Христиане всегда с благоговением хранили тайну Евхаристии от непосвященных. Считалось, что никто из некрещенных или отступивших от веры в гонения не может не только причащаться или присутствовать на таинстве, но даже и видеть его.
Со временем стремление максимально сберечь святыню от глаз недостойных (а таковыми стали считать себя все большее и большее количество христиан) привело к тому, что самая главная, самая глубокая смыслами и насыщенная возвышенными поэтическими и богословскими образами часть литургии совершается практически незаметно для молящихся в храме людей. Лишь только те, кто знает это, те понимают, что в этот момент происходит.
Закрытые царские врата, погашенное паникадило и редкие возгласы священника, произносящего отдельные фразы из молитв, должны напоминать нам о великой тайне воплощения Бога и преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Этот момент богослужения требует напряжения сознания от собравшихся в храме людей: за невзрачным и простым, в отличие от торжественного Великого входа, например, надо увидеть возвышенное и святое.
***
«Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать Отца и Сына, и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» — призывает нас диакон с хором (Для удобства понимания все тексты молитв приводятся в этой статье в переводе на русский язык).
Затем он произносит «Двери, двери! Будем внимать премудрости», а священник отдергивает алтарную завесу.
Зачем диакон обращается к дверям? А это остаток древней практики выводить в этот момент из храма оглашенных и кающихся. За ними запирались двери, и таинство совершалось в отсутствии посторонних.
Единомыслие как единство в вере – это главное и неизменяемое правило достойного причащения. Именно поэтому с VI века в этот момент богослужения всеми верными читается или поётся Символ веры.
После единодушного исповедания веры диакон приглашает всех к началу совершения анАфоры — возношения даров, святой жертвы: «Встанем благоговейно, встанем со страхом, будем внимательны, чтобы святое Возношение приносить в мире!»
Хор от имени всех нас отвечает, свидетельствуя, что наша жертва – это не убийство жертвенных животных, как было в Древнем мире, а жертва мира и хвалы, возвращающаяся нам благословением в хлебе и вине евхаристии: «Милость, мир, жертва хваления».
Священник за закрытыми вратами благословляет народ словами апостольского приветствия:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами!»
Хор: И со духом твоим.
Священник поднимает руки: Вознесём сердца!
Хор: Возносим ко Господу.
Священник поворачивается к престолу и кланяется: Возблагодарим Господа!
Хор поёт: Достойно и справедливо поклоняться Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.
Священник в это время (как правило тихо или вообще про себя) читает молитву перед возношением:
Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий Ты и единственный Твой Сын, и Дух Твой Святой.
Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Твое будущее Царство.
За все это благодарим Тебя, и единственного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты благоволил принять из наших рук, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и десятки тысяч Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрылённые…
Диакон делает звездицей (специальным металлическим крестообразным предметом) знак креста над дискосом, а священник громко произносит окончание этой части молитвы:
…победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие:
Хор завершает слова священника словами ангельской песни, известной нам из Ветхого Завета:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славою Твоей! Спасение с небес! Благословен Идущий во имя Господне! Спасение с небес!»
Священник тихо продолжает:
С этими блаженными Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и говорим: Свят Ты и пресвят: Ты, и единственный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал (на распятие) Своего единственного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.
Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее Сам Себя предавал за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав:
Вслух, после пения хора:
Возьмите, вкусите, это – Тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов.
Хор: Аминь.
Священник тихо: Также и чашу после (Тайной) вечери, говоря:
Вслух: Пейте из неё все, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая для отпущения грехов.
Хор: Аминь.
Священник тихо: Вспоминая же эту спасительную заповедь и всё, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь.
(Отметим, что «сидение одесную, по правую руку» – это древнее выражение, означающее полноту данной Христу божественной власти. Интересно также и упоминание Второго пришествия среди уже бывших событий – так Церковь показывает вневременность Евхаристии, приобщающей нас к вечности).
Вслух: Твоё от твоих Тебе приносим от всех и за всё.
Этот возглас священника можно истолковать так: «Твоя», то есть Твои дары (хлеб и вино), «от Твоих», то есть от лица Твоих верных мы приносим Тебе, Богу, в благодарственную жертву за всех людей и за все Твои благодеяния.
Хор: Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.
Священник тихо молится: Ещё приносим Тебе это словесное и бескровное служение и просим Тебя, и молим, и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти лежащие перед нами Дары.
После этого священник с диаконом трижды читает тропарь третьего часа, молясь о ниспослании Святого Духа, благословляет дары и вместе со всеми, стоящими в храме, земно им кланяется.
Поднявшись, священник тихо молится: Чтобы послужили дары причащающимся к трезвению души, к прощению грехов, к приобщению Святому Твоему Духу, к полноте Царства Небесного, к дерзновению пред Тобою, не в суд или во осуждение.
Ещё приносим Тебе это словесное служение за в вере почивших: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, проповедников, евангелистов, мучеников, исповедников, аскетов и о всяком духе праведном, скончавшемся в вере, …
Взяв кадило, священник громко продолжает: …особенно же о пресвятой, пречистой, преблагословенной прославляемой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
Хор поет молитву «Достойно есть» или иной положенный текст в честь Богородицы.
Священник тихо продолжает: О святом Иоанне, пророке, Предтече и Крестителе, святых славных и всехвальных апостолах, о святых (имена), чью память мы и совершаем, и о всех святых Твоих, по молитвам которых посети нас, Боже.
И вспомни всех, усопших в надежде воскресения и жизни вечной рабов Твоих: и упокой их, Боже наш, там, где все озаряет Свет лица Твоего.
Ещё молим Тебя: вспомни, Господи, всякое епископство православных, правильно преподающее слово Твоей истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и весь иной священный чин. Ещё приносим Тебе это словесное служение за вселенную, за святую соборную и апостольскую Церковь, за пребывающих в чистоте и благочестивой жизни, за богохранимую страну нашу Российскую, народ её и всех, стоящих у власти. Дай им, Господи, мирное правление, чтобы и мы могли жить спокойно и мирно во всяком благочестии и чистоте.
Вслух: И среди первых вспомни, Господи, Великого Господина и отца нашего КИРИЛЛА, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (высоко-) преосвященнейшего (имя), митрополита (или: архиепископа, или: епископа (название кафедры), которых даруй святым Твоим церквам в мире, невредимыми, почитаемыми, здоровыми, долгоденствующими и правильно преподающими слово Твоей истины.
Певцы поют: И всех (мужей), и всех (женщин).
Священник тихо: Вспомни, Господи, и город наш, в котором живем, (или: селение, или: обитель сию,) и всякий город и страну, и верных, живущих в них. Вспомни, Господи, о плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их. Вспомни, Господи, приносящих пожертвования и творящих доброе во святых Твоих церквах и помнящих о бедных, и на всех нас милости Твои ниспошли.
Возвышая голос: И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Священник, повернувшись к Царским вратам и благословляя народ возглашает:
И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами.
Затем дьякон вновь выходит на амвон и от нашего имени молится о «предложенных и освященных честнЫх (т.е., драгоценных, почитаемых) дарах» и прочих наших нуждах.
Приближается священный момент причащения – центр всей литургии и смысл её совершения. Мы все понимаем, что недостойны столь высокого Дара Божиего. Поэтому, пока диакон читает ектению, священник от имени всех нас тихо молится в алтаре так:
Тебе вручаем всю жизнь нашу и надежду, Владыка Человеколюбец, и просим Тебя, и молим, и умоляем: удостой нас причаститься Твоих небесных и страшных Таинств, этой священной и духовной Трапезы, с чистой совестью, во отпущение грехов, в прощение согрешений, в общение с Духом Святым, в наследование Царства Небесного, в дерзновение пред Тобою, не в суд или во осуждение.