Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Если мы с вниманием стоим на Божественной литургии и вслушиваемся в слова Евангельских чтений на протяжении последних субботних и воскресных дней, то мы услышим, как Святая Церковь предлагает нам последовательное учение о молитве: каковой должна быть наша молитва, и каким должен быть наш пост.
Сначала нам говорится о том, что мы должны быть усердны в молитве, что мы должны чаще молится, что мы должны не ослабевать в своем стремлении возносить молитву Господу Богу. Потом нам говорится, что молитва должна быть смиренной, как у мытаря, что она не должна содержать какого-то самовосхваления, и попытки оправдать свои действия. Потом нам говорится о том, что молитва должна быть храмовой и не лицемерной. Во вчерашнем Евангельском чтении мы с вами слышали совет Божий: если хочешь помолиться, закройся в своей комнате и наедине помолись Отцу Небесному, чтобы не видели люди, и чтобы не воздавали вам хвалу, как особенному какому-нибудь молитвеннику.
Сегодняшнее Евангельское чтение продолжает эту линию примеров-притч, продолжает эту цепочку драгоценных жемчужин, которые предлагаются для исправления нашей жизни.
Мы с вами слышим, что войти в пост невозможно, если мы не попросили прощения друг у друга. Мы слышим, что без этого вообще невозможна христианская жизнь. Более того, отпущение наших грехов ставится в прямую зависимость от того, насколько мы прощаем другим людям. Об этом прямо говорится в сегодняшнем Евангельском чтении (Мф., 17 зач., VI, 14-21).
Также нам напоминается, что нельзя «сетовать», то есть нельзя постится с видом мрачным, чтобы показаться людям постящимся. Господь говорит про таких людей, что они уже получают свою награду.
Но как тогда поститься? И простить сложно, и при постном рационе вид радостный не все могут показать.
Сегодня очень многие люди воспринимают пост, как часть русской культурной традиции. Дескать, сначала блинов поели, а потом будем есть постную пищу. И, собственно, на этом и заканчивается все приобщение к древней культурной традиции.
Мы же с вами, как христиане, прекрасно понимаем что это не так, что этого мало, что лукавый век сегодняшний постоянно пытается ослабить напряжение духовной жизни. А наша задача не давать людям забывать, что подлинный пост и подлинная молитва не заключаются только в отказе от определенных сортов пищи.
Вот мы с вами слышим, что в первую очередь надо простить ближних. А ближних простить очень трудно, потому что иногда ближние до такой глубины пронзают нас, уязвляют, что кажется иной раз, что и вообще нельзя их простить. А бывают ближние, которые воюют с нами, бывают ближние, которые причиняют нам разные неудобства. И как таких прощать?
Действительно человеку трудно это сделать, и, если мы будем опираться только на собственную «хорошесть», только на собственную добродетель, ничего у нас не выйдет. Необходимо конечно же просить помощи у Господа Бога, чтобы он давал нам силы прощать, чтобы он давал нам силы относится ко всему на белом свете как положено христианину, а не просто как подобает хорошему человеку.
Мы слышим в Евангельском чтении удивительный совет: когда постишься, помажь голову свою, умой лицо твое. В такие моменты вспоминаешь, что Евангелие книга с двухтысячелетней историей, и те меры древней иудейской косметики, которые тогда были естественны, сегодня уже нам плохо понятны. Человек, который хотел выглядеть красиво и празднично в древней Иудее времен Господа нашего Иисуса Христа, смазывал свои волосы оливковым маслом. Это считалось красиво, все понимали, что человек празднует что-то.
Эта аналогия современной косметики, пожалуй. Так же и «умыть лицо», то есть привести себя в порядок, придать себе торжественный вид. Мы же понимаем, что человек приводит себя в порядок в том числе и тогда, когда идет на прием к некоему начальнику, чиновнику, царю. И вот мы сейчас, вступая в Великий пост, тоже предстаем перед престолом Господа Бога, мы предлагаем ему нашу жизнь.
Мы просим Бога: Господи помоги нам найти то, что мешает нам жить по-христиански. Может быть окружающим нас людям это уже очевидно, но мы этого еще не видим. Господи! Помоги нам это увидеть и исправить!
Вот собственно для этого Великий пост и существует. Это некий великий шанс нам увидеть в других людях образ Божий. Это еще один шанс нам для того, чтобы исправить в себе какие-то движения души, с которыми мы давно срослись, к которым мы уже за десятилетия привыкли. Их увидеть и выкорчевать как сорняк, несомненно, будет больно и тяжело. Но именно к этому призывает нас в пост Святая Церковь.
И в этом процессе очищения мы не столько пациенты, сколько дети Божии. И это подчеркивает теплоту поста, его укорененность в любви и Божием милосердии.
Сразу отметим что в Евангелии, особенно в этих Евангельских чтениях, близких к посту, Господь Бог все время называется нашим Отцом. Тем самым подчеркивается, что Церковь Христова — это одна большая семья во главе с Отцом нашим Небесным.
И вот, подчеркивая наше сыновство Богу, Христос после слов о необходимости поста перед Отцом небесным, тут же без перерыва говорит: «не собирайте себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут, собирайте сокровища на небе». Но как мы можем собирать сокровища на небе? Мы же ничего из этой жизни не унесем! Единственное сокровище, которое мы можем здесь собрать, это преображение своей души, это преображение своей жизни. Мы должны попасть по размеру в Царствие Небесное и для этого стесать с себя все то, что этому мешает, все лишнее, всё то, что слишком человеческое, все то, что слишком тянет нас к этой земле и не дает нам понять пути Царствия Небесного.
Часто бывает так, что благополучие земное мешает нам в этом. Мы очень часто не видим нужды друг друга: нужды храма, нужды ближних, нужды тех людей, которые живут вокруг нас. И эта наша слепота может быть губительной. Именно поэтому Господь и напоминает: пост — это время, когда мы внимательно наблюдаем за тем, что является нашим сокровищем, потому что «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
В пост люди стремятся делать больше дел милосердия, жертвуют на нужды Церкви, на помощь страдающим, нуждающимся. Сегодня в конце Богослужения, по призыву Святейшего Патриарха Кирилла мы будем с вами собирать посильные пожертвования на помощь беженцам и страдающим людям в братской нам Украине, будем молится о том, чтобы Господь помиловал эту замечательную страну, и даровал ей мир, о котором все мы усердно молимся. И это очень правильно. Сколько бы ни было у нас денег – с собой их не забрать, необходимо часть их помещать на счет своей души.
Каждый из нас богат по-своему, у каждого свой талант. Кто-то талантлив в зарабатывании денег, этот человек может помочь храму и нуждающимся деньгами. Кто-то талантлив, например, в пении, в музыке, и он помогает на клиросе, в чтении и пении в храме. Кто-то талантлив другими талантами, и эти таланты тоже могут пригодится и пойти на пользу и Церкви, и окружающим нас людям.
Пост — это время, когда мы трудимся, прилагая и применяя свои таланты на благо Церкви, а мы помним что Церковь, по определению Евангельскому, это семья, во главе с Отцом нашим Небесным. Получается, что трудимся мы на благо всех окружающих нас людей.
Пост — это не время, когда мы замыкаемся в себе, и пытаемся самокопанием что-то исправить. Наоборот, мы открываем себя Господу Богу, и говорим: «Господи, войди в нашу жизнь!»
Мы понимаем, что не просто так впустить Бога в свою жизнь. Часто так бывает, что когда мы включаем свет в комнате, то видим, какой там бардак, как все захламлено. И нам эта картина не нравится. Но если мы не будем разбираться в этой комнате, если мы все время будет держать там свет выключенным, то никогда ничего не исправится и не наладится. Пусть понемногу, но обязательно что-то в своей жизни надо менять, от поста к посту, что-то надо менять.
Очень часто можно услышать от людей: «ну да, вот мы постимся, ну мы молимся, мы вроде бы всё соблюдаем, но почему же столько проблем в нашей жизни?» А может быть, помимо всего прочего, эти проблемы происходят и оттого, что мы постимся и молимся, то есть свет включаем в комнате своей души, но уборку-то там не делаем. Мы не заставляем себя отказаться от определенных мыслей, отказаться от агрессии к другим людям, отказаться от лукавства, от желания пересказывать злые слова друг на друга, и так далее.
Мы не отказываемся от греха, мы просто сидим на одном месте и говорим: «Господи, приди в нашу жизнь, измени ее!» Но изменение Божие может быть очень жестким. Господь может войти в нашу жизнь не только радостью, но и скорбями, смертью ближнего, какими-то катастрофами. И чтобы не допустить такого, чтобы не доводит до такого радикального очищения своей жизни, может быть, стоит прислушаться к голосу Церкви, и постараться хотя бы что-то немногое, что-то небольшое изменить у себя в душе? Например, у нас есть какие-то привычки, которые нам не нравятся. Ну, например, кто-то пристрастился к телесериалам, кто-то курит, кто-то неравнодушен к алкоголю, кто-то не равнодушен к злословию, и замечает за собой это. Но перед тем, как предаться этим привычкам, мы соглашаемся в своей голове с помыслом. А нам бы надо вовремя увидеть пролетающий греховный помысел, схватить его и не допустить до своей головы, отбросить в сторону. Мы должны помнить, что простое воздержание в пище ничего духовного нам не дает, иначе бы самым великим постником был бы дьявол, который ничего не ест, ничего не пьет, не блудит, не употребляет алкоголь, и никогда не спит. И вера у него есть. В Евангелие написано, что бесы «веруют и трепещут». Даже трепещут! А мы далеко не всегда трепещем перед Богом. У дьявола нет любви.
Вот если мы за пост не научимся взращивать в себе любовь, то что толку в том, что мы отказались от колбасы? Совершенно никакого толку. Ну разве что здоровье поправим, потому что знаем, из чего сейчас продукты делают, может оно и на пользу пойдет.
Поэтому сегодня Церковь призывает нас украсить лицо улыбкой. Конечно, надо не косметикой мазаться, столь буквально не стоит понимать Евангелие. Надо в пост выглядеть праздничными, чтобы показать всему миру что пост для нас — это время особое, время желанное. Это не какая-то тяжкая и нудная обязанность, которую мы сорок дней постараемся протащить по своей жизни.
Пост позволяет нам меняться. И вот когда люди будут видеть нас изменившимися — не слышать о том, как мы постимся, не видеть наши молитвы и наши постные труды, не видеть наши постные, то есть угрюмые лица, а видеть нашу радость, тогда люди и будут тянуться и к храму, и к нам. Много скорби сейчас в жизни, и многие люди унывают и ищут где-бы утешение получить. А утешение может быть только здесь, в Христовой Церкви, только с Господом нашим. Если это есть, то душа наша успокаивается, если этого нет, то все тщетно.
Сегодня вечером мы будем совершать великую вечерню с чином прощения. Будем просить прощения друг у друга. И очень важно, чтобы эти слова не были очередным «народным обычаем», «ритуалом», которые мы словами произнесли и устами, а сердце наше при этом даже не дрогнуло. Очень важно чтобы это прощение было хотя бы попыткой изменить свое отношение к другому человеку.
Нам очень легко отгородится от всего мира, навесив на окружающих ярлыки: он такой-то, она такая-то, и тем самым мы как бы расчеловечиваем человека, мы не предаем ему уже того значения, которое должны бы придавать. И вот в начале поста через прощение мы побуждаем себя увидеть в других людях образ Божий, увидеть страдающего от греха человека. Это позволяет нам стяжать дух кротости. Это позволяет нам не превозноситься над грехами других людей, позволяет увидеть бездну своих грехов.
И увидев ее, конечно же потрудимся, чтобы весь мусор в душе разгрести по полочкам, чтобы в душе нашей был порядок, чтобы в светлую горницу превратилась наша душа. И тогда туда через сорок дней мы позовем Господа нашего Иисуса Христа, со славою Воскресшего из мертвых. Аминь.

***
Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Галину!