— БЕДА! ЧТО ДЕЛАТЬ БАТЮШКА?????
— Принести достойный плод покаяния, потому что счастье — идти путем Христовых заповедей, в основе семейной жизни лежит крестоношение…. и т.д.
— БАТЮШКА! С БРАТОМ ЖИВУ ПЛОХО!
— Апостол сказал: если можно с вашей стороны, имейте мир со всеми людьми… и т.д.
— ОТЧЕ! МНЕ НА ДУШЕ ТЯЖЕЛО, ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?
— Необходимо срочно придти в храм, поставить свечу за здравие и за упокой, внести пожертвование на содержание нашего телеканала – вон, внизу циферки бегут – и прочитать такие-то молитвы. Опять же, актуальность евхаристического возрождения диктует нам особенный ритм регулярного Причащения, а покаянная дисциплина вкупе с общим психосоматическим устроением…
Мило воркует православный канал телевизора. Участники программы размеренно произносят красивые слова. Люди обеспокоенно задают вопросы, внося некий диссонанс в это благолепие, но ответы вновь вязнут в прекрасных назиданиях…
***
А вообще-то беда.
Потому что многие люди искренне думают, что вот такое «благолепное» отношение к жизни и есть Православная жизнь.
«А что не так? Разве что-то сказано неправильно?» – спросите вы. «Это же православный канал! Он и должен успокаивать после просмотра других каналов и общения с миром, нести мир душе, самим своим языком отличаться от тех гадостей, в который погружается всякий, неосторожно включивший телевизор. А ведь телевизор и дети смотрят! Уж пусть лучше это, где нет разврата и насилия…»
Да, сказано всё АБСОЛЮТНО ВЕРНО.
Но для кого? Достигли ли слова своей цели?
Кто сегодня осознанно за пределами семинарий, храмов и монастырей пользуется такими словами, кто отвечает в повседневной жизни специфически церковной терминологией?
Те, кто читают каждый день творения Святых Отцов и патерики, не зададут вопрос по телевидению.
Те, у кого есть возможность постоянно общаться с духовником и слышать от него такие слова, у него же и спросят об их практическом значении.
Значит, спросят те, кто НЕ ПОНИМАЕТ такие слова и выражения, насколько правильными они бы не были.
И вместо попытки ответить людям по существу, мы произносим массу слов, думая, что человек со своей болью и страданием на том конце эфира получил полное богословское образование и способен нас понять адекватно.
Что плохого в этом? А то, что человек, годами не получая практического ответа на вопросы о смысле христианской жизни, еще только приближаясь к Церкви, уже получает соблазн «припудрить» свою не преображенную жизнь красивыми (и еще раз отметим, абсолютно правильными) словами, а ПО СУТИ ничего в своей жизни не изменить.
Думаю, каждый из нас был свидетелем несправедливости, грубости или иных ненормальных поступков в храме или среди церковных работников.
Тут монастырская бухгалтерша «поставила на место» зарвавшегося получателя, выдавая копейки с таким видом, как будто из своего кармана платит.
Тут старший работник унизил у всех на глазах младшего, «смиряя» его, как будто бы забыл слова Христа о «чужом рабе».
Тут на ярмарке продают подозрительные вещи, выдавая их за святыни, и неизвестные прохиндеи наживаются за счет и без того тощего кошелька доверчивых страдальцев.
«Верующая» дама уверенно назовет свой знак зодиака и гороскоп составит, но Символ веры прочитает (если сможет) с вопиющими ошибками.
Примеров масса.
Все это – следствие элементарного непонимания тех красивых слов, которые мы слышим в храме. Они просто не прорастают в нашей душе делами.
И получается, что «достойный плод покаяния» это не осознание своей греховности и изменения всей жизни, а обвинение других в своих бедах и дополнительное молитвенное правило. Приготовление ко Причащению ограничивается временным отказом от разной еды и снова чтением длинных молитв без всякой попытки примириться с домашними, ближними. Без попытки понять, какие наши поступки и слова ранят их. Без попытки, попросив прощение, не возвращаться к бытовому самолюбию.
И человек годами живет, думая, что он в Церкви, а на самом деле он просто научился пользоваться церковной терминологией.
И человек удивляется, что же так тяжело ему, что же так плохо на душе? Ведь он всё делает правильно: ходит в храм, ставит свечи, читает положенные молитвы, регулярно причащается, ездит в паломничества.
Но главного в жизни – встречи со Христом, изменяющей всю нашу жизнь, изменяющей наше отношение к людям и миру – так и не происходит…
Может, мы используем такое обилие красивых Евангельских и церковнославянских слов еще и потому, что они ещё не проросли в нашем опыте, не родили практического отклика, не дали плоды?
***
Сам Христос говорил с людьми просто, без всякого «святого языка». Потому что просто само Его учение, Его слово к нам. Эту простоту опасно надолго облекать в парчевые звуки, чтобы не перестать чувствовать необходимость этих слов.
Вы скажете, что святые так говорили. В любом житии об этом написано.
Но разве мы можем похвастаться такой же любовью к Богу и таким же высоким уровнем святой жизни? Разве мы с такой же любовью относимся к людям? Мы так же торопимся им помочь в трудных обстоятельствах жизни, порадоваться в радости и посочувствовать в скорби? Да мы хоть выслушать внимательно можем ближнего или вопрос задать о здоровье и делах со вниманием, искренне, не из фальшивой вежливости?
Боюсь, что нет. Боюсь, что далеко не все мы.
Прекрасно сказал известный афонский старец Паисий Святогорец (+1994): «С каждым надо говорить на том языке, который он понимает, и верующему человеку не надо открывать перед другими те великие истины, в которые он сам верит и которые переживает, потому что другие его не поймут, поскольку он говорит на иной частоте, находится на духовной волне иной длины».
Нельзя игнорировать эту разницу «духовной волны».
Важно научиться говорить просто о главном, уметь увидеть духовную жизнь с разных сторон, находить для ответов нашим близким не чеканные формулировки, а простые слова, отражающие наш духовный опыт.
А если опыта нет, то чего стОят даже самые позолоченные фразы?