Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня Святая Православная Церковь празднует память первомученика и архидиакона Стефана.
Как об этом поется в песнопениях, посвященных его памяти, он один из первых пострадал Христа ради и стал мучеником, свидетельствующим о Слове Божием.
На основании мучеников, их подвига и самоотверженности, как все вы знаете, стоит Церковь Христова. В основе всего лежит их понимание того, что в этой жизни нам надлежит всей своей жизнью исповедовать Христовы ценности и только тогда слово и дело Христово действительно укрепится на этой земле.
Сегодня мы с вами слышим в Апостольском чтении, как апостол Павел непрестанно благодарит Бога за то, что «ради благодати, дарованной во Христе Иисусе, все мы обогатились тем всяким словом и всяким познанием, ибо Свидетельство Христово утвердилось в нас. И мы не имеем теперь недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор, 1, 4-8).
Когда апостол Павел говорит о том, что Слово Божие утвердилось в нас, в нашем случае это, скорее, желаемое, чем действительное. В лучшем случае мы только слушаем это Слово, оно нам только еще преподносится для нашего добровольного разумения и внимания. А уже от нас зависит, насколько ревностно, насколько активно мы будем изучать то Слово Божие, которое нам предлагается, ту премудрость Божию, которую мы слышим в храме и которой Церковь Святая нас учит.
Если говорить подробно о всех Евангельских чтениях и Апостольских чтениях сегодняшнего дня, то мы будем говорить несколько дней, настолько богаты смыслами и настолько насыщены Евангельские слова.
Но нам полезно отметить, что в сегодняшнем Евангельском чтении, положенным для этой субботы, особенно подчеркивается: человек становится человеком тогда, когда он учится самоограничению, когда он не просто во имя какой-то житейской надобности готов сдержать свой инстинкт, временно не казаться животным, а когда он постоянно живет, имея перед собой образ Христов, когда он чувствует, что без Христа его действия – это действия животного.
Господь особо говорит о высоких обязанностях тех людей, которые вступают в брак. Апостолы, как мы слышим из Евангелия, удивляются и восклицают довольно непосредственно: «Но если такие обязанности возлагаются Богом на мужчину и женщину, которые желают сочетаться браком, так лучше, наверно, вообще не жениться?» (Мф., 19, 10). Так потрясла их речь Господа.
На что Он не отвечает прямо, не осуждает брак или безбрачие, но отмечает, что «есть скопцы, которые по физическим причинам таковыми явились, бывают те, которые сами себя таковыми сделали, а бывают те, которые стали таковыми Христа ради».
Это очень важное нам напоминание: мы становимся людьми, становимся христианами тогда, когда не просто добровольно себя сдерживаем, а делаем это во имя Господа нашего Иисуса Христа. Когда мотивация наших действий вся пронизана молитвой, стремлением выполнить заповеди, тогда наши действия – действия христианина. Иначе даже животное понимает, что есть вещи, которых делать не стоит, за это могут и ударить.
А мы иногда считаем такое воздержание частью духовной жизни, добродетель во многих проистекает из-за страха наказания. Но если у нас такая добродетель, то мы недалеко ушли по нравственности от животных.
Если же наша добродетель проистекает от желания постоянно иметь в сердце Господа и жить как если бы постоянно могли видеть Его своими глазами, и исполнять Его заповеди, вот тогда это действительно путь добродетели всякого христианина, чего искренне желаю и себе, и всем нам. Аминь.

***
Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Марину!