«Вероника решает умереть» — прекрасная и ободряющая,
придающая силу книга, блестяще
проработанная и полная иронических метафор.
Это реалистическая история о жажде
жизни перед лицом смерти,
призывающая воспринимать каждый день как чудо.
(«New York Times» декабрь 1999 г.)
«Пятая гора» — это урок надежды,
выдержки и целостности судьбы.
И если мир не станет при этом более духовным,
это будет действительно печально…
(Marie Claire, Франция, апрель 1998 г.)
Православный человек привык верить, но не доверять. Не доверять улыбкам рекламы заведомо бестолковых продуктов, не доверять «безобидным» налоговым номерам, с соблазнительной настойчивостью навязываемой людям, не доверять «знаменитым» именам, сеющим в души наших ближних и детей семена растления и неверия.
Но это естественное чувство недоверия не мешает нам трезво, по-православному оценивать социальные и культурные «новинки» (нового-то, как правило, ничего не появляется) нашего времени, стараясь излишне резкой оценкой не отпугнуть человека, близкого к дороге, в конце которой стоит Храм.
Можно, конечно, пойти другим путем: все достижения современной культуры объявить «сатанизьмой», а читать только набранные на компьютере книжки о вреде компьютера. Можно телевизор не смотреть и устраивать скандалы родным и близким по поводу новой компьютерной игры ребенка. Можно везде искать козни антихриста, и не замечать присутствия Христа. Можно закрыться от всего мира и забыть про тех, кто, возможно, крайне нуждается в добром примере нашей христианской жизни.
Но тогда мы должны решить, православны ли мы. Ведь главная задача Православной Церкви не спрятать нас от наших ближних, но привести людей ко Христу. Привести всех.
«Господи, излей на землю Твою благодать: дай всем народам земли познать, что Ты любишь нас, как мать, и больше матери, потому что и мать может забыть исчадие свое, но Ты никогда не забываешь, ибо Ты безмерно любишь создание Свое, а любовь не может забыть. Господи Милостивый, богатством милости Твоей спаси все народы». Так молился великий святой нашего времени преподобный Силуан Афонский. И эта любовь, которая кротко разрушает все барьеры и границы нашего условного времени — социальные, языковые, расовые — должна быть присуща каждому христианину.
Эта любовь побуждает нас выйти из уютного церковно-славянского мирка, который мы себе создали, величаво именуя его «православной культурой», и присмотреться: чем заинтересован и чем живет наш ближний.
И у многих мы увидим в руках книги. Но о ужас! Это будет не Библия и не переизданные с «ятями» и «ерами» Законы Божии. Это детективы, фантастика, «Гарри Поттер», Пауло Коэльо.
Мы можем, перекрестившись, отшатнуться от этих книг, и будем, по-своему, правы, потому что неподготовленной душе бульварное чтиво может нанести серьезный удар.
Но если мы находим в себе силы, то можем, с молитвой о вразумлении наших близких, да и нас самих, вчитаться в некоторые из этих текстов и попытаться найти в них нечто полезное для себя и для своей души. И при этом мы должны помнить — если мы не дадим какому-либо явлению разумной и взвешенной православной оценки — она будет дана другими и, как правило, не в нашу пользу. А это значит, что еще сотни душ будут отравлены антихристианским ядом и ответственность за это падает на нас — испугавшихся, отмахнувшихся от нового, соблазнившись внешней «фривольной» оболочкой.
Итак, услышав несколько положительных отзывов о книгах бразильского писателя Пауло Коэльо, я решил прочитать некоторые из них и выяснить — чем же они так интересуют светского читателя?
Сразу скажу — тогда (в 2003 году), я не знал, что дальнейшее творчество Пауло Коэльо больше будет напоминать пособие по оккультизму. Но я могу сказать точно, что его книги выдают в нем человека, прочитавшего слишком много всякой литературы, чтобы трезво судить о духовном мире и прожившего яркую, по крайней мере, внутренне, жизнь, давшую ему удивительно тонкое понимание человеческой психологии. Человека, жаждущего общения со Христом, но соблазнившегося многими внешними церковными установлениями католицизма. Человека с чистой душой, стремящегося ответить на вопросы, издревле волнующие человека: почему в нашу жизнь вошли боль, страх и смерть и как бороться с ними? И надо ли бороться?
Не правда ли — хорошо знакомый нам тип людей? Возможно, поэтому его книги стали столь популярным чтением для десятков тысяч людей, задающих себе те же вопросы — люди находят в них себя и видят пути решения некоторых своих проблем. Некоторые проблемы актуальны для всех людей, некоторые — только в нехристианской среде. Но за всеми примерами стоят оживающие на страницах книг люди, которым сочувствуешь, с которыми пытаешься вместе мыслить и выбирать.
Героиня книги «Вероника решается умереть» решилась умереть. Покончить жизнь самоубийством. Да, мы с вами знаем, что это страшный грех, не прощаемый ни в сем веке, ни в будущем. Но Вероника этого не знала. Мечтая с детских лет быть пианисткой, она по настоянию матери стала адвокатом и… работала библиотекаршей. Бездумная родительская опека, стремление дать дочери доходную профессию почти погубила дочь, лишив ее душу опоры. Любимая стезя упущена, прибыльная работа не удалась. Ей надоела пустота жизни, ее предсказуемость и бесцельность.
Православному читателю сразу ясно, что у Вероники в жизни нет Бога, нет любви, которая соединяет столь разных людей воедино. Вращаясь среди людей, она была закрыта от всех, постепенно теряя здравый смысл и приобретая житейскую рассудительность, все дальше и дальше уводящую ее в мир собственных иллюзий и страстей. Примечательно, что героиня снимает комнату в женском монастыре и совершенно ничего не знает о жизни его обитательниц.
Будучи спасенной монахинями в последний момент, девушка попадает в элитную психиатрическую лечебницу, где постепенно переживает разные стадии осмысления своего бытия. Врачи сообщают ей о неизлечимом недуге сердца и дают ей лишь неделю жизни. Так происходит исцеление души Вероники — человек, стремящийся свести счеты с жизнью, вскоре начинает переживать из-за столь малого времени, ей оставленного, стремится пережить то, чего лишена была по собственным страстям раньше.
Она встречает много странных людей, слышит удивительные притчи. В одной из них рассказывается о жителях селения, напившихся из отравленного колодца и впадших в безумие. Их король пил из своего колодца, поэтому его указы не понимались и не принимались сумасшедшими. Люди уже собрались свергнуть своего правителя, но он, по совету жены, выпил из того же колодца, стал таким же безумцем, и его новые безумные законы были с радостью встречены подданными. Поначалу можно подумать, что автор называет безумными обычных людей, а обитателей сумасшедшего дома считает нормальными, но это не так. Безумцы — это те, кто заглушили голос своей души, не откликнулись на свое призвание, попытались жить как все, не расслышав голос Божий.
Не правда ли — много знакомых аналогий? Тут и «мудрый» совет жены, и безумие мира, и вечное непонимание духовного мира людьми нецерковными. А главное, мы видим как пагубно нарушение завета преп. Амвросия Оптинского: «Счастлив человек тогда, когда находится на своем месте».
Но все, что представляется нам в жизни важным и главным, проходит испытание перед лицом смерти. И поэтому стоящая на пороге смерти Вероника по очереди отбрасывает то, что считает условностями мира. И здесь тоже примечательна градация ценностей автора. Сначала на героиню нападает блудный бес, а позже на смену греху приходят стыд и любовь. Кульминация же рассказа в том, что перед ожидаемым моментом смерти она просит «Бога, в которого не верила, чтобы он принял ее в это мгновение». Так любовь попирает змея чувственности и безбожия, как и говориться в избранном автором эпиграфе из Евангелия: «Вот, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк. 10, 19).
В другой книге Пауло Коэльо — «Алхимик» — заметнее становится тема предназначения человека, которому он может и не следовать, но останется в таком случае несчастным. Интересен и финал книги, где иносказательно дается понять, что в путях обретения истины можно обойти многие страны, но найдешь ее лишь на родине. Книга эта — сплошной символ, наполненный оккультной терминологией, но сюжет ее можно охарактеризовать так: человек исполняет свое предназначение, лишь расслышав и исполнив волю Божию. Исполнив до конца, без страха и сомнения.
Правда, Пауло Коэльо пытается заверить нас, что Истину можно получить из разных источников, и откровение Божие едино для всех народов, т.е в каждой религии есть Истина. Как православный священник, я убежден, что это не верно. Да, Господь обращался ко всем народам, но немногие, по нечистоте сердца и ума, расслышали Голос Божий. В полноте же Истину принес нам Иисус Христос и перед нами выбор — избрать часть правды или приступить к полноте благодати и Истины. Но здесь этот выбор должен делать уже читатель, а не писатель.
Интересные проблемы поднимает Пауло Коэльо в рассказе «Дьявол и сеньорита Прим». Торговец оружием в один день теряет жену и дочь, которых террорист убивает им же, торговцем, проданным оружием. Озлобленный на весь мир и отдавший душу диаволу, этот человек приходит в дальний испанский городок Вискас и предлагает страшную сделку — он дарит городу 10 слитков золота, если на улицах города будет найден чей-либо труп. А дальше — как в Евангелии: сильные и разумные мира сего, включая местного священника, решаются принести в жертву одинокую старушку, а не принимаемая никем всерьез официантка из местного бара, не блещущая моральными устоями, не только предотвращает это преступление, но и способствует возвращению души осатаневшего человека к Богу.
Но не будем идеализировать и «обращать в Православие» не желающего того автора. Творчество его спорно, и это должны помнить читающие его христиане, чтобы невзначай не напитаться ядом, скрывающимся в многочисленных и красивых притчах.
Очень заметна начитанность Пауло Коэльо наряду со Священным Писанием в теософских, оккультных книгах, повлиявших на три главных, с точки зрения Православия, заблуждения автора.
Первая — это утверждение существования некоей безличностной Души Мира, связывающей все существующее . Христианство не знает такой души, но признает лишь животворящее личное действие Святого Духа.
Вторая — непонимание природы зла. Коэльо уверен, что добро и зло — это два разных орудия, которыми Бог управляет миром. Православная же Церковь говорит нам, что Бог зла не сотворил (см. Бытие гл. 1 и 2), зло — это результат грехопадения сатаны и человека, проявляющийся в мире по сей день.
Третья — по мнению Коэльо, не только человек должен Богу, но Бог должен человеку . Он, якобы, вверг его в мир несчастья, расставил кругом соблазны и требует с человека больше, чем тот может дать . Это типичная ложь сатаны: свалить свою вину на Бога, поселить в душе человека ропот на Создателя.
В чем здесь неправда? Человек сам впустил в свою жизнь зло, отвергнув Бога в раю, поверив лжи сатаны, обещавшего человеку божеское достоинство. Соблазны мира — от диавола, стремящегося мирской суетой отвлечь нас от мыслей о Боге. Вспомним, кстати и знаменитые фразы ап. Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13-14).
А относительно непосильности наших страданий вспомним, что Бог не дает человеку крест больший, нежели человек может понести. Пророк же Давид прямо ставит страдания в связь с богопознанием: «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» (Пс. 118, 67). Пророк Исаия сравнивает страдания с закаливанием драгоценного металла: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48, 10). И уже прямо говориться об этом в книге Маккавейской: «Тех, кому случится читать эту книгу, прошу не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего» (2 кн. Мак. 6, 12); «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1-е Петра 4, 13), «ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18), «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5).
И вспомним, что ради избавления нас от страданий пришел на землю Бог: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс. 11, 6).
Есть и целый ряд мелких заблуждений автора, касающийся понимания искупления человека, наказания за грех и бытия Божия и пр.
Так, Пауло Коэльо, неверно поняв христианское богословие, считает, что библейская заповедь воздержания от плодов добра и зла бессмысленна, и нужна она была Богу для соблазнения и наказания человека. Мы же знаем, что эта заповедь была первым постом для человека, первым испытанием в любви и воздержании, которую не смог исполнить ветхий Адам, но в полноте исполнил Новый Адам — Христос. Также в ряде мест автор как бы сомневается в том, что Бог это личность, хотя уже из текста Библии ясно следует, что возможно общение с Богом «лицом к лицу».
Также во всех его книгах заметны нападки на Церковь и христиан. Чувствуется, что автор пострадал в свое время от равнодушия христиан, к сожалению встречающегося не только на католическом Западе. Это не может быть одобрено православным сознанием, но даже наличие подобных нападок на Евангельское повествование и церковные догматы при добросовестном стремлении ответить на вечные вопросы свидетельствует о пытливом и живом уме автора, пытающемся пережить лично церковные истины и принять их сознательно, а не просто отвергнуть их.
На пресс-конференциях Пауло Коэльо часто говорит о том, что человек может быть счастлив и своими силами, без Бога. Многие называют его магом и чернокнижником. Бог весть. Но некоторые книги выявляют его душу ищущую и мятущуюся, жаждущую Бога. И это удивительно и парадоксально.
Само существование этого автора — это удивительный пример истинности Православия. Ничего не зная о нас, руководствуясь кое-как понятыми католическими догмами и сомнительными постулатами оккультной литературы, Пауло Коэльо достиг реальных высот в понимании человеческой психологии и в стремлении увидеть в себе и вокруг Бога. Мы должны ценить такое стремление к истине.
Жаль, что для него остается закрытой сокровищница православной духовности, но надо помнить, что его книги написаны не для нас, православных христиан, а для тех, кто не знает и азов церковных истин и блуждает в духовной тьме. На Западе, в условиях дефицита не только духовности, но и простых человеческих отношений, его книги произвели ошеломляющее впечатление, что подтверждают вынесенные в качестве эпиграфа цитаты.
Но сегодняшняя Россия — это тоже во многом Запад. У нас также мало разбираются в духовности, священников называют на итальянский манер «святой отец» и уверены, что службы в русских храмах служатся на латинском языке. Россия — это фронт противостояния культуры анархии и ценностей Православия. И здесь, на этом фронте, рассказы Пауло Коэльо становятся нашими союзниками, пробуждая в человеке жажду Бога. И наша задача — не отмахнутся от такого союзника, не оставить читателей заходить глубже в болото оккультизма, но воспользоваться успехами и неудачами автора и исполнить долг Христианской любви — провести человека дальше, чем может провести Пауло Коэльо и все книги, вместе взятые — внутрь Храма Божия, внутрь Святого Православия.
18 сентября 2003 года — 1 марта 2006 года.