Дорогие братия и сестры!

Как это и положено по Уставу Святой Православной Церкви, в конце первой недели святого и Великого поста мы с вами совершаем Торжество Православия, то есть особенно, молитвенно вспоминаем историю установления, восстановления и утверждения в православном христианстве иконопочитания.

Это особенное и уникальное событие вдохновило отцов Церкви выделить под эту память специальное воскресенье, потому что оно имеет большое значение для жизни каждого из нас.

Священные изображения – иконы – употребляются в христианской Церкви, как мы знаем, с самой глубокой древности. Уже в римских катакомбах, где первые христиане, укрываясь от преследующей их государственной власти, собирались на молитву, уже там мы встречаем изображения, символизирующие Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, святых. Встречаем разные символы, которые напоминали христианам о том, что жизнь их после принятия Христа, как своего Бога и Спасителя, перестаёт быть прежней. Жизнь их меняется полностью.

Эти священные изображения использовались на протяжении всей последующей истории Церкви. Но вот в определенный исторический период, в VIII веке они вступили в противоречие с богословскими теориями некоторых священнослужителей и мирян, в том числе и византийских императоров. Эти люди размышляли и недоумевали: «как можно изобразить неизобразимое? Как можно изобразить на иконе Бога, Которого никто нигде не видел?» И, придя к выводу, что иконы – это не только что-то неважное, но и прямо вредное, используя всю силу государственных репрессий, противники почитания икон боролись с теми, кто иконам поклянялся.

Святой Церкви потребовалось несколько десятков лет, чтобы вот эти логически стройные утверждения побороть. Потребовались труды православных богословов для того чтобы утвердить в головах христиан единственно правильную мысль: Да, мы не можем изобразить Невидимого Бога, но человека-то мы вполне можем нарисовать. А Господь наш Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек. Он подобно нам – каждому из нас с вами, ходил по этой Земле. И был полностью, как и мы с вами, обладателем человеческой природы. И именно в силу этого и Его, и пречистую Матерь Божию, и всех святых угодников можно и нужно изображать на святых иконах, используя особый язык символов. Именно поэтому, поклоняясь иконе, мы покланяемся не доскам и краске. Мы покланяемся Первообразу, то есть Господу нашему Иисусу Христу и всем святым, которые ради Него жизнь свою провели и смерть свою приняли.

События эти были довольно давно, в 787 году. Продолжение их было в 843 году, при благочестивой царице Феодоре, когда было снова восстановлено иконопочитание, а между этими датами много что произошло. Были кровавые события. Сторонников почитания икон зверски убивали, мучали, ссылали. Много гонений и скорбей перетерпели эти люди. Поэтому сегодня, взирая на святые иконы и глядя на священные изображения, не надо забывать, какой ценой, какой кровавой ценой достались эти изображения нам здесь, сегодня и сейчас. Поэтому с большим благоговением стоит приступать к святым иконам, помня, сколько людей отдало жизнь ради того, чтобы мы с вами имели возможность прикладываться к этим иконам, целовать их, молиться перед ними. И ради такого усердия и верности православных христиан, как мы знаем, существует множество чудотворных икон, через которые все мы получаем благодатную помощь и исцеления.

Эти события были более чем тысячу лет назад. Но мы-то с вами живем здесь и сейчас. Иконы мы почитаем. Память древней ереси в нашей Церкви, как говорится в богослужении, «погибла с шумом», и еретики уже «не понимают надменно на нас свою бровь». Какое же значение для нас, кроме простого воспоминания давно прошедших событий, имеет этот праздник?

Мы называем сегодняшний день Торжеством Православия. Но когда торжествует православие? Православие ведь торжествует не только тогда, когда мы видим благолепно украшенные храмы. Не только когда мы везде видим почитаемые иконы. В первую очередь торжествует православие тогда, когда каждый из нас, стоящих здесь, в храме, становится православным. Вы скажете: «что же в этом удивительного? Мы все приняли крещение, мы все православные!»

Да, мы все приняли крещение, мы все носим крестик. Но для того, чтобы стать подлинно православными людьми, необходимо быть Божиими. Необходимо, чтобы сердце наше и ум наш были Христовыми, и смотрели на этот мир глазами веры. Необходимо, чтобы всю нашу жизнь пронизывала молитва к Богу. И вот тогда мы действительно становимся православными. Торжество Православия наступает тогда, когда все мы – взявшие на себя смелость назвать себя последователями Господа нашего Иисуса Христа – ведем себя в этой жизни так, как и подобает ученикам Христовым.

Православными мы становимся тогда, и православие торжествует тогда, когда люди, глядя на жизнь каждого из нас, говорят: «Вот! И я хотел бы так жить, и так умереть! Потому что это истинный путь жизни и истинный образец смерти!»

Православный – это не столько тот, кто ходит в храм, сколько тот, кто каждое своё действие, слово и помышление оценивает – угодно ли оно Богу? Не может быть православный хамом, лицемером, ханжой, лжецом. Не может православный прикрывать верой низменные страсти – блуд и сребролюбие. Не может православный быть злым.

Тогда торжествует православие, когда в мир через каждого из нас приходит добро.

Но добро «вообще» хорошо только для тех, для кого оно делается, но нам может не принести никакой пользы. Если мы, делая добро, желаем идти путем спасения, оно должно совершаться ради Христа. Не просто ради себя самих – таких хороших – мы делаем добрые дела и помогаем ближним, но ради того, чтобы прославить Имя Христово. Потому что это единственное Имя, призывая которое мы надеемся спастись на этой Земле.

Добро необходимо, потому что мы знаем, что на Земле столько зла! И часто в душе у нас растет возмущение, желание обличать это зло! Мы чувствуем, что должны свидетельствовать о том, что вокруг грех и неправда. Мы чувствуем, что должны сказать прямо нашим соседям, нашим детям, нашим начальникам, что многое они делают неправильно.

Должны. Но давайте с вами посмотрим, каким образом это надо сделать, чтоб не потерять спасение своей собственной души.

Вот сегодня, например, Святая Православная церковь празднует память человека, который не стыдился говорить острую, обидную правду сильным мира сего. Это святой Иоанн Предтеча, которому за эту правду отрубили голову. И голова его стала такой священной, такой благодатной святыней, что память об обретении её мы сегодня торжественно совершаем и празднуем.

Вот если у нас есть такая сила веры, как у святого Иоанна Предтечи; если у нас есть такая сила молитвы, поста и подвига, как у него, тогда, пожалуй, у нас может быть и его дерзновение обличать других людей.

Но если же мы в себе не видим такой меры поста, такой меры дерзновения, такой меры любви к Богу, такой меры молитвы, как у него, то нам лучше молиться, смиряться и смотреть на свои собственные грехи, нежели обсуждать ближних или душу свою растрачивать в каких-то политических баталиях или тратить их на новости, которые посылают нам средства массовой информации. Искоренять и обличать зло надо не только своими словами, но и своей жизнью, подтверждающей наши слова. Иначе лучше молчать.

Итак, надо заботиться о том, чтобы нам самим стать подлинно православными людьми. Прославляя сегодня победу Церкви над иконоборчеством и почитая иконы, мы сами призваны стать иконами Христа, только написанными не красками, а нашими словами, мыслями и поступками. Чтобы через нашу жизнь был виден Бог. Тогда действительно люди будут смотреть на нашу жизнь, и прославлять Господа Бога. Вот тогда и будет торжествовать Православие. Аминь!