Думаю, что никто не будет спорить с тем, что свою Родину надо защищать. Споры возникают тогда, когда мы пытаемся понять от кого.

Конечно, когда идет открытая война — тогда всё ясно. Но когда враги действуют тайно, изнутри уничтожая наше Отечество в мирное время, не так легко разобраться, кто твой друг, а кто враг.

К тому же человек — существо несовершенное. И определять врагов каждый будет «в меру своей испорченности» или подверженности страстям, по принципу «нравится, не нравится». Поэтому неудивительно, что сегодня разные люди в разном направлении видят опасность и часто врагами Родины называют просто тех, кто им неприятен.

Кому-то, например, не хочется, чтобы его поступки осуждались с точки зрения морали и нравственности. Они говорят, что сейчас всё имеет право на существование. Таким людям неприятно возрождение религии, особенно Православия с его четкими моральными нормами. И собственную порочность человек пытается прикрыть обвинениями самой Церкви: дескать и сами священники не такие уж хорошие, и само православное учение тормозит «прогресс», мешает влиться в «дружную американо-европейскую семью» и т.д.

Кто-то не желает занимать активную гражданскую позицию, созидать, устраивать свою жизнь и жизнь близких. Тут свою пассивность очень удобно оправдать существованием «жидо-масонского заговора», который не даёт «нормальным мужикам развернуться», и остается только пить пиво да водку и часами пялиться в телевизор.

Кто-то не желает взваливать на себя бремя большой семьи, оправдывая нежелание завести более одного ребенка бедностью и тяжелой ситуацией в стране.

Обвиняют также ислам и выходцев из исламского мира в какой-то особой экспансии. При этом не понимают, что если бы у нас семьи были как в старину — по пять-восемь, а то и двенадцать детей, если бы их отцы не пили, а занимались воспитанием, то ни азиаты, ни китайцы не смогли бы в таких количествах селиться ни в Центральной России, ни на дальнем Воcтоке…

***

Для того чтобы хотя бы самим в этой ситуации разобраться, надо вспомнить, на каком основании наша Родина созидалась в течение веков. Что есть такого особенного в России, что помогло ей стать сильной и самостоятельной мировой державой и чем она отличается от других государств?

Ответ прост. Верностью Православию и православным жизненным ценностям.

Почему именно Православие? Не в обиду другим религиям будет сказано, но не католичество, буддизм или ислам помогли сформировать всё многообразие российской культуры, повлияли на создание русской литературы, самобытной архитектуры и т. д. И западные и восточные влияния на Россию лишь подчеркивают то, что было на что влиять.
Поэтому неслучайно, что все те, кто хотел бы сделать Россию зависимым сырьевым придатком Запада и Америки, начинали свою деятельность с нападок на Православие.

Почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассказывал, что прежний госсекретарь США г-жа Мадлен Олбрайт специально встречалась с ним, чтобы уговорить Патриарха не мешать сделать Россию не православной страной. Чем помешала ей наша вера? Тем, что с Православием Россия имеет своё уникальное лицо, свою культуру, свои ценности и свой путь.

Говорить тут можно много, но очевидно, что без четко сложившейся системы ценностей, опирающихся на живую православную традицию, мы не сможем ни сберечь того, что было, ни построить самобытного будущего. А как Россия может быть православной, если в ней так мало православных?

***
По какую сторону баррикад находимся мы? Конечно, большинство скажет — мы православные, даже крестик носим. Но, как заметил один современный богослов, как хождение человека в курятник еще не делает его курицей, так и хождение человека в храм — христианином.

А что делает православным христианином? Как минимум участие в жизни Церкви — и в первую очередь регулярные исповедь и Причастие, соблюдение заповедей Божиих, понимание необходимости пожертвовать Богу из своей недели воскресное утро для общей молитвы в храме.

Мы узнаем себя в этом описании? Если нет, то как мы можем защитить свое Отечество от бесконечных нападок на него? Как можем противостоять бесконечным попыткам навязать нам чужой образ жизни а-ля Собчак, если мы сами некритично готовы восторгаться всем западным (и экономика, дескать, у них лучше, и песни, и идеология)? Что противопоставим разрушению русской семьи, если пьем и развратничаем сами, вновь нанося незаживающие раны своим женам и детям?

В конечном итоге получается, что если мы не позаботились о своем духовном здоровье, не сверили свою жизнь с идеалом жизни тысяч наших предшественников, создававших и защищавших нашу страну, то врагами России, чужими в собственной стране становимся мы сами.

***

Конечно, проще бороться с врагами тупыми силовыми методами. Проще выместить свою злобу на лицах еврейской и кавказской национальности. Проще избить протестантов и сектантов. Но станем ли мы от этого достойными сынами своего Отечества? Станем ли ближе к Богу, призывавшему распространять христианство миром, а не силой?

Да, сила необходима для защиты Отечества, но в вопросах духовной жизни нужна и духовная сила. Поэтому в один прекрасный день мы поймем, что защищать Родину уже надо от нас самих, от нашей страсти к рюмке, к мату, к разврату. От нас плачут наши жены, не видя в пьяных мужьях защиты и помощи. От нас зависит падение демографии в России — женщинам трудно без реальной помощи воспитывать много детей.

Из нашего сердца исходит и добро и зло, и только от нас зависит, что мы выпустим в этот мир. В нас проходит граница между будущим России и заокеанскими планами о ней.

И даже если мы пролили кровь, защищая Отечество, но пустили врага в свою душу, то мы проиграли битву, и наши дети будут жить уже не в России, а в какой-то другой стране.