Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который в этом году пришелся на воскресный день.

По окончании вечернего богослужения мы все с вами получаем благословение на то, чтобы идти в свои дома и дома спокойно готовиться к завтрашнему празднику. По возможности,конечно, готовиться к причащению Святых Христовых Таин.

Как мы знаем,это главное Таинство Церкви. Оно позволяет нам быть столь разными и при этом быть единой Церковью Христовой. Это самое важное православное Таинство для нашей жизни.

Сегодня в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, уместно, думаю, будет вспомнить о том,что праздники Богородицы появились исторически довольно поздно. Они появились поздно в том числе и потому, что Царица Небесная была человеком невероятного смирения и невероятной скромности. И даже светлая Её память почиталась как нечто само собой разумеющееся между апостолами и их учениками, и долгое время специальных праздников в честь Её не было.

Но вот стали появляться всевозможные лжеучения, ереси, которые так или иначе затрагивали честь Пресвятой Богородицы, и уже тогда святая православная Церковь стала уделять особое внимание почитанию Пресвятой Богородицы и стали появляться особенные в честь Её праздники.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в иерусалимском предании.Согласно этому преданию, святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, утвердившего христианство в качестве основной религии Римской империи,женщина очень благочестивая, набожная, приехала на Святую землю и там стала искать места, так или иначе связанные с земной жизнью Христа Спасителя и жизнью Царицы Небесной.

И там она повелевала,как императрица, строить храмы в честь Пресвятой Богородицы. В одном месте был построен храм в честь Введения, в другом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в Гефсимании, как вы знаете, в честь Успения Пресвятой Богородицы.И уже храмовые праздники этих храмов стали со временем теми праздниками в честь Богородицы, которые мы сегодня празднуем. Почему так произошло? В том числе и потому, что у нас просто нет исторических свидетельств в какой день что произошло в Её жизни.

Вы скажете –как так нет свидетельств? Откуда же вообще мы узнаём о празднике, например,Рождества Богородицы?

Подходим к Евангелию, открываем и с удивлением обнаруживаем, что там об этом замечательном событии ничего не сказано. Но у нас-то ведь целое богослужение совершается, многие тексты поются и читаются, посвященные этому празднику. В них рассказывается о том, как Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, долгое время были бесчадными, а вы знаете, что в Израиле, в Иудее бесчадство было огромным позором,ведь дети – это продолжение рода, благословение от Бога. И до преклонных лет они дожили без детей, потом всё-таки, наконец-то, Господь утешил их рождением девочки. Они посвятили Её храму Божию, но об этом мы будем вспоминать уже в другой праздник – Введения во Храм Богородицы.

Откуда мы всё это знаем? Оказывается, было такое Евангелие от Иакова, Первоевангелие Иакова,которое относится к числу апокрифов, то есть, тех евангельских книг, которые приписываются тем или иным апостолам, но не несут в себе Богодухновенности, то есть, не отражают совершенно точно и безошибочно учения о спасении Богом человека.

И вот удивительно, что эти праздники Богородицы черпают своё основание из такого источника, как бы показывая нам насколько богат и разнообразен мир христианина,насколько широко должно быть наше знание, насколько широким должен быть наш горизонт. Напоминая нам, что мы постоянно должны заниматься своим самообразованием, постоянно должны что-то узнавать новое. И это очень важно, потому что в таком случае мы действительно находимся в Церкви Христовой осмысленно.

Поэтому, даст Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, будет у нас подлинное знание о вере,о Церкви, о Боге. Это знание приходит к нам тогда, когда входит в нашу жизнь Господь наш Иисус Христос в причащении Святых Христовых Таин, во время нашей молитвы к Нему во все дни нашей жизни. Было бы с нашей стороны желание жить в Церкви разумно, осмысленно.

Аминь.