Авторская реконструкция для миссионерских приходов

 

Священник входит в алтарь с чтением входных молитв, покланяется перед престолом и, облачившись в священные ризы, готовит на жертвеннике священные сосуды, кладёт на дискос большую просфору (её для удобства последующего преломления можно снизу надрезать копием) и вливает вино с водой, как обычно, покрывает покровами. [Можно совершить обычную проскомидию, только девятую частицу изъять в память Серапиона Тмуитского[1], исповедника.]

После священник и диакон трижды поклоняются перед престолом. Открывается завеса и Царские врата.

Иерей благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

ПЕРВАЯ МОЛИТВА ИЗ ЕВХОЛОГИЯ СВ. СЕРАПИОНА[2]

Иерей: Призываем Тебя Отца Единородного, Господа всего, Создателя творения всего и Творца, простираем чистые руки и упования наши воссылаем к Тебе, Господи, и молимся: смилуйся, пощади, облагодетельствуй, улучши, умножь в добродетели, в вере и разуме, и осени нас, Господи. К Тебе мы воссылаем наши немощи, умилостивись, всех нас помилуй, собравшихся здесь облагодетельствуй, добрыми сделай, благоразумными и чистыми. Пошли и силы ангельские, чтобы народ Твой весь был свят и честен. И Духа Святого пошли в помышления наши и дай нам через Него изучить Божественные Писания и истолковать ясно и достойно, дабы весь предстоящий народ полезное получил через Единородного Твоего Иисуса Христа, во Святом Духе, через Которого Тебе слава и держава и ныне, и во все веки веков.

Все: Аминь.

И поётся псалом дня антифонно[3]. Священник кадит алтарь, людей и храм.

Диакон: Премудрость.

Чтец: (Название книги Ветхого завета) чтение.

Диакон: Внимайте святому чтению.

После иерей говорит чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: (Название книги апостольской) чтение.

Диакон: Внимайте святому чтению.

После иерей говорит чтецу: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Чтец и хор неторопливо поют: «Аллилуйя«. Диакон совершает малое каждение, выносит Евангелие на аналой и преклоняет голову.

Диакон: Благослови, отче, благовестителя святого апостола и евангелиста (имя).
Священник, благословляя его: Бог, молитвами святого, славного, восхваляемого апостола и евангелиста (имя), да даст тебе, благовествующему, слово с силою многою для возвещения Евангелия возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Диакон: Аминь, аминь, аминь. Евангельскими изречениями да очистит всех нас Господь от всякой скверны.

Священник: Премудрость, станем благоговейно, услышим святое Евангелие. Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: От (имя) святого Евангелия чтение.

Все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник: Внимайте святому чтению.

Читается Евангелие.

По окончании чтения: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Священник произносит проповедь.

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Воззовём все от всей души, и от всего помышления нашего воскликнем: Господи, помилуй!
Все: Господи, помилуй.
Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Господи, Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь нас и помилуй.
Все: Господи, помилуй.
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе: услышь нас и помилуй.

Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй

(на каждое прошение).

Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (имярек), и о всей во Христе братии нашей. Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (имя), и о всей во Христе братии нашей.
(Здесь иерей разворачивает илито́н и анти́минс).
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Ещё молимся о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проживём во всяком благочестии и чистоте.
Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Ещё молимся о братьях наших — священниках, диаконах и монахах; и о сёстрах наших: игуменьях и монахинях, и о всём во Христе братстве нашем.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. Ещё молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриархах православных и о создателях святого храма нашего (святой обители нашей), и о всех прежде почивших отцах, братиях и сестрах наших, здесь лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея). Ещё молимся о даровании милости, жизни в мире, здравии и спасении, о Божием посещении, прощении и отпущении грехов рабов Божиих: братии святого храма нашего (святой обители нашей) и рабов Божиих (имена) и да умножатся всем годы жизни их.
(Обычно здесь поминают поимённо о здравии).
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Ещё молимся о приносящих пожертвования и добро делающих во святом и священном храме сем, о здесь трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и обильной милости.

Все: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Священник: Тебя спасителя и Господа призываем, Бога всякой плоти и Господа всякого духа, благословенного и подателя всякого благословения, и просим: освяти Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященного (имя, титул), и соблюди их от всякого искушения и дай им премудрость и разум, направь их по Твоим повелениям. Просим же и о пресвитерах – освяти их, дай им премудрость, разум и правое учение, да соблюдут Твои наставления верно и непорочно: освяти и дьяконов, да будут они чистыми сердцем и телом, и с чистою совестью служат перед святым Телом и святой Кровью. Просим же и о всяком чине церковном, и всем дай милость, сострадание и преуспевание. Молимся о монашествующих и о девственницах Христа ради, да совершат путь свой непорочно и жизнь свою проведут беспрепятственно, в чистоте и святости все свои дни. Да будет Церковь наша живой и чистой, истинно воспевая Тебя. Помяни всех вступивших в брак, мужчин и женщин, и детей их, и дай всем благословение преуспевания и благосостояния, да будут все живыми и избра́нными людьми. Просим о всех прихожанах церкви нашей: всех примири, всем прости, всем оставление согрешений подай, даруй ни в чем не согрешать, но будь всем стеною и отврати всякое искушение. Молимся Тебе о всём народе нашем: пошли им Духа Святого, и Господь Иисус да осенит, да зазвучит в помышлениях  всех, да соблюдёт в вере сердца, сам к Себе да привлечёт души; Боже сострадания, устрой народ во граде нашем, устрой любимое Своё стадо через Единородного Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и держава во Святом Духе и ныне и во веки веков.

Все: Аминь.

МОЛИТВА О БОЛЬНЫХ

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник: Просим Тебя, Начальника и Господа, Создателя тела и Творца души, ставшего блюстителем, правителем и спасителем всего человеческого рода, примирённого и умиротворённого по Твоему собственному человеколюбию. Умилостивись, Владыко, помоги и исцели всех болящих (имена), запрети болезням, подними лежащих, дай славу имени Твоему святому через Единородного Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и держава во Святом Духе и ныне, и во все веки веков.

Все: Аминь.

РУКОВОЗЛОЖЕНИЕ ОГЛАШЕННЫХ (если присутствуют)

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник, вознося руку над оглашёнными: Руку нашу простираем, Владыко, и просим руку Твою, божественную и живую, осеняя, благословить собравшихся здесь людей, [ко просвещению готовящихся], ибо Тебе, Нерождённый Отче, через Единородного мы преклонили головы: благослови их благословением разума и благочестия, [и во время, Тебе угодное,] благословением Твоих таинств через Единородного Сына Твоего — Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и держава во Святом Духе и ныне, и во все веки веков.

Все: Аминь.

РУКОВОЗЛОЖЕНИЕ МИРЯН (Отпуст не причащающихся)

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник, вознося руку над народом: Живая и чистая рука, рука Единородного, очистившая все лукавства и всё святое укрепившая и утвердившая, да осенит головы людей Твоих, да благословит собравшихся здесь благословением Духа, благословением небес, благословением пророков и апостолов; да благословит тела народа на целомудрие и чистоту, да благословятся души их на учение и познание и таинства, да благословятся все через Единородного Сына Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и держава во Святом Духе и ныне, и во все веки веков. Аминь.

Все: Аминь.

МОЛИТВА КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЯ

Диакон: Преклонив колени, Господу помолимся.

Все, преклоняясь: Господи, помилуй.

Священник, перед престолом: Отче Единородного, благой, сострадательный, милостивый, человеколюбивый и душелюбивый благодетель всех, к Тебе обращающихся, прими моление это и дай нам разум и веру, и благочестие, и святость, уничтожь всякую страсть, всякое [неуместное ныне] сладострастие, всякий грех народа нашего. Сделай всех чистыми, прости всем прегрешения. Ибо Тебе, нерождённому Отцу, через Единородного мы преклоняем колена: дай нам чистый ум и совершенную пользу, дай нам найти и любить Тебя, дай нам тщательно исследовать и изучить Божественные слова Твои, дай нам, Владыко, руку и восставь нас, восставь Боже щедрот, да возведём  [к Тебе] очи, открой глаза наши, дай нам дерзновение, не покрой нас стыдом, посрамлением, осуждением самих себя, изгладь о нас рукописание, напиши имена наши в Книге жизни, сопричти нас ко святым Твоим пророкам и апостолам через Единородного Твоего Иисуса Христа, через которого Тебе слава и держава во Святом Духе и ныне, и во вся веки веков.

Все, поднимаясь: Аминь.

***

Иерей благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему. И протяжным напевом Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Священник с диаконом трижды покланяются перед престолом, целуют его и отходят к жертвеннику[4]. Иерей кадит Дары, молясь: Боже, очисти меня, грешного. И, взяв сосуды, выходят на солею.

Диакон: Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященного (имя, титул), да помяне́т Господь Бог во Царствии Своём, всегда: ныне и присно и во веки веков.

Заходит в алтарь и становится на колено у южной стороны престола.

Священник: Вас и всех православных христиан да помяне́т Господь Бог во Царствии Своём, всегда: ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь. И снова протяжным напевом: Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Священник ставит сосуды на престол, кадит их и благословляет народ:

Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: В любви приветствуйте друг друга, единомы́сленно исповедуя:

Хор: Отца, и Сына, и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную.

Иерей кланяется трижды перед престолом и тихо молится: Возлюблю Тебя, Господи, Сила моя! Господь Утверждение и Прибежище моё, и Избавитель мой. (Трижды).

Священник лобызает святые сосуды и приветствует всех:
Христос посреди́ нас.

Все: И есть, и будет. Все приветствуют друг друга с теми же словами.

[Здесь можно спеть Символ веры.]

Диакон: Станем благоговейно, станем со страхом! Внемлем, да в мире принесём Святое возношение.

Все: Милость, мир, жертву хваления.

Священник: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Священник: Вознесём сердца.

Все: Возно́сим ко Господу.

Священник: Возблагодарим Господа.

Все: Достойно и праведно.

МОЛИТВА ПРИНОШЕНИЯ

Священник: Достойно и праведно Тебя — Нерождённого, Отца Единородного [Сына Твоего] Иисуса Христа восхвалять, воспевать и славословить. Хвалим Тебя, Боже, нерождённый, не исследуемый, неизреченный, непостижимый всеми рождёнными; хвалим Тебя, знаемого единородным Сыном, через Него возвещённого, открытого и по́знанного рождённым творением. Хвалим Тебя, знающего Сына и открывающего святым ве́дение о Нём, рождённом Своим Слове и видимом, и открываемом святым. Хвалим Тебя, Отче невидимый, податель бессмертия, ибо Ты – источник жизни, источник света, источник всякой благодати и всякой истины, любящий нас, и любящий нищих, всех примиряющий и всех к себе через пришествие возлюбленного Сына Своего привлекающий, и молимся: даруй нам Духа света, дабы мы знали Тебя, истинного, и посланного Тобою Иисуса Христа, даруй нам Духа Святого, дабы мы могли высказать и изъяснить неизреченные Твои таинства, да возглаго́лет в нас Господь Иисус и Святой Дух, и да воспоёт Тебя через нас, ибо Ты превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и мириады мириад ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей; Тебе предстоят два честнейшие шестокрылатые серафима, двумя крыльями закрывающие лицо, двумя же ноги, двумя летающие и освящающие; с ним прими и наше освящение, говорящих:

Все: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнено небо и земля славы Твоей; полно небо, полна земля величества славы Твоей.

Священник, снимая покровы с сосудов: Господи Сил, исполни жертву нашу Твоей силы и Твоего причащения, ибо Тебе мы принесли живую жертву, приношение бескровное. Тебе принесли этот хлеб — подобие Тела Единородного; хлеб этот — вместообра́зное Святого Тела, как Господь Иисус Христос в ночь, в которую предан, взял хлеб, преломил и препода́л ученикам своим, возгласив: Приими́те и яди́те! Сие есть Тело Моё, за вас преломляемое ради прощения грехов.

Все: Аминь.

Священник: Поэтому и мы, совершая подобие смерти Христа Твоего, принесли хлеб, и просим через жертву эту: прости всех нас и помилуй, Боже правды! И как хлеб этот посеян был по горам и со́бранный составил единое и цельное, так и святую Церковь Свою собери из всякого народа, из всякой страны, из всякого города, села и жилища, и сделай её единою живою кафолическою Церковью. Приносим мы и чашу — подобие Крови, ибо Господь Иисус Христос, взяв чашу после ве́чери, сказал своим ученикам: Приими́те и пейте! Чаша эта есть Новый Завет. Она есть Кровь Моя, за вас изливаемая ради прощения грехов.

Все: Аминь.

Священник: Да прии́дет, Боже правды, святое Твоё слово на хлеб этот, и да станет хлеб Телом Слова.

Все: Аминь.

Священник: И на чашу эту, да станет она истинною Кровью Христовой.

Все: Излия́нной ради жизни мiра. Аминь.

Священник: И удостой всех причащающихся жизненного врачевания для исцеления всякой болезни, для умножения всякого благополучия и добродетели, не для осуждения, Боже правды, ни для обличения и стыда. Ибо вот, мы призвали Тебя, Нерождённого, через Единородного во Святом Духе, да получит милость народ наш, да удостоится преуспевания, и да пошлются в спутники христианам ангелы для противодействия лукавому, и для укрепления Церкви. [Прими моления наши по ходатайству Пречистой Девы Богородицы и святым (имя), его и память ныне совершаем.][5] Просим и за всех усопших, которых поминаем с перечислением имён (имена за упокой)[6]. Освяти души их, ибо Ты знаешь всё, освяти души скончавшихся во Господе, и сопричти всем святым силам Твоим, и даруй им место и обитель во Царствии Твоём.

Все: Помяни, Господи Боже наш.

Священник: Прими и благодарение народа и благослови принесших приношения и благодарения, и даруй здравие, целость, радость и всякое преуспевание души и тела всем собравшимся здесь людям через Единородного Твоего Иисуса Христа во Святом Духе, [Который с Ним] был, и есть, и будет в роды родов, и во все веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Ещё молим Тебя, Господи: помяни Великого Господина и Отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященного (имя, титул) и всех епископов православных, верно проповедующих слово Твоей истины, всех пресвитеров, во Христе диаконов и всех, приня́вших священный чин. Ещё приносим Тебе словесную эту жертву за весь мiр, за Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, за всех, живущих чисто и благочестиво; о Богом хранимой стране нашей, властях и воинстве её. Дай им, Господи, [веру православную, разумное и] мирное правление, да и мы в тишине их мирное и безмятежное житие поживём во всяком благочестии и чистоте[7].

Все: Аминь.

Священник: И позволь всем нам, Владыка, со дерзновением, не к осуждению, смело призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и восклицать:

Все: Отец наш Небесный! Да святится Имя Твоё. Да прии́дет Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник:

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Ибо Твоё это Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Пред Господом склонитесь.

Все: Перед Тобою, Господи.

Трижды кланяется пред престолом, тихо молясь: Боже, очисти меня, грешного.

Диакон: Внемлем.

Священник, вознося Агнец, громко: Святое святым[8].

Все: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Диакон (в алтаре): Раздели, отче, Святой Хлеб.

Иерей разделяет Святой Хлеб на частицы по числу причащающихся священнослужителей и мирян и тихо произносит: Раздробляется и разделяется Агнец Божий. Сподоби нас причастия Ему, Боже истины, и соделай тела́ наши обителью непорочности, и души наши – домом благоразумия и познания; и умудри нас, Боже сострадательный, через причащение Тела и Крови, ибо через Единородного Тебе слава и держава во Святом Духе ныне, и во все веки веков. Аминь.

Диакон, указывая орарем на Чашу: Восполни, отче, Святой Потир.

Иерей берет частицу Святого Хлеба и, сделав ею знамение креста над Потиром, опускает в Потир, со словами: Полнота Святого Духа.

Диакон: Аминь.

(Подносит ковшик с кипятком к священнику, говоря: Благослови, отче, теплоту.

Иерей, благословляя: Благословенна теплота святынь Твоих всегда: ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Диакон вливает теплоту в Потир, говоря: Теплота святынь, исполненных Духа Святого. Аминь.)

Затем священнослужители выходят на амвон и вместе с молящимися молятся перед причастием.

Священник, простирая руку над причастниками: Возлагаю руку на людей Твоих и молю Тебя, простри руку правды и по человеколюбию Своему, Боже щедрот, подай благословение собравшимся людям, и на настоящие таинства. Рука благочестия и силы, и целомудрия, и чистоты, и всякой святости да благословит народ Твой и да направит к преуспеванию и благосостоянию через Единородного Твоего Иисуса Христа во Святом Духе и ныне, и во все веки веков.

Все: Аминь.

Сложив руки на груди, вместе со всеми: Как лань стремится ко источникам воды, так и душа моя стремится к Богу Крепкому, Живому. Вечери Твоей Тайной причастника меня прими, и да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.

Все: Аминь, и хор поёт причастен дня и/или 33-й псалом.

Священнослужители кладут земной поклон перед престолом, кланяются друг другу в алтаре и в храме со словами: Простите меня, отцы, братья и сестры, грешного.

И снова творят земной поклон, говоря: Ныне прихожу к Бессмертному Царю и Богу моему.

Причащаясь Святого Хлеба: Тело Христово преподаётся мне, иерею (или диакону) (имя) ради прощения грехов моих и в Жизнь Вечную.

Причащаясь из Потира: Кровь Христова — Чаша жизни и бессмертия преподаётся мне, иерею (или диакону) (имя) ради прощения грехов моих и в Жизнь Вечную.

(Целует край Потира). Вот, прикоснулась святыня ко устам моим: да изгладит беззакония мои, и грехи мои очистит.

К мiря́нам: Со страхом Божиим, верою и любовью приступите.

Все: Благословен Грядущий во имя Господне; Бог – Господь, Он явился нам!

И сразу иерей выходит причащать мирян лжицей или раздельно: тогда преподаёт св. Хлеб, а диакон даёт пить от Св. Чаши.

Если причащает двумя Видами вместе, то произносит: Тело и Кровь Христовы.

Причастник отвечает: аминь, и вкушает.

Если по отдельности, то, преподавая часть святого Хлеба, говорит: Тело Христово. Давая испить из Чаши, произносит: Кровь Христова — Чаша жизни и бессмертия.

После причащения священник произносит Аллилуйя, заходит в алтарь, на престоле ссыпает с дискоса в Потир частицы.

Хор поёт: Аллилуйя. (Трижды).

Затем иерей благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Иерей кадит Дары, диакон относит Чашу (и дискос) на жертвенник, тихо произнося: Вознесись на Небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник: Благодарим Тебя, Владыка, ибо Ты призвал заблудших, и грешников приобрёл в достояние Себе, и отвратил от нас, по человеколюбию Своему, всякое наказание, простив и покаянием очистив через познание Тебя. Благодарим Тебя, ибо преподал нам причастие Плоти и Крови Сына Твоего. Благослови нас, благослови собравшихся здесь людей Твоих, соделай нас частью Тела и Крови через единородного Твоего Сына, через Которого Тебе слава и держава во Святом Духе и ныне и во все веки веков.

Все: Аминь.

Священник: С миром исхо́дим.

Все: Во имя Господне.

Иерей благословляет народ: Благословение [и милость] Господа да снизойдёт на вас, по благодати Его и человеколюбию всегда: ныне и присно и во веки веков.

Все: Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Хор поёт многолетия. Священник, осенив напрестольным крестом народ, даёт его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы. Затем священник опять осеняет крестом народ, и возвращается в алтарь.

Тропарь св. Серапиону Тмуитскому

Православия наставник, / благочестия и чистоты учитель, / вселенной светильник, / архиереев богодухновенное украшение, Серапион премудрый, / ученьями твоими всех просветил, свирель духовная, / моли Христа Бога спастись душам нашим.

[1] Св. Серапион (IV в.) подвизался в Египте, был сподвижником свт. Афанасия Великого, около 339 года рукоположен в епископы г. Тмуиса. Ок. 359 г. изгнан арианами в ссылку. Это гонение послужило основанием для прославления Серапиона в лике исповедника (упомянут у Иеронима Стридонского и в римском мартирологе на 21 марта). Умер после 362 года. Не включён в месяцеслов Русской Православной Церкви и византийские синаксари, однако имеются данные о почитании его памяти 7 февраля и 21 марта. (См. «Синаксарь. Жития святых Православной Церкви». Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт., М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011, т. III, с. 592-594. И «Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского», в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389-390). В коптской церкви поминается 7 марта.

[2] «Евхологий» св. Сарапиона (Серапиона), епископа Тмуитского (III-IV в.), найден и опубликован в 1894 г. проф. А.А. Дмитриевским (1856 – 1929) по пергаментной рукописи X-XI в. под №29 в шкафу «В», в библиотеке лавры св. Афанасия на Афоне. Молитвы приводятся в авторской стилистической правке.

[3] Здесь при желании можно вставить Трисвятое или спеть его припевом к псалму.

[4] Если литургия совершается не торжественно, то Великий вход можно не совершать, а со словами Господи, помилуй, поставить на престол дискос и чашу, положить просфору и влить вино и воду, покрыть покровами.

[5] В IV веке почитание Богородицы было распространено не так, как после. Однако некоторые элементы богослужения стали столь привычными нам сегодня, что вовсе не упомянуть Деву Марию соблазнительно.

[6] Если имён для поминания много, то все (хор) могут спеть: Помяни, Господи Боже наш.

[7] Этот абзац вставлен из литургии свт. Иоанна Златоустого.

[8] Т.е. Святые Дары — людям святым.