Так устроен человек, что для него естественно стремиться к личному счастью, к счастью близких и ко благу своего отечества.

Стремятся люди к тому, чего не хватает, поэтому очевидно, что у большинства наших соотечественников жизнь несчастливая. Есть оптимисты и пессимисты, но в целом мало кто полностью доволен всей своей жизнью, от юности до зрелости. Причины недовольства разные, но они всегда найдутся. Не сложилась личная жизнь, постоянно не хватает денег, несправедливость начальства, зависть ближних, пьют родственники, а многих уже коснулась леденящим крылом наркомания, тюрьма, рак, СПИД. Да мало ли бед на свете?

Поэтому в эти дни, когда Церковь говорит о том, что «сжалившийся над своим созданием Создатель… призывает всех к прежнему блаженству» (стихиры на «Господи воззвах» на Благовещение, малая вечерня) т. е. к счастью, сердце человека трепещет, и благоуханное цветение весны соединяется с робкой надеждой, что может хоть сейчас всё в жизни образуется, станет на свои места, и мы, наконец-то, будем счастливы.

Но вот вопрос, что для нас счастье и насколько оно совпадает с той Благой вестью, благодатью, о которой возвестил Архангел Гавриил, и которую предлагает нам Церковь?

***

«От века сокрытая тайна сегодня открывается / и Сын Божий Сыном человеческим становится, / чтобы худшее приняв, преподать мне лучшее. / Был обманут в древности Адам / и, возжелав стать Богом, не стал; / Бог становится человеком, / чтобы Адама сделать богом. / Да радуется творение, да ликует природа, / ибо Архангел Деве со страхом предстоит / и приветствие «Радуйся!» приносит Ей взамен печали. / По сострадательной милости Своей ставший человеком, / Боже наш, слава Тебе!»

(стихира на утрене Благовещения на хвалитех на Слава, и ныне, глас 2, Феофана Начертанного, епископа Никейского)

Тем, кто старается вдумчиво молиться и вникать в богослужебные тексты Великого Поста и Святой Пасхи особенно очевидно, что Бог постоянно рядом с нами и желает помочь нам спастись из того омута греха, бесконечных ошибок и страстной жизни, в который мы загнали сами себя невниманием, рассеянностью и беспечностью. Именно для этого Христос и основал Свою Церковь, а от нас требуется лишь крайнее доверие к Богу и решимость хоть что-то начать и продолжать делать во Имя Его, жить церковной жизнью, соблюдать заповеди.

Этот путь займет у нас много времени, всю оставшуюся жизнь. Он будет сопряжен со скорбями и лишениями, а закончится физической смертью. Но, идя этим путем, мы постепенно изменим мир своей души. Так или иначе, это повлияет на жизнь наших близких, а в конечном итоге приведет к изменению всего нашего общества. Потому что достаточно свидетельства и немногих праведников для того, чтобы хотя бы часть наших соотечественников очнулась от сладкого сна гламура, навеваемого СМИ, и обратилась к Отцу своему и Богу.

И возрождение нашего Отечества, и нормализация морального климата России вполне достижимая цель. Надо лишь стремиться к тому, чтобы не потакать своим страстям, а искать во всем соблюдения воли Божией.

Но разве такая жизнь для нас это благо и счастье? Признаемся хотя бы себе, что большинство из нас видит счастье совсем в другом. Это может быть финансовое благополучие, власть, успехи в личной жизни. Но, в конце концов, земное счастье для нас это когда всё всегда происходит по нашей воле, в соответствии с нашими желаниями.

Но если наше представление о счастье не совпадает с Божиим, то приходится признать, что это счастье, предлагаемое противников Бога и нашего счастья… сатаной. Но может ли враг предложить нам подлинную радость, может ли он дать нам счастье, завидуя нам, ненавидя нас, постоянно желая нам вечной гибели? Значит, это гламурный дым, химера, за достижением которой многие гоняются всю свою жизнь, добровольно превращая себя в животных, лишенных милосердия, сострадания, любви.

Церковь же возвещает нам совсем другую Благую весть, говорит нам о совсем другом счастье, прославляя благоразумное смирение Марии, которая подчинила свою волю воле Божией, и тем самым спасла себя и дала возможность спасения всему человечеству.

И вот тут перед нами выбор двух путей. Либо всю жизнь пытаться подражать телегероям и богатым соседям, гоняться за яркой мечтой глянцевых журналов и прийти к смерти так и не достигнув своей мечты, при этом еще и не подготовившись ко входу в вечную жизнь, либо попытаться переделать себя, понимая, что иначе даже наша принадлежность к Церкви не принесет нам пользы.

***

Вслушаемся в себя. Если то, что Бог предлагает нам, это не благо, а тягостные рамки бесконечных ограничений, мешающих жить «нормально», то наше счастье и Христово благо — разные вещи, и Церковь не поможет нам, а мы сами падем под тяжестью своих страстей без надежды на счастье ни в этой жизни, ни в будущей, вечной.

Вспомним начало своего духовного пути. Отцы часто называют его, по аналогии с прекрасным, цветущим временем года «духовной весной». Всё нам даётся в это время легко. В храм не идём, а летим, длиннющие молитвы с радостью вычитываем, паломничество в отдаленные монастыри — лучший вид отпуска. Но проходят месяцы, годы, и духовная весна сменяется равнодушием, мы уже ищем повод, чтобы не ходить в храм, не читать молитвы, напоминание о заповедях вызывают раздражение, поиски причин: «а вот тот-то еще хуже делает, а священники и вообще на машинах ездят, а мне что, и солгать нельзя?»

Живое переживание Бога уходит из нашей жизни, сменяясь суетой. Трудно начать путь доброделания, но не менее трудно продолжать его, находя силы вопреки всему стремиться быть христианином. Иногда даже кажется, что проще один раз и навсегда пострадать, чем страдать всю оставшуюся жизнь. Но когда дело доходит до реального выбора — совершить грех или добродетель — выбираем то, что хочется. И, как правило, это не добродетель…

***

Как нам, и приходящим ко Христу и тем, кто уже много лет ходит в храм, не потерять радость Богообщения? Как остаться верным Богу, несмотря на все несправедливости этого мира? Как получить радость от радостной вести, возвещаемой Церковью?

Ответ дан в Евангелии литургии Благовещения (Лк 1, 28 — 38). «Ангел, войдя к Ней (т.е. Богородице), сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие… Ангел сказал Ей … : Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя… Тогда Мария сказала: се (т.е. вот я,) Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Иными словами, чтобы получить радость этой Благой вести, разделить её со Христом, надо быть столь же ищущим и преданным Богу, как и Пресвятая Богородица.

При этом важно иметь смирение и осторожность в оценке духовных явлений («каково будет приветствие сие?»). Об этом в каноне праздника ясно сказано словами архангела: «Ты помышляешь, / что слова мои коварны, как мне кажется; / и я радуюсь, видя осторожность Твою: / дерзай, Владычица; / ибо когда угодно Богу, / легко совершается и необычайное» (песнь 1).

В наше время, когда пренебрежение Церковью становится особенно заметным, это как никогда важно. На прилавках море изданной непонятно кем литературы, которая внушает человеку недоверие к священноначалию, к своих приходским священникам. В пензенских пещерах закопалась, «смиренно» приковав к себе внимание праздных зрителей по всей России, кучка обольщенных людей, провозгласивших себя последними истинными христианами, без всякой причины променяв молитву в храме и полноценную жизнь христианина на копание в грязи.

Пожевывая колбасу перед телевизором, с тревожно-сочувствующими нотками вещающим о сектантах, обыватели изрекают: «вот они, настоящие христиане! Не те, что в тепле храма молятся. Одна запостилась до смерти, другая от рака умерла, а из пещеры не вылезли. Вот настоящие люди. Надо пожертвовать на строительство в этой канаве храма в честь глупостью своею самоумученных».

Но разве это подвиг? Разве не гордыня и бесовское обольщение заставляет людей возомнить себя истинными христианами и отвергнуть вразумление своих священников? Разве это разумно прыгать от полного неверия в пещеры суеверий, только потому, что «нам кажется, что там церковь благодатнее, а там намоленная, а та икона плачет, а того батюшку слушать не надо»?

***

Вторая добродетель Богородицы — решимость с верой следовать путями Господа («буди мне по глаголу Твоему»). Это то, чего так не хватает нам в повседневной жизни.

Мы сдались, мы нерешительны, и охотно проигрываем в ежедневной борьбе со грехом и диаволом. Приходим в храм, постоим, «долг» Церкви отдали, пришли домой и живем как прежде.

Да, своими силами мы мало что можем сделать. Поэтому надо подобно Богородице впустить в себя Бога с верой, довериться Его благой воле со всей решительностью нашей души. Надо увидеть Его руку во внешне жестоких и бессмысленных обстоятельствах нашей жизни. Надо довериться Его воле, подчинить ей свою. Поверьте, многое открывается и становится ясным, когда начинаешь не носиться по пустыне страстей с завязанными гордыней глазами, а с мукой открывая глаза видишь во всем волю Божию.

Вот к чему зовет нас Церковь, и что исполнила пречистая Дева, дав нам подлинный образец богоугодной жизни.

***

Да, всем нам хочется, особенно сейчас, весной, радости и счастья. И мы можем стать подлинно счастливыми, можем многое изменить в своей жизни в результате Благой вести. Ведь счастье — это когда Бог пришел к нам, когда мы впустили Его к себе, со смирением и рассудительностью подражая Богородице. Это счастье, когда мы обрели дар любви. Любви к Богу, к своим ближним, своему Отечеству.

И тогда мы уже не будем одиноки — с нами Бог, Царица Небесная и все святые.
И в тот момент Богоявления нам станет страшно, потому что в нашей душе засияет неземной Свет, и при этом ярком свете Божием мы действительно увидим всю свою мерзость. Но тогда же нам станет и радостно, потому что теперь уже есть Кому помочь нам всю эту мерзость выгнать и вычистить, и нам не придется больше брести, спотыкаясь в потемках своей души о собственные ошибки.

И тогда в нашей счастливой душе ясно зазвучит голос небесных сил, изгоняющий слабость и тоску: «Людие, благовествуйте обновление мира…!»