Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня праздник Благовещения, праздник благой вести, принесенной людям. И в этот день Святая Церковь предлагает нам особо задуматься, что же для нас, православных христиан, может быть благой вестью?

Ведь мы – простые люди XXI века, обычно радуемся тому, что не далеко не всегда поощряет Церковь Христова. И благая весть, то есть радостная весть, для нас часто бывает возвещением о каком-то земном благополучии, о достатке, о прибавлении жалования, о здоровье родственников, о собственном выздоровлении. Но Церковь, говоря о благой вести, подразумевает в первую очередь совсем другое.

В первую очередь нам говорится о том, что мы позваны Богом, что к нам обращено слово Божье. И слово Божие не только было сказано нам, но Слово Божие — вторая ипостась Святой Троицы — само воплотилось.

Господь — совершенный Бог и совершенный человек — жил вместе с нами, и, подобно многим праведникам, по человеческой злобе и невежеству, по зависти человеческой был убит. Но в отличие от других людей, Он как Бог воскрес со славой.

И каждый из тех, кто принимает Господа нашего Иисуса Христа всем сердцем своим, всем умом своим, всем разумением своим, каждый из нас, может также воскреснуть с Богом, если добровольно согласится нести свой крест. Добровольно согласится нести страдания, которые приходят в эту жизнь. Без ропота, с пониманием того, что это — наша участь, то есть часть, которую дал нам Христос и которую мы несем во Имя Его, и несем с Ним.

И именно поэтому сегодня так промыслительно совпадение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и одного из дней Страстной Седмицы. Мы слышим с вами в окончании страстного Евангелия, как Господь вновь и вновь предупреждает учеников Своих: «Скоро будет Пасха и Сын Человеческий отдан будет на распятие» (Мф., 102 зач., XXIV, 36 — XXVI). Но Его ученики считали, что это красивый, риторический оборот речи, что это некое благочестивое выражение, которое прилично из смирения употреблять.

Им и в голову не приходило, что пройдет всего несколько дней, и привычный им благополучный мир, полностью перевернется. Они привыкли ходить вслед за Господом нашим, которого все считали великим учителем праведности, и, как говорится, купались в лучах славы. Народ почитал их как учеников праведника, им это, конечно же, нравилось, они еще не понимали сути Царства Небесного. Помните, как в одном из Евангельских чтений апостолы подходят ко Христу и просят Его: посади нас по правую руку, по левую руку. То есть они были убеждены, что окончанием проповеди Христовой будет Его воцарение, Его политическая власть, восстановление царства Израилева.

И мы часто тоже просим Господа, чтобы он дал нам те или иные милости. Чтобы Он нас так или иначе возвеличил. И мы тоже часто молимся Богу, чтобы было возвеличена слава и нашего отечества. И правильно делаем, потому что действительно об этом необходимо молится. Но при этом и необходимо помнить, что Царство Христово не от мира сего, это Царство Небесной славы.

Господь отверг искушение дьявола, отверг политическую власть, отверг привычные нам формы земного правления и является Царем Славы, то есть Царем наших душ, наших сердец, наших помышлений.

И это очень важно помнить. Особенно сейчас — в страстные дни и на Пасху, когда мы будем ликовать и прославлять Христа воскресшего, всегда необходимо помнить, что наша радость – это радость духовная. Мы возвещаем эту радость не для того, чтобы покорить окружающие нас народы, не для того, чтобы заставить других верить, как мы верим, не для того, чтобы унизить кого-то, а для того, чтобы возвысить свою собственную душу к Богу.

Вот в этом и заключается Благая весть. Об этом внятно говорит в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел: «так как Бог Сам все претерпел, будучи искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр., 306 зач., II, 11-18).

Вот она наша радость – мы были беспомощны в борьбе с собственной склонностью к греху и падению, мы могли надеяться только на свои силы и на собственные умения, которых так мало, на свои таланты и способности, которых так мало. Но теперь мы знаем, что, входя в Церковь Божию, мы подпадаем под покров Божий и Его Пречистой Матери. Сам Господь, претерпев страдания и смерть, и нам помогает претерпевать страдания нашей жизни, помогает с достоинством перейти из этой жизни в жизнь вечную.

Но Бог наш не Бог скорбей. Бог наш – Бог радости. И именно с такой радостью мы прославляем сегодня Благовещение, прославляем сегодня Блаженное неверие Пресвятой Богородицы, которое также, как и неверие апостола Фомы, послужило к Славе Божьей.

Обратите внимание с каким смирением и с каким достоинством Царица Небесная встречает слова Архангела. Не закружилась у Неё голова от внезапного высокого своего призвания. «Бога родить?! Как?»

Напротив, Она как бы отступает немножко назад и говорит, — «Как мне может сие быть, я же и мужа не знаю».

Со смирением принимает Пресвятая Дева слова, которые обращает к ней Архангел Гавриил. И, тем самым, показывает она и нам должный пример нашей жизни в Церкви. Мы со смирением должны относиться к высокому званию христианина, которое на нас возложено в святом крещении. Не с превозношением, не с гордыней, не с надменностью к другим людям, «не ведущим пети аллилуия». Нет! Со смирением мы должны принимать тот дар, который Бог даёт нам – быть христианами.

Конечно, вспоминая нашу жизнь, мы не можем сказать, что исполнили те обещания, те обеты, которые мы дали, или за нас дали восприемники при купели святого крещения.

Но от нас требуется не безгрешность, а праведность, а это совсем разные вещи.

Безгрешен Один Бог, а к праведности призваны все мы. Праведность — это такое же послушание воли Божьей, которое было у Пресвятой Богородицы.

Поэтому благая весть заключается в том, что если у нас есть это послушание Церкви, послушание Богу, послушание воле Его, то мы и под защитой Божьей находимся.

Если мы благословляем свое утро и свой вечер молитвой, то мы весь день находимся под защитой Божьей. Если мы благословляем свой разум чтением Священного Евангелие, то жизнь наша напитывается благодатью Божьей, и разум наш уже не светский, не суетный, а уже может опираться на твердую почву евангельского слова.

Не случайно именно сейчас предлагаются нам эти чтения. Они насыщены глубокими смыслами и, если говорить обо всем этом подробно, мы часа четыре будем стоять с вами и беседовать.

Это предлагается для того, чтобы мы со смирением приложили к своим постным трудам труд разума. Чтобы мы в жертву Богу принесли и наше время, и наше питание, и наше разумение. Это важно вспомнить перед Пасхой Христовой.

И я надеюсь, что те слова, которые возвестил Архангел Гавриил Пресвятой Богородице, не будут для нас просто красивыми боголепными словами, которые мы читаем, но которые проходят мимо нашего сознания.

Слово Евангельское, как говорится в другой притче евангельской, должно входить в нашу жизнь как зернышко входит в плодородную землю и приносить добрый плод, плод жизни. Если мы, услышав Евангельское слово, хотя бы немного, хотя бы в чем-то пытаемся применить его к нашей повседневной жизни, значит не впустую мы пришли в храм, значит не впустую мы услышали Евангелие.

Часто мы мечтаем, что над нами прочитают какую-нибудь особенную молитву, или мы найдем какого-то особенного батюшку, желательно старца, который поможет нам разобраться в нашей жизни, особенным образом благословит нас. И вот с этого момента все пойдет по-другому.

Но у нас с вами, дорогие мои, есть большее и лучшее. Сам Господь рядом с нами благословляет разум и жизнь каждого из нас. Наше дело лишь принять благодать Божью, которая подается нам в храмовой молитве, которая подается нам в причащении Святых Христовых Таин, в других таинствах церковных. Принять эту благодать Божию и начать менять свою жизнь хотя бы понемногу.

Мы знаем прекрасно всю свою жизнь. Мы знаем свои ошибки, подходя к таинству исповеди мы вспоминаем, что мы сделали не так. Но одно дело понять, а другое дело измениться.

В Евангельском чтении совсем скоро нам будет предложены два пути покаяния в грехе.

Иуда, который согрешил предательством, раскаялся, но не покаялся и удавился. А Петр, небесный покровитель нашего храма, и всех нас, «камень веры», он тоже согрешил, отрекся от Христа, но нашел в себе силы (силы Божьи конечно же, не человеческие, которые Господь каждому из нас подает), вернуться к Богу, и стал одним из первых апостолов Христовых.

Точно так же и мы грешные, бестолковые, живущие суетной и праздной жизнью, приходим к Господу Богу со смирением и покаянием, и просим: «Господи! Ты возвестил нам благую и радостную весть о том, что мы не одиноки. Мы с Тобою, Боже! Помоги нам жить достойно! Помоги нам хоть немного принести достойный плод покаяния».

И тогда жизнь наша будет радостной, невзирая ни на что — ни на какие скорби, ни на какие искушения.
И тогда Господь действительно благословит жизнь нашу миром, светом и благодатью.

Аминь.

***
Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Галину!