Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братия и сестры, Святая Православная Церковь так мудро распределила чтения Священного Писания на все дни церковного года, что мы, приходя и слушая их, постепенно складываем правильный образ того, каким же должен быть христианин. Как же нам, людям века сего, людям суетным, людям, подчас получившим далекое от христианства воспитание, как же нам стать подлинно детьми Божиими в этом суетном и развращенном мире.
И, конечно, образы Евангельские, образы Апостольских чтений – это пример нам для подражания, для осознания, как мы живем, как надлежит нам жить.
В сегодняшнем Евангельском и Апостольском чтении затрагиваются два очень важных для спасения человека вопроса.
В Апостольском чтении рассматривается вопрос о границах духовной свободы и об отношении христианина к своему призванию и к соответствующим привилегиям, принадлежащим этому призванию. А в Евангельском чтении говорится о необходимости научиться прощать. Прощать столько, сколько, собственно, получаем мы поводов для прощения, потому что Господь простил нам несоизмеримо больше.
В Апостольском чтении сегодня апостол Павел обращается к коринфянам и укоряет их. Он узнал, что они соблазнились своей духовной свободой. Как вы знаете, религия Ветхого завета – это религия строгой регламентации: вот столько-то и столько-то всего можно делать в тот или иной день, столько-то нельзя делать; это можно делать только при таких обстоятельствах; это так, это иначе. И все религиозное общение человека с Богом, вся жизнь человека с Богом сводилась так или иначе к исполнению этих бесчисленных предписаний.
И когда христианство – проповедь внутренней свободы, освобождения от внешних оков закона – было проповедано людям, некоторые христиане соблазнились этой свободой. Они стали говорить так, как мы и слышим в послании: «Ну, все нам можно теперь. Над нами не тяготеют отныне никакие постановления, никакие ограничения, никакие законы. Вот, например, мясо, предлагаемое идолам, идоложертвенное мясо. Мы же знаем, что идол в мире есть ничто, что не существует никаких богов, кроме Единого Истинного Бога. Ну, значит, и мясо-то не может быть осквернено, можно его вкушать без всякого страха!» И вот апостол Павел подробно, внимательно рассматривает этот вопрос и укоряет их.
Укоряет, естественно, приводя в пример кого? – самого себя. Он говорит им о том, что он, как апостол, как проповедник, как отец для них в Духе, кто открыл им, как детям, духовные значения Евангелия, уж он-то мог бы претендовать на многие привилегии и заслуги, так скажем, удобства в жизни. Но он этого не делает.
«Вот мое защищение против осуждающих мя». – пишет он. «Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы и братья Господни, и Кифа? (то есть апостол Петр – небесный покровитель нашего храма) Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Разве какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест от плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего (то есть: ядущего). О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор., IX, 2-12).
В этих словах апостол Павел и очерчивает границы нашей внутренней духовной свободы подобно тому, как он в другом месте сказал: «Все мне можно, но не все полезно».
Все, что мы делаем и что может послужить к благовествованию Христову, то можно делать. Все, что за этой границей, уже вредит делу проповеди, потому что не к каким-то особым привилегиям, не к каким-то особым снисхождениям должен стремиться христианин, услышав о свободе, которую дарует Дух Святой каждому человеку, искренне принявшему Бога.
Мы призваны к золотой середине.
С одной стороны, у нас есть искушение впасть во взгляд на религию как на непрестанный свод каких-то правил, регламентов, установлений, запретов, а с другой стороны, есть эта опасность сказать: «Ну, все для нас хорошо, все можно. Был бы Бог в душе, а все остальное не важно». Свобода подразумевает не себялюбие, не своеволие, не безобразие. Свобода христианину помогает выстраивать свою жизнь так, что она сама становится проповедью Слова Божьего.
Эта свобода непосредственно связана с умением христиан жить внутри одной Церкви, с умением прощать друг другу те долги – прегрешения, которые так или иначе появляются в жизни каждого из нас.
Сегодняшнее Евангельское чтение хорошо известно каждому (Мф., XVIII, 23-35). Думаю, многие из нас уже обращали внимание на несоизмеримое, совершенно несоизмеримое расстояние между двумя долгами: между тем долгом, который был прощен управителю имения господина, и тем долгом, который был не прощен слуге этого управителя.
«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов». А надо заметить, что весь доход с Идумеи, Иудеи и Самарии того времени составлял всего 600 талантов. Представьте же себе, какая это астрономическая, гигантская сумма по тем временам – десять тысяч талантов. Понятно, что не о долгах и должниках здесь идет речь, а о взаимоотношении человека и Бога. Господь подчеркивает несоизмеримость того, что Он сделал для нас, и того, что мы можем простить нашим ближним. Нам прощено несравненно больше. «А как он не имел, чем заплатить, то государь приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев (сто мелких монет), и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен».
Не напоминает ли это часто наше с вами поведение? Нам столько грехов прощает Господь, а мы подчас душим ближних наших придирчивым вниманием к их грехам и недостаткам. Иной раз кажется, что люди даже духовное образование хотят получить, какие-нибудь курсы хотят пройти, чтобы еще основательнее уязвить, подколоть ближнего своего в незнании Закона Христова, в незнании правил благочестия, правил поведения в храме.
Для этого ли дается нам образование, чтобы мы других пинали и укоряли? Нет, конечно же, но для того, чтобы мы умели прощать и возгревать в сердце своем любовь. И это подтверждается дальнейшими словами Священного Евангелия. «Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее».
Вот этими товарищами, которые поведали Господу печаль этого несчастного должника, брошенного в темницу, являются те добрые дела должников, то доброе расположение сердца, которое есть у людей, которых мы подчас укоряем. И эти добрые дела ходатайствуют перед Господом Богом ярче, чем какие-то наши заслуги, если у нас нет к ближнему любви и снисхождения. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища своего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный – заключает Господь наш Иисус Христос, — поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Вот о каких долгах говорится в Священном Писании.
Конечно, часто бывает так: своих грехов, своих недостатков мы не видим, но очень легко и быстро соблазняемся тем, что делают наши родственники, коллеги по работе, представители власти, персонажи телевизионных новостей и так далее, и так далее до бесконечности…
Мы сами себя наградили званием судьи и судим весь мир вокруг себя. И чем больше знаем, чем более серьезное образование получили, тем подчас с большим пристрастием судим.
Но сегодня в Евангелии Господь обращается к нам и призывает нас отказаться от этого самовольного осуждения. Призывает нас, в первую очередь, поблагодарить Бога за то, что нам прощено, а не укорять других за их мелкие проступки и недостатки.
Это тяжело, это сложно, но мы с вами слышим о том, что быть христианином – это не просто называться, изображать умиленность, носить на груди своей крестик и иногда ходить в храм.
Быть христианином – это тяжелая повседневная духовная работа, конца которой не будет никогда, отпуска от которой не будет никогда, и даже в августе. Всегда необходимо быть на страже, как воину воинства Царя нашего Небесного. Аминь.

***
Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Марину!