Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Поздравляю всех с окончанием Святой Четыредесятницы, потому что именно сегодня — Лазаревой субботой — завершается Великий пост, и начинаются особые дни: празднования входа Господнего в Иерусалим и Страстной Седмицы, то есть недели, в течение которой мы особо вспоминаем о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, о Его распятии, о Его смерти и о воскресении из мертвых.

Сегодня, как вы слышали на богослужении, уже поются особенные, пасхальные, воскресные песнопения: «Воскресение Христово видевше», евлогитарии «Ангельский собор удивися» с припевом «Благословен еси Господи», «Свят Господь Бог наш». Все напоминает нам о близости Пасхи. А, следовательно, о том, что наступают дни, когда мы все свое упование, все свои помышления и все силы своей души должны посвятить Господу Богу. Выделить особо эту неделю, и даже более того, эти две недели — страстную и пасхальную седмицы, чтобы не столько думать о собственных нуждах и о гласном поминовении наших родственников, сколько вникать в то, что предлагает нам Святая Церковь со страхом и трепетом, ничего человеческого в себе не помышляя. Уже и поминовение в алтаре мы творим тихо, уже имена мы не возглашаем громко, уже всё посвящено только тому, чтобы ум наш впитывал священные слова и образы, предлагаемые нам Церковью во время богослужения.

Это требует от прихожанина особого подвига, сознания своей причастности к храму, храмовой общине. Понимания того, что в храм мы приходим не только за удовлетворением своих духовных нужд и потребностей, а в первую очередь, чтобы напитать свою душу и разум Словом Божиим, словом церковным.

Перед Неделей (т.е. воскресеньем) входа Господнего в Иерусалим, называемого обычно Неделей Ваий, то есть в переводе со славянского ветвей, мы празднуем Лазарево воскрешение.

Наш Великий пост — это живой символ всей человеческой жизни. Пост заканчивается Пасхой. И пост нашей жизни собственно для того и совершается, чтобы подготовить нас к будущему воскресению, напомнить нам о том, что в конце человеческой истории будет общее воскресение, в котором уверил, убедил нас Господь, прежде своих страданий воскресивший Лазаря.

Господь показал свою силу и могущество, Господь показал нам, что Лазарь лишь первый из тех, кто будет воскрешен вместе с Господом нашим Иисусом Христом в последний день земной истории, и в первые дни новой истории Царства Небесного. Истории, которой не будет конца.

В Евангельском чтении, посвященном этому событию, мы слышим сегодня много удивительных слов, много удивительных образов (Ин., 39 зач., XI, 1-45).

Вот Мария, скорбящая о брате своем Лазаре. Мы с вами помним, что умерший оплакивался по иудейскому обычаю в течении семи дней, родственники усопшего сидели у гроба и плакали. Плачь этот был, в основном, как бы мы сказали дежурный, по обычаю. Даже могли нанять профессиональных плакальщиц, чтобы всё было «как у людей». Но здесь мы с вами видим совершенно другое. Евангелие постоянно подчеркивает искренность чувств тех людей, которые окружали гроб — погребальную пещеру Лазаря.

Искренность и смелость видна и у апостолов Христовых. Обратите внимание, когда Господь сказал, что идёт навестить усопшего своего друга Лазаря, апостол Фома, который впоследствии прославится своим блаженным неверием, говорит: «Господи! ведь тебя же там схватят, но все равно пойдем с Тобой, пусть и нас убьют, но лишь бы с Тобою!» Тем самым он предвозвестил будущие страдания всех апостолов Христовых, тем самым он предвозвестил и страдания каждого, кто идет за Господом нашим Иисусом Христом.

Мы с вами слышим, что особо подчеркивается четверодневность усопшего, который уже смердит. Но откуда они знают, что он смердит? Если помните, могилой тогда была пещера, которая приваливалась камнем. Оказывается, в древней Иудее был большой страх похоронить человека заживо. Были случаи, когда хоронили просто заснувших летаргическим сном людей. И чтобы предотвратить это, иудеи в течении четырех дней тщательно наблюдали за усопшим, открывали вход в гроб и смотрели — умер ли он действительно, или только уснул. И когда на четвертый день Христос приходит, у всех, присутствующих у гроба Лазаря, нет ни малейшего сомнения, что он действительно умер, потому что они каждый день перед этим проверяли, так ли это, и видели следы тления.

И эта деталь особо подчеркивает удивительность и необъяснимость чуда.

Еще одно удивительное слово мы слышим с вами: Христос называет Лазаря другом.

Христос Бог называет человека другом. И в лице Лазаря каждого из нас он называет другом.

Но что такое дружба с Богом? То ли, что мы подразумеваем обычно под дружбой — вместе выпить, закусить, посидеть на рыбалке, поговорить о пустяках, вместе развлечься, занять друг другу денег, сопроводить друг друга в дороге, еще чем-то помочь?

Господь – Друг нам в гораздо большем смысле. Он Единственный, кто подлинно желает нам добра. Хотя бы потому, что Единственный, кто до конца знает, в чем оно заключается, что будет добром для нас с вами.

И если мы будем иметь такую же веру в сердце как у Марфы и у Марии, если мы так же верить в воскресение из мертвых, если будем такое же беспрекословное упование иметь на Господа, то и в нашей жизни могут произойти удивительные чудеса. И главное, и первое это чудо, если душа наша воскреснет.

А что это значит?

Сегодня вечером мы с вами будем вспоминать о том, как Господь вошел в Иерусалим. Будем вспоминать о ликовании иудейской толпы. Услышим, как могут люди искренне встречать человека, которого они уважают. А через несколько дней мы с вами услышим, как те же люди того же самого человека могут презирать, если потеряли к нему уважение.

Почему так? Потому что у них душа была мертва. Они не хотели быть друзьями Богу, а стремились лишь получить выгоду от Него.

Вот и для нас воскрешение Лазаря — это возможность в спокойствии сердца своего подумать — кто мы, друзья ли мы Богу? Действительно ли мы желаем, чтобы Господь вошел в мрачную, смердящую пещеру нашей души, в смерти которой удостоверились все живущие вокруг нас, и воскресил душу нашу?

Мы скажем: «ну как же, душа наша жива! Мы ходим в храм, мы исповедуемся, мы причащаемся!» Но ведь всё очень просто проверяется. Как только кто-то наступил нам «на мозоль», как только кто-то уязвил нас злым или неосторожным словом, как только что-то сделал нам человек неприятное, сразу из глубины души нашей выходят отнюдь не благословения и не молитва, а смрад души, которая гниет заживо.

Поэтому мы с сердечной мольбою обращаемся к Господу: «Господи, воскресивший друга Твоего Лазаря! Воскреси и наши души, души нас, называющих себя христианами, называющих себя друзьями Твоими, и помилуй нас, исцели нас в причащении Святых и Животворящих Твоих Таин!» Аминь.

***
Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Галину.