Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодняшнее евангельское чтение в очередной раз ставит перед нами довольно важные для нашей духовной жизни вопросы: кто или что является препятствием для Богообщения, и что мешает нашему адекватному пониманию Слова Божьего, обращенному к каждому человеку?

В Евангельском чтении мы слышим о том, как люди, постоянно видевшие Иисуса в своей жизни, слишком привыкли к Нему, потеряли всякое ощущение иноприродности Его слова.

«И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их.» (Мф., 56 зач., XIII, 54-58).

Люди думали, что раз человек живет вместе с ними такой же повседневной жизнью, раз «не выбился в люди», не снискал в глазах окружающих особого почета и уважения, то и сказать этот человек не может ничего принципиально важного и нового.

Глядя на Иисуса Христа, они не видели в Нем Бога. Слыша Его слова, они слышали не Слова Жизни Вечной, а те или иные мотивы из чтений Ветхого Завета, которые были им привычны. Иными словами, Слово Божие проходило мимо их сердца, мимо их разума. И это лишило их чуда.

Вот она – преграда, которую человек ставит в своем собственном сознании между собой и Богом, между собой и другими людьми. Преграда, лишающая нас чуда. Она, к сожалению, очень распространена и в нашей с вами жизни. Как сказано в Священном Писании, «нет пророка в своем отечестве». Люди в большинстве своём не способны допустить, что человек, ходящий с ними по одной земле, человек, который живет вместе с ними приблизительно одним напряжением жизни, вдруг, оказывается, может сказать им Слова Жизни Вечной, может быть святым.

И это Евангельское чтение, конечно же, не случайно предлагается нам сегодня, в день памяти собора святых апостолов.
Церковь, апостолы, святые… У нас в сознании сразу возникает позолота нимбов и благолепие. Но для их современников, да и для наших, пожалуй, люди – это всего лишь люди. Заблуждающиеся, грешащие, неприятные и колючие порой в общении. Одно дело старец с длинной белой бородой или прославленный толпой оратор и благодетель. Люди легко признают за ними право на святость. А другое дело – говорящий о возвышенном ничем не примечательный человек.

Мы часто, хотя порой и неосознанно оправдываем свою собственную жизнь, говорим так: «Вот, наша жизнь, она не высокого уровня, она вот такая вот грешная. Но ведь и остальные же живут также. И, в принципе, ничего нового в этом мире нет: все в большей или в меньшей степени грешат приблизительно одинаковыми грехами». Но, сказав это в своем сердце, человек начинает ревниво смотреть на жизни других людей, которые кажутся праведнее, чем он сам. «Что человек, который живет рядом с нами, а не в далеком монастыре или в пустыне, или в лесной пещере, что он может нам в принципе сказать спасительного? Мы все это уже знаем. Мы читали в Евангелии, мы слышали это от других людей… Нового ничего быть не может!»

И именно эта стена в сознании мешает нам что-то новое узнать и услышать.

А ведь очень часто бывает так, что Господь открывает нам Свою волю или открывает нам познание смысла Священного Писания через книги, слова или даже реплики, случайно брошенные другими людьми. Внезапно услышав чье-то слово, мы внезапно видим: а ведь действительно это воля Божия и о нас в том числе, и о происходящих событиях.

И если мы с таким благоговением будем относиться к тому, что вокруг нас происходит, то мы получим невероятную духовную пользу.
Во-первых, это поможет нам преодолевать отчуждение между нами и Богом, который специально вещает нам не с вершины горы, не в блеске грома и молнии, а в естественной простоте и тишине. Здесь Бог, не только в сиянии Славы, но и здесь. Чтобы мы могли Его услышать, чтобы мы могли почувствовать Слово Божие, чтобы мы могли постараться его выполнить, не воспринимая его как нечто возвышенное, но невыполнимое в реальной жизни.

Ведь если Слово Божие, обращенное к нам, не услышано людьми и не пытается быть исполненным, то оно прошло мимо, оно прошло впустую.
Сегодня Евангелие нам напоминает о призвании апостолов. Но если мы откроем повествование об этом в Священном Писании, то увидим, что там просто перечисление имен апостолов и довольно скупое сообщение, что Господь Иисус избрал и дал им власть проповедовать.

«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его» (Мк., 12 зач., III, 13-19).

Но это простое сообщение на самом деле наполнено довольно большим для нас смыслом. Слово Божие воплощается в нас тогда, когда мы даем свое согласие быть избранными. Господь зовет нас постоянно, Господь зовет всех нас в Церковь Христову непрестанно, но тогда, когда мы даем согласие быть равноапостольными, когда мы даем согласие, услышав Слово Евангелия, воплотить его в свою жизнь, вот только тогда и начинается Церковь Христова. Только тогда мы можем говорить о том, что это Слово действительно актуализировалось, достигло каждого из нас. В этом смысл скупого перечня людей, которые впервые в мировой истории дали свое согласие воплотить Слово в жизнь.

Апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении говорит нам о том высоком уровне жизни, который должен быть у человека, услышавшего слово Евангелия. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 9-13).

Конечно, здесь надо благочестиво сказать, что «да, вот такой он – мир! Вот, смотрите, внешний мир лежит во зле, лежит в грехе, а мы должны-то быть праведными, добродетельными». Мы все покиваем головами и скажем: «Да-да, конечно, мы не такие, как внешние люди, мы, конечно же, грешники, но не такие, мы праведны и добродетельны». И, выйдя из храма, продолжим свою жизнь отнюдь не праведную и отнюдь не добродетельную.

Вот одно из кажущихся противоречий Евангелия: как получается так, что мы, услышав Слово Божие, призванные к проповеди этого Слова своими делами, то есть к праведности, при этом прекрасно понимаем, что наши дела далеко отстоят от того высокого идеала, который сегодня мы слышали из уст чтеца в Апостольском чтении.

Противоречие снимается пониманием того факта, что все мы призваны на апостольское служение проповеди Евангелия, и нам даже дана определенная власть, но она актуализируется в тот момент, когда мы изгоняем все нечистое и греховное из своей жизни. Несколько дискретным образом проявляется благодать Божия в нашей жизни: она то заметна, то опять уходит из поля зрения, оставляя нас с привычными и повседневными грехами.

Этот эффект хорошо известный людям духовным еще с апостольских времен: есть взлеты духовные, есть духовные падения.
Вспоминая апостолов, мы не можем не вспомнить и о предательстве апостола Петра, о его падении. И, конечно же, должны вспомнить о том, как он покаялся, встал после падения. И так встал, что стал камнем веры, на вере которого была основана вся Церковь и держится до сих пор.

Точно так же и каждый из нас призван вставать после каждого падения и не смущаться количеством этих падений. Главное в деле спасения – не наша безгрешность, а наше стремление уклониться от греха. Было бы смешно и обольстительно думать, что в результате каких-то определенных действий или ограничений мы станем безгрешными. К сожалению, или к счастью, это не так. Безгрешен один Бог. Нам дан высокий образец жизни, начертанный довольно ясно словами апостола Павла, но при этом мы понимаем, что соблюсти этот уровень не удастся каждому из нас. И вот здесь как раз необходимо отвергнуть уныние, отвергнуть печаль, отвергнуть житейские попечения в известном смысле слова и стараться хотя бы изредка, хотя бы понемногу приучать себя к радости иной жизни, к радости жизни духовной.
Понемногу, пусть эпизодами, но стремиться к тому, чтобы Дух Святой входил в нашу жизнь, освящая не только моменты нашего стояния в храме, но и события повседневной жизни, чтобы наше призвание актуализировалось. Чтобы хотя бы изредка мы могли бы сказать что-то не от ветра своей головы, но от Духа Святого, Который мы пригласили в храм своей жизни, в храм своей души и дали Ему возможность что-то сказать.

И вот в таком случае наше слово будет полезно другим людям, и в таком случае мы можем что-то сказать другим людям, полезное для их спасения. И, что не менее важно, в таком случае мы будем в состоянии и от других людей услышать что-то душеспасительное, потому что духовное познается духовным. Невозможно все время быть сознанием в делах греховных и при этом понять, что человек напротив тебя, несмотря на свою привычность и обыденность, внезапно говорит что-то, относящееся и к твоему спасению. Познать это можно только Духом, а для этого нужно, чтобы Дух хотя бы изредка жил внутри нас.

Возможно ли это людям самим по себе? Сложно сказать. Скорее всего, нет. Всякая подлинная праведность, это то, что постоянно ускользает из рук человека, то, что постоянно недоступно нам. Вот только что мы считали себя достойными всякого доброго дела и что-то делали хорошее и вот уже какое-то злое слово исходит из наших уст, вот уже какое-то злое дело мы сделали. Вот здесь уже какая-то расслабленность, здесь уже какое-то рассеяние ума.

Мы не можем жить постоянно в едином напряжении. Поэтому мы и, собираясь в храмах Божиих, особенно молимся перед чтением Священного Писания. И отец диакон призывает нас встать благоговейно, раскрыть ум и сердце для того, чтобы, услышав Слово Божие, мы также и поняли, какими путями мы можем воплотить его в своей жизни.

Для этого мы в храмах молимся, чтобы Господь подал нам благодать невидимую, но от этого не менее реальную, которая силой своей поможет нам даже не быть праведными, а хотя бы укрепиться в намерении быть праведными. Которая поможет нам выполнить то, что мы, вроде бы, и так желаем. Как апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю» (Рим. 7, 19). Но все-таки хочу этого доброго! И каждый из нас, несомненно, хочет доброго, иначе бы мы не собирались здесь, в христианском храме. И каждый из нас прекрасно понимает, как тяжело хотеть доброго, но и быть добрым. Вот здесь необходима помощь Божия.

И здесь необходимо, чтобы мы, впуская во Святом Причащении Господа нашего Иисуса Христа под кров своей души, в дом, храм нашей души, старались максимально удержать Бога в своей жизни.

Удержать Его через отказ от осуждения других людей, через отказ от мысли о грехах других людей. С этого уже начинается наш путь праведности. Этот путь праведности полон, как мы уже отмечали, всякими ухабами, всякими трудностями. И он длится до конца наших дней. Невозможно сказать: вот я сейчас немножко потружусь, причащусь, попощусь, и все, на этом жизнь моя духовная закончится.

К сожалению или к счастью, до конца своих дней мы не знаем, спасены мы или нет. До конца своих дней мы не знаем, где мы окажемся после рождения в иную жизнь. Говорят греки: «Живых святых не бывает», и в этом есть довольно глубокий смысл. Пока человек жив, он одинаково склонен и к падению, и к воскресению.

И я, конечно, искренне желаю всем нам и сегодня, в причащении Святых Христовых Таин, и на каждый день нашей жизни воскресать духом, впускать Господа в нашу жизнь. Может быть, ненадолго задержится Господь в нашей жизни. Увы. Но чем чаще мы будем приглашать в гости к себе святость, добродетель, то тем более естественной для нас она будет, будет уже выходить изнутри нас.

И да поможет нам в этом Господь молитвами святых апостолов, память о призвании которых мы с вами сегодня и совершаем, Аминь.

***
Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, потрудившуюся Марину!