Мы специально молимся перед тем, как вслушаться в Священное Писание, читаемое за богослужением, чтобы лично к себе применить те слова, которые Господь наш Иисус Христос обратил к своим современникам.
В этом и смысл чтения Священного Писания за каждой литургией. Это не напоминание о диалогах и разговорах, прозвучавших когда-то, 2000 лет назад. Это непрекращающийся диалог сотворившего нас Бога с каждым из нас, с каждой душой, живущей на Земле.
И сегодняшнее евангельское чтение (Лк., IX, 57-62), подтверждая эту мысль, обличает не столько давно умерших безымянных собеседников Иисуса, сколько нас – живых людей, стоящих сейчас в храме и пытающихся понять – что это такое: следовать за Христом?
Что мы ждем от Христа?
Не говорим ли мы вместе с первым, упомянутым в Евангелии, человеком: «Да, Господи! Ты Вседержитель! Ты Творец неба и земли. В Твоей власти всё! В Твоей власти дать мне богатство и здоровье. В Твоей власти сделать мою жизнь счастливой. Ты можешь всё, поэтому я иду за Тобой! Где Твои царские чертоги? Куда Ты идешь? Я пойду за Тобой!»
Что отвечает ему Господь, идущий на Голгофу? «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сыну Человеческому негде приклонить голову». То есть, единственное место, где может остановиться Господь в этом беспокойном мире – это наше смиренное сердце.
А что в нашем сердце? Хотим ли мы называться Христовыми, чтобы иметь деньги, благополучие и счастье, или готовы идти за Богом, чтобы получить нечто, для современного сознания абстрактное, – Самого Бога. Получить что-то неосязаемое, что не несет немедленных, приятных дивидендов…
Ко второму собеседнику Христос уже обращается Сам: «следуй за Мною». Значит, Бог видит искреннее расположение сердца этого человека, его готовность к служению. Но тот отвечает: «позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего».
Христос реагирует довольно жестко: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Мы, конечно, тут же возмущаемся: ну как же! Ведь забота о родственниках своих – это так важно! Неужели похоронить отца это не настолько святое и важное дело, чтобы сначала выполнить свой долг по отношению к родителям, а потом уже ходить за проповедником и что-то там благовествовать?!
Но не будем торопиться с осуждениями. С точки зрения мышления человека той эпохи и местности эта фраза не обязательно означает, что у него уже стоит гроб в доме, а то, что отец стареет, возможно, будет нуждаться в уходе, возможно, многолетнем.
Речь здесь о том, что необходимо не медлить, когда в сердце приходит доброе, благочестивое желание, а вовремя его исполнять.
Думаю, каждый из нас хоть раз в жизни переживал подобный опыт. Приходит на сердце хорошая мысль: «Дай-ка навещу больного, позвоню родителям, письмо ободрения напишу, помогу материально нуждающимся или иначе как-то помогу, поддержу людей. А может и радикально изменю свою жизнь ради служения Богу». Потом суета закружит, и мы говорим себе – «ну ладно, завтра». Проходит и завтра, и послезавтра, месяц, год. Желание потухло, а дело так и не сделано. Потому что увязли в повседневной суете. Потому что тащим из умирающих каждый день дней суету по жизни дальше, вместо того, чтобы обиды, рутину и привычки оставлять в прошлом.
Господь ободряет нас: «Хватайтесь за то доброе желание, которое пришло сегодня к вам в сердце! Старайтесь исполнять его сейчас, пока вы пламенеете Духом, пока свежи и полны сил, желания и надежды это сделать! Потому что завтра вы можете уже на это не решиться и упустить свой шанс. Не жалейте о том, что Вы приняли благое решение направить Вашу жизнь к добру, даже если жизнь ваша стала беднее и труднее. Не жалейте, потому что вы посланы Мною возвещать Царствие Небесное и остальное приложится вам!»…
Третий человек вызвался идти сам. Но прежде попросил времени проститься с домашними своими, уладить дела, привести их в порядок.
Как это нам знакомо! Многие часто так рассуждают: «вот, Господи, пока мы молоды, мы поживем в свое удовольствие: поблудим, денежки потратим, поедим, попьем. А потом, когда выйдем на пенсию, ну, тогда уже и о душе подумаем. Это же не сложно – ходи себе изредка в храм, рассказывай батюшке о том, какой трудной была твоя жизнь и дети не слушаются, да свечки ставь. Все равно здоровье уже больше ничего не позволит!»
Естественно, это лукавство. Мало того, что мы не все доживаем до старости. Нельзя Богу предлагать огрызок своей жизни, беспомощный, потухающий остаток. Одно дело, если мы узнали Бога лишь в таком возрасте. Но другое дело, когда было у нас с юности было желание быть ближе к Богу, к храму, чаще ходить на богослужение, читать душеполезную литературу. А мы это желание затоптали в своей душе.
Время летит, заботы не уменьшаются, и на склоне лет, когда и голова не особо соображает, и ноги с трудом ходят, мы приходим в храм. И что мы ждем от Бога? Что Он даст вернет нам потерянное здоровье и ясность мышления? Боюсь, что нет. Единственное, что Бог дает – это терпение и силы в несении жизненного креста, уж какой мы сами себе выбрали. Христос нам отвечает довольно жестко: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Ни откладывающий ответ Богу на потом, ни тот, кто с сожалением вспоминает о прежних удачах, живет прошлым, тоскует по вчерашнему дню и скорбит о выбранном сегодня богоугодном пути не благонадежен для Царствия Божия.
Вот с этими евангельскими словами мы как с факелом можем всмотреться в глубину своей души и еще раз спросить себя: на что мы рассчитываем, принимая Святое Крещение, приходя в храм на молитву и ради чего причащаемся святых Христовых Таин? Мы жаждем денег и здоровья, какой-то выгоды в этой жизни, или мы ищем Бога?
Сердце подсказывает, что поиск Бога и есть самое главное в нашей жизни, а остальное приложится нам. Если мы с вниманием будем относиться к себе, и к жизни других людей, наших ближних. Если будем по совету апостола, прозвучавшему сегодня перед Евангелием, «носить тяготы друг друга», то тогда мы «исполним закон Христов» (Гал., V, 22 — VI, 2).
Если же у нас нет сил на особенный духовный подвиг, духовное отношение ко всему, если мы обязаны заботиться о земном, то наш подвиг – помогать людям, живущим вокруг нас, не замыкаться в своем бизнесе и эгоизме. Не тщеславиться, не раздражать друг друга, не завидовать друг другу.
И такое покаяние примет Господь. И поможет нам, если мы постараемся держать свое сердце чистым, хранить его от неискренности.
С таким назиданием обращается к нам сегодня Церковь. И думаю, что это особо полезно нам, идущим поприщем святого рождественского поста. Дай Бог, чтобы это слово Божие как зернышко попало в нашу душу, выросло в дерево благочестия, принесло плоды духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание».
Чтобы мы пересмотрели своё отношение к Церкви, к ближним, чтобы это привело нас к покаянию и помогло стать подлинными возвестителями Царства Божиего.
Аминь.