«Во всех концах земли подвизавшихся с верою: / Апостолов, мучеников, священников богомудрых, / благоговейных жен священное собрание, / священными песнями как должно восхвалим: / ибо они, земные, с небесными соединились, / и страданиями бесстрастие по благодати Христовой получили; / и ныне, как звезды неподвижные озаряя нас, / со дерзновением ходатайствуют / о душах наших».

(Стихира на «Господи воззвах»)

Только ленивый гражданин нашего невоцерковленного Отечества рано или поздно не высказывался в том смысле, что «да, конечно что-то там, на Небе есть. Но вот священники такие-сякие, сами христиане живут кое-как, да и вообще: крестовые походы, инквизиция, невежество, мракобесие, унижение достоинства женщин и т. п». К тому же Бог у них «в душе» (хотя непонятно, каким прибором они, кичащиеся материализмом, могут это замерить и проверить?), и можно, дескать, верить и сидя дома перед камином, лишь бы зла другим не делать.

И хотя на все эти недоумения Церковь давным-давно ответила, но людям неинтересно узнавать ответы, потому что тогда придется задавать вопросы уже самому себе.

Ведь если узнаешь, что благодать, изобильно подаваемая в храме, никак не зависит от нравственных достоинств священника, то уже нельзя оправдать свое нежелание идти в храм.

И действительно, храм — это духовная больница, Врач — Христос, а священник лишь выдает лекарства и выписывает рецепты. Какая вам разница, на какой машине ездит и изменяет ли супруге врач, выписывающий или продающий вам лекарство? Разве это влияет на качество лечения?

Если узнаешь, что крестовые походы и инквизиция — это болезни совсем не Православия, что сами походы были вызваны стремлением уменьшить преступность, а в Европе времен инквизиции просто не проживало столько «ведьм», сколько якобы сожгла Церковь, то придется признать, что в светской истории значительно больше жестокости, чем в церковной.

И тогда придется задуматься о том, что именно в сердце человека рождается и добро и зло, и что именно Церковь, а не тоталитарные системы или философские утопические проекты, стремилась раскрыть добро в человеке. Что именно у Церкви есть критерии добра и зла, потому что есть общение с нравственной силой Божией, несоизмеримо превосходящей наши пристрастные представления о нравственности.

К тому же тогда придется всерьёз задуматься над нравственной оценкой убийств атеистами сотен тысяч священнослужителей в Соловецких и иных лагерях в первые десятилетия советской власти. Или эти жесточайшие, бессмысленные, садистские убийства были вызваны желанием привить невежественным церковникам просвещенные атеистические представления о морали и нравственности?

Вспомнить придется и о беспрецедентном уничтожении сотен тысяч русских людей руками атеистов в наше время.

Вы удивлены и возмущены такими страшными обвинениями? Но ведь очевидно, что соблюдающие заповеди Божии, т. е. воцерковленные христианские врачи и родители делать аборты именно по религиозным соображениям (нельзя убивать человека, даже если он очень маленький!) не будут.

А вот неверующие люди, которые по идейным соображениям относятся к ребенку лишь как к куску мяса, спокойно готовы пойти на всё, лишь бы не омрачать нежеланным ребенком привычное течение своей жизни!

В Церкви есть люди безнравственные? Странно, Сократ не отличался добродетелью, уж в высказываниях о «нетрадиционной» любви точно, но в его адрес камни не кидают.

И когда видят действительно оступившегося священника и мирянина, то переносят его грехи на всю Церковь. А десятки тысяч поклонников криминала и алкоголя почему-то свидетельствовать о безнравственности атеизма не могут. Где логика?

К тому же нравственность людей, не имеющих критерии нравственности (какие заповеди у атеистов, хотя бы теоретические? кем даны? стоит ли доверять нравственному авторитету того, кто их дал?), вызывает сильные сомнения. Да и повально пьющее русское село, зияя разрушенными и поруганными храмами, тоже не говорит в пользу атеизма. Про город я уже и молчу.

Церковь унизила женщин? Чем? Тем, что на каждой службе прославляет Богородицу, почитая Её выше ангелов? Или почитанием многочисленных Христовых мучениц и преподобных и исповедниц? А игумений русских монастырей вы видели? Чем их унизила Церковь?

В Церкви мракобесие и невежество? Попробуйте повторить это после очередной неудачной попытки самостоятельно вычислить дату Пасхи или запомнить схемы церковных служб периода пения Постной Триоди. Про изучение богословского наследия и церковное искусство я уж и молчу — тут просто надо иметь соответствующее образование.

Итак, очевидно, что гораздо проще прикрывать нежелание менять свою жизнь «умными» вопросами, чем признаться себе, что часть жизни уже прожита впустую…

***

Но проблема, конечно, не только в том, что нас обвиняют внешние люди. Проблема в нас самих, в коренной поврежденности человеческой природы, преодолеваемой лишь искренним и всецелым стремлением к святости.

При этом высокий идеал святости и наше личное несовершенство постоянно порождают всю гамму вопросов и противоречий в духовной жизни.

Как мы, призванные к святости, к обожению, можем вести образ жизни, подчас худший, чем у представителей других религий и атеистов? Почему так легко сдаемся, когда наступает время выбора между грехом и добродетелью? Почему для нас важнее мнение общества, чем мнение Бога?

Может, мы слишком много думаем о своих заботах и о благоустройстве этой жизни, и где-то в глубине души не доверяем Богу, не верим, что Он действительно способен изменить нашу жизнь к лучшему?

Каждый из нас должен постоянно и самостоятельно находить ответы на эти вопросы в течение всей своей жизни…

***

«Мучеников божественный сонм, / Церкви основание, благовестия завершение! / Вы слова Спасителя делом исполнили: / ибо вами врата ада, против Церкви открывшиеся, затворились; / крови вашей поток / идольские возлияния иссушил; / заклание ваше породило верных полноту. / Бесплотных вы удивили, / Богу венценосцами предстоите; / ходатайствуйте пред Ним непрестанно / о душах наших».

(Слава: на Господи воззвах)

В центре церковного года Святая Православная Церковь поставила 90 особых дней, которые вырывают христианина из круга обычных проблем и желаний.

В эти дни — Период Великого поста и Пятидесятницы — мы особо вспоминаем о своем призвании, обновляем обеты, данные Богу, воспринимаем Священную историю как драгоценные страницы нашего личного пути к Богу, пытаемся в очередной раз понять, где мы на Голгофе — с Богородицей и Иоанном Богословом, или с Пилатом, иудеями и распинающими.

В эти дни, согласно Церковному Уставу, мы меньше совершаем молебнов, меньше читаем вслух поминальные записки, а на Пасху даже не отпеваем усопших, т. е. делаем всё, чтобы посвятить это время священным воспоминаниям, которые являются основой духовной жизни на весь оставшийся год до следующего Великого Поста.

Но вот после Пятидесятницы происходит возврат к обычному ритму церковной жизни. После возвышенных переживаний и сугубого отказа от личных нужд и прошений вливаемся в равномерное течение церковного года. И в следующее воскресенье после Троицы, т.е. почти сразу после воспоминания последнего события Священной истории — сошествия на святых апостолов Святого Духа — совершается память Всех святых.

А потом сразу начинается пост. Почему? Церковь здесь руководствуется словами Христа: «могут ли поститься сыны чертога брачного (на свадьбе), когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк 2, 19 — 20).
По толкованию отцов Церкви Жених — это Сам Христос, и после Его Вознесения и исполнения обещанного схождения Святого Духа наступает череда будней, череда поста.

***

«Со зверями сражаясь, поражаемые мечом, / когтями терзаемые, рук лишаемые и истязаемые, / непреклонные мученики, / и огнем вещественным беспощадно опаляемые, / и пронзаемые, и по суставам рассекаемые / все претерпели со всею твердостью, / удел предвидя будущий, / и нетленные венцы, и славу Христа, / пред Которым со дерзновением ходатайствуют / о душах наших».

(на Господи воззвах)

Итак, мы от недель подготовительных к Великому Посту до Троицы получили опыт восхождения на гору Богообщения, а теперь спускаемся с этой горы в низину своих забот.

Мы вновь приобщились к опыту духовной жизни предшествующих поколений христиан, услышав их покаянные и радостные молитвы в храме, увидели свои немощи, всю трудность исполнения заповеди по возделыванию сада своей души.

Но возвращаясь к обычному ритму жизни, будем постоянно помнить, что Церковь по природе Своей необычна. Она основана в буквальном смысле на крови и страданиях многих святых мучеников и исповедников, память которых мы подробно вспоминаем в эти дни, и все мы призваны продолжить по мере сил их подвиг.

Какой подвиг ждут от нас? Ответ всем нам ясен: подвиг этот — добродетельная, церковная жизнь и исполнение заповедей.

Сколько надо так жизнь, чтобы «искупить грехи» и «вымолить прощение»? Увы, должен разочаровать торопящихся поскорее простить своей совести все ошибки — процесс покаяния продолжается всю нашу жизнь.

Кто-то скажет — да это же проповедь соглашательства с миром, пассивная жизненная позиция! Что же меняется в нас от поста к посту? Где плоды нашей церковной жизни?

Похоже, что самим нам видеть это не дано. Но наши грехи заметны нашим ближним. Поэтому Церковь и советует воспринимать их осуждения и упреки как реальную картину нашего духовного состояния. Себе-то мы давно кажемся святыми, а другие, в том числе и дорогие нам люди, от нас зачастую стонут.

К тому же у всех свой темперамент. Кому-то возможно покаяние за три дня, кто-то должен идти годами ко Христу, хотя он и принадлежит формально к Христовой Церкви и даже регулярно приступает к Таинствам.

Редко, крайне редко человек сохраняет возвышенное состояние своей «духовной весны», пасхальную радость в течение всей своей жизни.

С годами церковной жизни человек во многом возвращается к своим прежним привычкам, приучает себя к мысли, что выпить, носить джинсы, покурить иногда вроде как и не большой грех.

Часто можно услышать рассуждения на тему «лучше краситься, чем осуждать». Беда только в том, что так рассуждающие, то есть открывшие маленькие ворота крепости своей души полчищам греха, и красятся и осуждают. И если девушка с бутылкой водки, в джинсах и с сигаретой в руке никак не ассоциируется у нас с православной христианкой, то пьющие мужчины уже почему-то не видят в этом греха и полного несоответствия с христианским образом жизни.

Где граница допустимости, как в жизни применить принцип апостола Павла «все мне дозволено, но не все полезно»? Конечно, ответы на эти вопросы у Церкви есть. Только они разные для разных людей. Как не всем одинаково подходят размеры одежды, так и не бывает одинаковых и однозначных духовных ответов.

Для этого Церковь и призывает нас молиться Богу разумно, и предлагает нам такую богатую пищу для размышлений и действий в течении праздничных дней. Для этого, перед схождением с духовной горы и предлагает столько жизненных примеров людей, бывших во всем подобным нам с вами кроме одного — они действительно ненавидели грех, и они действительно любили Бога.

«Ради нынешнего торжества / соберемся, верные, / ибо предлагается нам духовная трапеза / и чаша таинственная, приятных яств исполненная — / радости о добродетелях мучеников. / Ибо они, душою терпеливые, / цвет всякого возраста, / крайние телесные страдания, многообразно мучившись, / от концов земли принесли Богу в жертву разумную; / одни — приняв главы отсечение, / другие же — рук отторжение и всего состава вместе, / все святые страстей Христовых общниками сделались. / Но, о Господи, венцы им в награду за мучения даровавший! / В жизни следовать по их стопам / удостой и нас, как Человеколюбец».

(Стихиры на стиховны: слава, глас 5)

С использованием материала сайтов:

http://www.wertograd.narod.ru/triod/zvet56v.htm
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=120