Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Многое в своей жизни мы считаем само собой разумеющимся. Вот стоит храм, в нем совершается служба, мы нашли время, возможность прийти на неё, помолились, постояли, послушали, пошли в свои дома. Что в этом удивительного? Ничего особенного. Мы сами этого захотели. Но разве не всегда мы желаем доброй молитвы, исполнения заповедей, прийти в храм? Но почему так редко удается нам это сделать?

Потому что это не только наша заслуга, но и помощь Божия, действие благодати Божией.

Можно посмотреть на нашу жизнь по-другому, с точки зрения вечности, и видеть во всем, что происходит в нашей жизни, промысел Божий. Мы можем увидеть, что именно сегодня благословил Господь именно нам собраться в этом храме, позвал нас, а мы откликнулись. Именно сегодня благословил Господь услышать это Евангельское чтение, именно для чего-то сегодня оно предложено нашему вниманию. И если мы с таким настроением будем всякий раз к Евангельскому чтению относится, как обращенному слову Господа Бога непосредственно к нам, именно сегодня, именно для нас, то, думаю, можем получить немалую пользу.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о разговоре Иоанна Предтече с фарисеями (Мф., 5 зач., III, 1-11).

Смысл его ясен. Фарисеи пришли вместе со всеми погружаться в водах Иордана. Завтра мы будем подробнее говорить о том, что же такое Крещение, сегодня скажем кратко. Крещение в переводе с греческого – это погружение в воду.

Только в русском языке произошло удивительное наложение смысла Крещения на само событие, на само действие. Апостол Павел говорит о том, что это погружение в смерть Христову, и в Воскресение Христово, и соответственно к этому погружению добавляется принятия на себя Креста Господнего, Распятия, крестной смерти ради нашего спасения. Крещение и Крест – это неразрывные части нашего спасения. Поэтому мы и говорим Крещение, хотя с точки зрения библейской истории это анахронизм, ведь исторически крест будет спустя три года после этого погружения, после Крещения. Мы называем это событие Крещением, зная о том, чем закончатся земные дни жизни Христа Спасителя, и такое название — это наш акт веры. При этом в других языках христиане называют это действие просто погружением, баптизма.

И вот приходят фарисеи для этого ритуального погружения во оставление грехов. Но почему Иоанн Предтеча их гонит? Он говорит им удивительно жестко, он ругает их: «порождение ехидины, что вы пришли бежать от будущего гнева?» Странно. Такой приличный, уважаемый человек, пророк, и вдруг ругается, прогоняет других уважаемых людей от Иордана, мешает им совершить красивый обряд. А это потому, что он по дару Божиему видит их сердце, как Бог видит сердце каждого из нас.
Мы часто многие вещи совершаем, как некую дань либо моде, либо каким-то традициям. Да, это разные вещи, но, тем не менее, суть у них одна: мы часто не вкладываем в наши действия подлинного смысла, который должен в них быть.

Вот сейчас начнется празднование Богоявления. И во всех озерах, реках, водоемах народ толпами повалит погружаться в воду. Народ даже выдумал свое богословие этого действия: оказывается, грехи какие-то смываются с тех, кто в ледяную воду погружается. Оправдывается всё это и Евангелием, и греческими традициями, и еще какими-то традициями. Но вот нам Иоанн Предтеча говорит: не важно какими традициями вы оправдали свое действие, важно какой смысл вы вложили в него. Как древние фарисеи вы хотите выполнить народную традицию и выглядеть соблюдающими её в глазах других людей? Во имя Святой Троицы вы погрузились в воду, с молитвой и благоговением, или для вас это просто ухарство, удальство молодецкое, русская традиция, после которой можно и водочки принять «для сугрева», но ни в храм помолиться не зайдем, ни причастимся? Что это для нас?

Церковь все время призывает нас задуматься, для чего мы совершаем те или иные действия, те или иные поступки. Все что происходит в нашей жизни должно быть осмысленно, во имя Господа Нашего Иисуса Христа, и это главная цель всего, что мы делаем, стоим ли мы просто в храме, слушаем ли мы проповедь, слушаем ли мы Евангелие, слушаем ли мы хор, поём ли мы в хоре, стоим ли мы в алтаре, иным образом помогаем в храме. Все должно быть осмысленно и все должно быть во Славу Божию, потому что иначе наши действия теряют всякий смысл. Иначе мы становимся в один ряд с этими самыми фарисеями, к которым Иоанн Предтече так жестко обращается, «порождение ехидны»!

Нам выбирать, как по жизни мы пойдем дальше. Поэтому сейчас, празднуя память святых апостолов от семидесяти, празднуя субботу перед Богоявлением, нам очень важно за всеми этими праздниками и за всем благолепием церковной службы разглядеть главное — как правильно, нелицемерно обратиться нам с молитвою к Господу Богу; как увидеть нам в этой жизни руку Божию, промысел Божий, который проведет нас по этой жизни; как нам выстроить нам свою жизнь так, чтобы она действительно стала христианской.

Мы об этом постоянно говорим, и Церковь постоянно об этом напоминает в песнопениях и чтениях, но, видимо, это настолько нами редко исполняемое, что об этом надо постоянно нам напоминать.

Ну что же, будем об этом вспоминать постоянно, может быть, даст Господь, когда-нибудь и исполним.
Аминь.

***

Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся над расшифровкой Галину!