Когда-то Илия пророк считал, что он один в Израиле остался верен Богу. Он сказал: «возревновал о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее». Но сказал ему Господь: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 14,15,18).

Многим из нас сегодня тоже часто кажется, что лишь мы одни угодны Богу, и одиноки в своей праведности и верности Ему. «Счастье, что мы родились в православной стране», — повторяем мы прекрасные слова старца Николая Гурьянова. Но стали ли мы сами от этого хоть чуть-чуть православнее? В чем наша верность?

Да, мы читаем правильный Символ веры. Но это не освящает все наши поступки. Особенно те, которые далеки от Евангельских идеалов.

Зачастую не зная толком ничего ни о своей вере, ни о своей богослужебной практике, мы уже высоко задираем нос, сообщая всему миру, что все погибнут, а лишь мы спасемся, и у нас всё правильно, и ни о чем нам больше думать не надо. Бездуховная Европа, дескать, давно выродилась, потому что у нас храмы полны, не протолкнуться, а там в храмах пустота.

Но сами-то мы стали ли от этого лучше? Соответствует ли наша жизнь Евангельскому Слову? Ведь чего хочет от нас Христос? Чтобы мы знали катехизис и православный молитвослов назубок, или чтобы относились друг к другу по-человечески, видели в людях образ Божий, даже если мы с ближними в чем-то не согласны?

Православная страна – это когда много церквей, наполненных плохо представляющими во что они верят людьми, или когда люди не делают другому то, чего не хотели бы для себя (см. Евангелие от Луки, глава 6, стих 31)? Как получилось, что до 1917 года мы жили в Святой Руси, а потом вдруг немалая часть народа-богоносца порушила храмы и постреляла священников? Значит, не было в людях подлинной веры.

Как получается, что истовая посетительница храма, приходя в семью, становится тираном, или на работе принимает решения, несовместимые даже с языческой, не то, что христианской моралью? Значит, что-то другое ищут люди в своей жизни, а не Христа и Правды Божией.

Сегодня часто можно услышать про спасение и погибель души, но редко мы напоминаем себе, что оно невозможно без любви к Богу, а любовь к Богу невозможна без любви к людям. А тут, какая любовь? Даже вежливости маловато. Иногда кажется, что людей совершенно не беспокоит, к Кому они попадут, лишь бы там место было хорошее и без мучений. Такой Рай без Христа. А святые нужны лишь для того, чтобы безболезненно и не тратясь на специалистов прожить земную жизнь здесь.

Конечно, прозвучит неожиданно, но, думаю, что надо христианину больше искать не спасения, а… Самого Бога. Искать через осмысление Евангелия и бесценного опыта Отцов. Искать через любовь к храму – посольству на Земле Царства Небесного. Искать через осмысленное Причащение. Искать через изменение своей жизни. Через принятие решений, которые приносят не выгоду, а спокойствие совести. Через внимание к нуждам ближних. Через поиск любви. Искать, чтобы быть не рабом, боящимся наказания и лишь поэтому ограничивающим себя в земных желаниях, а другом Божиим. Грешным, увы! Но стремящимся к Богу и кающимся.

Лучше всего об этом сказано у преподобного Силуана Афонского:

«Много лет болит душа моя от мысли, что вот мы, монахи, отреклись от мира, покинули и родных, и родину, оставили все, что составляет обычно жизнь людей; дали обеты пред Богом, и святыми ангелами, и людьми жить по закону Христа; отказались от своей воли и проводим, в сущности, мучительную жизнь, и все же не преуспеваем в добре. Много ли из нас спасающихся? Я первый погибаю. Вижу и других, что страсти обладают ими. А когда встречаю мирских, то вижу, что живут они в великом невежестве, нерадиво и не каются.

И вот понемногу, незаметно для себя, я втянулся в молитву за мир. Я много плакал от мысли, что если мы — монахи, отрекшиеся от мира, не спасаемся, то что же вообще творится в мире? Так постепенно скорбь моя росла, и я стал плакать уже слезами отчаяния. И вот, в прошлом году, когда я так в отчаянии, усталый от плача, ночью лежал на полу, явился Господь и спросил меня: «Ты почему так плачешь?»… Я молчу… «Разве ты не знаешь, что Я буду судить мир?»… Я опять молчу… Господь говорит: «Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога»… Во мне пробежала мысль: «Тогда зачем мы так мучаемся на всякий день?» Господь на движение моей мысли отвечает: «Те, что страдают за заповедь Мою, в Царствии Небесном будут Моими друзьями, а остальных я только помилую» И отошел Господь».