Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня четвертая неделя святого и великого поста, память преподобного отца нашего Иоанна Лествичника и святых сорока мучеников.

Когда мы говорим «память», что мы вкладываем в это слово? Конечно же, мы вспоминаем в этот день о святых. Но достаточно ли просто вспомнить о том, что когда-то, в шестом веке жил преподобный отец наш Иоанн Лествичник? Достаточно ли нам просто вспомнить о том, что на заре христианской эры пострадали сорок мучеников? Конечно же, нет! Для нас – православных христиан, пришедших в храм получить некое назидание и благодатную помощь в несении своего жизненного креста, – важно не просто вспомнить, но и деятельно приобщится к труду тех святых, о которых мы вспоминаем.

Но как мы можем приобщится к памяти мучеников или памяти преподобного отца нашего Иоанна Лествичника? Если мы вчитаемся в их жития, то увидим, что в нашей жизни нет ничего такого, что было бы похоже на труды и подвиги этих святых. Святые сорок мучеников мужественно пострадали ради Христа, а мы не можем даже болезнь, простуду, иной раз перенести без ропота.

Преподобный Иоанн Лествичник восемьдесят лет своей жизни прожил во Славу Божию. В шестнадцать лет пришел в монастырь, и в подвигах, и в молитвах просиял на всю пустыню, а мы чем просияли? Где мы были и «сияли» в шестнадцать лет? Просияли ли мы с этого возраста в духовном подвиге, стремимся ли мы к этому и сейчас? Тоже нет. Так в чем же может быть наше уподобление этим святым?

Каждая человеческая жизнь уникальна. Жизнь каждого из носящих имя Христово – это отдельный путь к Богу. Все эти пути собираются в храме Божьем, и в глазах Божиих путь каждого из нас, независимо от того, в каком возрасте пришли мы к Богу, и какие труды понесли, равноценен. Вот только что мы слышали с вами в Евангелии (Мф., 80 зач., XX, 1-16.), что и те, кто пришел по зову Господа поработать в винограднике в начале дня и терпел «вар», то есть палящий зной дня, и те, кто пришел уже «на закате солнца» и лишь остаток своей жизни посвятил для того, чтобы потрудиться на винограднике Господнем, все мы получаем одинаковую награду – динарий. Это древняя ценная монета, символ той награды, которая дается потрудившимся ради Христа, независимо от того, когда мы подвигли свое сердце на то, чтобы прийти к Богу.

Господь с радостью принимает всех нас. Лишь бы мы стремились к нему. Так как же в этом нам поможет воспоминание о святых? Что в подвиге сорока мучеников может быть применимо в нашей жизни?

В первую очередь то, что они держали духовные очи свои открытыми. Будучи мужественными людьми, будучи не раз в военных походах, испытавшими свое мужество в сражениях, они не побоялись смерти, лишь бы не отречься от Христа. Они в тяжелой жизненной ситуации не обольстились внешним комфортом или выгодой, не увидели спасения от медленной смерти в ледяном озере в тепло натопленной на берегу бане, а увидели там лишь огонь. Как мы помним из жития святых мучеников, единственного поколебавшегося воина этот огонь не спас: хоть он и выбежал из озера, выпав из числа невинных страдальцев, но, вбежав в эту баню, там и сгорел.

Вот так и мы с вами, если будем держать очи своей души открытыми, сможем увидеть, где мир предлагает нам совокупность дьявольских искушений, которыми опутано, как паутиной, общество, в котором мы живем. Увидим, что далеко не всегда выгодное и комфортное предложение мира спасительно и полезно для нас. Ища свое место в этом мире, мы часто уловляемся им. Пусть даже нам кажется там и тепло, и уютно. А нам стоит немного пострадать от слов обозленных людей, перетерпеть иные испытания, которые посылает нам в жизнь Господь, и через это получить венец Царствия Небесного.

От нас, живущих сейчас в России, никто не требует выбрать либо лишение жизни, либо исповедание Христа. Но от нас сейчас требуется другое, от нас требуется исповедовать Христа независимо от всех вызовов нашего времени, а это значит во всех обстоятельствах нашей жизни быть верным Богу. Во всех обстоятельствах нашей жизни вспоминать, что Господь рядом с нами и взирает на наши поступки: как мы поступаем? С точки зрения удобства этого мира, или с точки зрения вечности, с точки зрения Евангелия? И если мы с таким предстоянием перед Богом проводим свою жизнь, то мы действительно можем стяжать венец святости.

Почему? Давайте попробуем прожить весь день никого не осуждая, не говоря никому слова раздражения. В мыслях воздержимся от того, чтобы осудить правительство, начальников, соседей, домашних, представителей других государств, которые сейчас не сходят со страниц средств массовой информации и будоражат сознание наше. Давайте попробуем день прожить так, чтобы думать только о покаянии и своих собственных грехах, чтобы думать только о том, чтобы приветливо, ласково, любезно общаться с окружающими нас людьми, и мы поймем какой это тяжелый труд, как это трудно! Но это и есть христианское отношение к жизни. Это и есть несение своего жизненного креста, подражание древним святым, это и есть мученичество, которое доступно нам с вами.

Мы сегодня также вспоминаем память преподобного нашего отца Иоанна Лествичника. Мы с вами не ушли в шестнадцать лет в монастырь, и я лично постриг монашеский принял значительно позже. Так как мы можем подражать человеку, который так радикально расстался с миром? В юном возрасте уйдя в монастырь, он просиял в лике святых, оставил нам удивительную книгу духовных назиданий «Лествицу» восхождения к Богу. Книгу, которая является настольной книгой всех монашествующих и для мирян очень даже полезна. И здесь мы может подражать преподобному Иоанну также в том, чтобы держать глаза своей души открытыми. Чтобы испытывать все то, что приходит в нашу жизнь, на верность Христу.

Иоанн Лествичник в двадцать второй ступени своей «Лествицы», пишет, например, о тщеславии: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. «Возносяйся смирится» даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают».

Вот такими словами преподобный Иоанн Лествичник открывает нам глаза на то, как надо относится ко всему, что происходит в этом мире.

Мы, конечно, далеки от святости в том смысле, чтобы воспринимать хвалу и клевету равнодушно. Мы, конечно, далеки еще от того, чтобы не тщеславится по всякому поводу. Но мы можем с вами сейчас, начиная с сегодняшнего дня, призвав благодать Божию, попросить Бога показывать нам, что в нашей жизни мы делаем не так, где наши помыслы исходят из чувства благочестия, а где они исходят из тщеславия. И если мы будем внимательны к своей жизни, мы увидим, что всякое наше действие, которое будет направлено на то, чтобы получить похвалу, пусть и не высказанную вслух, от других людей, оно может в себе нести примесь тщеславия. Независимо от того, соблюдаем мы что-то или не соблюдаем, постимся или не постимся, говорим красиво или стараемся молчать, мы можем быть сраженными грехом в самых разных обстоятельствах нашей жизни.

И вот святых мы вспоминаем не просто для того, чтобы сказать: «а вот сегодня праздник, память такого-то, давайте на трапезе что-нибудь вкусненькое положим, испечем из теста птичек и т.п.» Нет, святых мы вспоминаем, в первую очередь, для того, чтобы из их жития для себя получить пользу, назидание как нам самим жить, как нам поступать в конкретных жизненных ситуациях. И вот в этом смысле слова очередным девизом нашей жизни, которое предлагает нам Евангельское слово (Мк., 40 зач., IX, 17-31), может быть фраза отца больного отрока, о тяжелой болезни которого мы с вами сейчас слышали: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Удивительна искренность этого человека! Мы с вами во вчерашнем Евангелии субботнем, и в сегодняшнем слышим, как Христос уговаривает людей: «Да, Я исцелил тебя. Но не ходи, не трезвонь всем, не рассказывай, не говори». Почему? А потому что Господь не хочет пустого признания толпы, преклонения перед чудом, не изменяющего сердце. Господь не хочет бездумного отношения к Церкви, к Нему, к молитве, к добродетели. Господу не нужны праздно шатающиеся толпы, которые ищут кругом лишь чудеса, лишь какого-то необычного явления: «О! Смотрите! Там что-то произошло, поехали туда посмотрим, что там?!»

Богу нужно наше сердце, и Господь пытается достучатся до души каждого из нас. И вот в Евангелии мы как раз об этом слышим. Там даже особо подчеркивается – Христос, видя, что народ собирается, отвел измученного отца ребенка в сторону от толпы и наедине с ним говорит: «Веруешь, что я могу это сделать?» И вот тут этот отчаявшийся человек, жаждущий исцеления своего ребенка, который с детства так тяжко страдал, произносит фразу, которую и мы должны все время в уме держать: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Да, именно так! Потому что на словах-то мы верим, а когда до дела доходит, веры-то в наших поступках мало. И это печально, и это мы не можем в одночасье изменить, но мы можем это исповедовать со смирением, без тщеславия, потому что уж чем тут тщеславится?

Господи, помоги нашему маловерию, нашему неверию, потому что мы веруем, что только в Боге жизнь, что только в Боге спасение! Именно поэтому мы со всеми нашими разбитыми жизнями, пришедшие в разное время ко Христу, и собираемся в храме, как в корабле спасения. Именно поэтому мы и пытаемся принести Богу хоть какой-то маленький наш постный дар, постную нашу жертву, кто от чего воздерживается, и в той мере, в которой может.

Потому что мы знаем, что от Бога жизнь и от Бога все, и если мы к Богу приходим, исповедуя свою немощь, то и получаем силу достойно прожить эту жизнь так, чтобы после исхода из этой жизни встретится и со святыми сорока мучениками, и с преподобным отцом нашим Иоанном Лествичником. Поклониться им и поблагодарить их за то, что они своей жизнью, своим житием помогли нам найти путь спасения. Аминь.
***
Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Галину.