Во имя отца и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры!

Когда мы слышим сегодняшнее Евангелие, обращает на себя внимание то, что это евангельское чтение (Мф., 4 зач., II, 13-23) нам предлагается уже не в первый раз. Мы слышим его на литургии еще и в Собор Пресвятой Богородицы и на 9-м Царском часе в навечерие праздника.

Значит, есть что-то очень важное в этом тексте, что нам полезно услышать три раза, в том числе и сегодня, перед причащением Святых Христовых Таин.

Мы слышим сегодня, что Царь мира, Бог рождается в этом мире беспомощным. Его рождение сопровождается бегством из Израиля в Египет и смертью множества ни в чем не повинных детей.

Сразу у нас, воспитанных в нравственных категориях Нового Завета, возникает справедливый вопрос: к чему это? К чему такая жестокость? Разве не мог бы Господь предотвратить все эти смерти и избавить всех или хотя бы Своих людей от опасности? Разве не может Он предотвратить их и сегодня, чудесным образом прекратив все войны, преступления и насилия в этом мире? Разве не мог Бог сохранить своих мучеников всех веков от смерти?

Может, потому что мы исповедуем Божие Всемогущество. Но Он не делает этого. Почему?

Ответом на это является вся история земной жизни Спасителя, вся Новозаветная история.

Бог пришел не избавить нас от наших проблем для безбедной и спокойной жизни на этой Земле. Его цель – полное преображение человека. И нравственное, и существенное, благодатное. Его задача – дать нам возможность не только достичь состояния первых людей в Раю, но и сделать то, что они не смогли сделать – стать богами по благодати, стать «причастниками Божеского естества», как пишет апостол Петр (2-е Петра 1:4).

Если бы было необходимо строительство совершенного общества на Земле, Христос бы пришел именно как ожидаемый иудеями Машиах – в силе и славе, подчиняя своей воле все народы Земли. Он тогда прекратил бы все войны и установил бы жесткий мир для всех.

Но стал бы сам человек от этого ближе к Богу? Изменились ли бы мы к лучшему из страха наказания? История человечества показывает нам, что и в обществе с жесткой системой наказания не прекращаются совершенно беды и насилие. Потому что они коренятся не только в злой воле некоторых людей, но потенциально живут в каждом из нас, в нашей поврежденной человеческой природе. И Бог предлагает нам добровольно справиться с этим повреждением нашей души, предлагая лишь помощь, но не заставляя нас быть добродетельными.

Вот почему так важна эта мнимая слабость Бога. Вот почему мы за короткий период времени три раза слышим о ней в евангельском чтении, переживаем за судьбу Святого Семейства, скорбим о страшной участи невинно убитых младенцев.

Не прекращение войн и насилия вовне, а прекращение, ограничение в себе греха и страстных желаний – вот, что принес нам Бог.

Не попытка построить христианскую цивилизацию, где внешне мы соблюдаем установления и правила, а духом далеки от Бога, заповеданной Им любви и милосердия, а приготовление нас к переходу в небесный Иерусалим – вот задача родившегося Бога.

И нам стоит не посылать свои упреки Богу, жалуясь на несовершенство мира и смерть младенцев, а преодолевать это несовершенство деятельным покаянием, убивать жестокость и несправедливость посильным добром и милосердием. Это и будет лучшим соболезнованием, подлинным состраданием, а не простой жалостливой эмоцией.

И еще отметьте — Египет, для Израиля всегда бывший символом нечестия и идолопоклонства, стал для Родившегося Бога тихим и безопасным приютом.

И часто так бывает, что те люди, которых мы считаем нечестивыми и грешными, ближе к Богу, чем ревнители о чистоте своей веры, веры-то своей толком не знающие и по делам своим превосходящие язычников.

Не случайно Египет впоследствии принял Бога, дав множество святых мучеников и подвижников, а Израиль отверг Его и отвергает по сей день. Богу важно наше сердце, а не наше происхождение или политические пристрастия. Богу важно наше покаяние. Бог зовет к себе всех – и избранных, и случайных, и никого нет лишнего на Трапезе Господней.

Но если бы мы могли так преобразиться самостоятельно, то не было бы и нужды в рождении Христа. Трагедия человека именно в том, что мы всё понимаем, но не способны без помощи Божией стать праведными.

Нам надо преобразить свое сердце с помощью причащения святых Христовых Таин. Нам необходимо изменить свое отношение ко греху и страстям и не давать им властвовать над нами и над нашей судьбой. Тогда и меньше насилия будет в обществе, меньше войн.

Смерть тогда останется в этом мире не как чудовищная несправедливость и проклятие, а как врата в небесный Иерусалим, гражданами которого все мы по факту крещения являемся.

Поэтому мы и собираемся в храмах, а не каждый наедине. Поэтому мы и причащаемся вместе Истинному Телу и Истинной Крови Христовой. Поэтому и вслушиваемся в евангельские слова жизни вечной, подсказывающие нам, как достойно прожить земную жизнь.

Аминь!