— «Как ты, верующая, а в воскресенье детей купаешь?» — раздается звонкое шипение соседки, которая сама в храм ходит регулярно два раза в год – куличи и яйца освятить и водички крещенской забрать.

— «Как посмели мыться после елеопомазания на Всенощной?! Всю благодать в канализацию смыли!» — вторит ей другая ревнительница неписаных правил благочестия.

— «Зубы не смей перед Причастием чистить! Пусть природой твоей пахнет!» — призывает третья.

И не смолкает хор советов, вроде бы благочестивых, но превращающих всю жизнь человека в хождение по минному полю запретов. Со временем начинает казаться, что именно этого требует от нас Господь. И изо дня в день человек, недавно пришедший к вере, боится оскорбить «божество» «неправильным», хотя и невинным с точки зрения заповедей Божиих и норм человеческой морали, поступком.

Вроде и книги есть разные, и у батюшки можно спросить. Но… Книг много и непонятно, каким надо верить, а каких остерегаться. А батюшка часто занят. Раз подойдешь, другой, третий… А потом спросишь у соседки. А та по доброте души подскажет всё…

Таким образом наши соотечественники, годами недополучая духовного «кислорода» — подлинного знания о Православии, с годами выдумывают себе на основе кое-как понятых осколков услышанного в храме и от людей и прочитанного в книгах свое «православие». Но только эта самодельная вера как-то подозрительно напоминает язычество…

***

«Я боюсь, когда все в жизни слишком хорошо. Ведь потом за это придется расплачиваться». Такой неожиданной фразой начинается статья современного публициста Ольги Гумановой «Жертвы кровожадным богам». http://www.matrony.ru/zhertvy-krovozhadnym-bogam/ На первый взгляд, причем тут христианство и жертвы богам? Но по мере прочтения статьи понимаешь, что поговорить есть о чем и вообще это интересная тема для размышлений.

Автор «женским взглядом» верно подметила некоторые важные стороны нашей жизни, и, вероятно, осознанно остановилась на запятой, не предлагая никаких рецептов. В этом тоже есть смысл, потому что жизнь мы проживаем только свою и отвечать на все вопросы должны только сами. И Святое Евангелие, и Святые Отцы нам здесь лишь подсказывают и направляют. Но не дают ответов на все вопросы и советов во всех ситуациях. Пересказывать текст, который любой может прочитать самостоятельно, не буду. Но некоторые акценты поставить, думаю, стоит.

Очевидно, что борьба с язычеством – это процесс в жизни христианина постоянный. Язычество – религия удобная, близкая каждому. Ведь она не требует глубинного изменения, преображения жизни. Отношения с Богом выстраиваются как в магазине с продавцом: деньги – товар. Ты хочешь что-то – принеси жертву. Удалось что-то – жди беды «для равновесия». Не хочешь беды – поступай так-то. И вот влезают во все стороны жизни христианина эти «удобные и разумные» подсказки и пока спохватишься и поймешь, что не по Евангелию поступаешь, а согласно лукавому духу века сего, уже много дров наломаешь. Поэтому согласен с автором. Не стоит всю свою жизнь рассматривать в категориях «жертвы неведомому Богу».

Кто читал 50-й псалом, помнит, что Богу нужна лишь жертва сокрушенного и смиренного сердца. Богу не нужны наши приношения в виде отказов от чего-то невинного и необходимого – купить себе новую нужную вещь, скажем, или помыться в воскресенье. Очевидно, что некоторые из таких самочинных запретов в жизни христианина, как, например, боязнь смыть водой благодать Божию, это тоже скрытое язычество и анимизм. Это незнание своей веры, Своего Бога, восприятия Его глазами древнего грека – «вот тебе жертва, только не надо больше молний»!

«Есть масса благочестивых целей, — говорит автор, — ради которых можно с чистой совестью перестать хотеть новую сумочку, мультиварку или занавески на окна. Ради любимого мужчины. Ради детей. Ради подружек по приходской общине, чтобы они не называли тебя «дамой с понтами» и принимали в свой сероюбочный кружок. А потом, после упражнений в аскезе без сумочек, вдруг откуда-то приходит тоска. Иногда даже такая, с которой не удается справиться своими силами, без психотерапии, врачей и медикаментов. Потому что желания — они не растворяются в воздухе сами собой после того, как вы отказываетесь их исполнять. Они складываются где-то в глубинах души мертвым грузом и начинают тянуть вас на депрессивное дно».

Увы, количество депрессий и скорбей даже среди церковных людей увеличивается. И проблемы в жизни иногда бывают и из-за самоограничения даже в самых невинных желаниях. Но вот только от того, что Вы что-то осознали, проблем и депрессий — в жизни, в семье — меньше как-то не становится. И счастья не увеличивается. И разрешая себе «угловой шкаф-купе в гостиную» и «свидание с писаным красавцем» счастливым человек тоже не всегда становится, потому что может быть просто не готов внутренне к этим событиям.

Поэтому в очередной раз приходится признать, что в основе здоровья и телесного и духовного лежит умение различать то, что стоит себе позволить и от чего стоит воздержаться.

Мир гораздо сложнее, чем «можно и нельзя». И Бог присутствует в этом мире не только радостью, о чем еще на заре истории человечества с пронзительной искренностью свидетельствовал праведный Иов…

«Так что же можно делать, а что нет, чтобы угодить Богу?» – спросите Вы. Ответ прост и сложен: стремиться лучше узнать свою веру, научиться отделять второстепенное от главного, стараться получать информацию из верного источника.

Бояться оскорбить Бога черствостью нашего сердца и жестокостью поступков к ближним.

Бояться оскорбить Бога злыми словами и слепящим самомнением.

Бояться оскорбить Бога лицемерием и ложью.

Требование-то Христово к нашей жизни довольно простое: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).