«Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». (Псалом 115, стих 2)

****

Крест и призвание христианина — видеть больше, чем видно.

Умение увидеть даже в самом неприятном человеке образ Божий, а не клубок коварства, недостатков или зла – необходимая черта каждого, входящего в Христову Церковь.

Это трудно. Но не невозможно.

Трудно во многом потому, что всегда хочется видеть перед глазами идеал, образец духовной жизни.

А его не видно. Может потому, что его нет, а может потому, что не так смотрим.

Сами мы все время заняты. У нас действительно до всего не доходят руки. И даже те немногие правила и принципы христианской жизни, о которых нас посчастливилось узнать, воплотить в своей жизни пока не удается. И это «пока» длится годами…

А вот результатов мы хотим уже сейчас. И не получая их, унываем. В душе рождается лукавое сомнение, разочарование в Церкви, приходском священнике, в ближних.

Нет, умом мы, конечно, понимаем, что слишком мало чего-то сделали для результатов, но уже просто устаем винить себя во всем. Объективность-то еще не потеряли, видим, что не такие уж мы и плохие, по сравнению с другими людьми. Ведь недостатки ближних, в том числе и священников, нам хорошо видны. Легко видеть образ Божий в человеке до тех пор, пока он не подрезал тебя справа, обогнав по обочине, помахивая желто-черной ленточкой дня победы. Да и прочитать что-то неприглядное про ближних сегодня легко, в том числе и про Церковь, и священников, хотя часто священник узнает о своих «подвигах» из газет, где прополоскали его имя.

Может надо найти какого-нибудь особенного священника? Старца с развевающейся белой бородой? Но и это непросто, потому что дух сомнения мешает их увидеть так же, как разглядеть благодать Божию в приходском священнике, а длинная седая борода еще не делает старого человека духоносным старцем…

И так потихоньку входит в душу соблазн. Нет, еще рано говорить об отречении от Христа или об уходе из Церкви. Просто всё как-то тускнеет, становится формальным, не приносит былой радости….

И вдруг на глаза попадается китайская пословица: «Если учение не приносит тебе плодов с первых же шагов, брось его — это ложное учение. Если учитель не живет так как учит, брось его — это ложный учитель».

«А ведь верно!» – удивляется уставший от вечной борьбы со своим несовершенством разум. «Годы проходят, в храм ходим, молимся, а результатов-то нет! А уж учителя-то!!! Такого про них понаписано!»

И очевидно, что чисто по-человечески эта китайская пословица понятна и логична, а православная жизнь не так легко понятна, постоянно отсылая нас к тому Миру, где иные законы и иная логика.

Для того чтобы верить, несмотря на неудачи и уныние, и слушаться учителя, который учит, но сам не исполняет, надо обладать слишком высоким духовным уровнем и самодисциплиной.

А мы как дети: если родители говорят, что врать нельзя, но тут же при детях врут, сразу замечаешь. А если еще и их заставляют соврать, («скажи тёте, что мамы нет дома», «скажи соседу, что нет у нас молотка» и т.п.), то дети поверят не красивым назиданиям взрослых, а скопируют наше неправедное поведение. А со временем переймут и весь набор самооправданий: «это же всё для тебя, чтобы в семье был достаток, чтобы дать образование, все же так делают, не согрешишь, не покаешься, жизнь – сложная штука». Иными словами чтобы учителя не говорили, а доверие еще надо заслужить.

Но при всей своей удобности и логичности эта пословица все-таки лукавая.

Во-первых, мы видим не все, а лишь то немногое, что можно заметить при общении, или то, что мы хотим увидеть, руководствуясь своими симпатиями или антипатиями. Мы не знаем, чем вдохновлены те или иные поступки учителей, которые могут казаться красивыми или некрасивыми. Внешний вид часто обманчив. В конце концов, и луну, столь красивую в эти дни, мы видим как светящееся серо-белое пятно на темном небе, а не как громадную планету.

Во-вторых, логика этой пословицы исходит из изначально ложного посыла, что есть четкое разделение всего человечества на праведных людей, и на злых грешников. Но ведь мы, христиане, знаем, что пока человек не уйдет из этого мира, бесполезно давать оценки его жизни. Например, разбойник, висящий на кресте рядом с Христом, покаялся за минуты до смерти, но его жизнь и деятельность не слишком побуждала пострадавших от него людей к благодарности.

Все мы находимся в состоянии постоянного движения от греха к покаянию. Всю жизнь. И смерть лишь фиксирует то или иное состояние души.

Поэтому пророк Давид видит опрометчивость в том, чтобы считать всех людей лживыми, а святитель Феофан Затворник прямо говорит: «Делайте свое, а как другие на вас смотрят, не считайте того важным. Ибо верен суд только Божий. Люди же и себя плохо знают, тем паче других…»

***

Не мы первые идем этим путем и набиваем шишки, не мы и последние. И если мы не хотим опускать руки и при всех проблемах желаем дальше идти по жизни путем Христовым, не лишним будет прислушаться к словам людей, несравненно более опытных в духовных вопросах, чем мы.

Вот, например, известный афонский старец Порфирий Кавсокаливит (+1991), говоря о похожих проблемах, дает три совета.

Если посещение храма уже не вызывает прежней радости, и пропала прежняя ревность – не унывайте. Доверьтесь Христу. Не прекращайте личную молитву. «…Службы лишь помогают таинству молитвы, они вспомогательны. Предайте себя со всем усердием службам, углубляясь в них, и благодать Божия осенит вас таинственно».

Если повседневные заботы и домашние хлопоты крадут у нас радость и благодать – не отчаивайтесь. Доверьтесь Христу. Не ищите каких-то особых подвигов, вместо уже имеющихся жизненных, бытовых, семейных трудностей, которые как испытание посылает нам Бог. «Подвизайтесь в духовной жизни, просто, мягко, без нажима. Простота и чуткость (по-гречески здесь игра похожих слов: апло — апало) — это самый святейший способ духовной жизни, но ему невозможно научиться внешне, то есть умом. Необходимо, чтобы он таинственно и незаметно открылся, вошел в тебя, — так, чтобы твоя душа прониклась этим по благодати Божией.… Когда ты этого жаждешь, когда хочешь заставить Бога, ничего не приходит. А оно придет, но не когда ты хочешь, а в день, в который не ожидаешь, и в час, в который не думаешь (Мф. 24, 50; Лк. 12, 46)».

Если Вы унываете и «грузитесь» по поводу отсутствия результатов духовной жизни или наличия не вполне достойных учителей – не смущайтесь. Доверьтесь Христу.

«Когда потеряете Божественную благодать, не делайте ничего (особенного – ИС). Продолжайте свою жизнь и свой подвиг просто и спокойно, доколе не приидет вновь любовь, ревность к Богу и жажда Христа. И тогда все пойдет хорошо. Тогда вас наполняет благодать, и вы радуетесь»