Нас позвали святые – правильней, пожалуй, сказать так. Иначе не объяснить, почему в Саранске в субботу 23 июня 37 человек сели в туристический автобус с бережно наклеенным на лобовое стекло православным крестом и поехали к далёкому острову с таинственным названием Валаам. Разные по возрасту и образу жизни люди, священники и миряне, связанные лишь священными узами Христовой любви, откликнулись на тот голос, который всегда звучит в нашем сердце, и который мы обычно стараемся не слышать. Услышали, и согласились претерпеть ради этого временные неудобства дальней дороги.

В первый раз. Это объясняет многое. Конечно, что-то было не так гладко, как хотелось. Но это естественно. Как-то один афонский инок объяснил мне разницу между туризмом и паломничеством. При всем внешнем сходстве есть один критерий – скорби и искушения в дороге. Они могут быть большими или маленькими, но наряду с радостями путешествия преследуют одну цель – напомнить паломнику о мире Вышнем, Горнем, где свои законы и свои ценности, и изменить человека в соответствии с ними.
Выезжаем бодро, поём молитвы, знакомимся на остановках поближе. Так проходит оставшаяся часть дня, плавно переходящая в воскресенье.
24 июня, воскресенье. Едем, молимся, ликуем, видя благолепие родной земли. Вдали виднеется Иверский Валдайский монастырь в окружении озер и лесов. Красота неописуемая, но свернуть не решились – времени мало. Погода суровеет, накрапывает дождь. Около 16.00 прибываем в Великий Новгород. Торопимся попасть в Кремль, войти под своды Святой Софии – собора-символа Святой Руси, помолиться перед чудотворной иконой Спаса, Знамения, Куликовским Крестом. В Зачатьевском приделе лобызаем мощи свт. Никиты Новгородского, свт. Иоанна Новгородского, св. князей Новгородских Владимира, Феодора и Анны.
Дождь льёт сплошной стеной, придавая многочисленным соборам и храмам Новгорода особую загадочность и значимость. Кстати сказать, в городе и его окрестностях сохранилось немало старинных церквей и монастырей, хранящих великие святыни Земли Русской, и сами являющихся ценностью и святыней.
Первым таким монастырем стала Николо-Вяжецкая женская обитель, (XIV в.), где хранятся мощи свт. Евфимия Новгородского. Приехали ко всенощной в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», помолились в древнем соборе, приложились к мощам и иконам, благословились у игумении Антонии и в следующий монастырь – Юрьевский.
В Крестовоздвиженском Соборе (XVIII в.) службу не застали, но приложились к многочисленным мощам, видели древний Юрьевский собор, большую колокольню. Недавно переданная Церкви обитель постепенно возрождается, приобретает благоустроенный вид.
Около 20.00 через центр Великого Новгорода едем в Хутынский монастырь – последний на этот день пункт нашего паломничества. Дождь стих, выглянуло солнце, и мы получили возможность насладиться прекрасной панорамой Великого Новгорода, величавого старого города, где капли прошедшего дождя на золоте многочисленных куполов причудливо перекликаются с радостными лицами горожан.
В Варлаамо-Хутынский монастырь приехали поздно, в 22.09, однако в главном Преображенском Соборе обители еще шла служба — акафист прп. Варлааму. Под белыми высокими сводами старого храма легко звучал благоговейный голос духовника, стройно пели монахини и паломники. После службы прикладываемся к мощам преподобного, получаем в благословение освященное масло, платочки, иконки.
Радушно встреченные сестрами во главе с игуменьей Алексией, нашей соотечественницей, размещаемся в гостинице и идем в трапезную. После ужина идем по святым местам монастыря. Сначала молимся о упокоении почивших инокинь на монастырском кладбище, затем босиком взбираемся на горку преподобного Варлаама, натасканную им за много лет в скуфейке. Поем краткий молебен и идем на святой колодец. Уже поздно, но почти не темнеет — белая ночь.

25 июня, понедeльник. Утром опять собираемся в Преображенском соборе. Молимся о упокоении знаменитого благодетеля обители М. Державина и его жены, которые похоронены, подобно праведному адмиралу Феодору Ушакову, у северного придела собора.
После завтрака выезжаем в Санкт-Петербург, храня в своем сердце тепло гостеприимства духовных дочерей преподобного Варлаама, взявшихся за нелегкий труд возрождения этой духовной жемчужины России.
11.17 – Вырицы. Здесь среди сосен скрывается дивный деревянный храм, построенный в 1913 году к 300-летию Дома Романовых. Здесь подвизался недавно канонизированный один из величайших подвижников двадцатого столетия схииеромонах Серафим Вырицкий. Поём величание в новопостроенной благолепной часовне на гробнице преподобного, прикладываемся. Обращаемся за свечной ящик, прося освященного елея, но в ответ слышим обычное: было, но недавно кончилось. И тут из глубины храма, слабо освещенного немногими и тихими лучами солнца выходит священник, очень похожий на образ храмового святого – святителя Николая. Тихо представляется – Протоиерей Николай, расспрашивает о нашем паломничестве и, паче чаяния, дает нам флакон с елеем не только от мощей преподобного, но и со Святой Земли и других святынь мира. Дивны дела Твоя, Господи!
Опять дорога, ведущая теперь в Александро-Невскую Лавру. В 14.20 входим в эту относительно молодую (еще и трехсот лет нет) обитель, где недавно стала возрождаться монашеская жизнь. Прикладываемся к мощам Св. благоверного князя Александра Невского, чудотворным иконам Божией Матери «Казанской» и «Взыскание погибших». К 16.30 получаем на Валаамском подворье разрешение на въезд в Валаамскую обитель и со спокойной совестью кланяемся святыням Петербурга.
17.50 – монастырь прав. Иоанна Кронштадского. Что говорить и что рассказывать! Были на службе в верхнем храме, приложились к мощам святого Иоанна, к чудотворной иконе Покрова Божией Матери. Но все это лишь внешняя канва невидимого предстояния пред великим подвижником благочестия, пламенным проповедником покаяния и причащения, умудренным Духом Святым старцем и молитвенником за нас перед Господом.
19.05 – смоленское кладбище, часовня блаженной Ксении. Храм закрыт, часовня на ремонте, и поём акафист блаженной под открытым небом у часовни. А потом тихо расходимся вокруг часовни и молимся за многострадальную землю нашу, сродников наших, просим у матушки Ксении о своих нуждах, о том, что не всегда и сказать можно даже близкому человеку. Среди других святынь вспоминается мозаичная икона Спасителя на открытой усыпальнице, могилы 20 новомучеников, расстрелянных в годы безбожного лихолетья и блаженных.
После тишины сходит в душу особая радость. Едем на север, в портовый город Приозерск, откуда ходит корабль до Валаама. Солнце «изволило» зайти в 23.12, а всё ещё светло. Чаще виднеются на пути сквозь сосновые леса озера, довольно бурные реки. Глубоко за светлую полночь приезжаем на подворье монастыря в Приозерске, размещаемся по благословению гостиничного – отца Андрея, на двухъярусных кроватях и спим в довольно спартанских условиях.

26 июня, вторник. Встаем утром легко, завтракаем на берегу залива Ладожского озера и в 9.40 отплываем на корабле «Игумен Дамаскин» на остров Валаам. Собственно говоря – Валаам это целый архипелаг, состоящий из приблизительно сорока различных по размеру островов. Добраться до него можно только летом, проплыв сорок километров за три с половиной часа, или зимой, преодолев то же расстояние по льду.
Отдельно надо рассказывать о суровой красоте русского севера, о величественном озере, не все берега которого видны одновременно, поросших скупыми соснами берегах, деловито снующих за кораблем чайках, чуть ли не вырывающих сухарики из рук, и прощающимися с нами тревожными криками. Как часто недооцениваем мы красоты родной земли, как полезно бывает видеть ее, ходить по ней, ощущать себя недостойным потомком многонационального народа, сотворившего дивное чудо – Русь.
Вот вдали уже показался один остров, другой. «Уже приехали?». «Нет еще, — улыбается нашему нетерпению руководительница нашей группы, матушка Любовь, — «вон там, лишь на горизонте виднеется».
И вот проходит час, и остров предстает перед нами во всей красе своего сурового благолепия. Камень, лес, верхушки скитских церквей – уже издалека встречает нас остров особым душевным трепетом, характерным для Святых мест.
В 13.44 проплываем Никольский скит – красивую церковь и кельи в зарослях цветущей сирени, и ступаем на освященную веками молитвенных трудов землю. Что сказать? Больно поначалу видеть порушенные безбожниками остатки былого благолепия, того отблеска Царства Божиего, что принесли на эту землю безвестные поколения иноков. Странно видеть толпы туристов и товарищей, торгующих кепками и майками со священным именем «Валаам». Но чем выше по холму мы поднимаемся к обители, тем радостнее быть свидетелем возвращения монастыря к полноценной монашеской жизни, приводящей в надлежащий вид не только здания, но и людские души.
В 14.05 заходим в монастырскую гостиницу и сразу попадаем в особый мир Христовой любви и крайней доброжелательности. Гостиничный — иеромонах Мефодий, встречает нас как ближайших родственников, угощает всех дорожным угощением — пирожок с картошкой и ситро, размещает по кельям. В трапезной монастыря прекрасная пища и полная незлобивость, хоть и не все делаем, как полагается. Выходим разве что только не со слезами умиления – дивно видеть в наше озлобленное и лукавое время такую доброту. Может, это и было целью нашего путешествия, может эту любовь нам надо стяжать в своем черством сердце?
14.44 – после обеда экскурсия по монастырю. Идём в Преображенский Собор, узнаём историю монастыря, основанного преподобными Сергием и Германом в далёком 14 веке. Экскурсовод – благочестивая петербургская девушка – обстоятельно рассказывает нам про расцвет монастыря во второй половине Х1Х века, когда за один день принимали до 4000 паломников; про Валаамские храмы и святыни; про построенный над мощами прпп. Сергия и Германа Преображенский Собор (колокольня 72 м., купол 43 м.), толщина стен которого в три кирпича, средний из них – от прежнего храма. 40 монахов три года расписывали храмы, устроили уникальнейшую систему вентиляции. Но…в 1939 году тысячепудовый колокол, прощаясь, ударил 12 раз. 1 раз звонят, когда умирает монах, 3 – игумен, а 12 – монастырь. Монахи ушли в Финляндию, основав Новый Валаам, а в Соборе открыли школу боцманов, жилые дома в кельях, гостиницы и еще какие-то непотребства, совершенно нарушившие как экологическую уникальность острова, так и архитектурную его целостность.
В 1989 году началось возрождение обители. 4-х ярусный иконостас, икона основателей над ракой преподобных, написанная благочестивыми иноками. Их же кисти принадлежит знаменитая Валаамская икона Божией Матери, о чудотворениях которой узнали случайно. Некая женщина заболела ревматизмом, собралась ехать, но сомневалась, да и нелегко было решиться на дальнее путешествие. Явилась ей во сне Богородица и сказала: «Поезжай, найдёшь». Увидела женщина эту икону, узнала Царицу Небесную и… исцелилась. Эта икона сейчас в Финляндии, в Новом Валааме.
Идём на кладбище. Могила схимонаха Григория (+1371). По преданию монастыря это Магнус, шведский король, ехал с войском разорять обитель, но попал в бурю и единственный спасся на доске. Монахи его подобрали, и оказали такое милосердие, что за три дня он принял православие и схиму.
На этом кладбище обычно хоронили схимников, в знак чего в 1882 году здесь поставили общий гранитный крест. Однако в углу, вдалеке от братских могил, среди обилия цветов можно видеть могилу итальянки Камиллы Дженаро, католички, тёщи монастырского архитектора Горностаева, утонувшей на пути к монастырю. Назидательный пример человеколюбия.
Проходим хозяйственный двор монастыря, дизельную электростанцию, водопроводный дом, уникальный водонасос и паровую машину (вторая пол. 19 века), качавшую воду с середины бухты, и приводившую в движение многочисленные станки, за которыми трудились братия и трудники. Кстати, в лютеранской(!) Карелии хорошим женихом считался парень, проработавший год на послушаниях в монастыре.
Идём в гостиный корпус, дубы, клёны, лиственницы. В садах яблоки, крыжовник, смородина, клубника. Были арбузы, дыни, самая большая в истории монастыря тыква весила 55 кг. Три сада – нижний григорианский (монах Григорий 20 лет взращивал его на месте старой каменоломни), средний и аптекарский, верхний (назван по лечебным травам: иссоп, мята, шалфей). Везде трудятся иноки. Иеромонах Вениамин, проректор Саранского Духовного Училища, улыбается: «Ну что ругают нас, монахов? Были монахи – всё цвело, выгнали – все увяло, не растет что-то у безбожников клубника. А сейчас опять же монахи всё восстанавливают! Вот вам и «мракобесы да тунеядцы!»
Подходим к игуменскому кладбищу, устроенному трудами самого знаменитого игумена Валаама – Дамаскина. Дивный был человек! Еще когда шел он в монастырь, ему земно кланялись Валаамские старцы, предвидя его будущее возвышение. Жил он в строгом скиту Всех Святых и полностью предался молитве и труду. Во время отдыха от молитвы занимался рукоделием, писал по уставу книги и делал деревянные ложки. Однажды, по благословению игумена, пришли к нему посетители и выпросили на память ложку, причем давали денег, но о. Дамаскин не взял. По уходе же их, спустя некоторое время, увидел у себя под подушкой банкноту в пять рублей. Сейчас же взял деньги, пошел в гостиницу, вошел в номер к этим паломникам, положил деньги на стол и сказал: «Нехорошо, господа, так искушать монахов», и, немедля ни минуты, ушел к себе в пустыню. Спал он в гробу как в постели. А через несколько лет стал игуменом Валаама и был им 42 года.
В кладбищенском храме поём панихиду по всех усопшим Валаамским игуменам и инокам. В 16.47 идем с экскурсии и готовимся к службе. Молимся в нижнем храме за вечерней, после ужина исповедуемся и в храме читаем правило ко Причащению. Ближе к полуночи с благословения о. Мефодия гуляем по острову – светло, как ранним вечером.

27 июня, среда. 8.30 – закончилась Литургия, идем на причал и плывем на Святой Остров, где подвизался прп. Александр Свирский. Поём акафист у его пещеры, возвращаемся, посетив Никольский скит.
Вот и подходят к конце недолгие наши часы валаамского паломничества. Прощаемся с о.Мефодием и отплываем в Никоновскую бухту, где в верхнем храме Воскресенского скита знаменитый на весь мир хор Валаамского монастыря даёт в нашу честь концерт духовной музыки.
После концерта молимся в нижнем храме ап. Андрея Первозванного, где сооружено подобие Иерусалимской кувуклии Гроба Господня. В 16.34 доходим до Гефсиманского скита и поднимаемся на гору Елеон. По этим молитвенным воспоминаниям Святой Земли и вся эта земля зовется новым Иерусалимом.
Но время неумолимо бежит вперед и заставляет нас прощаться с дивным и гостеприимным островом. В 18.30, пропев «Достойно есть» мы отплываем на теплоходе под ставшим родным названием «Валаамъ» обратно в Приозерск.
28 июня, четверток. В 7.00 утра мы уже приехали в Псково-Печерский монастырь. Молимся на Литургии в Успенской Церкви. В 10.30 монах Максим ведет нас на экскурсию по обители: мы спускаемся в Богозданные пещеры, где покоятся сотни иноков и благочестивых мирян, поднимаемся на Святую гору, подходим к храму псково-печерских преподобных, а в 15.00 берем курс на Саранск, куда и прибываем, благодаряще Бога, 29 июня, в пяток. На следующий день в храме Саранского Духовного Училища был отслужен благодарственный молебен и показан видеофильм о Псково-Печерской обители в связи со случившейся памятью Псково-Печерских отцов. Дай Боже нам и дальше не забывать славные традиции православного паломничества.
Что же дальше? Планируются поездки по святым местам Киева, в Почаев, в Соловецкий монастырь, ну а что будет – увидим. Как Бог даст.