Писания — служителю Твоему Моисею, даруй и нам, Благой, подвигом добрым подвизаться, путь поста завершить, веру нераздельной сохранить, головы невидимых зми́ев сокрушить, победителями греха явиться и без осуждения достигнуть поклонения святому воскресению. Ибо благословенно и прославлено священное и величественное имя Твоё: Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. |
Все: Аминь. Да будет Имя Господне благословенно от ныне и на веки. Чтец: Слава, и ныне: И псалом 33.
После молитвы священник входит в алтарь Царскими вратами; диакон же входит северной дверью, приклоняет главу. Священник благословляет его потребить Святые Дары, читая молитву перед потреблением Святых Даров:
Господи Боже наш, введший нас в эти священные дни и сделавший нас причастниками страшных Твоих Таинств! Присоедини нас к словесному Твоему стаду и наследниками яви Царствия Твоего, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
После псалма иерей благословляет народ:
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. | Благословение [и милость] Господа да снизойдёт на вас, по благодати Его и человеколюбию всегда: ныне и присно и во веки веков. |
Все: Аминь.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Все: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.
Священник берет крест с престола и произносит на амвоне отпу́ст:
(Воскресый из мертвых) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере (и прочая), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римского, и (святаго имярек, егоже есть храм и его же есть день), и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. | (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и восхваляемых апостолов, просия́вшего среди святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римского, (святые храма и святых Минеи текущего дня и следующего), святых и праведных родителей Богородицы — Иоакима и Анны, и всех святых: да помилует и спасёт нас, Благой и Человеколюбивый. |
Хор поёт многолетия. Священник, осенив напрестольным крестом народ, даёт его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы. Затем священник опять осеняет крестом народ, и возвращается в алтарь.
Тропарь св. Григорию Двоеслову
Благодать божественную свыше получив, / славный Григорий, / и силой Божией укрепляемый, / шествовать путём Евангельским возжелал, / и награду за труды принял от Христа, всеблаженный. / Молись Ему, да спасёт души наши.
Кондак св. Григорию Двоеслову
Подражателем Начальнику пастырей Христу / явился ты, о́тче Григо́рие, / сонмы иноков к ограде небесное направляя, / и оттуда научил стадо Христово заповедям Его. / И ныне с ними ликуешь и радуешься / во обителях небесных.
[1] Т.е. Святые Дары — людям святым. Служебник предписывает лишь касаться рукой Агнца под покровом. Но возношение и преломление Агнца – действия, отделяющие обряд личного (само)причащения от литургии как собрания верных. Соответственно, на полной литургии этот Агнец возносить не стоит.
[2] Согласно русскому служебнику и обычаю все последующие действия произносятся в молчании. Однако в греческих служебниках предписывается произносить все обычные молитвы и причащаться из Чаши как на полной литургии.
[3] Или: Священное, Почитаемое, Чтимое.