Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа, Аминь.

Дорогие отцы, братья и сестры!

От всей души поздравляю Вас с праздником памяти великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Мы знаем Святителя Николая как ревностного молитвенника о нас перед престолом Божиим. Я думаю, что в жизни каждого православного христианина найдется такое маленькое, а то и не маленькое чудо, которое произошло у нас по молитвам и предстательству святителя и чудотворца Николая. А если еще не произошло, то точно произойдет. Великое дерзновение было у него перед Богом, и великая сила молитвы, о которой нам только мечтать, чтобы стяжать ее в своей жизни.

И вот мы слышим в Евангельском чтении, которое положено на его день памяти, о том, что дается особенная благодать тем, кто проповедует имя Божие. Тем, кто проповедует Христа, тем, кто служит Ему. Т.е. каждому из нас, каждому христианину дана особая сила и особая власть.

Но почему же в таком случае мы так слабы? Почему же у нас в жизни далеко не так всё благолепно, как в житии Святителя Николая? Мы помним, что ему было тяжелее нас. Он подвязался в то время, когда Церковь Христова еще не была повсеместно законной. Её еще гнали, на Церковь Христову было много всевозможных нападок и кровавых гонений. Но святитель Николай умер своей смертью и проповедовал достойно Христа Бога, и помогал людям.

И вот нам помогает получить ответ на этот вопрос как раз-таки сегодняшнее Евангельское чтение (Лк., VI, 17-23). В начале его говорится: приходили многие ко Христу «послушать Его, и исцелялись от дух нечистых, и весь народ искал прикасаться ко Христу, потому что сила от него исходила и исцеляла всех». И вот Христос возводит очи Свои на учеников Своих и говорит, «Блаженные нищие духом». И далее идет текст заповедей блаженств.

Сегодня мы нищих считаем социальной категорией. Нищий — это тот, кто недостаточно богат, очевидно беден, не может жить на одном уровне вместе с, так скажем, остальным обществом.

Но если мы внимательно вчитаемся в текст Евангелие, а еще и почитаем отцов, которые толковали Священное Писание, то увидим, что здесь, в Евангельской проповеди, имеется в виду не нищета в смысле безденежья, а нечто иное. И дальше по заповедям: не те, которые хотят есть обыкновенную пищу, насытятся, и не те, кто просто плачет, утешатся. Здесь речь о духовном, а не о мирском. «Блаженный» на русский переводится как «счастливый». «Счастливы нищие духом, потому что их будет Царство Небесное». Но почему счастливы, и почему именно «нищие духом»? А потому что это особый термин, который обозначает в Ветхом Завете людей, жаждущих Бога больше всего, что есть на этой земле.

Например, пророк и псалмопевец Давид о себе так говорил: «о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня. Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою» (Псалом 68, 12- 19). А он был богат, он был царь, но о себе он говорил: «я нищий».

Это помогает нам понять, что в Ветхом Завете человек, которой говорил о себе «я нищий», это человек, который жаждет Бога. Это не значит, что у него совсем нет денег. Это значит, что он признает себя перед очами Божьими смиренным. Гимн нищих — это вся Псалтырь которая прославляет эту духовную нищету. И вспомните песнь Богородицы: «Яко призре на смирение рабы Твоея,… низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя».

Здесь мы видим понимание того, что без Бога мы ничто в этой жизни. Мы плачем не потому, что нас оскорбляют, или обидели, или денег мало, или рубль упал. Нет, мы плачем, потому что мало Бога в нашей жизни. Потому что годы идут, а мы так мало стяжали Бога. И опыта Богообщения мало или почти нет, весь он сводится только к молитве, которую мы смиренно читаем и просим Господи «помоги». И алчем мы и жаждем насытиться не пониманием того, как найти Бога в этой жизни, как прожить эту жизнь достойно, а не по лукавым образцам века сего. Это алкание жизни вечной, это плач о Царстве Небесном.

И поэтому Евангелист, понимая, что не все его поймут, не просто пишет «блаженны нищие», а добавляет «блаженны нищие духом», т.е. подчеркивает, что не о бедных идет речь, а о нас с вами, о тех, кто является продолжателем Церкви праведников Ветхого Завета, о тех, кто сегодня продолжает великую священную историю, которая идет с первых дней существования этого мира. Историю людей, которые в первую очередь жаждут Бога, и ищут Бога, а уже потом все, что необходимо для жизни, выживания, пропитания себя и своей семьи.

Готовы ли мы сказать о себе, что мы такие нищие? Готовы ли мы сказать, что также жаждем Бога, как жаждал его святитель и чудотворец Николай, житие которого мы все прекрасно помним и знаем? Боюсь, что не каждый может так смело о своей жизни сказать.

Но это не значит, что для нас закрыта сама эта возможность. По благодати Божьей, по нашему смирению Господь может нам все это подать и развить наши маленькие искорки благочестия и молитвы в то пламя, которое было у святителя Николая.

Поэтому, дорогие братья и сестры, помолимся сейчас Господу Богу. Помолимся святителю Николаю, молящемуся за нас перед престолом Божиим, чтобы Господь даровал нам такую же милость, такую же благодать, такую же ревность по Боге. И чтобы через причащение Святых Христовых Таин вошла в нашу жизнь эта сила. А мы уж постараемся хоть сколько-то быть её достойны.

Аминь.

***

Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Галину!