Жить супружески без брака – это не блуд. Когда люди сходятся не просто для удовлетворения похоти, а для рождения и воспитания детей – это уже семья. Опровергать это, ссылаясь на правила Церкви, бессмысленно – Таинство Брака утвердилось в IX веке, а период соборного творчества официально завершился уже в восьмом. Известно, что еще в XVII веке на Руси простых людей венчали не повсеместно.

Но греховна ли супружеская жизнь христиан без венчания? Несомненно, да.
Не только телесным воспитанием ограничивается роль родителей. Должно быть еще и духовное, которое подается в Церкви. Но в Церковь мы ходим 2 раза в неделю, а воспитывать ребенка необходимо ежеминутно. Следовательно, малой Церковью должна стать семья.
Но как образоваться Церкви без Божией благодати? Для этого необходимо церковное таинство Брака. Поэтому для верующих людей жить в браке без венчания немыслимо и греховно.
И дело тут не в блуде, а в том, что без венчания не достигается предназначение христианской брачной жизни: духовное воспитание себя и детей для Царствия Божия, для обожения.
Почему мы вообще говорим об этом? Нам надо дать ответ на вопрос: допустить ли к Чаше Причастия супруга, живущего невенчанно и не имеющего возможности венчаться? Сейчас часты случаи смешанных браков, браков с неверующими людьми и пр. Если они живут в блуде – то это недопустимо. Если в браке – то значит, что Таинство Брака обязательно не для каждого брака.
А как относиться к детям от таких браков? Считать их результатом блуда или брачного сожительства? Не ясно ли, что сам факт того, что Православная Церковь не переняла католического учения о поражении в церковных и гражданских правах «ублюдков» т. е. так называемых «незаконнорожденных» детей, говорит о церковном отношении к этой проблеме. Нет «законных» и «незаконных» детей – все мы законные дети Божии, возрождаемые в Таинстве Крещения. Все мы, при условии достойной жизни, независимо от условий рождения можем принимать священный сан и прочее благодатное освящение Церкви.
Итак, живущих невенчанно необходимо увещевать принять Таинство венчания, но нельзя всякий невенчанный брак признавать блудом и на этом основании отказывать верующим супругам и их детям в общении Церковных Таинств.
Игумен Силуан (Туманов).