Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!

Вот, дорогие братья и сестры, потихонечку идя путем Рождественского Поста, мы с Вами приблизились уже почти вплотную к празднику Рождества Христова.

Сегодня Неделя перед Рождеством Христовым, то есть воскресенье перед Рождеством Христовым, и она посвящается памяти святых отец.

Кто же эти святые отцы? Это не все святые, и даже не те, на кого обычно ссылаемся, когда говорим: «Святые отцы сказали». Это ветхозаветные праведники, так или иначе послужившие Боговоплощению. Мы с вами и сейчас слышали долгое перечисление их имен. Здесь перечисляются только имена, родословная Господа по человечеству. Здесь, в опровержение древних лжеучений, говорится о том, что Господь наш Иисус Христос является несомненным Богом и несомненным человеком, что и подчеркивается столь подробным и длительным родословием. Подчёркивается, что Рождество Христово – это исполнение древних пророчеств о том, что Мессии, Спасителю рода человеческого необходимо быть рожденному «от семене Давидова», то есть быть потомком царя Давида Псалмопевца. И вот мы слышим сейчас в Евангелии, с какой любовью донесло оно до нас имена предков Господа нашего Иисуса Христа.

Часто, желая похвалить кого-то, мы говорим: «Ну конечно, ну слушайте, какие же у него родители! Ведь он же вот от таких-то, таких-то людей родился», – говорим мы про уважаемого человека. Здесь мы видим похожий образ мысли. Для иудея было очень важно, от кого произошел человек, из какого колена, кто были его предки. И если, может быть, для нас сейчас кажется скучным выслушивать эти имена, бесконечно продолжающиеся, но для человека эпохи евангелистов, для тех, к кому евангелисты обращали свою проповедь, это было очень важное перечисление. Оно было весомым доказательством того, что Господь наш действительно человек и что Он действительно Бог.

И мы видим косвенное подтверждение этого еще вот в чем: после перечисления имен нам сразу говорится о событиях, предшествующих Рождеству Христову: зачинает Дева неожиданным образом, настолько неожиданным, что обручник Её, названный муж Её, Иосиф, будучи уже в возрасте, понимает, что он не может быть отцом Этого Ребенка. И он смутился. Закралась в его голову мысль, что, может быть, что-то тут нечисто, что-то нехорошее произошло. Тут же во сне ему является Ангел. Обратите внимание, как он его называет. Он не просто ему говорит: «Иосиф, не смущайся», он ему говорит: «Иосиф, сын Давидов!». То есть ангел к Иосифу обращается так, чтобы тот понял сразу, что это не просто сон, не случайно упоминается его предок, дальний предок, Давид, что это действительно возвещение Истины от Ангела, потому что от Давида, «от корене Давидова» должен произойти Мессия. И поэтому Иосиф принимает решение спасти свою Жену, Богородицу, и вместе с Ней избежать страшной гибели от Ирода.

У многих возникает вопрос. Если такое долгое перечисление имен говорит о происхождении Христа, то почему вдруг в конце имен мы слишим что, оказывается, это все родственники Иосифа? Он же не имеет никакого плотского отношения к рождению Христа. Зачем тогда это длинное перечисление? Чтобы понять это, надо знать древние иудейские обычаи: родословие жены всегда указывалось по родословию мужа, потому что в древности считалось обычным совершенно делом, чтобы муж и жена были едины по своему происхождению, единого уровня, единого сословия. И если про мужа говорится, что он «из корене Давидова», что он родственник Давида-царя, то этим самым, согласно иудейскому мышлению, подчеркивается и утверждается, что, естественно, жена его из такого же богатого рода и, естественно, и она тоже родственница Давида-царя. Таким образом, противоречия здесь никакого нет.

Вот такое удивительное Евангелие предлагается нам.

В нем также говорится о том, что сбывается пророчество от Господа: «Вот (се), Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, то есть: «С нами Бог». Атеисты часто смеются над этим местом и говорят: «Вот как же, назвали Иисусом, а в пророчестве другое имя – Еммануил»? Но если бы они читали толкование на Евангелие отцов Церкви, они бы знали, что в этом пророчестве таинственным образом указывается на то, что не просто человек родится, а родится Богочеловек. «С нами Бог» – значит, Господь пришел в этот мир, Господь в человеческом теле, с человеческой душой приходит, чтобы спасти всех нас. То есть здесь «Еммануил» не означает личное имя Христа Спасителя «Иисус», а означает Его высокое служение, означает то, что Он Истинный Бог.

Вот такими смыслами наполнено сегодняшнее Евангелие. И об этом, конечно, необходимо нам сейчас вспомнить, готовясь ко причащению Святых Христовых Таин, душу свою настраивая на это удивительное таинство. На то, чтобы нам встать в ряд этих людей, многие из которых служили Господу Богу своим праведным житием.

Не случайно они упоминаются. Просто сказать, что вот были такие праведники, вот их родственник Иисус – мало. Поэтому если в Евангелии мы слышим просто перечисление этих имен, то в Апостольском чтении мы слышим об их праведности, то есть, почему мы их перечисляем (Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40).

Мы слышим, что главным их достоинством была вера. Вера удивительная, вера без всякой надежды увидеть плод своей веры. Об этом Апостол говорит так: «Верой обитал Авраам на земле обетованной как на чужой и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верой Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного», то есть, в переводе со славянского, «единородный» — это единственный сын, о котором будет сказано: «в Исааке наречется тебе семя».

И опять же, в Апостоле говорится о древних пророчествах, о рождении Христовом. «Верою он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование». Здесь открывается нам то, чего мы даже в Библии не читали. Апостол Павел Духом провидел, что Авраам готов был поверить Богу, что он сына его из мертвых готов воскресить. Вот какая была вера у него.

Дальше говорится про веру Иосифа, говорится про веру Моисея. Интересно, что, когда говорится про Моисея, говорится следующее: «Он поношение Христово почел большим для себя богатством, чем Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние». То есть он думал о том, какова же будет посмертная наша участь. Как же Моисей, который жил задолго до Христа, мог поношение Христово почесть большим для себя богатством? Анахронизм? Но нет! Здесь Апостол подчеркивает глубокую, таинственную связь между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Он как раз подчеркивает, что эти праведники жаждали Христа, что они ради Христа жили, ради Христа умирали, ради Христа терпели лишения, ради Христа пренебрегали временным греховным наслаждением, как опять же Апостол Павел здесь говорит.

Вот это свидетельство удивительное — это не просто связь Заветов, это и назидание нам. Не просто говорится о том, что Ветхий Завет и Новый Завет едины, и праведники ждали Христа, но и нам показывается, какими нам надо быть, чтобы встать в эту удивительную череду праведников. И чтобы тоже послужить Рождеству Христову, у нас должна быть вера. И эта вера «побеждает царства, говорит правду, получает обетования, заграждает уста львов, преодолевает силу огня, избегает острия меча, укрепляется от немощи, будет помогать быть крепким на войне, прогоняет полки чужих» …

Удивительная сила веры! Помолимся же Господу Богу, чтобы Он через причащение Святых Христовых Таин, через благодать церковную помогал нам получить эту удивительную веру. Помогал нам получить этот дар, получить эту силу. Чтобы нам достойно пройти путем своей жизни, чтобы получить в конце ту же награду, те же обетования, что получили и ветхозаветные праведники, которых мы сегодня прославляем, Аминь.

***

Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся над расшифровкой Марину!