alena
Прекрасная, удивительная Италия, щедро наполненная стариной. Бывает, что и сейчас люди живут в домах 15-го века. Каждый маленький городок обладает запредельно древним дворцом или собором, или крепостью и. т. п. Строили из камня, качественно, вот и сохранилось многое.

В Италии неисчислимое количество соборов и церквей, в основном богатых и ухоженных. Храмы очень красивые и бывает удивительно красивый колокольный звон. В истории этой страны не было трагических моментов разрушения церквей и гонений на верующих. В этой стране огромное количество святынь, почитаемых христианами всего мира. Например, мощи св. Николая в г. Бари, мощи св. евангелиста Марка в Венеции, мощи св. апостола Петра в Ватикане, большая часть мощей св. апостола Матфея в Салерно, мощи св. ап. Андрея Первозванного близ Неаполя. Один из монастырей в г. Падова (по-русски Падуя) заявил о нахождении в нём мощей св. апостола Луки. Сейчас идет проверка этого факта.

Год назад наша семья уехала жить в Италию и поначалу, не зная языка, можно было умилиться. Храмы богаты, открыты, отовсюду слышен колокольный звон. Только потом, немного выучив язык и познакомившись с итальянцами и с их жизнью, мы немало удивились. Много храмов, много святынь и… мало верующих.
Из всех моих знакомых верующая одна, и та — человек не церковный. Муж её — философствующий добряк-атеист, узнав, что Пасхальная православная служба длится до 3 — 5 часов, с хохотом и удивлением посоветовал мне сменить религиозные убеждения. Обоим супругам чуть больше сорока, и в Церкви не венчаны.

Другие знакомые — классическая итальянская семья. Отец и его сыновья-близнецы (по 50 лет). Отец — воинствующий атеист, который и в свои 75 подыскивает услуги платной «массажистки», за что и был изгнан из дома младшим сыном — свидетелем Иеговы. Старший одинаково равнодушен и к отцу и к вопросам религии.

Я учусь вместе с приятными молодыми людьми, но всё, что касается тематики религии чаще всего, сводится к шутке или явной смене темы разговора. Одна молодая особа, знающая русский язык, узнав, что мы постимся, ходим в храм (а я еще и в платочке), и считаем несколько неудобно присутствовать на службе со стоящими дыбом зелёными волосами, назвала нас отсталыми и неразвитыми. Зелёные волосы тут сейчас в моде.
Остановка моего автобуса рядом с христианской школой и утром я часто вижу, как родители привозят своих детей в эту школу. Дети одеты в голубые подобия маленьких стихарей. Вообще это очень приятно видеть, но не обходится без курьёзов. Одна молодая мама вела своих близнецов мальчиков лет 8-9ти. Идут в стихарях, а у одного голова выкрашена в ярко-зелёный, а у другого — в ярко-бордовый цвет.

Католическая духовность остаётся полной загадкой. Так, например, очень распространена картина (в моём понимании иконой это назвать нельзя), где мадонна, томно откинув голову назад, играет на рояле!

В городе Сульмона (провинция Абруццо), где находится наша музыкальная академия, мой муж видел местночтимый праздник под названием «Мадонна, которая бежит». Совершается он на Страстной неделе. Громадная площадь, толпа, пекло. На одном конце площади служители одной церкви держат деревянную статую Спасителя. С другой стороны площади открывают ворота другого храма, и служители выносят статую мадонны, одетую в чёрное траурное платье эпохи классицизма. Из груди статуи торчит окровавленный кинжал, т. к. мадонна, узнав о кончине своего Сына и, не выдержав страданий, якобы вонзила кинжал в свою грудь(!). Между статуями в толпе освобождают длинный коридор. Мадонна «видит» своего Сына воскресшим, в секунду с неё спадает траур, она остаётся в нежно-зелёном, и начинается забег. Служители со страшной скоростью бегут со статуей мадонны ко Христу метров 500. Причем считается плохой приметой, если статуя упадёт, потому что это сулит на весь год разнообразные неприятности городу. Потом обе статуи уносят в храм. Может я ошибаюсь, но это какое-то кощунственное мероприятие.

Мой муж снял на видеокамеру шествие на Страстную пятницу. Вечер. Епископ идёт через весь город за оркестром, наигрывающим приятные джазовые мелодии. Причём процессия идёт особым шагом, поднимая ножку и раскачиваясь в стороны. За епископом несут положенную во гроб статую Христа. Обойдя таким образом почти весь город все стекаются на площадь кафедрального собора. Короткое песнопение, и с грохотом загорается на крыше храма большой фейерверк в форме креста, при этом толпа ликует и довольно хлопает в ладоши. Несколько человек заходит в храм на службу, а большинство, оживлённо обсуждая происшедшее, расходится по домам.

Я часто по воскресеньям смотрю по телевизору их мессы. Процедура длится 40 минут. Люди сидят на скамеечках, где надо встанут, где надо сядут. Всё быстро, чинно, но напоминает лекции по технике безопасности, настолько всё технично и сухо. Прихожане в середине мессы торжественно несут к алтарю свои приношения (корзины с колбасой, маслом и. т. д.). Иногда корзина так картинно набита доверху, напоказ, что даже неловко — мол, смотрите, сколько я принёс храму. Удручающее зрелище.

В церковные праздники картина не улучшается. На католическое Рождество мы посетили торжественную мессу. Живя в России и смотря западные фильмы, где тема Рождества (особенно подарков) обыгрывается с большим чувством, мы ожидали, что реальное Рождество в стране католической — это какое-то чудо. Но, увы, на ночной мессе нас ждало сильное разочарование: те же самые 40 минут, несколько слащавых песнопений, бодренькая проповедь ни о чём и… по домам. Даже в магазинах праздник чувствуется гораздо сильнее, нежели в храмах.

Всё это касается как провинциальных храмов, так и самого всемирного католического центра — Ватикана. В новостях я видела статистику: за последние 10 лет число паломников в Ватикан упало на 18 % (по данным информационной программы телеканала RAI). Во многом виноваты и скандальные ситуации в Ватикане. Например, уже около года у стен Ватикана время от времени собираются демонстрации протеста. Приходят женщины с детьми, которые требуют перенести за черту города передающую антенну радио Ватикан, т. к. зафиксирован рост числа заболеваний детей этого района раком мозга и лейкемией. Год люди протестуют, но отнюдь не бедный Ватикан в довольно резкой форме отказывается тратиться на перенос антенны.

Недавно видела радостную передачу о миссионерской деятельности католиков в Колумбии. Показали мессу, где какой-то молодой человек прямо на «клиросе» под «блатные» аккорды гитары пел хриплым голосом «аллилуйя».

Календари издаются универсальные. Вместе упоминание святых и гороскопы всех видов. На одной странице журнала фотография папы своим профилем может упираться в обнаженную часть женского тела (реклама крема). Самое страшное, что делают это итальянцы не специально, им даже в голову не приходит, что вообще-то так делать не стоит.

Такое странное совмещение несовместимого происходит не только на страницах журналов. В Италии храм зачастую служит своего рода культурным заведением, т. к. в них часто проходят концерты, а во дворах храма — спектакли и представления.

Мой муж видел один из подобных спектаклей во дворе храма. Сюжет вкратце. Моноспектакль. Стареющая дама лёгкого поведения напивается, раздевается донага и перерезает себе горло. Море бутафорской крови. Можно ли даже представить такое во дворе православного храма? Вообще в Италии культуру и религию принято воспринимать, как нечто очень близкое, забывая о том, что с эстетической точки зрения (как, впрочем, и с этической) «культура» развивается и изменяется очень быстро. Возможно, что сейчас «культурой» принято называть то, что 15 — 20 лет назад шокировало бы всех.

Как пример, расскажу виденное своими глазами по телевизору. Папа римский благословляет и причащает артистов. Площадь у собора св. Петра в Ватикане наполняется людьми в костюмах, на ходулях, с клоунскими носами и рыжими париками. Они слушают слова благословения, а после, не снимая ходуль, носов и париков, идут ко Причастию, причём несколько служителей помогают людям на ходулях склониться к папе. Мы с мужем посмотрели, поудивлялись, поохали, а через пару недель, на этой же площади, папа благословил международный съезд сексуальных меньшинств (?!!), что так же транслировалось по телевидению, и это мы так же видели собственными глазами. Судите сами — это только факты.

Возникает стойкое ощущение, что у католиков наступил духовный кризис, и они любыми способами пытаются привлечь к себе людей. Новые церкви построены в форме цирков, пирамид, кубов, сфер. Вечные концерты, громкоговорители, иллюминация. Только вот неувязка — дискотеки у них всё равно не получается и молодёжи они мало привлекают, а людей пожилых всё это отталкивает. Заигрывают с протестантами, но, несмотря на весь модернизм и современность, те всё равно смотрят на латинян свысока. Да и католики теперь действуют как протестанты: пристают на улицах, суют листовки и т.п. Кстати, если полистать телефонную книгу, то офис свидетелей Иеговы можно найти даже в самой маленькой деревне, что тоже свидетельствует о падении доверия к церкви.

Итальянцы народ суеверный и в церковном отношении несколько невежественный. Однажды мой знакомый, видя, как я нещадно выметаю из дома пауков, сделал мне выговор и рассказал мне, почему в Италии пауков любят. Давным-давно они… спасли Иисуса. Когда Иуда с ножом гнался за Спасителем, чтобы убить Его (!), Христос спрятался в пещеру (!!) и пауки заткали паутиной вход в неё, и поэтому Иуда не нашёл Иисуса (!!!). Вот такая история, где комментарии, как говорится, излишни.

Видела интервью с одним падрэ. Он говорил об экуменизме, о том, что католицизм открытая дверь, о том, что они всех ждут с радостью. Говорил, а сам не вынимал сигареты изо рта. Вот такой экуменизм. Кстати, в России многие больны идеей объединения с католиками, но они, вероятно, в деталях даже не подозревают, с чем собираются объединяться. Мало у кого из них, наверное, есть возможность пожить подольше в центре католицизма и понять, что в действительности происходит здесь. Что может настолько «больное» католичество дать Православию? Дай им Бог со своими недостатками справиться.
А вообще жизнь здесь очень хорошая, достаток и спокойствие.

Но когда подумаешь, сколько апостолов, святых и мучеников рассталось с земной жизнью в Италии, и о том, что именно римский сотник много лет назад взял в свои руки молоток и гвозди, становится немного не по себе. Глядя вослед уходящим из городов и храмов вере и благочестию, невольно приходят на ум известные слова Христовы: «Quo vadis — Куда идешь, Италия?».

Ольга Жавко-Чечёткина