Сегодняшний праздник называется «началом нашего спасения», а еще его можно назвать днем согласия. Сегодня, а для Церкви Благовещение происходит сегодня, а не происходило много столетий назад, потому что все, что важно для нашего спасения – все совершается в вечности, и времени не подвластно, сегодня Архангел Гавриил был послан с неба от Бога возвестить Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира – Иисуса Христа. Мария не обязана была согласиться на это, как не были готовы откликнуться на волю Божию поколения, живущие до Нее. Но Она ответила Ангелу согласием, сказав: Перед тобой раба Господня – пусть свершится все по слову твоему.

Что удивительного в этом согласии? Все мы живем в обществе, где соглашаться принято со всем и со всеми. Нам говорят, что самое главное в жизни – это отсутствие кариеса в зубах и кислотно-щелочной баланс – мы соглашаемся. Нам говорят, что надо жить не задумываясь и не напрягаясь, вечно развлекаясь и отдыхая – мы соглашаемся. Нам говорят – бери от жизни все и ничего не отдавай – мы соглашаемся. Нам говорят, что Церковь не во всем права и вообще вредно быть слишком религиозным – мы подчас и на это киваем. Так соглашаться не трудно, это не требует от нас жертвы. Мы даже готовы согласиться сделать добро, если это не очень трудно для нас.

Но не такое было согласие Богородицы. Воспитанная при храме, она хорошо знала все пророчества о пришествии Мессии – Христа. Она знала, что Его ожидает страшная смерть, а ее – нестерпимые муки от смерти Сына Своего и Бога. И ,зная о всех трудностях предстоящей Ей жизни, она добровольно выбирает этот тяжелый путь, соглашаясь выполнить давнюю надежду всего человечества – стать Храмом Божества, послужить воплощению Бога для спасения всех людей.

Но, может быть, согласие дано Пресвятой Девой по неведению будущего? Что убеждает нас в том, что это был осознанный и твердый Ее выбор?

Если мы вслушаемся в канон праздника, составленный св. Иоанном Дамаскиным в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом, принесшим Божие приветствие, по-славянски – «целование», то обратим внимание на противопоставление двух исторических событий. Первое – искушение Евы в раю, второе – Благовещение. И там и там с женщиной беседует Архангел, и там и там предлагает нечто превосходящее человеческое разумение. Но там Ева прельстилась не рассуждая, не трезвясь, не сохранив целомудрие мыслей и верности Богу, а здесь Вторая Ева – Богородица – дает согласие с рассуждением, с боязнью отпасть от Бога, показывая, что она раба Господня, и тем хранит целомудрие мысли, и тем становится «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

Так что сегодня праздник не только согласия с Богом, но и целомудрия. И удивительно, что в этом году Благовещение попадает на Великую Среду, когда Церковь молитвенно вспоминает другую, третью женщину, называя ее «целомудренной блудницей», которая в знак покаяния отерла ноги Спасителя своими волосами, смоченными драгоценным ароматным маслом – миром, стоившим огромные деньги. В стихире, певшейся сегодня, она даже называется «взявшей чин мироносицы».

Но почему мы так сегодня прославляем блудницу? Не оскорбление ли это нашей нравственности? Мы привыкли видеть внешнее, а Господь смотрит прямо в сердце человека и не отвергает никого. Мы, упиваясь собственной праведностью, готовы сжить со света всех, не верит не так, как нам хочется, кто делает и говорит неприятное нам. Даже в церковной среде идет ожесточенное разделение, дающее повод неверующим вновь посмеяться над Христовой Церковью: одни приняли новые паспорта – другие нет. Одни за ИНН – другие горло перегрызут принявшим это несчастное нововведение. Советы своего батюшки готовы поставить выше благословения своего Епископа и даже Патриарха, забывая, что христианская община без Епископа существовать не может.

Все это – следствие нецеломудренности мысли. Все это следствие нашего несогласия с Богом и Его путями. Мы уже все решили. Мы уже все знаем. Кем должны быть дети, чего должны достичь в жизни мы сами. И когда внезапно милые школьники превращаются в алкоголиков, а прежде благочестиво молившиеся девочки уходят с кем попало из дома – мы с недоумением и негодованием воздеваем руки к небу: за что, мол, Господи? Разве не Тебе посвятили мы нашу жизнь? Разве не мы носим твое Христово Имя? Ну ладно, у этих развратников и блудниц все наперекосяк. Это даже хорошо, пусть в аду горят! Но у нас-то, праведных?

Но вспомним – Богородица никого не осуждала. Царица небесная ничего не планировала. Увидев путь Божий, она, не дрогнув, вступила на него. А увидела – потому что была целомудренна не только телом, но и душою, и открыла Богу свое сердце.

Также и сегодняшняя блудница тоже отринула свою жизнь и свои желания. Увидев Бога, она ничего не пожалела, все продала, купила самое дорогое, что она могла представить – драгоценное миро и вместе со своей жизнью отдала его Богу.

Не будем же, подобно Иуде, подсчитывать стоимость этого мира, желая отдать его нищим. Даже если все храмы продадут свое убранство и раздадут все деньги бедным – бедные не станут богаче. Все мы станем богаче, лишь если впустим в свою жизнь Бога. Мы получим то сокровище, которое благодаря Благовещение подается бесплатно каждому на Земле – Христа. Если же Творец неба и земли живет в нашем сердце, то можно ли сомневаться, что все необходимые для нашего спасения средства будут дарованы нам? Не будем требовать от Бога всего и сразу. Доверимся Богу – Он даст нам все в свое время.

Не будем же осуждать тех, кто отдал свою жизнь Богу. Не будем гадать, чтобы мог этот человек сделать в миру.

Откроем и мы свое сердце Богу. Не впустим в него искушение сатаны – жить по своей воле и своему разумению, игнорируя волю Божию. Принесем миро доброты и любви к ногам Спасителя, последуем за Ним на Голгофу и только тогда сможем увидеть желанное Святое Христово Воскресение. Аминь.