Во имя отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Дорогие братья и сестры, как вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, Господь идёт навстречу людям, постоянно предлагая нам исцеления разнообразных болезней, постоянно предлагая нам здоровье душевное и телесное. И один из парадоксов Евангелия в том, что мы видим, сколько людей приходило ко Христу исцеляться, сколько людей искало у Господа здоровья, но, когда Христос взошел на крест, рядом с ним было лишь несколько верных Его учеников. И всё это разнообразное множество народа, исцелившись, получив от Бога некие дары и благодать, забыло об этом и бросило Его одного умирать на кресте голгофском.

Это удивительное евангельское слово особенно актуально во все, конечно, времена, и в наше время тоже.

Очень часто бывает так, что мы, получая от Бога какую-то милость, считаем её само собой разумеющейся. Получая что-то от Бога, в лучшем случае мы скажем: «Ну, слава Тебе, Господи, получилось».

Но где наша благодарность? Где наша вера? Где наше стремление, чтобы вся наша жизнь происходила по воле Божией? Этого мы не видим.

Мы очень часто любим повторять красивые фразы о том, что мы – наследники святой Руси, что мы живём в великом православном государстве. И это, конечно, правда. Но достойные ли мы наследники Святой Руси? Действительно ли мы наследники или мы просто живём на той же территории, но голова наша наполнена совсем не теми мыслями, совсем не теми желаниями, которые были у наших святых предшественников, ради которых, собственно, эта земля и называется святой Русью?

Каждый, конечно, сам даст ответ на этот вопрос перед лицем Божиим, перед лицом испытаний, которые посылает нам Господь.

Но для нас сегодня особенно важно отметить великую силу веры. Господь прямо связывает исцеление и получение благодати от Бога с наличием в человеке веры: если имеете веру, то и здравы будете. Ведь вера – это как раз то условие, благодаря которому Господь сходит в наши души. Святитель Феофан Затворник прямо говорит, что вера — это дверь, через которую Бог входит к нам.

Но что значит вера? «И бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Но становятся ли они от этого христианами? Конечно же нет. Просто признавать наличие Бога, признавать бытие Божие – этого очень мало. Вера движется делами. То есть, вера – она как зерно, говорится в другом месте Евангелия, всеивается в человека в какой-то момент нашей жизни, и оно должно вырасти в некое духовное дерево, наполненное духовными плодами. Тогда-то эта вера спасительна. Это не просто констатация факта, вера – это образ жизни.

Вы, возможно, обратили внимание, что в начале апостольского чтения апостол говорит нам, обращаясь к нам: «…вы сильные, должны немощи немощных носить». Это мы-то сильные? Да мы приходим в церковь как раз тогда, когда чувствуем, что мы слабые. Мы приходим зачастую в церковь как раз тогда, когда чувствуем, что у нас плохо идут дела, что у нас нет здоровья, что нет мира в ближних. Когда проблемы у нас, вот тогда мы вспоминаем о Господе Боге. И тогда приходим мы в церковь и говорим «Господи, помоги!» проходит немножко времени, Господь помогает, и мы опять забываем обо всем этом.

Ведь все мы знаем, что надо каждое воскресение ходить в храм Божий. Это наша жертва, жертва времени. Мы приносим Богу в жертву часть недели, чтобы освятить всю остальную неделю. Знать – знаем, но далеко не всегда выходит. Конечно, надо бы, ну а кто дела будет делать? И отдохнуть надо. Да и вот тут хлопоты, ту заботы, тут огород, тут ещё что-то… И вот так мы и живём всё зная, но эти знания как-то проходят мимо нас. Мы напоминаем ржавый водопроводный кран, через который течёт вкусная холодная чистая вода, но кран от этого чище не становится.

Но не к тому, конечно же, призывает нас Христос, не этого ждёт от нас святая церковь. От нас ждут силы, от нас ждут того, чтобы мы укреплялись в своей вере. От нас ждут, чтобы мы вот это маленькое зерно, которое приходит к нам в душу, не затоптали, чтобы из него выросло духовное дерево неких добродетелей.

Ведь у каждого из нас в жизни существует некое лицемерие. Есть набор поступков, которые мы можем совершить в присутствии уважаемого человека, а есть набор поступков для всех остальных.

Иной раз мы говорим: «Вот, у нас жизни нет совершенно с родственниками нашими жить», — а ведь достаточно представить, что от этих родственников, например, зависит наше материальное благосостояние, они зарплату, грубо говоря, нам платят – совсем другое отношение. Где-то уже и стерпим злое слово от родственников, где-то чаще им улыбнёмся… Но это же лицемерие!

Господь призывает нас относится к каждому человеку так, как будто вот он и есть образ Христов, образ Божий.

Конечно же, наша жизнь очень далека от этого идеала и от этого образца. Но Господь от нас и не требует ничего сверхъестественного, и невероятного, и невозможного.

Господь позвал нас сюда, в эту церковь, чтобы мы вместе причащались Святых Христовых Таин и через это причащение Он входит в нашу жизнь. Входит и освящает её, и показывает нам где у нас в жизни грязь, беспорядок, бардак, что нам в жизни надо изменить, а мы уже сами должны потрудиться.

Представьте, в тёмную комнату внесли лампу и сразу стали видны и паутина, и гряз, и пыль…. То, что мы не замечаем, если просто так войдём.

Точно так же и в жизни христианина. Господь входит к нам, освещая нашу жизнь. Она автоматически святой от этого не становится.

Часто можно услышать: вот дайте, батюшка, какую-то молитовку, чтобы всё в жизни сразу наладилось, чтобы дети стали слушаться, муж пить перестал, там ещё что-то… Нет таких молитовок! Господь нам свет вносит в жизнь, чтобы мы видели, что надо менять, а менять надо самим. Потрудиться надо самим, приложить усилия надо самим. И вот этот труд – он уже венчается Богом, либо в этой жизни Господь даёт благодать и помогает нам, даёт нам увидеть свою благочестивую мирную семью, плоды своих трудов, либо в следующей жизни.

Часто бывает так, что здесь мы лишь полагаем начало какого-то дела, а конец его увидят лишь через поколения после нас. И с этим надо смириться и смирить свою гордыню.

Вот такие мысли приходят нам в голову, когда мы слушаем сегодняшнее евангельское чтение.

Вера – она должна двигаться любовью. Вера не есть некое статичное состояние, когда мы признаём, что «да, Бог есть». Нет, этого очень мало, мы должны взращивать в себе дерево благодетелей, благодати, добродетелей.

И помните, что мы призваны, может быть, к малым делам. То, о чём мы слышим в житиях святых – невероятные посты, невероятные подвиги духовные – это, конечно, прекрасно, но от нас Господь требует хотя бы малого. Хочешь сказать ближним своим злое слово, пусть справедливое – остановись, промолчи, скажи: Бог тебе судья. Но не так, как у нас иной раз говорят «спаси ж тебя Господи» да «Бог тебе судья». С такой интонацией скажут, что оно как ругательство прозвучит. Ну разве это достойно христианина?

Надо успокоиться, надо смирить себя в сердце своём и ответить спокойно.

Сегодня я с человеком враждую, завтра он нам лучший друг – об этом тоже надо помнить.

И вот всякий раз, как мы себя останавливаем, всякий раз, когда мы не даём себе сказать это злое слово, когда всякий раз в мыслях себя останавливаем, не даём себе подумать злую мысль, вот всякий раз мы приближаемся ко Христу, всякий раз мы приближаемся к совершенству в Боге. Оно совершенство не в километрах молитв и не в невероятных постах, а вот в этой маленькой работе над своей жизнью: над словом, над мыслью, и, конечно же, над поступком.

Конечно же, за один день мы ничего не изменим в своей жизни. И за год не изменим. Сразу скажу страшное слово – и за жизнь ничего не изменим. Но, как сказал один святой, Богом венчается стремление, направление, ради кого мы живём. Важно «к кому, куда» мы живём – к своим нуждам или к Богу.

И вот если Господь увидит в нас это стремление, то и благословит нас Своей милостью.

Как сказал мой небесный покровитель преподобный Силуан Афонский, Господь спасёт всех, кто обращается к Нему с чистым сердцем. А те, кто стремится к Нему и стремится к исполнению заповедей Божиих, те будут друзьями Божиими.

Дай нам Господь молитвами святаго мученика Калиника, память которого мы сегодня совершаем, молитвами святаго Феодора Ушакова, небесного нашего покровителя, всех мордовских святых, дай нам Господь быть друзьями Божиими.

Аминь.

+

Спаси, Господи, и помилуй раб Твоих, потрудившихся Татиану и Александру!