Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы и братия, и сестры!

Прошли мы с вами течение предыдущего года и вступили в новый календарный год. И, как и подобает православным христианам, всякое дело мы начинаем с молитвы.

Вот вчера, кто имел возможность, ночью помолился на ночной Литургии, а сегодня мы уже в нашем храме совершаем первую в этом году Литургию и молитвенно вспоминаем великого праведника, великого святого, человека, прославившего не только город Кронштадт, в котором он жил, но и Санкт-Петербург, и всю Россию, — святого праведного Иоанна Кронштадтского, память которого, и это не будет никаким преувеличением, прославляется во всем мире, во всех православных Церквах.

Святой Иоанн прославился и многими чудесами, и своей невероятной любовью к людям, и снисхождением к ним. Но есть в его подвиге и в его служении одна черта, которая наложила особенный отпечаток на всю историю Русской Православной Церкви: святой Иоанн Кронштадтский был ревностным сторонником причащения Святых Христовых Таин. Он ревностно и часто, очень часто служил Божественную Литургию и призывал всех причащаться на ней. Он постоянно напоминал, что причащение Святых Христовых Таин – это та благодатная помощь Божия, которая необходима каждому из нас для выполнения святых Христовых заповедей.

К сожалению, мы слабы. К сожалению, человек при всем добром своем намерении не делает того, что необходимо нам делать. Мы не выполняем заповеди, которые обещались при Святом Крещении выполнять, мы не соблюдаем посты, мы не соблюдаем многие другие установления Церкви. Смотрим на свою жизнь: ведь все понимаем, а делаем то, что не должно делать.

Почему так происходит? А потому, что повреждена наша человеческая природа, и апостол Павел много об этом говорит, что «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (см. Рим. 7, 19). И вот это повреждение человеческой природы настолько сильно, что человек сам по себе, по своему доброму желанию, никогда не может преодолеть это повреждение. И никогда не может сам стать святым, сам приблизиться к подвигу святости. И именно поэтому сошел на землю Господь наш Иисус Христос, чтобы дать нам возможность через причащение к Нему получить эту благодать и эту силу преодолевать повреждение нашего человеческого естества.

Об этом мы еще будем много и особенно говорить, подчеркивая это в праздник Рождества Христова, но и сейчас в предпразднство, конечно, полезно об этом вспомнить.
Господь не просто так повелел нам пить Кровь Свою и есть Свое Тело в хлебе и вине. Не просто так. Это действительно Трапеза Бессмертия. И святой праведный Иоанн Кронштадтский чувствовал это, очень остро переживал это. И поэтому призывал всех причащаться Святых Христовых Таин насколько это возможно чаще.

И не стоит отговариваться своим недостоинством, потому что достойными Причастия мы не будем никогда.

Как человек может быть достоин смерти Бога, как человек может быть достоин Боговоплощения? Никак.

Господь приходит к нам, дает Себя даром. Он предлагает Этот Дар нам. От нас же зависит в смирении сердца, в простоте, не мудрствуя лукаво и не думая о себе, как о чем-то возвышенном, великом в смирении и грехе, спокойно и смиренно приступать ко Святым Христовым Таинам.

И смотрите, как промыслительно получилось: проповедует святой Иоанн частое причащение, начинается оживление духовной жизни России, и тут же — революция, и тут же падение всего того, на что люди взирали, как на нечто незыблемое, твердое, непоколебимое. И у многих растерянность. И у многих смущение: как же нам без царя-то дальше жить? И что же нам дальше делать? И вот как раз святой Иоанн подготовил народ Божий к этому испытанию. Напомнил, что во всех испытаниях, при любой власти есть у нас Царь — Господь Иисус Христос, Царь Небесный. Если Ему мы верны, то все в нашей жизни налаживается. Если мы Ему изменяем, то беда будет не только в нашей жизни, но и в масштабах всего государства, и земному Царю не будем мы верны.
И об этом сегодня, конечно, готовясь к причащению Святых Христовых Таин, нам необходимо помнить. Господь подает нам благодать, чтобы нести крест христианина достойно. И получив эту благодать, не будем скрывать ее в себе, но будем стараться максимально ее передать другим людям.

Вот мы только что слышали в Евангелии «Так да просветится Свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца нашего, Который на небе» (см. Мф., 11 зач., V, 14-19). Вот так нам надо жить.

Мы можем сколько угодно говорить об истинности нашей веры, мы можем столько угодно осуждать еретиков и отступников. Но если мы не делаем добрых дел, если люди, глядя на нашу жизнь, не прославляют Отца Небесного, а лишь со скукой отворачиваются от нас и говорят: «Ну вот, они опять о чем-то о своем, о скучном», то значит, мы не так живем, значит, не горит в нас Дух Христов. Потому что апостолы жгли Духом Святым сердца людей. И люди готовы были отвращаться от всего в этой жизни, становились мучениками, шли на смерти ради Христа.
А у нас не хватает горения на то, чтобы даже некоторые заповеди и церковные установления исполнить. Даже не просто исполнить, но и передать желание их исполнять другим людям, зажечь других людей любовью к Церкви и к церковным установлениям.

Помолимся же Господу Богу, чтобы Он даровал нам в причащении Святых Христовых Таин силы нести свой крест, почаще ходить в храм, чаще исповедаться и причащаться, и самое главное – не скрывать в себе ту благодать, которую мы здесь получаем, а делать ее явной для всех тех, кто окружает нас в повседневной жизни: для наших родственников, для тех, кто с нами работает вместе, для тех, кто просто ходит с нами по одной улице, чтобы они через нас видели Отца нашего Небесного и прославляли Его, Аминь.

***

Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся на расшифровкой Марину!