Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня суббота перед Рождеством Христовым, и на литургии добавляется особое Евангельское чтение (Лк., 72 зач., XIII, 18-29).

И первое, что обращает на себя внимание в этом Евангельском чтении, это откровенные и явные обличения иудеям. Мы слышим о том, как Господь осуждает самонадеянность, самоуверенность иудейскую. Они думали, что им, только за счет того, что они родились в определенном народе, должно быть положено Царствие Небесное, спасение души и прочие блага, которые, впрочем, они мыслили вполне по земному: как некое земное владычество.

И Господь обличает такое умонастроение и в притчах говорит о том, что Царствие Небесное – это не некое земное владычество, это не некий земной достаток, не нечто такое, что делает нашу жизнь комфортной здесь. Наоборот, мы слышим в третьем Евангельском чтении, посвященном святителю Петру, митрополиту Московскому, память которого мы молитвенно совершаем сегодня, о том, что тех, кто будет искренне проповедовать Бога, тех будут гнать, на тех будут возводить клевету (Лк., 24 зач., VI, 17-23). И мы слышим и видим подобное постоянно. Мы слышим, например, как люди клевещут друг на друга для того, чтобы подчеркнуть свою праведность и обличить неправедность других людей. И Господь осуждает такое умонастроение, как мы слышим в Евангелии.

И первая мысль, которая мне приходит в голову: «Господи, а почему Ты нам это говоришь? Ну мы-то не иудеи, мы-то не в Израиле живем. Мы никогда не соблюдали законы иудейские. Почему нам сегодня перед Рождеством, вот сейчас перед причащением Святых Христовых Таин предложено это осуждение иудеев?».

Действительно можно согласиться со многими великими отцами Церкви, в том числе и со святителем Иоанном Златоустом, в том, что все эти обличения на самом-то деле относятся к нам. Нас обличают в тех же самодовольных и самонадеянных мыслях, которыми грешили древние фарисеи. Многие из нас тоже надеются, что за то, что мы «ели перед Богом и пили», то есть причащались Святых Христовых Таин, «на распутьях наших Ты учил нас», то есть везде стоят у нас храмы, везде проповедано Имя Божие, нам автоматически даровано будет Царство Небесное.

Но Господь может сказать нам: «Не знаю вас, откуда вы. Отступите от Мене, все делатели неправды».

Вот о чем нам необходимо поразмыслить перед наступлением праздника Рождества Христова.

Этот праздник не от определённой даты календаря зависит. Рождество Христово на самом деле празднуется каждый день, потому что с тех пор, как родился Господь, новое время наступило, совсем новое. Отныне все дни – это единый день радости присутствия Божия в этом мире. И эта радость не терпит неправды, эта радость не терпит беззакония. И нам предлагается это Евангельское чтение, чтобы мы вспомнили о своих беззакониях.

Перед причащением мы проходим Таинство Исповеди, каемся в своих грехах, чтобы подойти к Господу Богу. Нет, не очищенными, потому что очищает нас Господь в Таинстве Причащения, а с сознанием того, что мы неправы перед Богом. И вот главное, чтобы за этот пост Рождественский мы, в результате слышания Евангелия, в результате работы покаянной внутренней осознали, насколько же мы неправы перед Богом, и с таким настроением приступали ко Святым Христовым Тайнам.

И тогда Господь действительно дарует нам по нашему смирению, — не потому, что мы чего-то заслужили, нет, конечно, а по нашему смирению — тогда Господь и дает нам силы что-то в жизни потихонечку исправлять.

Не стоит, конечно, думать, что вот, сейчас мы причастимся, и жизнь наша вся сразу наладится, и все у нас будет прекрасно. Для этого надо иметь такую же меру покаяния, которая была у древних отцов. У нас её нету. Но хотя бы понемногу, хотя бы от поста к посту надо что-то менять в своей жизни.

Мы, наверно, замечаем, что из года в год соблюдаем пост, молимся, а не меняемся. Как были страсти, такие страсти и остались, а, может, еще и хуже стало.

С одной стороны, это свидетельство того, что мы больше внимания обращаем на внешнее, а не на внутреннюю, духовную жизнь. А с другой не стоит от этого отчаиваться, потому что пока Господь дает нам видеть наши грехи, значит, Он нас не оставляет. Значит, Он нас не забывает. Значит, совесть в нас еще имеет возможность говорить, и мы понемногу идем путем покаяния, путем спасения.

Хуже, когда мы начинаем думать: «О, а грехов-то у нас уже и нет! Из года в год-то мы лучше и лучше становимся». Вот это уже печальный признак. Потому что, скорее всего, на самом деле все наоборот. Скорее всего так.

И Господь в Евангелии нас будит, постоянно нам предлагает образы покаяния и образы спасения. Нам постоянно говорится о том, что Царство Небесное это не нечто осязаемое, где мы получим вознаграждение за все перенесенные на Земле неприятности. Оно входит в нашу жизни очень необычно, очень неожиданно, через «мелочи». Возможно, например, через какое-то доброе слово, сказанное другому человеку. Нам ничего не стоит, а мы чувствуем, что тепло входит, благодать входит в нашу жизнь и в жизнь того человека, которому мы сказали это доброе слово. Вот, казалось бы, через эту мелочь, уже входит в нашу жизнь Царство Небесное.

Послушайте, какие красивые образы Господь предлагает нам для того, чтобы мы поняли, что такое Царство Небесное, которое здесь уже, в этой жизни начинается. Он сравнивает его с зернышком горчичного дерева. Оно маленькое, но, когда вырастает, становится громадным деревом, «и птицы небесные вселишася в ветвия его». Потом говорит: «Подобно Царство Небесное квасу», то есть, закваске, хлебной закваске, из которой пекут хлеб, «которую берет женщина скрывает в муке сата три», это древняя мера исчисления, «дондеже вкисе все». То есть Царствие Небесное уподобляется дрожжевому тесту. Это нечто такое, что входит в нашу жизнь подчас и незаметно, неожиданно. Но потом преображает ее полностью. И вырастает Царство Небесное в нас или гибнет зависит от такого зернышка — нашей готовности воспринимать искушения и испытания. Вот когда мы воспринимаем все с пониманием того, что это от Бога дано и это надо перенести как некое определенное нам испытание. Тогда Господь действительно вырастает в нас, действительно вырастает в нас Царствие Небесное.

Это очень прекрасные образы и необходимо, конечно, нам о них помнить. Особенно в праздники. Чтобы наши праздники не были бессмысленными, пустыми перед Богом. Именно об этом во втором Евангельском чтении очень хорошие слова говорятся: «Вы оправдываете себя перед людьми, а Бог видит ваше сердце, которое перед людьми высоко, а мерзость перед Богом» (Лк., 81 зач., XVI, 10-15). Это место из Евангелия перекликается с известным пророчеством пророка Исайи, который говорит: «Праздники ваши – мерзость передо Мною», – говорил он древним иудеям (см. Ис 1:14). Но как же — мерзость? Ведь Господь Сам установил эти праздники! Нет, конечно, не сами праздники мерзость, а противно Богу, когда человек их с самодовольным, самонадеянным сердцем празднует. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50).

 

Вот об этом напоминает нам в течение Рождественского Поста, да и в течение всего церковного года, Святое Евангелие. И вот с таким настроением приступим ко Причащению Святых Христовых Таин. И помолимся, да дарует нам Господь благодать Свою и поможет нам изменить и свою жизнь, и жизнь тех людей, которые вокруг нас проходят свое земное поприще, Аминь.

 

***

Спаси, Господи, и помилуй потрудившуюся над расшифровкой текста рабу Твою Марину!